ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-135/20 от 04.08.2020 Псковского городского суда (Псковская область)

Дело № 2-135/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

04 августа 2020 г. Псков

Псковский городской суд Псковской области в составе

председательствующего судьи Захаровой О.С.,

при секретаре Шалонько О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Псковского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ОАО «Псковавиа» об обязании обеспечить исполнение требований законодательства в авиационной сфере и о пожарной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

Псковский транспортный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ОАО «Псковавиа» об обязании обеспечить исполнение требований законодательства в авиационной сфере и о пожарной безопасности.

В обоснование иска указано, что на основании поручения Министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 19.06.2019, задания Северо–Западной транспортной прокуратуры от 27.08.2019 Псковской транспортной прокуратурой с участием специалистов УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора, отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г.Пскову УНД и ПР ГУ МЧС России по Псковской области была проведена проверка деятельности оператора Аэродрома Псков – ОАО «Псковавиа» на предмет соответствия требованиям федеральных авиационных правил и законодательства о пожарной безопасности, в результате которой установлены многочисленные нарушения норм законодательства в авиационной сфере, законодательства о пожарной безопасности в зданиях административного корпуса и аэровокзала аэродрома Псков.

В период с 2018 по 2019 гг. Псковской транспортной прокуратурой по фактам выявленных нарушений неоднократной принимались меры прокурорского реагирования, ОАО «Псковавиа» 23.04.2018, 28.02.2019 направлены представления об устранении нарушений законодательства пожарной безопасности, законодательства о безопасности полетов, однако должные меры по обеспечению авиационной безопасности, безопасности полетов, пожарной безопасности, ОАО «Псковавиа» не предпринимались.

Поскольку проведенными проверками установлено, что деятельность ОАО «Псковавиа» не обеспечивает безопасные условия пребывания пассажиров и авиационного персонала в аэропорту, аэропортовая инфраструктура не отвечает требованиям законодательства о безопасности полетов, что создает непосредственную угрозу жизни и здоровью лиц, пользующихся услугами аэропорта, Псковский транспортный прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с данным иском, в котором, уточнив исковые требования в порядке ст. 39 ГПК РФ, просил:

1. Обязать ОАО «Псковавиа» в течение года со дня вступления в силу решения суда обеспечить исполнение требований законодательства в авиационной сфере, а именно:

- оборудовать контрольно-пропускной пункт № 2 инженерно- техническими системами, обеспечивающими идентификацию транспортных средств по государственным номерным знакам или иным идентификационным номерам;

- организовать и обеспечить фактическое проведение обучения по программе профессиональной подготовки спасателей и на проведение аварийно-спасательных работ и аттестации спасателя службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов (СПАСОП) Н., с получением документов, подтверждающих прохождение обучения и аттестации;

- провести технический осмотр в государственных органах спецавтотранспорта, самоходных машин, в том числе прицепов, принадлежащих и эксплуатируемых ОАО «Псковавиа» в аэропорту «Псков» (Кресты);

- оснастить аэропорт спецтранспортом для доставки пассажиров к месту стоянки воздушного судна и в здание аэровокзала;

- оснастить аэропорт специальными подъемными устройствами (амбулифтом);

- обеспечить специалистов службы электросветотехнического обеспечения полетов, СТ и ЭА средствами индивидуальной защиты в соответствии с разделом III Приложения № 2 приказа Минздравсоцразвития России от 22.06.2009 № 357н «Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением»;

- организовать и обеспечить фактическое проведение обучения сотрудников по авиационной орнитологии, с получением документов, подтверждающих прохождение обучения;

- переместить голубятню за пределы территории аэропорта.

2. Обязать ОАО «Псковавиа» в течение года со дня вступления в силу решения суда обеспечить исполнение требований законодательства о пожарной безопасности в здании административного корпуса, а именно:

- обеспечить работу системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией в исправном состоянии;

- организовать обслуживание и проведение проверки работоспособности системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией; внутреннего противопожарного водопровода; перекатки пожарных рукавов внутреннего противопожарного водопровода;

- провести обучение в специализированном образовательном учреждении в области пожарной безопасности ответственных лиц за пожарную безопасность и ответственных за проведение противопожарного инструктажа, с получением документов, подтверждающих прохождение обучения;

