№ 2-135/2019 РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Павловск 21 марта 2019 года
Павловский районный суд Воронежской области в составе
председательствующего судьи Самойловой Л.В.,
при секретаре Заварзиной Ю.В.,
истца Лахиной О.А., ее представителя Блощицыной А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Лахиной Ольги Александровны к администрации Павловского муниципального района Воронежской области о признании права на назначение пенсии за выслугу лет муниципальной службы,
УСТАНОВИЛ:
Лахина О.А. обратилась в суд с иском к администрации Павловского муниципального района Воронежской области о признании права на назначение пенсии за выслугу лет муниципальной службы.
Требования свои мотивирует тем, что в период с 21.08.1992г. по 16.04.2009г. она замещала муниципальные должности муниципальной службы, а именно: в период с 26.08.1992г. по 01.07.2001г. – в Управлении сельского хозяйства Павловского района Воронежской области, в период с 03.07.2001г. по 19.05.2003г. – в Главном управлении сельского хозяйства администрации Павловского района Воронежской области, в период с 01.01.2006г. по 16.04.2009г. – в администрации Павловского муниципального района Воронежской области. 16.04.2009г. она была уволена по собственному желанию на основании п. 3 ч. 1 ст. 77 ТК РФ с муниципальной должности муниципальной службы начальника сектора растениеводства отдела программ и развития сельской территории администрации Павловского муниципального района Воронежской области. На момент увольнения имела квалификационный разряд муниципального советника муниципальной службы II класса. Перед увольнением с муниципальной службы она замещала указанную должность непрерывно более 3-х лет.
26.02.2006г. приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 26.02.2006г. № 272-Н она была награждена Почетной грамотой за многолетний добросовестный труд в системе агропромышленного комплекса.
По достижении возраста, необходимого для назначения пенсии по старости, 18.10.2018г. она обратилась в администрацию Павловского муниципального района Воронежской области с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет муниципальной службы. Однако уведомлением комиссии по рассмотрению документов для назначения пенсии за выслугу лет администрации Павловского муниципального района Воронежской области от 09.11.2018г. ей было отказано в назначении пенсии за выслугу лет в связи с неисполнением одного из условий назначения пенсии за выслугу лет, определенных Порядком назначения и выплаты пенсии за выслугу лет, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Павловского муниципального района, утвержденным решением Совета народных депутатов от 25.09.2014г. № 090.
Считает отказ ответчика необоснованным, поскольку на момент обращения ею были соблюдены все условия, необходимые для назначения пенсии за выслугу лет муниципальной службы.
Истица просит признать решение ответчика об отказе в назначении ей пенсии незаконным, признать за ней право на назначение пенсии за выслугу лет, обязать назначить ей пенсию за выслугу лет с 18.10.2018г.
В судебном заседании истица Лахина О.А. и ее представитель Блощицына А.А. исковые требования поддержали.
Представитель ответчика администрации Павловского муниципального района Воронежской области извещен о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие и в иске Лахиной О.А. отказать.
Выслушав объяснения истца и ее представителя, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что 18.10.2018г. Лахина О.А. обратилась в администрацию Павловского муниципального района Воронежской области с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет муниципальной службы.
Решением комиссии по рассмотрению документов для назначения пенсии за выслугу лет от 09.11.2018г. Лахиной О.А. было отказано в назначении пенсии за выслугу лет.
В направленном Лахиной О.А. уведомлении комиссии по рассмотрению документов для назначения пенсии за выслугу лет от 09.11.2018г. (л.д. 29) указано, что в соответствии с п. 3.2 Порядка, утвержденного решением Совета народных депутатов Павловского муниципального района от 25.09.2014г. № 090 «О порядке назначения и выплаты пенсии и единовременного денежного поощрения в связи с выходом на пенсию за выслугу лет лицам, замещающим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Павловского муниципального района», право на пенсию за выслугу лет имеют лица, замещавшие должности муниципальной службы не менее 12 полных месяцев, непосредственно перед увольнением. По данным трудовой книжки Лахина О.А. уволена 05.08.2009г. с государственной гражданской службы.
