Дело № 2- 1359/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 июля 2020 года г. Новый Уренгой
Новоуренгойский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе председательствующего судьи Серовой Т.Е.,
при секретаре Натальиной З.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1, ФИО4, действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО3, ФИО2 к Администрации города Новый Уренгой о признании решения об отказе в признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, а также участницей мероприятий по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1, ФИО4, действующие в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО2, ФИО2 обратились в суд с иском к Администрации города Новый Уренгой о признании решения об отказе в признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, а также участницей мероприятий по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям. В обоснование иска указали, что ДД.ММ.ГГГГ их семья обратилась в Департамент городского хозяйства Администрации города Новый Уренгой с заявлением о признании семьи участницей мероприятий по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в рамках подпрограммы «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономно округе» государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014 – 2025 годы» и подала документы, необходимые в соответствии с Порядком предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в ЯНАО, утв. Постановлением Правительства ЯНАО от 12.02.2019 года № 112-П. ДД.ММ.ГГГГ решением начальника Департамента городского хозяйства их семья не признана нуждающейся в жилых помещениях в связи с намеренным ухудшением жилищных условий с целью постановки на учет в качестве нуждающихся в жилье и получении социальной выплаты. Однако указал, что члены семьи жилых помещений на территории автономного округа на праве собственности, по договору социального найма, по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, не имеют. Семья, в настоящее время проживает в квартире ООО «ГДУ» на возмездной основе, оплачивая по договору краткосрочного найма жилья коммунальные услуги и плату за наем жилья. Указали, что отказ в признании семьи, нуждающейся в жилых помещениях обусловлен тем, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 на основании договора дарения передал право собственности <адрес>, своему отцу, так как это имущество родителей, и он там не проживал более 10 лет, общее хозяйство с отцом не вел, оплату коммунальных услуг не осуществлял. Члены семьи ФИО1 также никогда в указанном доме не проживали и не намеревались там жить. Также указывает на то, что отчуждение доли в недвижимости им было осуществлено до принятия Порядка предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в ЯНАО, утв. Постановлением Правительства ЯНАО от 12.02.2019 года № 112-П, что подтверждает отсутствие умысла в действиях заявителя по ухудшению жилищных условий. И более того, согласно п. 1. 9 Порядка предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в ЯНАО, утв. Постановлением Правительства ЯНАО от 12.02.2019 года № 112-П данная недвижимость не должна учитываться в суммарной площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых семьей, так как находится в другом регионе и муниципальном образовании Российской Федерации. Просят признать незаконным указанное выше решение, признать их семью участницей подпрограммы «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014 – 2025 годы» и обязать Департамент городского хозяйства Администрации города Новый Уренгой признать их молодую семью участницей данного подпрограммы с даты подачи заявления - с ДД.ММ.ГГГГ.
Истец ФИО1, действующий также по доверенности в интересах своей жены ФИО4, в судебном заседании требования иска поддержал. Суду пояснил, что <данные изъяты> доля жилого дома, которую он подарил своему отцу, была приобретена им также по договору дарения от отца. Долю построенного им дома отец подарил ему, когда он находился в несовершеннолетнем возрасте. В этом доме он прожил не более полугода, будучи школьником, и уехал из родительского дома сначала учится в ВУЗ, потом в армию, а затем на работу в г. Новый Уренгой. Какой-либо выгоды от данной сделки не получил. Со своей семьей- женой и детьми он в этом доме никогда не жил и не пользовался им. Поэтому полагать, что он намеренно ухудшил свои жилищные условия, нельзя. В собственности у него в <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м. Собственного жилья в Ямало-Ненецком автономном округе не имеет.
В судебном заседании представитель ответчика Администрации города Новый Уренгой ФИО5, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, указала, что из представленных документов следует, что истец является собственником жилого помещения в <адрес> общей площадью <данные изъяты> кв.м. с ДД.ММ.ГГГГ.. Также ему принадлежала до ДД.ММ.ГГГГ. <данные изъяты> жилого дома № <адрес>. На семью из 4х человек приходилось <данные изъяты> кв.м., и семья нуждающейся в жилых помещениях не являлась. Учитывая положения ст. 53 ЖК РФ, а также требования п. 1.9 указанного выше Порядка, при которых молодые семьи не могут быть включены в список молодых семей на получение социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения намеренных действий по отчуждения недвижимости, Администрацией города Новый Уренгой обоснованно было принято решение об отказе в признании семьи И-вых нуждающейся в жилых помещениях, и непризнания семьи участницей мероприятий по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям. Просила в иске отказать.
