ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-135/20 от 03.02.2021 Сусуманского районного суда (Магаданская область)

УИД 49RS0004-01-2020-000394-66 Дело №2-3/2021

(№2-135/2020)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Сусуман 03 февраля 2021 года

Сусуманский районный суд Магаданской области в составе:

председательствующего судьи Новикова Е.В.,

при помощнике судьи Нецветаевой И.В.,

с участием старшего помощника прокурора Сусуманского района Грудевой В.В.,

представителя ответчика муниципального образования «Сусуманский городской округ» в лице администрации Сусуманского городского округа и Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Сусуманского городского округа – ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Сусуманского района к муниципальному образованию «Сусуманский городской округ» в лице администрации Сусуманского городского округа и Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Сусуманского городского округа и обществу с ограниченной ответственностью «Сусуман-Ресурс» об обязании устранить нарушения федерального законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Сусуманского района Магаданской области 17.11.2020 обратился в Сусуманский районный суд Магаданской области с исковым заявлением к администрации Сусуманского городского округа (далее – администрация городского округа) и обществу с ограниченной ответственностью «Сусуман-Ресурс» (далее – ООО «Сусуман-Ресурс») об обязании устранить нарушения федерального законодательства.

В обоснование требований указал, что прокуратурой по результатам анализа состояния законности в жилищно-коммунальной сфере установлено, что в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении), Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Закон о водоснабжении и водоотведении), организации осуществляющие холодное водоснабжение и водоотведение, обязаны обеспечивать предоставление указанных коммунальных услуг, осуществлять иную регулируемую деятельность в данной сфере путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем холодного водоснабжения и водоотведения, принимать меры по обеспечению безопасности таких систем, осуществлять действия обеспечивающие поддержание данных сетей в соответствующем состоянии (ст. 8, 10, 16-17 Закона о водоснабжении и водоотведении), теплоснабжающие организации, обязаны организовать наладку принадлежащих им тепловых сетей, обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения, надежное теплоснабжение потребителей. Системы теплоснабжения должны постоянно находиться в технически исправном состоянии и эксплуатироваться в соответствии с нормативными документами. Теплоснабжающие организации подлежат проверке готовности к отопительному сезону (ст. 20 Закона о теплоснабжении). Приказом Минэнерго России от 12.03.2013 №103, утверждены Правила оценки готовности к отопительному сезону (далее – Правила №103), согласно которых, при выявлении в ходе проверки неготовности к отопительному периоду, составляется акт, в котором отражаются замечания и устанавливается срок для их устранений. Также Приказом Минэнерго России от 24.03.2003 №115, утверждены Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок (далее – ПТЭТЭ). Граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека (ч. 1 ст. 8 Федерального закона РФ от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»). Согласно ст. 2 Федерального закона РФ от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон об организации местного самоуправления), к вопросам местного значения отнесены вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. К вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа в том числе тепло-, водоснабжения населения. В целях решения данных вопросов органы местного самоуправления городского округа обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренные Законом о теплоснабжении (ст. 16-17 Закона об организации местного самоуправления). Согласно положений ч. 1 ст. 6 Закона о теплоснабжении, к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации теплоснабжения относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территории городского округа, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями своих обязательств, выполнение требований, установленных правилами оценки готовности городского округа к отопительному сезону и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций к отопительному периоду. Согласно ст. 210, 616 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Арендодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества, если иное не предусмотрено законом или договором аренды. Капитальный ремонт должен производиться в срок, установленный договором, а если он не определен договором или вызван неотложной необходимостью, в разумный срок. Арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Согласно ст. 1 Градостроительного кодекса РФ (далее – ГрК РФ) капитальный ремонт объектов капитального строительства, это замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов. В соответствии с п. 3.21 и приложения 8 Положения о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений, утвержденного Постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 №279 (далее – Положение №279), действовавшее на территории РФ до 01.01.2021 года, при большом износе отдельных конструкций, угрожающем сохранности остальных частей зданий может проводится выборочный капитальный ремонт. В перечень работ по капитальному ремонту зданий и сооружений включены работы по ремонту стен: заделка трещин и кирпичных или каменных стенах с расчисткой борозд, с перевязкой швов со старой кладкой; устройство и ремонт конструкций, укрепляющих каменные стены; частичная или полная смена ветхих элементов покрытий; по ремонту крыш: сплошная или частичная замена ветхих металлических и железобетонных ферм; частичная или полная элементов покрытий; частичная или сплошная смена или замена всех видов кровли. Арендатор по договору аренды объектов теплоснабжения, находящихся в муниципальной собственности, обязан поддерживать данные объекты в исправном состоянии, проводить их текущий и капитальный ремонт, нести расходы на их содержание.