Из записей в трудовой книжке истицы (л.д. 7-27) следует, что:
- с 26.12.1989г. по 21.08.1992г. она работала в должности старшего районного агрохимика в Производственном объединении «Таловский филиал проектно-изыскательной станции химизации «Воронежская»,
- с 25.08.1992г. по 28.01.1999г. - специалистом 1 категории производственного отдела в Управлении сельского хозяйства Павловского района,
- с 29.01.1999г. по 2.07.2001г. – начальником отдела растениеводства в Управлении сельского хозяйства Павловского района,
- 03.07.2001г. принята в порядке перевода на ведущую государственную должность государственной службы области категории «В» заместителя начальника отдела растениеводства Главного управления сельского хозяйства Воронежской области,
- 20.08.2001г. в соответствии с постановлением администрации области № 666 от 04.07.2001г. «О реорганизации структуры администрации области» переведена в главное управление агропромышленным комплексом на ведущую государственную должность государственной службы области категории «В» заместителя начальника отдела растениеводства,
- 29.12.2001г. присвоен разряд советник государственной службы области 3 класса,
- 28.01.2002г. переведена на ведущую государственную должность государственной службы области категории «В» консультанта отдела растениеводства,
- 22.05.2003г. принята в порядке перевода на муниципальную должность муниципальной службы – начальника отдела земледелия Управления сельского хозяйства администрации Павловского района,
- 19.11.2003г. присвоен квалификационный разряд – муниципальный советник 3 класса,
- 01.01.2005г. переведена на ведущую муниципальную должность муниципальной службы начальника производственного отдела,
- 30.12.2005г. уволена в порядке перевода в администрацию Павловского муниципального района,
- 01.01.2006г. принята в сектор растениеводства сельской территории на муниципальную должность муниципальной службы начальника сектора в порядке перевода ГУ управление сельского хозяйства администрации Павловского района,
- 01.12.2006г. присвоен квалификационный разряд муниципальной службы 2 класса,
- 16.04.2009г. уволена по собственному желанию,
- 20.04.2009г. назначена на государственную должность федеральной государственной гражданской службы государственного инспектора отдела по надзору в области карантина растений,
- 05.08.2009г. служебный контракт расторгнут, освобождена от занимаемой должности, уволена с государственной гражданской службы по собственной инициативе, п. 3 ч. 1 ст. 33 ФЗ от 27.07.2004г. № 79-ФЗ «О государственной службе Российской Федерации».
Согласно протоколу № 8 заседания комиссии по установлению стажа муниципальной службы от 18.10.2018г., Лахиной О.А. установлен стаж муниципальной службы, дающей право на назначение пенсии за выслугу лет – 19 лет 7 месяцев 2 дня.
Согласно ч. 1 ст. 2 от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальная служба - профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
Должность муниципальной службы - должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность. Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации. При составлении и утверждении штатного расписания органа местного самоуправления, аппарата избирательной комиссии муниципального образования используются наименования должностей муниципальной службы, предусмотренные реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации (ст. 6 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»).
При этом содержание и специфика профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации, а также профессиональной деятельности муниципальных служащих на должностях муниципальной службы, характер выполняемых ими функций, предъявляемые к ним квалификационные требования и ограничения, связанные с прохождением государственной гражданской и муниципальной службы, обусловливают особый правовой статус государственных гражданских и муниципальных служащих.
Положениями Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» предусмотрено, что муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 12 ч. 1 ст. 11), в области пенсионного обеспечения на него в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 24); муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (п. 5 ч. 1 ст. 23).
В соответствии с п. п. 2, 4 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях», и выплачивается одновременно с ней; условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств местных бюджетов определяются актами органов местного самоуправления в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, отношения в области пенсионного обеспечения муниципальных служащих строятся с учетом принципиального единства природы муниципальной службы и государственной гражданской службы, что обусловлено объективной схожестью условий и порядка их прохождения.
Именно поэтому как Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ (п. 4 ст. 7), так и Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ (ч. 1 ст. 24) исходят из того, что условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств местных бюджетов определяются актами органов местного самоуправления в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В рамках действующего правового регулирования полномочия по реализации гарантий государственного пенсионного обеспечения муниципальных служащих муниципальных образований субъектов Российской Федерации возложены федеральным законодателем на сами органы местного самоуправления, которые - впредь до принятия федерального закона, устанавливающего общий для всех граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, порядок пенсионного обеспечения этой категории граждан, - сохраняют полномочие самостоятельно устанавливать такой порядок за счет собственных бюджетных средств, предусматривая различные виды социальных гарантий муниципальным служащим (ежемесячная доплата к трудовой пенсии, пенсия за выслугу лет и другие).
Из приведенных законоположений следует, что правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств местного бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления. Федеральными законами определены границы, в пределах которых органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации определяют уровень дополнительного пенсионного обеспечения за выслугу лет для муниципальных служащих своего муниципального образования. Поскольку финансирование пенсии за выслугу лет муниципальных служащих осуществляется за счет собственных доходов соответствующих муниципальных образований, то они с учетом бюджетных возможностей вправе вводить и изменять порядок и условия выплаты такой пенсии муниципальным служащим как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий.