Представитель Департамента городского хозяйства Администрации г. Новый Уренгой не явился, извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя Департамента городского хозяйства Администрации г. Новый Уренгой.
Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В целях реализации мероприятий по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья семьям в рамках подпрограммы «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014 - 2025 годы», утвержденной постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 декабря 2013 года № 1099-П, на территории автономного округа Постановлением Правительства ЯНАО от 12.02.2019 № 112-П утвержден Порядок предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья молодым семьям в ЯНАО (далее – Порядок).
Согласно п. 1. 1 Порядка предоставление социальных выплат молодым семьям за счет средств федерального бюджета осуществляется в соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 года № 1050 (далее - Правила).
В соответствии с подп. «в» п. 1.7 Порядка участницей мероприятия ведомственной целевой программы или окружного мероприятия может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, признанная нуждающейся в жилых помещениях.
На основании п. 7 Правил под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные для цели участия в мероприятиях ведомственной целевой программы органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.
В силу подп. 2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно п. 1.9 Порядка под нуждающимися в жилых помещениях понимаются граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях либо права на получение социальной выплаты в соответствии с настоящим Порядком совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, либо представившие документы, содержащие недостоверные сведения, предусмотренные данным Порядком, вследствие которых молодые семьи могут быть признаны претендентами на получение социальной выплаты, могут быть включены в список молодых семей на получение социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Статьей 53 ЖК РФ предусмотрено, что граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Из системного толкования приведенных выше правовых норм следует, что необходимым условием реализации права на государственную поддержку в строительстве или приобретении жилья принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий только в том случае, если не истек пятилетний срок после совершения гражданином сделки, приведшей к намеренному ухудшению жилищных условий.
Действиями, повлекшими ухудшение жилищных условий, являются: изменение порядка пользования жилыми помещениями путем совершения сделок; обмен жилыми помещениями; невыполнение условий договоров о пользовании жилыми помещениями, повлекшее выселение граждан в судебном порядке; изменение состава семьи, в том числе в результате расторжения брака; вселение в жилое помещение иных лиц (за исключением вселения временных жильцов); выдел доли собственниками жилых помещений; отчуждение имеющегося в собственности граждан и членов их семей жилого помещения или частей жилого помещения.
Из определения Конституционного Суда РФ N 258-О-О, рассмотревшего вопрос о конституционности нормы статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, следует, что ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях допускаются, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий. Намеренным ухудшением жилищных условий являются умышленные действия граждан, направленные на создание искусственного ухудшения жилищных условий, если указанные действия привели к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. То есть намеренное ухудшение жилищных условий - это злоупотребление правом, которое заключается в использовании гражданами своего субъективного права в противоречие с его социальным назначением.
Подобное правовое регулирование, согласующееся с конституционным принципом равенства прав граждан, направлено на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления жилищных гарантий за счет средств федерального бюджета (определения Конституционного Суда Российской Федерации № 2488-О и N 692-О).
Установлено, что ФИО1 и ФИО4 состоят в зарегистрированном браке с ДД.ММ.ГГГГ.
В браке у сторон родились дети: ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
ДД.ММ.ГГГГ истцы (составом семьи 4 человека) обращались в Администрацию города Новый Уренгой с заявлением о включении в состав мероприятий по предоставлению социальных выплат на приобретение (строительство) жилья семьям в рамках подпрограммы «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014 - 2025 годы».
ДД.ММ.ГГГГ решением начальника Департамента городского хозяйства Администрации города Новый Уренгой их семья не признана нуждающейся в жилых помещениях в связи с намеренным ухудшением жилищных условий с целью постановки на учет в качестве нуждающихся в жилье и получении социальной выплаты.
Отказ обусловлен тем, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 на основании договора дарения передал право собственности <адрес> своему отцу. В собственности ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ имеется квартира № <адрес>, что подтверждено заверенным ДД.ММ.ГГГГ в установленном порядке нотариусом нотариального округа <адрес>ФИО7 договора дарения <данные изъяты> и Свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ соответственно.