- обеспечить работоспособность кабельных линий и электропроводки систем противопожарной защиты, систем обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, аварийного освещения на путях эвакуации в соответствии с требованиями п. 4.8 СП 6.13130.2013;

- оформить планы эвакуации в фотолюминесцентном исполнении;

- обеспечить перезарядку огнетушителей;

- оборудовать над эвакуационным выходом с левой лестничной клетки первого этажа световое табло «Выход»;

- обеспечить на путях эвакуации (в коридоре первого этажа корпуса администрации (рядом с выходом на внутреннюю территорию - левая лестница) применение материалов для облицовки стен с пожарной опасностью не более Г2, В2, Д3, Т3 или Г2, В3, Д2, Т2, в соответствии с требованиями табл. № 28 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, п. 6.25 СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений»;

- оборудовать коридор первого этажа (рядом с выходом на внутреннюю территорию - левая лестница) системой автоматической пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией.

3. Обязать ОАО «Псковавиа» в течение года со дня вступления в силу решения суда обеспечить исполнение требований законодательства о пожарной безопасности в здании аэровокзала, а именно:

- обеспечить работу системы автоматической пожарной сигнализации в исправном состоянии;

- обеспечить на путях эвакуации (в коридоре первого и второго этажей административной части корпуса аэровокзала) применение материалов для облицовки стен с пожарной опасностью не более Г2, В2, Д3, Т3 или Г2, В3, Д2, Т2, в соответствии с требованиями табл. № 28 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, п. 6.25 СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений»;

- обеспечить корпус аэровокзала наружной пожарной лестницей в исправном состоянии;

- обеспечить проведение эксплуатационных испытаний наружной пожарной лестницы с составлением соответствующего протокола испытаний, а также периодического освидетельствования состояния средств спасения с высоты в соответствии с технической документацией или паспортом.

В судебном заседании старший помощник Псковского транспортного прокурора Румянцева Н.О. уточненные исковые требования поддержала, в обоснование привела доводы, указанные в иске.

Представители ответчика ОАО «Псковавиа» по доверенности Зеленская Е.Я. и генеральный директор Тарасов А.В. в судебном заседании и письменных возражениях, не оспаривая факт допущения ОАО «Псковавиа» нарушений законодательства пожарной безопасности и законодательства о безопасности полетов, просили учесть, что определением Арбитражного суда Псковской области от 10.06.2020 в отношении общества введена процедура наблюдения, назначен временный управляющий. Несмотря на затруднительное финансовое положение, ОАО «Псковавиа» принимает все меры к устранению установленных прокурорской проверкой нарушений требований федеральных авиационных правил и законодательства о пожарной безопасности, к обеспечению устойчивого и безопасного функционирования транспортного комплекса.

Соглашаясь в целом с обоснованностью требований прокурора, ответчик полагал, что не подлежит удовлетворению требование о проведении технического осмотра в государственных органах спецавтотранспорта, самоходных машин, в том числе прицепов, принадлежащих и эксплуатируемых ОАО «Псковавиа» в Аэропорту «Псков», поскольку в соответствии с п.8 Методических рекомендаций по порядку и учета, приема и передачи спецмашин на аэродромах гражданской авиации, разработанных Росавиацией, спецтехника и спецмашины, эксплуатируемые исключительно на территории аэродрома, подлежат учету только соответствующей службой оператора аэродрома.

Также ответчик просил отказать в требовании об оснащении аэропорта специальным подъемным устройством (амбулифтом), поскольку согласно ст. 106.1 Воздушного кодекса РФ пассажиру из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности оператором аэропорта, имеющим сертификат на осуществление аэропортовой деятельности по обеспечению обслуживания пассажиров, в аэропорту должны быть предоставлены без взимания дополнительной платы следующие услуги - обеспечение посадки на воздушное судно и высадки из него, в том числе с использованием специального подъемного устройства (амбулифта). ОАО «Псковавиа» имеет и использует своей работе специальное подъемное устройство для подъема и перемещения инвалидов (ступенькоход), используемое для поднятия вышеуказанной группы пассажиров, т.е. обеспечивает их посадку на воздушное судно и высадку из него, нареканий и замечаний от лиц с ограниченными возможностями в ОАО «Псковавиа» не поступало. Отметил, что стоимость амбулифта является очень высокой, учитывая финансовое положение, ОАО «Псковавиа» в настоящее время не имеет возможности приобрести данное устройство.

