ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-135/16 от 24.02.2016 Октябрьского районного суда г. Грозного (Чеченская Республика)

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

24 февраля 2016 года <адрес>

Октябрьский районный суд <адрес> ЧР в составе:

судьи Юсупова Р.Ю.,

с участием помощника прокурора <адрес>ФИО1,

представителя МБДОУ Детский сад «Теремок» ФИО2,

при секретаре судебного заседания ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> в защиту интересов неопределенного круга лиц к МБДОУ Детский сад «Теремок» о понуждении к разработке и утверждению приема детей в образовательную организацию общеобразовательного образования, в том числе детей с ограниченными возможностями и детей – инвалидов,

УСТАНОВИЛ

<адрес> в порядке ст. 45 ГПК РФ обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц к МБДОУ Детский сад «Теремок» о понуждении к разработке и утверждению последним приема детей, в том числе детей с ограниченными возможностями и детей – инвалидов, обосновывая свои требования следующим.

<адрес> проведена проверка исполнения МБДОУ «Детский сад «Теремок» <адрес>, законодательства о социальной защите детей- инвалидов, в ходе которой выявлены нарушения в части порядка приема детей с ограниченными возможностями и детей-инвалидов.

В силу ч. 3 ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного, общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.

В целях реализации права на образование граждан с ограниченными возможностями здоровья государство создает условия для получения ими образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов.

Согласно ч. 2 ст. 67 Федерального закона № 273-ФЗ правила приема на

обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать прием граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» органы, осуществляющие управление в сфере образования, и образовательные, организации совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают получение инвалидами общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и среднего профессионального образования, а также бесплатного высшего образования.

Из требований ст. 79 Федеральный закон № 273-ФЗ следует, что содержание образования и условия организации обучения и воспитания, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Статьей 9 Федерального закона от 24,07.1998 года «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» определено, что при осуществлении деятельности в области образования ребенка в семье или в организации, осуществляющей образовательную деятельность, не могут ущемляться права ребенка.

Органы управления организациями, осуществляющими образовательную деятельность, не вправе препятствовать созданию по инициативе обучающихся в возрасте старше восьми лет общественных объединений обучающихся, за исключением детских общественных объединений, учреждаемых либо создаваемых политическими партиями, детских религиозных организаций.

В целях реализации вышеуказанных требований Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утвержден «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам дошкольного образования», которым регулируется организация и осуществление образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам дошкольного образования, в том числе особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Согласно п. 17 Порядка в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам дошкольного образования, должны быть созданы специальные условия для получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с п. 18 Порядка под специальными условиями для получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких детей, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов

обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего детям необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания образовательных организаций и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с п. 19 Порядка в целях доступности получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья организацией обеспечивается: для детей с ограниченными возможностями здоровья по зрению: присутствие ассистента, оказывающего ребенку необходимую помощь; обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт) или аудиофайлы; для детей с ограниченными возможностями здоровья по слуху: обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации: для детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, материально-технические условия должны обеспечивать возможность беспрепятственного доступа детей в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения организации, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м; наличие специальных кресел и других приспособлений).

Между тем, проверкой установлено, что в Правилах приема воспитанников Учреждения не предусмотрен порядок приема в детский сад детей с ограниченными возможностями, детей-инвалидов в соответствии с положениями Федерального закона № 273-ФЗ.

Отсутствие в Правилах приема воспитанников порядка приема детей с ограниченными возможностями, чья жизнедеятельность ограничена по слуху (глухих), зрению (слепых и слабовидящих) и инвалидов-колясочников и т.д., что препятствует пониманию реальной структуры детской инвалидности, качества их жизни, решению конкретных проблем социальной интеграции детей-инвалидов, а также реальной потребности в средствах и видах реабилитации.