Таким образом, обязанность по проведению капительного ремонта указанного имущества возложена как на собственника так и на арендатора.

21.08.2020 между Комитетом по управлению муниципальным имуществом Сусуманского городского округа (далее (КУМИ городского округа) и ООО «Сусуман-Ресурс» был заключен договор аренды муниципального имущества №27-2020. В соответствии с условиями данного договора, ООО «Сусуман-Ресурс» передан комплекс движимого и недвижимого имущества, в том числе здания котельных «Центральная», «Берелех», «заречье», водозабор, котлы, оборудование. Арендатор обязался поддерживать имущество в рабочем состоянии, нести расходы по содержанию и эксплуатации имущества, обеспечивать сохранность арендуемого имущества, проводить текущий ремонт в целях обеспечения надлежащего технического состояния и безопасной эксплуатации имущества (п. 2.3.3 договора).

Северо-Восточным управлением Ростехнадзора 21.10.2020 была проведена внеплановая выездная проверка хода подготовки к работе в осенне-зимний период 2020-2021 годов ООО «Сусуман-Ресурс», по результатам которой ООО «Сусуман-Ресурс» выдано предписание №04/57-2020 ОЗП (Л), об устранении в срок до 30.10.2020 года нарушений требований, установленных нормативными актами. До настоящего времени часть нарушений, выявленных в ходе проверки, не устранена, а именно: на котельных «Центральная», «Заречье», «Берелех», не проводятся наблюдения за состоянием металлических дымовых труб (п. 3.3.14 ПТЭТЭ); не представлено техническое освидетельствование строительных конструкций производственных зданий и сооружений для тепловых энергоустановок котельных «Центральная», «Заречье», «Берелех», с привлечением специализированной организации (п. 3.3.9 ПТЭТЭ); в котельной «Берелех», водозабора «Заречье», наблюдается аварийное состояние кровли, стен зданий, повреждены (трещины) стены (п. 3.3.1 ПТЭТЭ); при визуальном осмотре дымовой трубы котельной «Заречье» наблюдается отклонение, обрыв части трубы (п. 3.3.1 ПТЭТЭ); тепловые сети находятся в аварийном состоянии и нуждаются в ремонте, частично отсутствует тепловая изоляция, выявлена утечка в мкн Северный г. Сусуман (п. 6.1.31, 6.2.1 ПТЭТЭ); не проведено в установленные сроки техническое диагностирование специализированной организацией дымовых труб котельных «Центральная», «Заречье», «Берелех» (п. 13.2, 13.6 ПТЭТЭ); не проведена экспертиза промышленной безопасности подогревателя ПСВ90-70-15 №1 зав. №7049 на котельной «Центральная» г. Сусумана (п. 1 ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»).

Выявленные нарушения уже являлись основанием для внесения актов прокурорского реагирования. Так, внесенное 30.10.2020 года в адрес ООО «Сусуман-Ресурс» представление отражало обозначенные нарушения, однако реальных мер к их устранению не было предпринято. 06.11.2020 главе Сусуманского городского округа было объявлено предостережение с указанием на необходимость организовать мероприятия, способствующие исполнению обязательств по подготовке к предстоящему отопительному сезону. В соответствии с постановлением администрации Сусуманского городского округа от 25.04.2016 №217 (в редакции от 30.10.2018) ООО «Сусуман-Ресурс» наделено статусом гарантирующей организации осуществляющей централизованное теплоснабжение, холодное, горячее водоснабжение и водоотведение, определено, что ООО «Сусуман-Ресурс» является единственным поставщиком данных ресурсов на территории г. Сусумана. Таким образом от функционирования котельных и водозабора г. Сусумана зависят жилищные права граждан, проживающих в городе. Исходя из вышеуказанных норм права, на ответчиков возложены обязанности по содержанию и ремонту зданий котельных «Центральная», «Заречье», «Берелех», водозабора г. Сусумана, а также организации проведения диагностики, экспертизы и технического освидетельствования котельного оборудования. Непринятие мер к своевременному устранению указанных нарушений может повлечь за собой ограничение и прекращение оказания коммунальных услуг неограниченному кругу лиц проживающих в г. Сусумане. На основании изложенного, с учетом положений ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), которой прокурору предоставлено право обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц, а в данном случае нарушены права неопределенного круга лиц – жителей г. Сусумана, прокурор просил суд:

Обязать ООО «Сусуман-Ресурс» в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:

- произвести техническое диагностирование специализированной организацией дымовых труб котельных «Центральная», «Заречье», Берелех»;

- провести экспертизу промышленной безопасности подогревателя ПСВ90-70-15 №1 зав. №7049 на котельной «Центральная» г. Сусумана;

- провести техническое освидетельствование строительных конструкций производственных зданий и сооружений для тепловых энергоустановок с привлечением специализированной организации котельных «Центральная», «Заречье», Берелех».