Поскольку для устранения выявленных нарушений требуются финансовые затраты, учитывая, что в связи с технологическими процессами устранить их в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу, не представляется возможным, ответчик просил увеличить срок исполнения признаваемых обществом требований до трех лет с момента вступления решения суда в законную силу.

Извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела временный управляющий ОАО «Псковавиа» Наталкин Д.В. возражений на иск не представил.

Привлеченные в ходе рассмотрения дела в качестве третьих лиц Комитет по управлению государственным имуществом Псковской области, в/ч 41439, Администрация Псковской области явку представителей в судебное заседание не обеспечили.

Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к выводу, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Пунктом 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор наделен правом обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Из материалов дела следует, что Аэродром «Псков» является аэродромом государственной авиации, совместного базирования с гражданской авиацией, класса «В», имеет взлетно- посадочную полосу с искусственным покрытием (далее ИВПП) размером 2524 х 44 м, рулежные дорожки и перрон. Данный аэродром зарегистрирован в Государственном реестре аэродромов и вертодромов гражданской авиации РФ, входит в перечень аэропортов (аэродромов), открытых для выполнения международных полетов. Собственником ОАО «Псковавиа» является Псковская область в лице Администрации Псковской области, которой принадлежат 100 % акций данного предприятия. В соответствии с лицензией от 14.06.2005 № 2-А/00073 ОАО «Псковавиа» имеет право на осуществление деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры. В состав ОАО «Псковавиа» входит служба поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов с целью выполнения поисково-спасательных и аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров, что подтверждается свидетельством на право ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях от 24.12.2018 № 15-110-001. На основании сертификата от 18.01.2019 № ФАВТ.АБ.208 ОАО «Псковавиа» организует и обеспечивает авиационную безопасность, предполетный и послеполетный досмотры воздушных судов, его бортовых запасов, членов экипажей, пассажиров и багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, лиц из числа авиационного персонала гражданской авиации, грузов и почты; охрану аэропорта, объектов его инфраструктуры и воздушных судов, пропускной и внутриобъектовый режимы /л.д. 30-47, 48, 49-61, 62-71 том 1/.

В аэропорту выполняются регулярные пассажирские рейсы АО «Авиакомпания АЗИМУТ» по маршрутам: Псков-Москва (А4-438), Москва-Псков (А4-437), Псков-Сочи (А4-537), Сочи-Псков (А4-538).

Определением Арбитражного суда Псковской области от 10.06.2020 ОАО «Псковавиа» признано несостоятельным (банкротом), в отношении общества введено наблюдение, временным управляющим назначен Наталкин Д.В. /л.д.127-136 том 2/.

В соответствии с ч. 3 ст. 8 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) операторы аэродромов гражданской авиации осуществляют свою деятельность при наличии выданного органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации, документа, подтверждающего соответствие требованиям федеральных авиационных правил.

Согласно ст. 48 ВК РФ требования, предъявляемые к предназначенным для взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов аэродромам, а также правила их эксплуатации в зависимости от видов полетов воздушных судов и характеристик обслуживаемых воздушных судов устанавливаются федеральными авиационными правилами.

Требования авиационной безопасности и порядок их выполнения устанавливаются федеральными авиационными правилами (п. 4 ст. 84 ВК РФ).

Приказом Минтранса России от 28.06.2007 № 82 утверждены Федеральные авиационные правила «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» (далее - ФАП № 82), которые применяются при осуществлении внутренних и международных воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов рейсами по расписанию движения воздушных судов и дополнительными рейсами и рейсами по договору фрахтования воздушного судна (воздушному чартеру).

Приказ Минтранса России от 25.09.2015 N 286 утверждены Федеральные авиационные правила "Требования к операторам аэродромов гражданской авиации. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие операторов аэродромов гражданской авиации требованиям федеральных авиационных правил" (далее ФАП № 286), устанавливающие требования к операторам аэродромов гражданской авиации, а также форму и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие операторов аэродромов гражданской авиации требованиям федеральных авиационных правил.

Федеральный закон от 22.08.1995 N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" (далее - Федеральный закон № 151-ФЗ) определяет общие организационно-правовые и экономические основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на территории Российской Федерации, регулирует отношения в этой области между органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также предприятиями, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), общественными объединениями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, устанавливает права, обязанности и ответственность спасателей, определяет основы государственной политики в области правовой и социальной защиты спасателей, других граждан Российской Федерации, принимающих участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации), и членов их семей.