В подтверждение своих доводов о незаконности оспариваемого решения, истец ФИО1 указывает, что <данные изъяты> доля в доме была подарена отцу не с целью намеренного ухудшения жилищных условий, а в связи с не проживанием в указанном доме более 10 лет, невозможностью и не оплатой коммунальных услуг и отсутствием ведения общего хозяйства с отцом. Пояснил, что ранее эта доля была закреплена за ним родителями как за несовершеннолетним членом семьи, в доме он фактически ранее прожил всего 6 месяцев. Члены семьи ФИО1 также никогда в указанном доме не проживали и не намеревались там жить, что не может служить доказательством намерения приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, либо права на получение заявленной выше выплаты. Какой-либо выгоды от данной сделки не получил.
Согласно справок начальника ЖЭУ УЭВП ООО «Газпром добыча Уренгой» от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 прибыл в ЯНАО в г. Новый Уренгой ДД.ММ.ГГГГ, ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ из села <адрес>, зарегистрированы по месту жительства: <адрес>ДД.ММ.ГГГГ.
Исходя из сведений о месте жительстве ФИО1 согласно его паспорту серии <данные изъяты>, выданном <данные изъяты>ДД.ММ.ГГГГ, он был зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Далее был зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по адресам: <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время зарегистрирован по месту жительства: <адрес>.
То обстоятельство, что истец ФИО1 распорядился своей долей, закрепленной за ним родителями в несовершеннолетнем возрасте, по своему усмотрению не может являться подтверждением того, что он намеренно ухудшил свои жилищные условия. Какого-либо материального блага от подаренного им имущества истец не приобрел, напротив, ему даже не было известно о негативных последствиях в будущем при участии в указанном выше мероприятии.
В собственности у ФИО1 в <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м.
При этом, собственного жилья в Ямало-Ненецком автономном округе не имеет. Указанные обстоятельства, подтверждаются письменными материалами дела.
При принятии решения Департаментом городского хозяйства законно и обоснованно учтены состав семьи И-вых, а также наличие в собственности ФИО1 квартиры в <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м.
Вместе с тем, при принятии решения не учтены обстоятельства того, что ФИО1 приобрел ДД.ММ.ГГГГ<адрес> в результате дарения, осуществленной в период, когда он был несовершеннолетним и не имел собственных доходов, проживая в доме всего 6 месяцев. В доме не проживал более 10 лет, не оплачивал коммунальные услуги, общее хозяйство с отцом и хозяином дома не вел.
Доля в доме истцом была подарена отцу в декабре 2018 года до подачи заявления в Администрацию города Новый Уренгой о включении семьи в состав участников мероприятий для получения социальных выплат.
Указанные обстоятельства не являются намеренным ухудшением жилищных условий, так как действия ФИО1 не являются умышленными и направленными на создание искусственного ухудшения жилищных условий, каких-либо материальных благ им не получено.
Суд признает, что в действиях ФИО1 отсутствует какой-либо умысел в использовании своего субъективного права быть признанным нуждающимся в жилом помещении в противоречие с его социальным назначением.
Данные обстоятельства указывают на обеспеченность семьи И-вых площадью жилого помещения менее учетной нормы (<данные изъяты> кв.м. на каждого члена семьи) – <данные изъяты> кв.м., действовавшей на ДД.ММ.ГГГГ и установленной решением Городской Думы МО г.Новый Уренгой от 28.09.20015 № 4 «Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и учетной нормы площади жилого помещения» на территории муниципального образования город Новый Уренгой, что влечет отнесение их семьи к категории граждан, нуждающихся в жилых помещениях.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что решение начальника Департамента городского хозяйства от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным и подлежащим отмене.
В связи с чем, в целях устранения нарушения прав, свобод и законных интересов истцов суд полагает необходимым признать семью И-вых в составе ФИО1, ФИО4, ФИО3, ФИО2 участницей подпрограммы «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014 – 2025 годы» с даты подачи заявления - с ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд,
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1, ФИО4, действующих в своих интересах и в интересах несовершеннолетних ФИО3, ФИО2 удовлетворить.
Признать незаконным решение начальника Департамента городского хозяйства, утвержденного заместителем Главы Администрации города Новый Уренгой, от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе в признании молодой семьи И-вых участницей мероприятий по предоставлению социальных выплат на приобретение жилья молодым семьям.
Признать семью И-вых в составе ФИО1, ФИО4, ФИО3, ФИО2 участницей подпрограммы «Улучшение жилищных условий граждан, проживающих в Ямало-Ненецком автономном округе» государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения на 2014 – 2025 годы» с даты подачи заявления - с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Новоуренгойский городской суд.
Судья: Т.Е.Серова