ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1359/13 от 11.06.2013 Московского районного суда г. Нижнего Новгорода (Нижегородская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

11 июня 2013 года г.Н.Новгород

Московский районный суд г.Н.Новгорода в составе: председательствующего судьи Лопатиной И.В., при секретаре Сметаниной Н.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

ФИО1 к Управлению Пенсионного Фонда РФ в Московском районе г.Нижнего Новгорода о включении в специальный стаж периодов работы, признании права на досрочную трудовую пенсию, назначении досрочной трудовой пенсии,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Московском районе г.Н.Новгорода, что 15 ноября 2012г. он обратился к ответчику с заявлением о назначении ему досрочно трудовой пенсии, в связи с выполнением работ по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, однако решением № * от 08.02.2013г. в назначении досрочной трудовой пенсии ему было отказано, в связи с отсутствием специального 20-ти летнего стажа и поскольку у него не хватает страхового стажа гражданской авиации, который должен составлять 25 лет. При этом, в его специальный стаж и страховой стаж не был включен период работы с 13.01.1987 г. по 28.02.1989г. в должности * с 01.03.1989 по 01.11.2012г. в должности авиационного техника по планеру и двигателям летно-испытательного цеха № * Г*, в связи с тем, что Воздушным кодексом РФ, утвержденным ФЗ от 19.03.1997г. № 60-ФЗ гражданская авиация была выделена в отдельный вид авиации. Считает отказ Пенсионного фонда необоснованным, полагает, что имеет право на получение пенсии с учетом данного периода работы. Истец ФИО1 просил признать незаконным решение ГУ-УПФ РФ в Московском районе г.Н.Новгорода № * от 08.02.2013г. об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, включить в специальный стаж работу в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, период работы по фактически отработанному времени с 13.01.1987г. по 28.02.1989г. в должности *, с 01.03.1989г. по 01.11.2012г. в должности * № * Г*, переименованного в ОАО «Н* «С*», включить указанные периоды в страховой стаж, обязать ответчика назначить и выплачивать ему досрочную трудовую пенсию с 15 ноября 2012г.

В судебном заседании истец ФИО1, его представитель ФИО2, действующая на основании доверенности, исковые требования поддержали в полном объеме.

Представитель ответчика ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в Московском районе г.Н.Новгорода ФИО3, действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, пояснив, что стаж работы ФИО1, дающий право на досрочную трудовую пенсию на 31.03.1997г. при требуемых 20 годах отсутствует, страховой стаж на 31.03.1997г. составил 16 лет 09 мес. 26 дней, при требуемых 25 годах. Учитывая, что * состав рабочих ОАО «Н* «С*» производит обслуживание воздушных судов, как военного, так и гражданского назначения, из представленных документов полную занятость ФИО1 по обслуживанию воздушных судов только гражданского назначения за период с 13.01.1987г. по 01.11.2012г., определить не представляется возможным.

Третье лицо - ОАО «Н* «С* », извещенное надлежащим образом о дате и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя также не направило, в письменном отзыве просили о рассмотрении дела в его отсутствие, указали, что иск ФИО1 считают обоснованным и подлежащим удовлетворению. Согласно Устава ОАО «Н* «С*» основными видами деятельности завода являются разработка,

производство и реализация летательных аппаратов военного и гражданского назначения, испытание и ремонт авиационной техники военного и гражданского назначения.

Выслушав объяснения истца и его представителя, допросив свидетелей, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту и в иных случаях, установленных законом. Государственная пенсия устанавливается законом.

В соответствии с подп. 15 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста (ст. 7 Закона) мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации соответственно не менее 20 и 15 лет и имеющим страховой стаж в гражданской авиации соответственно не менее 25 и 20 лет.