В соответствии с пунктом 6 статьи 84 ВК РФ Правительством Российской Федерации (Постановление от 01.02.2011 N 42) утверждены Правила охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры, которые определяют порядок охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры в целях обеспечения авиационной безопасности.

Установлено, что на основании распоряжения № 463-р от 16.09.2019 Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Северо-Западному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора) в период с 23 по 29 сентября 2019 в отношении ОАО «Псковавиа» проведена плановая выездная проверка, по результатам которой выявлены многочисленные нарушения в авиационной сфере. Согласно акту проверки УГАН НОТБ СЗФО Ространснадзора от 27.09.2019 № 03.11-200 ООО «Псковавиа» выдано 21 предписание об устранении нарушений в авиационной сфере /л.д. 72-87 том 1/.

Одновременно в сентябре 2019 Отделом надзорной деятельности и профилактической работы по городу Пскову УНД и ПР Главного управления МЧС России по Псковской области совместно с помощником Псковского транспортного прокурора проведено обследование корпуса ОАО «Псковавиа», в результате которого выявлены многочисленные нарушения требований пожарной безопасности, отраженные в справке от 27.09.2019 /л.д. 94-98 том 1/.

Прокурором не оспаривалось, что выявленные нарушения ОАО «Псковавиа» частично устранялись, однако не в полном объеме.

До настоящего времени не устранены следующие нарушения требований законодательства в авиационной сфере:

- в нарушение требований пп. «г» п. 8 Правил охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2011 № 42, КПП № 2 в аэропорту Псков не оборудовано инженерно-техническими системами, обеспечивающими идентификацию транспортных средств по государственным номерным знакам или иным идентификационным номерам;

- в нарушение требований п. 3 ст. 9 Федерального закона № 151-ФЗ в Аэропорту Псков сотрудник службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов ОАО «Псковавиа» Н. не прошел обучение по программе профессиональной подготовки спасателей и на проведение аварийно-спасательных работ, не аттестован на статус спасателя в установленном порядке;

- в нарушение требований п. 93 ФАП № 82, п. 44 ФАП № 286 оператор аэропорта не имеет спецтранспорта для обеспечения доставки пассажиров к месту стоянки воздушного судна, а также доставки пассажиров в здание аэровокзала;

- в нарушение главы III, приложения № 2 приказа Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 22.06.2009 № 357н «Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением» специалисты службы ЭСТОП, СТ и ЭА не обеспечены средствами индивидуальной защиты;

- в нарушение п. 3.3.2, 4.9 ИКАО Руководство по аэропортовым службам Часть 3. Создаваемая дикой природой опасность и методы ее уменьшения (Doc 9137) персонал, отвечающий за орнитологическое обеспечение полетов, не обучен по авиационной орнитологии;

- нахождение на территории авиапредприятия голубятни противоречит требованиям п. 2.5 Приказа Министерства гражданской авиации СССР от 26 декабря 1988 г. N 209 "Об утверждении Руководства по орнитологическому обеспечению полетов в гражданской авиации (РООП ГА-89)".

Приведенные нарушения требований законодательства в авиационной сфере ответчиком не оспаривались.

В указанной части иск прокурора заявлен обоснованно и подлежит удовлетворению.

Вместе с тем, исковые требования в части возложения на ответчика обязанности провести технический осмотр в государственных органах спецавтотранспорта, самоходных машин, в том числе прицепов, принадлежащих и эксплуатируемых ОАО «Псковавиа» в аэропорту «Псков» (Кресты) и оснастить аэропорт специальными подъемными устройствами (амбулифтом) суд находит не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч.1, 2 ст.2 Федерального закона от 01.07.2011 N 170-ФЗ "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" настоящим Федеральным законом устанавливаются порядок и периодичность проведения технического осмотра находящихся в эксплуатации транспортных средств, а также порядок аккредитации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей (заявителей) в целях осуществления деятельности по проведению технического осмотра.

Действие настоящего Федерального закона не распространяется на транспортные средства, которые имеют двигатель внутреннего сгорания объемом не более 50 кубических сантиметров или электродвигатель максимальной мощностью не более 4 киловатт и максимальная конструктивная скорость которых составляет не более 50 километров в час, а также прицепы к ним.