Обязать администрацию Сусуманского городского округа и ООО «Сусуман-Ресурс» в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:

- произвести ремонт аварийных участков тепловых сетей, обеспечить их тепловой изоляцией;

- устранить дефекты (трещины) в стенах котельной «»Берелех», водозабора «Заречье» (наблюдается аварийное состояние кровли, стен зданий, повреждены (трещины) стены;

- устранить дефекты кровли котельной «Берелех», водозабора «Заречье»;

- устранить дефекты дымовой трубы котельной «Заречье» (т. 1 л.д. 1-13).

В ходе судебного разбирательства прокурор 09.12.2020 уточнил исковые требования и просил суд:

обязать администрацию Сусуманского городского округа и ООО «Сусуман-Ресурс» в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу:

- произвести ремонт аварийных участков тепловых сетей мкн Северный г. Сусумана в точке с координатами № 62°47.145" Е 148°09.731, обеспечить тепловые сети мкн Северный г. Сусумана тепловой изоляцией от точки с координатами № 62°47.145" Е 148°09.731 до точки с координатами № 62°47.265" Е 148°09.819;

- устранить дефекты (трещины, разрушение кирпичной кладки) в стенах котельной «Берелех», водозабора «Заречье»;

- устранить дефекты (течи) кровли котельной «Берелех», водозабора «Заречье»;

- устранить дефекты (отклонение и обрыв верхней части) дымовой трубы котельной «Заречье».

Остальные требования прокурор оставил без изменения (т. 1 л.д. 80).

21.12.2020 в судебном заседании прокурор вновь подал заявление от уточнении исковых требований, в котором указал, что собственником котельных, водозабора и тепловых сетей, в отношении которых заявлены требования о проведении их ремонта, является муниципальное образование «Сусуманский городской округ», в связи с чем уточняет требования и просит суд:

Обязать ООО «Сусуман-Ресурс» в течение 3 месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу провести экспертизу промышленной безопасности подогревателя ПСВ90-70-15 №1 зав. № 7049 на котельной «Центральная» г. Сусуман; обеспечить тепловые сети мкр Северный г. Сусуман тепловой изоляцией от точки с координатами № 62° 47.145" Е 148°09.731" до точки с координатами № 62°47.265" Е 148°09.819".

Обязать муниципальное образование «Сусуманский городской округ» в лице администрации Сусуманского городского округа и Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Сусуманского городского округа, в срок до 01 августа 2021 года: 1) провести капитальный ремонт аварийных участков тепловых сетей мкр Северный г. Сусуман в точке с координатами № 62° 47.145" Е 148°09.731"; 2) провести капитальный ремонт стен котельной «Берелех» и насосной (водозабора) «Заречье», а именно устранить дефекты (трещины, разрушения кирпичной кладки); 3) провести капитальный ремонт кровли котельной «Берелех» и насосной (водозабора) «Заречье», а именно устранить течь; 4) провести капитальный ремонт дымовой трубы котельной «Заречье», а именно устранить отклонение и обрыв верхней части (т. 2 л.д. 2).

Определением суда от 21.12.2020 года к участию в деле в качестве соответчика привлечен КУМИ Сусуманского городского округа.

