ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-135/19 от 20.05.2019 Катайского районного суда (Курганская область)

Дело № 2-135/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Катайск Курганской области 20 мая 2019 года

Катайский районный суд Курганской области в составе:

председательствующего, судьи Колесникова В.В.,

при секретаре Карлыковой Е.С.,

с участием помощника прокурора Катайского района Курганской области Ююкина И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Курганского межрайонного природоохранного прокурора Курганской области, поданного в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «Коклан» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Курганский межрайонный природоохранный прокурор в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц в исковом заявлении к Обществу с ограниченной ответственностью (далее – также ООО) «Коклан» просит признать незаконным бездействие ответчика по неисполнению в полном объёме лесохозяйственных и противопожарных мероприятий, возложить на ответчика обязанность выполнить лесохозяйственные и противопожарные мероприятия.

Требования мотивированы тем, что проверкой Курганской межрайонной природоохранной прокуратуры в деятельности ответчика выявлены нарушения.

Между Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области и ООО «Коклан» заключен договор аренды лесного участка № 46-Др от 03.07.2012 (далее также - Договор), предметом которого является заготовка древесины на территории Катайского района, площадью 358 624 831 м2, сроком на 39 лет.

В соответствии с проектом освоения лесов годовой объем ухода за лесными культурами определен - 120 га, дополнение лесных культур - 32 га. устройство минполос - 250 км, уход за минполосами - 500 км, установка шлагбаумов - 20 шт., предупредительные аншлаги - 40 шт., эксплуатация дорог противопожарного назначения - 1,4 км.

По информации ГКУ «Далматовское лесничество» за 2018 г. ООО «Коклан» работы по уходу за лесными культурами, дополнение лесных культур, эксплуатацию дорог противопожарного назначения, предупредительные аншлаги не выполнил, устройство минполос выполнил - 205 км, уход за минполосами - 219 км, установка шлагбаумов - 10 шт.

С учётом изложенного, ООО «Коклан» необходимо провести следующие работы: уход за лесными культурами - 120 га, дополнение лесных культур - 32 га, устройство минполос - 45 км, уход за минполосами - 281 км. установка шлагбаумов - 10 шт., предупредительные аншлаги - 40 шт., эксплуатация дорог
противопожарного назначения - 1,4 км.

Невыполнение ООО «Коклан» в полной мере вышеуказанных мероприятий,
создает угрозу распространения лесных пожаров, опасность уничтожения лесного
фонда, животного мира, угрозу близлежащим населенным пунктам и их
населению, а также ухудшения качественных и количественных характеристик
леса на арендуемом участке (л.д. 3-6).

В судебное заседание представители ответчика, третьего лица Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом (л.д. 52, 46). Доказательств уважительности причин неявки суду не представлено. Представитель третьего лица ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. 51).

В отзыве представитель третьего лица Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области требования истца поддержал в полном объеме, указав на то, что между Департаментом и ООО «Коклан» заключен указанный договор аренды лесного участка № 46-Др от 03.07.2012 г. (далее также - Договор), предметом которого является заготовка древесины на территории Катайского района, площадью 358 624 831 кв.м., сроком на 39 лет. Ответчиком ООО «Коклан» в полной мере не выполняются свои обязательства, о которых сообщается прокурором в исковом заявлении (л.д. ­­­­­­­­­­­­49-50).

Судом с учётом требований чч. 1-2.1, 5, 7 ст. 113, 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также – ГПК Российской Федерации), принято решение о рассмотрении дела в отсутствие неявившихся лиц, удовлетворив ходатайство третьего лица о рассмотрении дела в его отсутствие. Причины неявки участников по делу и их представителей в судебное заседание признаны судом неуважительными, а их явка – необязательной.

В судебном заседании прокурор Ююкин И.С., действующий на основании поручения (л.д. 54), настаивал на исковых требованиях в полном объёме по указанным в исковом заявлении основаниям. Полагал возможным установить ответчику срок устранения допущенных нарушений в течение 3 месяцев, со дня вступления решения суда в законную силу.

Заслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования Курганского межрайонного природоохранного прокурора Курганской области, поданные в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к ООО «Коклан» законны, обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации (ст. 42 Конституции Российской Федерации, преамбула к Федеральному закону от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.

Согласно ч. 5 ст. 17 Лесного кодекса Российской Федерации осуществление сплошных рубок на лесных участках, предоставленных для заготовки древесины, допускается только при условии воспроизводства лесов на указанных лесных участках.

В соответствии с чч. 1, 2 ст. 61 Лесного кодекса Российской Федерации вырубленные, погибшие, поврежденные леса подлежат воспроизводству, воспроизводство лесов включает в себя лесовосстановление, уход за лесами.