Согласно п.15 ст.1 названного закона транспортное средство - устройство, предназначенное для перевозок по дорогам людей, грузов или установленного на нем оборудования.

Порядок и периодичность проведения технического осмотра самоходных машин и других видов техники, зарегистрированных органами, осуществляющими государственный надзор за их техническим состоянием, установлены Правилами проведения технического осмотра самоходных машин и других видов техники, зарегистрированных органами осуществляющими государственный надзор за их техническим состоянием, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.11.2013 № 1013.

Приказом Минтранса России от 23.06.2003 N 150 утверждены Федеральные авиационные правила "Сертификационные требования к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по обеспечению обслуживания пассажиров, багажа, грузов и почты" (далее ФАП № 150), устанавливающие сертификационные требования, предъявляемые к юридическим лицам, осуществляющим аэропортовую деятельность по обеспечению обслуживания пассажиров, багажа, грузов и почты при выполнении внутренних и международных воздушных перевозок, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности и ведомственной принадлежности.

Согласно п. 36 ФАП № 150 спецтранспорт, допускаемый к эксплуатации на территории аэродрома и за ее пределами, должен состоять на учете в соответствующих уполномоченных государственных органах.

Спецтранспорт, допускаемый к эксплуатации только на территории аэродрома, должен иметь гаражный номер. Учет и ведение паспортов и формуляров на указанный спецтранспорт осуществляются Организацией.

Приказом Минтранса России от 13.07.2006 N 82 в целях предупреждения повреждений воздушных судов при их техническом и коммерческом обслуживании спецтранспортом и средствами механизации на аэродромах Российской Федерации утверждена Инструкция по организации движения спецтранспорта и средств механизации на гражданских аэродромах Российской Федерации" (далее Инструкция).

В соответствии с п. 44 Инструкции спецмашины, допускаемые к эксплуатации на территории аэродрома, подлежат учету в соответствующих государственных органах.

Спецмашинам, допускаемым к эксплуатации только на территории аэродрома, присваиваются гаражные номера. Учет и ведение паспортов и формуляров на спецмашины производятся главным оператором аэропорта и организациями, осуществляющими эксплуатацию спецмашин.

В целях реализации пункта 44 Инструкции и пункта 36 ФАП № 150 Росавиацией разработаны "Методические рекомендации по порядку учета, приема и передачи спецмашин на аэродромах гражданской авиации" (далее - Методические рекомендации) (письмо Росавиации от 14.01.2020 N Исх-593/04).

Согласно п.2 Методических рекомендаций спецтехника и спецмашины, эксплуатируемые исключительно на территории аэродрома, подлежат учету соответствующей службой (подразделением) оператора аэродрома (оператора по наземному обслуживанию ВС).

Поскольку спецтранспорт эксплуатируется ОАО «Псковавиа» только на территории аэродрома, оснований для возложения на ответчика обязанности провести его технический осмотр в государственных органах спецавтотранспорта не имеется.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей частая в жизни общества.

Статьей 15 названного Федерального закона предусмотрено, что организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения независимо от их организационно-правовых форм), обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).

В соответствии с п.1 ст. 106.1 ВК РФ при заключении договора воздушной перевозки пассажира, пассажир из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности обязан сообщить перевозчику или агенту перевозчика, осуществляющему бронирование, продажу и оформление перевозочных документов, об имеющихся у такого пассажира ограничениях жизнедеятельности в целях обеспечения ему соответствующих условий воздушной перевозки.

Согласно п.7 вышеуказанной статьи в аэропорту пассажиру из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности оператором аэропорта, имеющим сертификат на осуществление аэропортовой деятельности по обеспечению обслуживания пассажиров, предоставляются без взимания дополнительной платы, наряду с другими услугами услуга по обеспечению посадки на воздушное судно и высадки из него, в том числе с использованием специального подъемного устройства (амбулифта), не способного передвигаться самостоятельно пассажира из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности.

Судом установлено, что в аэропорту Псков ОАО «Псковавиа» имеется и используется в работе специальное устройство - шагающий подъемник для преодоления лестничных маршей - ступенькоход «ПУМА» /л.д.67-68, 69 том 2/, предназначенное для подъема/спуска и перемещения инвалидов и людей из маломобильных групп (по лестницам в здании аэропорта, по трапам самолетов и т.п.), что прокурором не оспаривалось.