Просит обязать МБДОУ «Детский сад «Теремок» <адрес> определить в Правилах приема воспитанников дошкольного образовательного учреждения порядок приема в него детей с ограниченными возможностями, детей-инвалидов, предусматривающий, следующие положения:

- при приеме детей с ограниченными возможностями здоровья, детей- инвалидов в дошкольные образовательные учреждения любого дошкольное образовательное учреждение обязано создать специальные условия для получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья: обучение, воспитание и развитие таких детей, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника),

оказывающего детям необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания образовательных организаций и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес>ФИО1 поддержал исковые требования.

Представитель ответчика МБДОУ Детский сад «Теремок» ФИО2 в судебном заседании исковые требования прокурора признала и обязалась впредь не допускать такого рода нарушения.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд, находит исковые требования прокурора <адрес> подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» органы, осуществляющие управление в сфере образования, и образовательные, организации совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают получение инвалидами общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и среднего профессионального образования, а также бесплатного высшего образования.

Согласно ст. 79 Федеральный закон № 273-ФЗ, содержание образования и условия организации обучения и воспитания, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Статьей 9 Федерального закона от 24,07.1998 года «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» определено, что при осуществлении деятельности в области образования ребенка в семье или в организации, осуществляющей образовательную деятельность, не могут ущемляться права ребенка.

Органы управления организациями, осуществляющими образовательную деятельность, не вправе препятствовать созданию по инициативе обучающихся в возрасте старше восьми лет общественных объединений обучающихся, за исключением детских общественных объединений, учреждаемых либо создаваемых политическими партиями, детских религиозных организаций.

В целях реализации вышеуказанных требований Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ утвержден «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам дошкольного образования», которым регулируется организация и осуществление образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам дошкольного

образования, в том числе особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Согласно п. 17 Порядка в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным образовательным программам

дошкольного образования, должны быть созданы специальные условия для получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с п. 18 Порядка под специальными условиями для получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких детей, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов

обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего детям необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания образовательных организаций и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с п. 19 Порядка в целях доступности получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья организацией обеспечивается: для детей с ограниченными возможностями здоровья по зрению: присутствие ассистента, оказывающего ребенку необходимую помощь; обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт) или аудиофайлы; для детей с ограниченными возможностями здоровья по слуху: обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации: для детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, материально-технические условия должны обеспечивать возможность беспрепятственного доступа детей в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения организации, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м; наличие специальных кресел и других приспособлений).

Кроме, того в соответствии с ч. 4 ст. 198 ГПК РФ, в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения указывается только на признание иска и принятие его судом.

Как указано выше, ответчик по делу признал заявленные исковые требования и суд считает необходимым принять эти признания, поскольку они полностью согласуются с имеющимися в деле доказательствами, сделано это в рамках действующего законодательства и принятие их не нарушают охраняемых законом права сторон по делу.

В связи, с чем, суд считает необходимым обязать МБДОУ «Детский сад «Теремок» <адрес> определить в Правилах приема воспитанников дошкольного образовательного учреждения порядок приема в него детей с ограниченными возможностями, детей-инвалидов при приеме детей с ограниченными возможностями здоровья, детей- инвалидов создать специальные условия для получения дошкольного образования детьми с

ограниченными возможностями здоровья: обучение, воспитание и развитие таких детей, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника),оказывающего детям необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания образовательных организаций и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Удовлетворить исковые требования прокурора <адрес> к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению Детский сад «Теремок» <адрес>.

Обязать МБДОУ «Детский сад «Теремок» <адрес> определить в Правилах приема воспитанников в данное учреждение порядок приема в него детей с ограниченными возможностями, детей-инвалидов, предусматривающий, следующие положения:

- при приеме детей с ограниченными возможностями здоровья, детей- инвалидов создать специальные условия для получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья: обучение, воспитание и развитие таких детей, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего детям необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания образовательных организаций и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке через Октябрьский районный суд <адрес> в Верховный Суд ЧР в месячный срок со дня его вынесения.

Судья (подпись) Р.Ю.Юсупов

Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ. Подлинник

решения находится в материалах гражданского дела в Октябрьском районном суде <адрес>.

Копия верна

Судья Р.Ю.Юсупов

Секретарь ФИО4