На основании чч. 1, 2 ст. 62 Лесного кодекса Российской Федерации, пп. 3, 4 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.06.2016 № 375 «Об утверждении Правил лесовосстановления» лесовосстановление осуществляется путем естественного, искусственного или комбинированного восстановления лесов, на лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, лесовосстановление осуществляется арендаторами этих лесных участков.

В силу п. 3 Правил лесовосстановления восстановление лесов осуществляется естественным, искусственным или комбинированным путем.

Естественное восстановление лесов осуществляется вследствие как природных процессов, так и мер содействия лесовосстановлению: путем сохранения подроста лесных древесных пород при проведении рубок лесных насаждений, минерализации почвы, огораживании.

Искусственное восстановление лесов осуществляется путем создания лесных культур: посадки сеянцев, саженцев, в том числе с закрытой корневой системой, черенков или посева семян лесных растений, в том числе при реконструкции малоценных лесных насаждений.

Комбинированное восстановление лесов осуществляется за счет сочетания естественного и искусственного лесовосстановления.

Согласно п. 8 Правил лесовосстановления лесовосстановительные мероприятия на каждом лесном участке, предназначенном для проведения лесовосстановления, осуществляются в соответствии с проектом лесовосстановления.

Согласно чч. 1, 2 ст. 64 Лесного кодекса Российской Федерации, п.2 Приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 22.11.2017 № 626 «Об утверждении Правил ухода за лесами» уход за лесами представляет собой осуществление мероприятий, направленных на повышение продуктивности лесов, сохранение их полезных функций (рубка части деревьев, кустарников, агролесомелиоративные и иные мероприятия), уход за лесами осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», под охраной окружающей среды понимается деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий; под качеством окружающей среды - состояние окружающей среды, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупность (абз. 11, 12).

Хозяйственная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; охраны, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов; реализации проектов, которые могут привести к истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды (ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).

В силу ст. 51 Лесного кодекса Российской Федерации леса подлежат охране от пожаров, включающее в себя выполнение мер пожарной безопасности в лесах и тушение пожаров.

Исходя из требований ч. 3 ст. 53, ст. 88 Лесного кодекса Российской Федерации следует, что меры пожарной безопасности на лесных участках, предоставленных в аренду, осуществляется арендаторами этих участков на основании проекта освоения лесов.

В силу ст. 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров.

Согласно п. 5 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417 арендатор обязан обеспечить противопожарное устройство.

Таким образом, в соответствии с вышеуказанными требованиями арендатор обязан осуществлять санитарно-оздоровительные мероприятия, лесовосстановление, уход за лесом и противопожарные мероприятия за счет собственных средств.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, таким образом невыполнение указанных требований действующего законодательства арендатором нарушает права Российской Федерации.

В случае нарушения прав и свобод значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств когда нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор наделён правом предъявить и поддержать в суде иск в интересах пострадавших (ч. 4 ст. 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»).

Суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из экологических правоотношений (ст. 22 ГПК Российской Федерации).

Прокурор наделён правом обращения в суд с заявлением в защиту интересов прав граждан, неопределенного круга лиц, Российской Федерации и муниципальных образований (ч. 1 ст. 45 ГПК Российской Федерации).

В судебном заседании установлено, что ответчик ООО «Коклан» на основании договора аренды лесного участка № 46-Др от 03.07.2012, дополнительного соглашения к нему от 30.12.2014, является арендатором указанного в исковом заявлении участка лесного фонда (л.д. 15-27).

В силу п. 4 указанного договора ежегодный объем изъятия лесных ресурсов на арендуемом лесном участке, объемы работ по защите и воспроизводству лесов предварительно определены Договором (приложение №№ 3 и 6), окончательно устанавливаются проектом освоения лесов, получившим положительное заключение государственной экспертизы. ООО «Коклан» обязано осуществлять: санитарно-оздоровительные, лесовосстановление и уход за лесом за счет собственных средств в объемах и в сроки, которые указаны в приложении № 6 к Договору (п. 15.21); предупреждение лесных пожаров на лесном участке, в том числе противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров (п. 15.15).

В этой связи ответчик в соответствии с указанными требованиями действующего законодательства, условиями заключенного с ним договора обязан за счёт собственных средства осуществлять лесохозяйственные и противопожарные мероприятия в полном объеме.