Таким образом, наличие данного специального устройства позволяет ОАО «Псковавиа» обеспечивать посадку указанных пассажиров на воздушное судно и высадку из него.

В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие наличие жалоб и нареканий от пассажиров из числа инвалидов на неисполнение ответчиком обязанности, установленной п. 7 ст. 106.1 Воздушного кодекса РФ.

В настоящее время обязательного требования по оснащению всех аэропортов амбулифтом нормативными документами не предусмотрено.

Кроме того, Аэропорт Псков принимает, в том числе типы самолетов, которые не приспособлены под прием амбулифта.

С учетом изложенного, суд отказывает прокурору в требовании о возложении на ответчика обязанности оснастить аэропорт специальным подъемным устройством (амбулифтом).

В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» (далее Федеральный закон «О пожарной безопасности») руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты.

Пунктом 1 ст. 5 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-Ф3 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее Технический регламент) каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности.

Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре (ч. 2 ст. 5 Технического регламента).

Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности (ч. 3 ст. 5 Технического регламента).

В соответствии с ч. 2 ст. 82 Технического регламента кабельные линии и электропроводка систем противопожарной защиты, средств обеспечения деятельности подразделений пожарной охраны, систем обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, аварийного освещения на путях эвакуации, аварийной вентиляции и противодымной защиты, автоматического пожаротушения, внутреннего противопожарного водопровода, лифтов для транспортировки подразделений пожарной охраны в зданиях и сооружениях должны сохранять работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций и эвакуации людей о безопасную зону.

Линии связи между техническими средствами автоматических установок пожарной сигнализации должны сохранять работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций и эвакуации людей в безопасную зону (ч. 2 ст. 103 Технического регламента).

Область применения декоративно-отделочных, облицовочных материалов и покрытий полов на путях эвакуации и в зальных помещениях (за исключение покрытий полов спортивных арен спортивных сооружений и полов танцевальных залов) в зданиях различных функционального назначения, этажности и вместимости приведены в таблицах 28 и 29 приложения (п. 6 ст. 134 Технического регламента).

Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 (далее - Правила противопожарного режима), содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.

Требования пожарной безопасности, установленные Правилами противопожарного режима, обязательны для применения и исполнения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности в целях защиты жизни и здоровья граждан, имущества физических и юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

В соответствии с п. 3 Правил противопожарного режима, лица допускаются к работе на объекте только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности. Обучение лиц мерам пожарной безопасности осуществляется путем проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума. Порядок и сроки проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума определяются руководителем организации. Обучение мерам пожарной безопасности осуществляется в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности.

В соответствии с п. 24 Правил противопожарного режима руководитель организации обеспечивает содержание наружных пожарных лестниц и ограждений на крышах (покрытиях) зданий и сооружений в исправном состоянии их очистку от снега и наледи в зимнее время, организует не реже 1 раза в 5 лет проведение эксплуатационных испытаний пожарных лестниц и ограждений на крышах с составлением соответствующего протокола испытаний, а также периодического освидетельствования состояния средств спасения с высоты в соответствии с технической документацией или паспортом на такое изделие.

Руководитель организации обеспечивает исправность, своевременна обслуживание и ремонт источников наружного противопожарного водоснабжения и внутреннего противопожарного водопровода и организует проведение проверок их работоспособности не реже 2 раз в год (весной и осенью) с составлением соответствующих актов (п. 55 Правил противопожарного режима).

Согласно п. 57 Правил противопожарного режима руководитель организации пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода пожарными рукавами, ручными пожарными стволами и пожарными запорными клапанами, организует перекатку пожарных рукавов (не реже 1 раза в год).

Пунктом 61 Правил противопожарного режима установлено, что руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и установок противопожарной защиты и организует проведение проверки их работоспособности в соответствии с инструкцией на технические средства завода-изготовителя, национальными и (или) международными стандартами и оформляет акт проверки. В зданиях и сооружениях должна храниться исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта.

В соответствии с п. 1.1 СНиП 21-01-97 данные нормы и правила устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений на всех этапах их создания и эксплуатации.