В силу ч.3 ст. 79 ФЗ «О государственных пенсиях в РФ» пенсия в связи с работой в инженерно-техническом составе по обслуживанию воздушных судов устанавливается: мужчинам по достижении возраста 55 лет и при общем трудовом стаже работы в гражданской авиации не менее 25 лет, из них не менее 20 лет по непосредственному обслуживанию воздушных судов;…

В судебном заседании установлено, что истец ФИО1, * года рождения, 15 ноября 2012г. обратился в ГУ УПФ РФ в Московском районе г.Н.Новгорода с заявлением о назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости. Однако решением № * от 08.02.2013г. в назначении пенсии ему было отказано со ссылкой на то обстоятельство, что его специальный стаж работы, дающий право на досрочную трудовую пенсию составляет менее 20 лет, страховой стаж на 31.03.1997г. составил 16 лет 9 месяцев 26 дней, при требуемых 25 годах. При этом периоды трудовой деятельности ФИО4 с 13.01.1987г. по 28.02.1989г. в должности *, с 01.03.1989г. по 01.11.2012г. в должности * по планеру и двигателям летно-испытательного цеха № * Г*, переименованного в ОАО «Н* «С*», были исключены как из страхового стажа в гражданской авиации, так и из стажа работы в инженерно-техническом составе на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, в связи с невозможностью определить занятость ФИО1 на работах по непосредственному оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромно-техническому обслуживанию воздушных судов гражданской авиации.

Суд не может согласиться с указанным решением ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Московском районе г.Н.Новгорода в силу следующего.

В периоды с 13.01.1987г. по 28.02.1989г. и с 01.03.1989г. по 01.11.2012г. ФИО1 осуществлял трудовую деятельность в должности * по планеру и двигателям в летно-испытательном цехе № * Г*, впоследствии в 2002г. переименованного в ОАО «Н*«С*». При этом истец был непосредственно занят полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромно-техническому обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, что следует из трудовой книжки истца ФИО1, справок, уточняющих льготный характер работ, организационной структуры ЛИК (л.д. 11-14).

В соответствии с Уставами, ОАО «Н* «С*» является правопреемником Нижегородского авиастроительного завода «С*», Г*, основными видами деятельности которого являются разработка, производство, испытание и ремонт авиационной техники военного и гражданского назначения, её составных частей и систем. Предприятие относится к Министерству авиационной промышленности (в настоящее время Управление авиационной промышленности Федерального агентства по промышленности РФ) (л.д. 23-30).

В соответствии с разъяснением о порядке применения постановления Совета Министров СССР от 11.12.1987г. № * и от 27.01.1988г. № *, назначение пенсии за выслугу лет работникам, осуществляющим управление воздушным движением и аэродромное техническое обслуживание воздушных судов, производится после 01.01.1988

при наличии условий, предусмотренных разделами I и III Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет отдельным категориям работников гражданской авиации и летно-испытательного состава, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 11.12.1987г. № * независимо от того, когда они уволены с работы. Пунктом II Положения предусмотрено, что пенсия за выслугу лет назначаются : начальникам смены, инженерам всех наименований, мастерам (контрольным мастерам), авиационным техникам (механикам) всех наименований, непосредственно занятым на работах по оперативному и периодическому аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов. Уточняющие документы о выполнении указанной работы выдаются предприятиями. В связи с тем, что перечнем должностей предусмотрены должности инженеров и техников всех наименований, выполняющих полеты в целях испытаний, исследований, сдачи, приемки воздушных судов и их агрегатов, обслуживания, приборов парашютной и другой техники, право на пенсию имеют: главный инженер, ведущий инженер, старший инженер, инженер, старший техник и техник. При решении вопроса о выплате пенсии за выслугу лет следует иметь ввиду, что к гражданской авиации относятся предприятия, учреждения и организации МГА СССР, Минавиапром и другие, которым разрешено иметь воздушные суда и летательные аппараты (л.д.22).