Поскольку пенсии за выслугу лет муниципальным служащим выплачиваются дополнительно к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, то само по себе изменение органами местного самоуправления правил исчисления таких пенсий и их размера не может рассматриваться как нарушающее право на пенсионное обеспечение и ухудшающее положение муниципальных служащих, в связи с чем оценка прав служащего на пенсионное обеспечение за счет средств местного бюджета должна производиться с учетом заявительного порядка назначения пенсии по выслуге лет и действующего в органе местного самоуправления акта, регулирующего порядок назначения таких пенсий.
Отношения, связанные с назначением и выплатой пенсии за выслугу лет к трудовой (страховой) пенсии по старости (инвалидности), установленной в соответствии с федеральным законодательством лицам, замещавшим муниципальные должности на постоянной основе и должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Павловского муниципального района, регулируются Порядком назначения и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Павловского муниципального района Воронежской области, утвержденного решением Совета народных депутатов Павловского муниципального района от 25.09.2014г. № 090.
В соответствии с ч. 2 ст. 6 Федерального Закона «О муниципальной службе в РФ» от 02.03.2007г. № 25-ФЗ и ст. 2 Закона Воронежской области №175-03 от 28.12.2007г. «О муниципальной службе в Воронежской области», должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте РФ, утверждаемом законом субъекта РФ. Согласно ст. 24 ч.1 вышеуказанного Федерального закона в области пенсионного обеспечения на муниципального служащего в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъекта РФ. Аналогичное положение содержится в ст. 16 вышеназванного Закона Воронежской области № 175-03 от 28.12.2007г.
В числе основных государственных гарантий, призванных обеспечивать правовую и социальную защищенность гражданских (муниципальных) служащих Федеральный закон от 27.07.2004г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации» называет государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан РФ, проходивших государственную службу.
Согласно п. 4 ст. 7 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ, условия предоставления права на пенсию за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления. Аналогичное положение содержится в части 3 ст.16 Закона Воронежской области №175-03 от 28.12.2007г. «О муниципальной службе в Воронежской области», в которой указано, что порядок назначения и выплаты пенсии за выслугу лет определяется нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления.
Статьей 3 Закона Воронежской области «О пенсиях за выслугу лет лицам, занимающим должности государственной гражданской службы Воронежской области» от 05.06.2006 г. № 42-03 установлены основания для назначения указанной пенсии: стаж государственной гражданской службы не менее 15 лет, освобождение от занимаемой должности не ранее 20 марта 1996 года и перечень оснований для увольнения с государственной гражданской службы.
Перечень оснований для увольнения является исчерпывающим и содержится как в вышеуказанном нормативном акте, так и в Порядке назначения и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Павловского муниципального района Воронежской области.
В соответствии с п. 3.1 которого (с учетом изменений от 27.12.2016г. № 278) пенсия за выслугу лет назначается лицам, замещавшим должности муниципальной службы Павловского муниципального района, при условии наличия стажа муниципальной службы, продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно Приложению к Федеральному закону «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и освобождения от замещаемой должности не ранее 20.03.1996г., при увольнении с муниципальной службы по одному из следующих оснований, в том числе п. 3 – расторжение трудового договора по инициативе муниципального служащего, при условии замещения должности муниципальной службы не менее 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением.
В данном случае были соблюдены все условия, перечисленные выше, стаж работы истицы на муниципальной службе составил 19 лет 7 месяцев 2 дня, она была уволена после 20.03.1996г., перед увольнением замещала муниципальную должность не менее 12 месяцев, в соответствии с чем, оснований для отказа в назначении и выплате пенсии за выслугу лет не имелось.
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» общим началом для назначения пенсии является возникновение права на пенсию.
В соответствии с п. 10.1 Порядка назначения и выплаты пенсии за выслугу лет, замещавшим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления Павловского муниципального района Воронежской области от 25.09.2014 г. № 090 пенсия за выслугу лет устанавливается с первого числа месяца, в котором лицо, имеющее право на пенсию обратилось за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на нее.
Поскольку истица просит обязать ответчика назначить ей пенсию с 18.10.2018г., суд не может выйти за рамки заявленных требований, то есть пенсия должна быть назначена с 18.10.2018г.
Исходя из изложенного суд находит требования истицы обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. 197, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать отказ администрации Павловского муниципального района Воронежской области в назначении и выплате пенсии за выслугу лет Лахиной Ольге Александровне незаконным.
Признать за Лахиной Ольгой Александровной право на назначение пенсии за выслугу лет.
Обязать администрацию Павловского муниципального района Воронежской области назначить Лахиной Ольге Александровне пенсию за выслугу лет с 18.10.2018г.
Взыскать с администрации Павловского муниципального района Воронежской области в пользу Лахиной Ольги Александровны в возмещение расходов по оплате госпошлины 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение принято судом в окончательной форме 26.03.2019г.
Председательствующий Л.В. Самойлова