27 января 2021 года в судебном заседании прокурор вновь подал заявление от уточнении исковых требований, в котором указал, что согласно положений ст. 210 ГК РФ, п. 1, 4 ч. 1 ст. 6, п. 2 ч. 1 ст. 28.3 Закона о теплоснабжении, п. 1 ч. 1 ст. 6, ч. 1 ст. 41.1 Закона о водоснабжении и водоотведении, обязанность по проведению капитального ремонта зданий котельной, насосной (водозабора) должна быть возложена на собственника имущества и арендатора, который эксплуатирует указанное имущество с 26.03.2018 года. Указанный в иске срок для исполнения исковых требований о проведении капительного ремонта в срок до 01.08.2021 года, обусловлен необходимостью остановки котельного и насосного оборудования для произведения работ, что возможно только после прохождения текущего отопительного периода. Учитывая, что по договору аренды №1-2021, заключенного 11.01.2021 между ООО «Сусуман-Ресурс» и КУМИ городского округа, срок аренды муниципального имущества, в отношении которого необходимо провести капитальный ремонт, установлен сторонами по 20.05.2021, обязанности по проведению капительного ремонта, который возможен только после прохождения текущего отопительного сезона, должны быть возложены как на собственника так и на арендатора. В случае если действующий договор аренды не будет продлен, а также в случае, если после истечения срока договора аренды с этим же арендатором не будет заключен новый договор аренды, обязанность по проведению работ по капительному ремонту зданий котельных и насосной (водозабора) будет полностью возложена на собственника указанного имущества. Указанный в иске срок, 3 месяца со дня вступления решения суда в законную силу, для исполнения ответчиком ООО «Сусуман-Ресурс» требований по проведению экспертизы промышленной безопасности подогревателя и обеспечить тепловые сети мкр Северный г. Сусуман тепловой изоляцией, обусловлен, в том числе необходимостью наступления благоприятных условий для проведения работ по теплоизоляции, отсутствием на территории округа соответствующих экспертных организаций. На основании изложенного просил суд:

Обязать ООО «Сусуман-Ресурс» в течение 3 месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу провести экспертизу промышленной безопасности подогревателя ПСВ90-70-15 №1 зав. № 7049 на котельной «Центральная» г. Сусуман; обеспечить тепловые сети мкр Северный г. Сусуман тепловой изоляцией от точки с координатами № 62° 47.145" Е 148°09.731" до точки с координатами № 62°47.265" Е 148°09.819".

Обязать муниципальное образование «Сусуманский городской округ» в лице администрации Сусуманского городского округа и Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Сусуманского городского округа и ООО «Сусуман-Ресурс» в срок до 01 августа 2021 года: 1) провести капитальный ремонт аварийных участков тепловых сетей мкр Северный г. Сусуман в точке с координатами № 62° 47.145" Е 148°09.731"; 2) провести капитальный ремонт стен котельной «Берелех» расположенной в г. Сусуман мкн Берелех и насосной (водозабора) «Заречье», расположенной в г. Сусуман мкн Заречье (кадастровый номер 49:05:0000000:724), а именно устранить дефекты (трещины, разрушения кирпичной кладки); 3) провести капитальный ремонт кровли котельной «Берелех», расположенной в г. Сусуман мкн Берелех и насосной (водозабора) «Заречье», расположенной в г. Сусуман мкн Заречье (кадастровый номер 49:05:0000000:724), а именно устранить течь; 4) провести капитальный ремонт дымовой трубы котельной «Заречье», расположенной в <...> (кадастровый номер 49:05:010309:88), а именно устранить отклонение и обрыв верхней части (т. 3 л.д. 66-69).

В судебном заседании старший помощник прокурора Сусуманского района Грудева В.В. исковые требования прокурора, с учетом последних уточнений полностью поддержала по основаниям указанным в иске и уточнениях к нему, указав, что обязанность по проведению капитального ремонта зданий котельной, насосной (водозабора) должна быть возложена как на собственника имущества так и на арендатора ООО «Сусуман-Ресурс», который эксплуатирует указанное имущество с 26.03.2018 года. При этом заявляя требования по проведению капительного ремонта как к собственнику (арендодателю) так и к арендатору прокурор, учитывает те обстоятельства, что по договору аренды №1-2021, заключенному 11.01.2021 между ООО «Сусуман-Ресурс» и КУМИ городского округа, срок аренды муниципального имущества, в отношении которого необходимо провести капитальный ремонт, установлен сторонами по 20.05.2021, и неизвестно с кем в дальнейшем собственник имущества заключит новый договор, поэтому обязанности по проведению капительного ремонта, который возможен только после прохождения текущего отопительного сезона, который может продлится и свыше 20.05.2021, прокурор и просит возложить как на собственника так и на настоящего арендатора. Срок для исполнения исковых требований о проведении капительного ремонта в срок до 01.08.2021 года, обусловлен необходимостью остановки котельного и насосного оборудования для произведения работ, что возможно только после прохождения текущего отопительного периода.