Постановлением Совета Министров РСФСР № 459 от 4.09.1991 года «Об утверждении списков должностей работников летного и инженерно-технического состава авиации, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, и правил исчисления сроков выслуги лет для назначения пенсий работникам авиации летного, инженерно-технического состава, а также службы управления воздушным движением» в указанный список включен п.1 – авиационные техники (механики, мотористы) всех наименований (л.д. 19-21). Право на пенсию за выслугу лет имеют авиационные техники (механики, мотористы) всех наименований, мастера всех наименований, инженеры вех наименований, начальники цехов, смен, участков, служб, групп по техническому обслуживанию воздушных судов и других летательных аппаратов, непосредственно занятые полный рабочий день на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) аэродромному техническому обслуживанию воздушных судов (кроме занятых на указанных работах во вне аэродромных условиях в специально оборудованных помещениях) на предприятиях, в объединениях, летно-испытательных (контрольно-испытательных) подразделениях, структурных подразделениях воинских частей и предприятий системы Министерства обороны СССР, МВД ССР и КГБ СССР (вольнонаемный состав), научно-исследовательских и авиационно-спортивных организациях, а также в летных и учебно-летных отрядах учебных заведений авиации. Занятость указанных работников на работах, дающих право на пенсию за выслугу лет, подтверждается по справкам, выдаваемым соответствующими предприятиями, учреждениями и организациями (л.д. 20).

Согласно п.п. «и» п.1 Постановления Правительства РФ № 537 от 18.07.2002г. «О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам инженерно-технического состава, занятым на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, применяется Список должностей инженерно-технического состава авиации, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 4.09.1991г. № 459. В стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации, засчитываются периоды работы в гражданской авиации в должностях, предусмотренных Списком должностей работников летного состава авиации, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 4.09.1991г. № 459, а также периоды работы в указанных должностях в государственной и экспериментальной авиации.

В письме Министерства социального обеспечения РСФСР указывается, что к гражданской авиации относятся предприятия, учреждения, организации Минавиапрома СССР, ОАО «Н* «С*» относился к Минавиапрому СССР (л.д. 21).

В соответствии с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих, утвержденным Министерством труда и социального развития РФ, авиационный техник по планеру и двигателям выполняет техническое обслуживание по особо сложным регламентам серийных летательных аппаратов всех типов, находящихся в эксплуатации и летательных аппаратов головных серий, техническое обслуживание планера и двигателей, в объеме периодических форм, одного из типовых широкофюзеляжных самолетов или самолетов нового поколения, выполнение основных видов работ по техническому обслуживанию ВС.

Согласно справке уточняющей особый характер работ № * от 01 ноября 2012г. в спорные периоды с 13.01.1987г. по 28.02.1989г. и с 01.03.1989г. по 01.11.2012г. трудовая деятельность осуществлялась ФИО1 полный рабочий день и полную рабочую неделю, он был постоянно и непосредственно занят на работах по оперативному и периодическому (гарантийному) и аэродромно–техническому обслуживанию воздушных судов. Стаж работы, дающий право на льготное обеспечение истца составляет 22 года 07 мес. 19 дней, страховой стаж в гражданской авиации 25 лет 09 месяцев 18 дней (л.д.13).

Допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей Ш*, осуществляющие трудовую деятельность в ОАО «НАЗ «С*» вместе с истцом, подтвердили, что ФИО1 осуществляет трудовую деятельность в ОАО «Н* «С*» в должности *, занимается ремонтом двигателей и топливной системы самолетов, по мере необходимости в зимний период по совместительству занимался также очисткой взлетной полосы, однако данная работа носила эпизодический характер и в течение рабочего дня занимала не более 20 % рабочего времени.

Справкой № * от 23.10.2012г., выданной начальником Летно-испытательного комплекса ФИО1 совмещал основную профессию с профессией водителя автомобиля, в обязанности которого входит чистка территории взлетно-посадочной полосы, вождение, техобслуживание и ремонт автомобиля М* грузоподъемностью 20 тонн. Продолжительность рабочего времени по совмещаемой профессии составляла не более 20 % от нормы рабочего времени в день (л.д. 50). Следовательно нет оснований для исключения указанного периода из специального стажа.