Согласно п. 6.25 СНиП 21-01-97 в зданиях всех степеней огнестойкости классов конструктивной пожарной опасности, кроме зданий V степени огнестойкости и зданий класса С3, на путях эвакуации не допускается применять материалы с более высокой пожарной опасностью, чем: Г1, В1, Д2, Т2 - для отделки стен, потолков и заполнения подвесных потолков в вестибюлях, лестничных клетках, лифтовых холлах; Г2, В2, Д3, Т3 или Г2, В3, Д2, Т2 - для отделки стен, потолков и заполнения подвесных потолков в общих коридорах, холлах и фойе; Г2, РП2, Д2, Т2 - для покрытий пола в вестибюлях, лестничных клетках, лифтовых холлах; В2, РП2, Д3, Т2 - для покрытий пола общих коридорах, холлах и фойе.

Приказом МЧС России от 21.02.2013 № 115 утвержден свод правил СП 6.13130 «Системы противопожарной защиты. Электрооборудование. Требования пожарной безопасности», в соответствии с п. 4.8. которого кабельные линии и электропроводка, систем противопожарной защиты, средств обеспечения деятельности подразделений пожарной охраны, систем обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, аварийного освещения на путях эвакуации, аварийной вентиляции и противодымной защиты, автоматического пожаротушения, внутреннего противопожарного водопровода, лифтов для транспортировки подразделений пожарной охраны в зданиях и сооружениях должны сохранять работоспособность в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций и полной эвакуации людей в безопасную зону.

ГОСТ Р 12.2.143-2009 "Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Системы фотолюминесцентные эвакуационные. Требования и методы контроля" распространяется на фотолюминесцентные эвакуационные системы и элементы системы, в том числе планы эвакуации.

Как указано в п. 4.4.1. "СП 9.13130.2009. Свод правил. Техника пожарная. Огнетушители. Требования к эксплуатации", все огнетушители должны перезаряжаться сразу после применения или если величина утечки газового ОТВ или вытесняющего газа за год превышает допустимое значение (ГОСТ Р 51057 или ГОСТ Р 51017), но не реже сроков, указанных в таблице 1. Сроки перезарядки огнетушителей зависят от условий их эксплуатации и от вида используемого ОТВ.

Выявленные в ходе прокурорской проверки нарушения требований пожарной безопасности в здании административного корпуса и корпусе аэровокзала ответчиком не оспаривались.

Проверкой установлено, что в корпусе администрации ОАО «Псковавиа» система автоматической пожарной безопасности (АПС) и система оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ) находятся в нерабочем состоянии; не представлены документы, подтверждающие обслуживание и проведение проверки работоспособности АПС и СОУЭ, внутреннего противопожарного водопровода, перекатки пожарных рукавов внутреннего противопожарного водопровода; ответственные за пожарную безопасность лица обучение в специализированном образовательном учреждении не проходили; кабельные линии и электропроводка систем противопожарной защиты, систем обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, аварийного освещения на путях эвакуации выполнены не сохраняющими работоспособность материалами в условиях пожара в течение времени, необходимого для выполнения их функций и эвакуации людей в безопасную зону; планы эвакуации в здании администрации не выполнены в фотолюминесцентном исполнении нормативного размера; не обеспечена своевременная перезарядка огнетушителей; облицовка стен на путях эвакуации в коридоре первого этажа выполнена с более высокой пожарной опасностью, чем Г2, В2, Д3, Т3 или Г2, В3, Д2, Т2 (масляная краска); над эвакуационным выходом с левой лестничной клетки первого этажа наружу административного корпуса отсутствует световое табло «Выход».

В корпусе аэровокзала система АПС находится в нерабочем состоянии; облицовка стен на путях эвакуации в коридоре первого и второго этажей выполнена с более высокой пожарной опасностью, чем Г2, В2, Д3, Т3 или Г2, В3, Д2, Т2 (масляная краска); нарушена конструкция наружной пожарной лестницы (расстояние от нижней ступени лестницы до уровня земли составляет более шага ступеней в лестничном марше – марш спилен на уровне второго этажа); не организовано проведение испытаний наружной пожарной лестницы.

В указанной части иска требования прокурора заявлены обосновано и подлежат удовлетворению.

Разрешая вопрос о сроке исполнения ответчиком обязанности, учитывая предмет заявленного спора, связанный с авиационной безопасностью, а также пожарной безопасностью, затрагивающий права и интересы неопределенного круга лиц, пользующихся услугами ответчика, руководствуясь ст. 206 ГПК РФ, суд полагает, что заявленный прокурором срок исполнения возложенных на ответчика обязанности - в течение одного года с момента вступления в силу решения суда, является разумным и позволит ответчику исполнить решение суда. Оснований для продления указанного срока суд не усматривает.