Представитель ответчика муниципального образования «Сусуманский городской округ» в лице администрации Сусуманского городского округа и КУМИ городского округа ФИО1 заявил о полном несогласии с исковыми требованиями заявленными к данному ответчику, чьи интересы он представляет, указав, что администрация Сусуманского городского округа и КУМИ городского округа являются ненадлежащими ответчиками по данному иску. ООО «Сусуман-Ресурс» является арендатором муниципального имущества еще с 2018 года и именно на него в силу закона возложена обязанность по проведению как капитального так и текущего ремонта арендуемого имущества. КУМИ при этом только заключает договоры на аренду принадлежащего муниципальному образованию и в её компетенцию не входит осуществлять ремонт данного имущества. Считает, что все повреждения муниципального имущества вероятно возникли в период эксплуатации его ООО «Сусуман-Ресурс» и поэтому обязанности по ремонтным работам полностью лежат на арендаторе, который может выполнить их часть и до истечения договора аренды, тем более вполне возможно именно с ООО «Сусуман-Ресурс» и будет заключен новый договор аренды. В связи с чем просил в иске к муниципальному образованию «Сусуманский городской округ» в лице администрации Сусуманского городского округа и КУМИ городского округа отказать.

Представитель ответчика ООО «Сусуман-Ресурс» надлежащим образом извещенный о дате, месте и времени судебного заседания не явился, 12.01.2021 представил суду заявление о признании исковых требований прокурора в части проведения в течение 3 месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу экспертизы промышленной безопасности подогревателя ПСВ90-70-15 №1 зав. № 7049 на котельной «Центральная» г. Сусуман; обеспечения тепловых сетей мкр Северный г. Сусуман тепловой изоляцией от точки с координатами № 62° 47.145" Е 148°09.731" до точки с координатами № 62°47.265" Е 148°09.819". Последствия признания иска ему разъяснены и понятны, просил рассмотреть дело в его отсутствии (т. 2 л.д. 27-28).

Представитель третьего лица – Северо-Восточного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, уведомленный о дате и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, ходатайств об отложении судебного заседания не представили. С учетом изложенного, руководствуясь частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчика ООО «Сусуман-Ресурс» и третьего лица.

Заслушав участников процесса, исследовав имеющиеся доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно статьи 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.

Ответчиком ООО «Сусуман-Ресурс» заявленные прокурором исковые требования в части проведения в течение 3 месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу, экспертизы промышленной безопасности подогревателя ПСВ90-70-15 №1 зав. № 7049 на котельной «Центральная» г. Сусуман; обеспечения в течение 3 месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу, тепловых сетей мкр Северный г. Сусуман тепловой изоляцией от точки с координатами № 62° 47.145" Е 148°09.731" до точки с координатами № 62°47.265" Е 148°09.819", признаются, последствия признания иска и принятия его судом ответчику разъяснены и понятны. Признание иска не противоречит закону, не нарушает права и законные интересы других лиц, а значит, может быть принято судом.

Таким образом, исковые требования прокурора, к ООО «Сусуман-Ресурс» в указанной части подлежат удовлетворению в полном объеме.

Разрешая иные заявленные прокурором исковые требования к муниципальному образованию «Сусуманский городской округ» в лице администрации Сусуманского городского округа и Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Сусуманского городского округа и ООО «Сусуман-Ресурс» о обязанности в срок до 01 августа 2021 года: 1) провести капитальный ремонт аварийных участков тепловых сетей мкр Северный г. Сусуман в точке с координатами № 62° 47.145" Е 148°09.731"; 2) провести капитальный ремонт стен котельной «Берелех» расположенной в г. Сусуман мкн Берелех и насосной (водозабора) «Заречье», расположенной в г. Сусуман мкн Заречье (кадастровый номер 49:05:0000000:724), а именно устранить дефекты (трещины, разрушения кирпичной кладки); 3) провести капитальный ремонт кровли котельной «Берелех», расположенной в г. Сусуман мкн Берелех и насосной (водозабора) «Заречье», расположенной в г. Сусуман мкн Заречье (кадастровый номер 49:05:0000000:724), а именно устранить течь; 4) провести капитальный ремонт дымовой трубы котельной «Заречье», расположенной в <...> (кадастровый номер 49:05:010309:88), а именно устранить отклонение и обрыв верхней части, суд приходит к следующему.