Учитывая то обстоятельство, что из первичных документов о трудовой деятельности истца – трудовой книжки, справки уточняющей особый характер работ, усматривается, что ФИО1 в период работы с 13.01.1987 г. по 28.02.2089 г. в должности авиационного механика по планеру и двигателям летно-испытательного цеха № * Г*, с 01.03.1989 г. по 01.11.2012 г. в должности * по планеру и двигателям летно-испытательного цеха № * Г*, осуществлял трудовую деятельность на работах по непосредственному обслуживанию воздушных судов гражданской авиации, имел полную занятость, суд удовлетворяет требования истца и включает данные периоды в специальный и страховой стаж истца, дающий право на досрочную пенсию по старости.

Поскольку на дату 15 ноября 2012 года, с которой ФИО1 просит обязать ответчика назначить ему досрочную трудовую пению по старости, истец имел необходимый предусмотренный законом возраст 55 лет, общий страховой стаж в авиации более 25 лет, из них более 20 лет в авиационной промышленности в указанных выше должностях, дающих право на досрочное назначение пении по старости, суд признает за истцом с 15 ноября 2012 года право на досрочную трудовую пенсию согласно ст. 27 п.1 п.п.15 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ», признав незаконным решение ГУ-УПФ РФ в Московском районе г.Н.Новгорода № 119 от 01.02.2013 года об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

Суд не может согласиться с доводами ответчика об отсутствии у истца требуемого стажа и права на пенсию с момента введения в действие Воздушного кодекса РФ и разграничением авиации на различные виды, поскольку ст. 20 Воздушного кодекса РФ, определившая виды авиации: гражданская, государственная, экспериментальная, -

относится к главе 3 Кодекса «Государственное регулирование деятельности в области авиации», в связи с чем пенсионные отношения не регулирует. Кроме того, ранее действующее пенсионное законодательство, в том числе ст. 79 Закона «О государственных пенсиях в РФ», по этому вопросу распространялось на указанную категорию инженерно-технического состава, обслуживающих все воздушные суда независимо от вида авиации, о чем также указано в действующем Списке, утвержденном Постановлением Совета Министров РСФСР № 459 от 4.09.1991г. При этом ни ст. 27 п.1 п.п.15 Закона «О государственных пенсиях в РФ», ни иное пенсионное законодательство, принятое после введения в действие Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» не регламентирует пенсионного вопроса работников государственной и экспериментальной авиации, в связи с чем, суд полагает, что пенсионные права истца ФИО1, гарантированные Конституцией РФ, не могут быть ущемлены и должны сохраняться до урегулирования их в законодательном порядке, к тому же ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» регулирует сохранение права на досрочное назначение трудовой пенсии и относится к главе 4 «Порядок сохранения и конвертации (преобразования) ранее приобретенных прав».

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск ФИО1 удовлетворить.

Признать незаконным решение Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в Московском районе г.Н.Новгорода № * от 08.02.2013 г. об отказе ФИО1 в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

Включить в специальный и страховой трудовой стаж ФИО1, дающий право на трудовую пенсию по старости в соответствии с п.п. 15 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» период работы с 13.01.1987 г. по 28.02.1989г. в должности авиационного механика по планеру и двигателям летно-испытательного цеха № * Г*, с 01.03.1989 г. по 01.11.2012г. в должности авиационного техника по планеру и двигателям летно-испытательного цеха № * Г*, ныне ОАО «Н* «С*» ( 21 год 11 месяцев 07 дней – специальный стаж, 25 лет 09 месяцев 18 дней – страховой стаж в авиации).

Признать за ФИО1 право на досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с п.п. 15 п.1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с 15.11.2012г.

Обязать Управление Пенсионного Фонда РФ в Московском районе г.Нижнего Новгорода назначить ФИО1 досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с п.п. 15 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» с 15.11.2012г.

Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение 1 месяца со дня его принятия в окончательной форме.