Руководствуясь ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Псковского транспортного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ОАО «Псковавиа» об обязании обеспечить исполнение требований законодательства в авиационной сфере удовлетворить частично.

1. Обязать ОАО «Псковавиа» в течение года со дня вступления в силу решения суда обеспечить исполнение требований законодательства в авиационной сфере, а именно:

- оборудовать контрольно-пропускной пункт № 2 инженерно- техническими системами, обеспечивающими идентификацию транспортных средств по государственным номерным знакам или иным идентификационным номерам;

- организовать и обеспечить фактическое проведение обучения по программе профессиональной подготовки спасателей и на проведение аварийно-спасательных работ и аттестации спасателя службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов (СПАСОП) Н., с получением документов, подтверждающих прохождение обучения и аттестации;

- оснастить аэропорт спецтранспортом для доставки пассажиров к месту стоянки воздушного судна и в здание аэровокзала;

- обеспечить специалистов службы электросветотехнического обеспечения полетов, СТ и ЭА средствами индивидуальной защиты в соответствии с разделом III Приложения № 2 приказа Минздравсоцразвития России от 22.06.2009 № 357н «Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением»;

- организовать и обеспечить фактическое проведение обучения сотрудников по авиационной орнитологии, с получением документов, подтверждающих прохождение обучения;

- переместить голубятню за пределы территории аэропорта.

2. Обязать ОАО «Псковавиа» в течение года со дня вступления в силу решения суда обеспечить исполнение требований законодательства о пожарной безопасности в здании административного корпуса, а именно:

- обеспечить работу системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией в исправном состоянии;

- организовать обслуживание и проведение проверки работоспособности системы автоматической пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией; внутреннего противопожарного водопровода; перекатки пожарных рукавов внутреннего противопожарного водопровода;

- провести обучение в специализированном образовательном учреждении в области пожарной безопасности ответственных лиц за пожарную безопасность и ответственных за проведение противопожарного инструктажа, с получением документов, подтверждающих прохождение обучения;

- обеспечить работоспособность кабельных линий и электропроводки систем противопожарной защиты, систем обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, аварийного освещения на путях эвакуации в соответствии с требованиями п. 4.8 СП 6.13130.2013;

- оформить планы эвакуации в фотолюминесцентном исполнении;

- обеспечить перезарядку огнетушителей;

- оборудовать над эвакуационным выходом с левой лестничной клетки первого этажа световое табло «Выход»;

- обеспечить на путях эвакуации (в коридоре первого этажа корпуса администрации (рядом с выходом на внутреннюю территорию - левая лестница) применение материалов для облицовки стен с пожарной опасностью не более Г2, В2, Д3, Т3 или Г2, В3, Д2, Т2, в соответствии с требованиями табл. № 28 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, п. 6.25 СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений»;

- оборудовать коридор первого этажа (рядом с выходом на внутреннюю территорию - левая лестница) системой автоматической пожарной сигнализации и системой оповещения и управления эвакуацией.

3. Обязать ОАО «Псковавиа» в течение года со дня вступления в силу решения суда обеспечить исполнение требований законодательства о пожарной безопасности в здании аэровокзала, а именно:

- обеспечить работу системы автоматической пожарной сигнализации в исправном состоянии;

- обеспечить на путях эвакуации (в коридоре первого и второго этажей административной части корпуса аэровокзала) применение материалов для облицовки стен с пожарной опасностью не более Г2, В2, Д3, Т3 или Г2, В3, Д2, Т2, в соответствии с требованиями табл. № 28 Технического регламента о требованиях пожарной безопасности, п. 6.25 СНиП 21-01-97 «Пожарная безопасность зданий и сооружений»;

- обеспечить корпус аэровокзала наружной пожарной лестницей в исправном состоянии;

- обеспечить проведение эксплуатационных испытаний наружной пожарной лестницы с составлением соответствующего протокола испытаний, а также периодического освидетельствования состояния средств спасения с высоты в соответствии с технической документацией или паспортом.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Псковский областной суд через Псковский городской суд Псковской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья О.С. Захарова