Как установлено в судебном заседании, следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, собственником указанных объектов теплоснабжения: котельных «Берелех» и «Заречье», тепловых сетей мкр Северный г. Сусуман, а также объекта централизованной системы холодного водоснабжения - насосной (водозабора) «Заречье», является муниципальное образование «Сусуманский городской округ». С 26 марта 2018 года, на основании соглашения о замене стороны по концессионному соглашению №1 от 26.03.2018 года, заключенного между ОАО «ОлаИтерКом», ООО «Сусуман-Ресурс» и администрацией Сусуманского городского округа, указанное муниципальное имущество коммунальной инфраструктуры, стало арендовать ООО «Сусуман-Ресурс». На основании решения арбитражного суда Магаданской области по делу №А37-608/2019 от 09.08.2019 года, по иску заместителя прокурора Магаданской области, данное соглашение было признано недействительным и указано на применение последствий недействительности ничтожной сделки, возложена обязанность на ООО «Сусуман-Ресурс» возвратить в срок до 31.05.2020 года ОАО «ОлаИнтерКом» всё муниципальное недвижимое имущество. После чего данное имущество продолжало фактически находиться в пользовании у ООО «Сусуман-Ресурс», а с 21 августа 2020 года и по настоящее время находилось и находится в аренде у ООО «Сусуман-Ресурс» на основании договоров аренды муниципального имущества, заключавшихся между КУМИ администрации Сусуманского городского округа (арендодатель) и ООО «Сусуман-Ресурс» (арендатор), а именно: договора №27-2020 от 21.08.2020, со сроком действия аренды по 20.11.2020; договора №28-2020 от 20.11.2020, со сроком действия по 20.12.2020; дополнительного соглашения к договору №28-2020 от 21.12.2020, которым срок аренды продлен до завершения конкурсных процедур на право заключения договора аренды; договора №1-2021 от 11.01.2021, со сроком действия по 20.05.2021, заключенного по результатам конкурса. В соответствии с условиями всех данных договоров, передаваемое в аренду имущество находилось в исправном состоянии, отвечающем требованиям, в соответствии с конструктивным назначением имущества (п. 3.2). Также по условиям договоров от 20.11.2020 и 11.01.2020, арендатор обязался поддерживать имущество в рабочем состоянии, нести расходы по содержанию и эксплуатации имущества, обеспечивать сохранность арендуемого имущества, проводить текущий и капитальный ремонт в целях обеспечения надлежащего технического состояния и безопасной эксплуатации имущества за счет собственных средств. В договоре от 21.08.2020 указано аналогичное обязательство за исключением обязательства проводить капитальный ремонт (п. 2.3.3). также согласно условиям договоров от 21.08.2020, 20.11.2020, 11.01.2021, арендатор вправе, по согласованию с арендодателем производить капитальный ремонт арендованного имущества за счет собственных средств. Под капитальным ремонтом подразумевается замена изношенных конструкций и деталей, восстанавливающая первоначальные эксплуатационные характеристики, ремонтируемых объектов имущества, за исключением полной замены основных конструкций (п. 2.4.1).

В силу ч. 1 ст. 616 ГК РФ арендодатель обязан производить за свой счет капитальный ремонт переданного в аренду имущества, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором аренды.

Пунктом 2 ч. 1 ст. 28.3 Закона о теплоснабжении установлена прямая обязанность арендатора по договору аренды объектов теплоснабжения, находящихся в муниципальной собственности поддерживать данные объекты в исправном состоянии, проводить их текущий ремонт и капитальный ремонт, нести расходы на их содержание.

Пунктом 3 ч. 1 ст. 41.3 Закона о водоснабжении и водоотведении также установлена прямая обязанность арендатора по договору аренды централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в муниципальной собственности, поддерживать их в исправном состоянии, проводить текущий ремонт и капитальный ремонт этих систем, нести расходы на их содержание.