В соответствии с проектом освоения лесов годовой объем ухода за лесными культурами определен - 120 га, дополнение лесных культур - 32 га. устройство минполос - 250 км, уход за минполосами - 500 км, установка шлагбаумов - 20 шт., предупредительные аншлаги - 40 шт., эксплуатация дорог противопожарного назначения - 1,4 км. (л.д. 31-34).

По информации ГКУ «Далматовское лесничество» за 2018 г. ООО «Коклан» работы по уходу за лесными культурами, дополнение лесных культур, эксплуатацию дорог противопожарного назначения, предупредительные аншлаги не выполнил, устройство минполос выполнил (противопожарных барьеров) - 205 км, уход за минполосами (противопожарных барьеров) - 219 км, установка шлагбаумов - 10 шт. (л.д. 9-10).

С учётом изложенного, невыполненными ООО «Коклан» остались следующие работы: уход за лесными культурами - 120 га, дополнение лесных культур - 32 га, устройство минполос - 45 км, уход за минполосами - 281 км. установка шлагбаумов - 10 шт., предупредительные аншлаги - 40 шт., эксплуатация дорог
противопожарного назначения - 1,4 км.

Данные обстоятельства полностью подтверждены пояснениями в отзыве третьего лица – Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области.

За ненадлежащее исполнение указанных обязанностей ответчик ООО «Коклан» постановлением № 17-11/38 от 26.03.2019 Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области привлечено к административной ответственности по ч. 4 ст. 8.25 КоАП Российской Федерации. За данное административное правонарушение ООО «Коклан» назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50000 руб. (л.д. 13-14).

Согласно отзыву представителя третьего лица по делу, данное постановление ответчиком в установленный законом срок не обжаловано, вступило в законную силу, административный штраф не оплачен.

Факт допущенных нарушений использования лесов с нарушением договора аренды лесного участка, о котором указывает прокурор, ответчиком не оспаривается, признается судом доказанным, поскольку объективно подтверждён материалами дела.

По мнению суда, учитывая добровольность принятых ответчиком на себя договорных обязательств по использованию лесного участка, согласованных договором аренды лесного участка условий такой хозяйственной деятельности, вышеприведенных императивных предписаний действующего закона, учитывая не предоставление ответчиком каких-либо доказательств в обоснование уважительности причин своего бездействия по этим вопросам, отсутствуют какие-либо основания для освобождения ООО «Коклан» от выполнения требуемых прокурором мероприятий. В постановлении № 17-11/38 о назначении по делу административного наказания от 26.03.2019 должностным лицом также указано об отсутствии доказательств невозможности выполнения договорных обязательств Обществом (л.д. 13). В этой связи бездействие ответчика по выполнению данных мероприятий следует признать незаконным. Доказательств обратного суду в нарушение требований ст. 56 ГПК Российской Федерации ответчиком не представлено.

Суд соглашается с мнением прокурора и представителя третьего лица, что выявленные недостатки при осуществлении ответчиком хозяйственной деятельности создают угрозу для интересов Российской Федерации и неопределённого круга лиц, нарушают права человека на благоприятную окружающую среду и обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека, и приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных прокурором требований. В связи и изложенным суд возлагает на ответчика обязанность по устранения выявленных нарушений в срок 3 месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с ч. 1ст. 103 ГПК Российской Федерации, издержки, понесённые судом в связи с рассмотрением дела, и госпошлина, от уплаты которых истец был освобождён, взыскиваются с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Поскольку прокурор освобождён от уплаты госпошлины по делу, таковая в части удовлетворённых требований подлежит взысканию с ответчика в доход бюджета муниципального образования Катайского района Курганской области в сумме6 000 руб.- за требование неимущественного характера.

Руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

Исковые требования Курганского межрайонного природоохранного прокурора Курганской области, поданного в интересах Российской Федерации и неопределённого круга лиц, к Обществу с ограниченной ответственностью «Коклан» о признании бездействия незаконным, возложении обязанности удовлетворить.

Признать бездействие ООО «Коклан» по невыполнению в полном объеме лесохозяйственных и противопожарных мероприятий незаконным.

Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Коклан»
выполнить лесовосстановительные и противопожарные мероприятия, а именно
выполнить уход за лесными культурами - 120 га, дополнение лесных культур -
32 га, устройство минполос - 45 км, уход за минполосами - 281 км, установка
шлагбаумов - 10 шт., установка аншлагов - 40 шт., эксплуатация дорог
противопожарного назначения - 1,4 км., в срок три месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с ООО «Коклан» в доход бюджета муниципального образования Катайского района Курганской области госпошлину в размере 6 000 (Шесть тысяч) рублей 00 коп.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Катайский районный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий Колесников В.В.

В мотивированном виде изготовлено: 20.05.2019