Северо-Восточным управлением Ростехнадзора 21.10.2020 года в ходе внеплановой выездной проверки хода подготовки ООО «Сусуман-Ресурс» к работе в осенне-зимний период 2020-2021 годов, были выявлены нарушения требований Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, в том числе: в котельной «Берелех», водозабора «Заречье», аварийное состояние кровли, стен зданий, повреждены (трещины) стены (п. 3.3.1 ПТЭТЭ); дымовая труба котельной «Заречье» имеет отклонение, обрыв части трубы (п. 3.3.1 ПТЭТЭ); тепловые сети находятся в аварийном состоянии и нуждаются в ремонте, частично отсутствует тепловая изоляция, выявлена утечка в мкн Северный г. Сусуман (п. 6.1.31, 6.2.1 ПТЭТЭ). По результатам проверки ООО «Сусуман-Ресурс» было выдано предписание №04/57-2020 ОЗП (Л), об устранении указанных нарушений в срок до 30.10.2020 года. Однако до настоящего времени ремонтные работы, по устранению вышеуказанных нарушений, ни собственником муниципального имущества, ни арендатором, которому было выдано предписание, не проведены, нарушения не устранены, что не оспаривалось сторонами и подтверждается, в том числе, актом осмотра от 05.12.2020 проведенного заместителем прокурора Сусуманского района с участием исполнительного директора ООО «Сусуман-Ресурс», с прилагаемой фототаблицей (т. 1 л.д. 81-85). Представленные представителем ответчика муниципального образования «Сусуманский городской округ» заключения по результатам технического освидетельствования строительных конструкций от 25.11.2020 (т. 2 л.д. 189-235, т. 3 л.д. 1-22), не свидетельствуют об устранении выявленных нарушений, а указывают лишь на возможность эксплуатации котельных «Берелех» и «Заречье», тепловых сетей мкр Северный г. Сусуман, а также насосной (водозабора) «Заречье», которые всё вышеуказанное время используются по назначению, при этом прилагаемые к заключениям фототаблицы, подтверждают имеющиеся нарушения Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, устранить которые и просит прокурор.

С учетом изложенного исковые требования прокурора к ООО «Сусуман-Ресурс», являющемуся арендатором указанного муниципального имущества с 2018 года, о проведении им капитального ремонта: аварийных участков тепловых сетей мкр Северный г. Сусуман в точке с координатами № 62° 47.145" Е 148°09.731"; стен котельной «Берелех» и насосной (водозабора) «Заречье», устранить дефекты (трещины, разрушения кирпичной кладки); кровли котельной «Берелех» и насосной (водозабора) «Заречье», устранить течь; дымовой трубы котельной «Заречье», устранить отклонение и обрыв верхней части, являются законными и обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Также суд находит необоснованными доводы КУМИ администрации Сусуманского городского округа о том, что данное юридическое лицо является ненадлежащим ответчиком по делу и обязанность по капитальному ремонту вышеуказанного муниципального имущества должна быть возложена исключительно на арендатора данного имущества – ООО «Сусуман-Ресурс».

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 16 Закона об организации местного самоуправления, к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа, в том числе тепло- и водоснабжения населения.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 28.3 Закона о теплоснабжении и п. 3 ч. 1 ст. 41.3 Закона о водоснабжении и водоотведении действительно установлена прямая обязанность арендатора по договору аренды объектов теплоснабжения, централизованных систем холодного водоснабжения, находящихся в муниципальной собственности, поддерживать данные объекты в исправном состоянии, проводить их текущий ремонт и капитальный ремонт, нести расходы на их содержание. Вместе с тем, с учетом того, что собственником муниципального имущества - объектов теплоснабжения, централизованных систем холодного водоснабжения, на которого возложена законом обязанность по организации в границах городского округа тепло и водоснабжения, договоры аренды на данное имущество заключаются на краткосрочные сроки, в течение отопительного периода, когда, с учетом необходимости бесперебойного обеспечения населения городского округа тепло и водоснабжением, и сложностью в указанный период арендатору выполнить возложенную на него законом обязанность по осуществлению капитального ремонта арендуемого имущества, с учетом положений ст. 210 ГК РФ согласно которой собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором, обязанность по осуществлению капитального ремонта муниципального имущества, который возможен только после прохождения текущего отопительного сезона, должна быть возложена как на арендатора так и на собственника.

В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 51 Закона об организации местного самоуправления, ч. 1, 2 ст. 46 Устава муниципального образования «Сусуманский городской округ» органы местного самоуправления городского округа от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления Сусуманского городского округа вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Согласно п. 5 ч. 10 ст. 35 Закона об организации местного самоуправления, определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, относится к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования. Собрание представителей устанавливает порядок управления и распоряжения объектами муниципальной собственности (ч. 3 ст. 46 Устава муниципального образования «Сусуманский городской округ»).

Решением Собрания представителей Сусуманского городского округа от 23.06.2020 года, учрежден отраслевой (функциональный) орган администрации Сусуманского городского округа – Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Сусуманского городского округа с правами юридического лица и утверждено положение о данном органе.

В соответствии с п. 1.7 Положения о КУМИ администрации Сусуманского городского округа, КУМИ является главным распорядителем бюджетных средств и получателем средств местного бюджета по вопросам, входящим в компетенцию Комитета. Основными задачами КУМИ являются: обеспечение эффективного управления и распоряжения муниципальным имуществом в пределах своей компетенции, реализация иных задач, необходимых для решения вопросов, относящихся к компетенции Комитета (п. 2.2.3 Положения). КУМИ в рамках возложенных на него задач, владеет, пользуется и распоряжается имуществом, находящимся в муниципальной собственности Сусуманского городского округа (п. 3.3 Положения). Осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению муниципального имущества, включая имущество, переданное в установленном порядке иным лицам. КУМИ обязан обеспечивать сохранность имущества закрепленного за КУМИ (п. 3.43, 4.2.2 Положения).

Таким образом, с учетом того, что именно в полномочия КУМИ администрации Сусуманского городского округа входит владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности Сусуманского городского округа, в том числе и связанного с организацией тепло - и водоснабжения населения, и именно КУМИ, от имени муниципального образования «Сусуманский городской округ», заключались с ООО «Сусуман-Ресурс» договора аренды муниципального имущества, доводы представителя данного ответчика о том, что КУМИ администрации Сусуманского городского округа является ненадлежащим ответчиком, судом во внимание не принимаются так как основаны на ошибочном толковании норм права.

С учетом структуры органов местного самоуправления муниципального образования «Сусуманский городской округ» суд полагает необходимым отказать в удовлетворении исковых требований к ответчику администрации Сусуманского городского округа и удовлетворить заявленные исковые требования к муниципальному образованию «Сусуманский городской округ» в лице КУМИ администрации Сусуманского городского округа.

Таким образом, с учетом положений ст. 616 ГК РФ и договора аренды от 11 января 2021 года, ввиду необходимости проведения капитального ремонта стен и крыши, дымовой трубы, теплотрассы, обязанность по проведению данного ремонта, подлежит возложению как на собственника имущества – муниципальное образование «Сусуманский городской округ» в лице КУМИ администрации Сусуманского городского округа, так и на арендатора - ООО «Сусуман-Ресурс».

При определении срока, в течение которого установленные нарушения подлежат устранению, суд исходит из требований разумности и находит возможным согласится с доводами прокурора о необходимости установления данного срока, с учетом климатических и сезонных особенностей Сусуманского района Магаданской области, до 01.08.2021 года, который обусловлен необходимостью остановки котельного и насосного оборудования для произведения работ, что возможно только после окончания текущего отопительного периода.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Сусуманского района к муниципальному образованию «Сусуманский городской округ» в лице администрации Сусуманского городского округа, Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Сусуманского городского округа и обществу с ограниченной ответственностью «Сусуман-Ресурс» об обязании устранить нарушения федерального законодательства – удовлетворить частично.

Возложить на общество с ограниченной ответственностью «Сусуман-Ресурс» обязанность в течение 3 месяцев со дня вступления настоящего решения суда в законную силу провести экспертизу промышленной безопасности подогревателя ПСВ90-70-15 №1 зав. № 7049 на котельной «Центральная» г. Сусуман; обеспечить тепловые сети мкр Северный г. Сусуман тепловой изоляцией от точки с координатами № 62° 47.145" Е 148°09.731" до точки с координатами № 62°47.265" Е 148°09.819".

Возложить на муниципальное образование «Сусуманский городской округ» в лице Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Сусуманского городского округа и общество с ограниченной ответственностью «Сусуман-Ресурс» обязанность в срок до 01 августа 2021 года: 1) провести капитальный ремонт аварийных участков тепловых сетей мкр Северный г. Сусуман в точке с координатами № 62° 47.145" Е 148°09.731"; 2) провести капитальный ремонт стен котельной «Берелех» расположенной в г. Сусуман мкн Берелех и насосной (водозабора) «Заречье», расположенной в г. Сусуман мкн Заречье (кадастровый номер 49:05:0000000:724), а именно устранить дефекты (трещины, разрушения кирпичной кладки); 3) провести капитальный ремонт кровли котельной «Берелех», расположенной в г. Сусуман мкн Берелех и насосной (водозабора) «Заречье», расположенной в г. Сусуман мкн Заречье (кадастровый номер 49:05:0000000:724), а именно устранить течь; 4) провести капитальный ремонт дымовой трубы котельной «Заречье», расположенной в <...> (кадастровый номер 49:05:010309:88), а именно устранить отклонение и обрыв верхней части.

В удовлетворении исковых требований прокурора Сусуманского района к администрации Сусуманского городского округа - отказать.

Решение может быть обжаловано сторонами путем подачи апелляционной жалобы в судебную коллегию по гражданским делам Магаданского областного суда через Сусуманский районный суд Магаданской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий Е.В. Новиков

Мотивированное решение суда изготовлено 08 февраля 2021 года.