ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-135/20 от 10.06.2020 Нижнетуринского городского суда (Свердловская область)

Дело №2-135/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

10 июня 2020 года город Нижняя Тура

Нижнетуринский городской суд Свердловской области в составе:

Председательствующего судьи Лейпи Е.Н.,

при секретаре Ковалевой К.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Региональной общественной организации защиты прав потребителей и общественного контроля «Гражданский контроль» по Свердловской области, действующей в интересах ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 к Муниципальному бюджетному учреждению «Административно - хозяйственная служба» о компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Региональная общественная организация защиты прав потребителей и общественного контроля «Гражданский контроль» по Свердловской области, действующая в интересах ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 обратилась к мировому судье судебного участка № 2 Нижнетуринского судебного района с иском к АО «ЭнерносбыТ Плюс», Муниципальному бюджетному учреждению «Административно -хозяйственная служба» о защите прав потребителей – перерасчете платы за коммунальную услугу «отопление», компенсации морального вреда, взыскании штрафа.

В ходе судебного разбирательства, состоявшегося 23.03.2020 года, представитель истцов ФИО5 отказалась от исковых требований, заявленных к АО «ЭнерносбыТ Плюс» о перерасчете платы за коммунальную услугу «отопление», компенсации морального вреда, взыскании штрафа, а также к Муниципальному бюджетному учреждению «Административно - хозяйственная служба» о перерасчете платы за коммунальную услугу «отопление», взыскании штрафа. На исковых требованиях к Муниципальному бюджетному учреждению «Административно - хозяйственная служба» о компенсации морального вреда наставила.

Определением мирового судьи судебного участка № 1 Нижнетуринского судебного района ФИО6, исполняющей обязанности мирового судьи судебного участка № 2 Нижнетуринского судебного района от 23.03.2020г. производство по иску Региональной общественной организации защиты прав потребителей и общественного контроля «Гражданский контроль» по Свердловской области, действующей в интересах ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 к АО «ЭнерносбыТ Плюс» о перерасчете платы за коммунальную услугу «отопление», компенсации морального вреда, взыскании штрафа, а также к Муниципальному бюджетному учреждению «Административно - хозяйственная служба» о перерасчете платы за коммунальную услугу «отопление», взыскании штрафа, было прекращено, в связи с отказом от заявленных исковых требований.

Требование истцов о компенсации морального вреда, заявленное к Муниципальному бюджетному учреждению «Административно - хозяйственная служба», было выделено в отдельное производство и передано по подсудности в Нижнетуринский городской суд, для рассмотрения по существу.

Определением Нижнетуринского городского суда от 14.05.2020г. исковое заявление Региональной общественной организации защиты прав потребителей и общественного контроля «Гражданский контроль» по Свердловской области, действующей в интересах ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 к Муниципальному бюджетному учреждению «Административно - хозяйственная служба» о компенсации морального вреда принято к производству Нижнетуринского городского суда.

Истцы ФИО1, ФИО2, ФИО4 в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме.

Истец ФИО3 в судебное заседание не явились, о дате и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом

Представитель истцов ФИО5, действующая на основании доверенности, в судебном заседании на исковых требованиях настаивала, увеличив размер исковых требований: просила признать незаконным бездействие Муниципального казенного учреждения «Административно - хозяйственная служба» в части ввода в эксплуатацию общедомового прибора учета тепла по адресу: <адрес>, взыскать с ответчика в пользу каждого истца компенсацию морального вреда в размере 10000 руб. 00 коп.

Представитель ответчика Муниципального казенного учреждения «Административно - хозяйственная служба» ФИО7, действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования признала частично.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с преамбулой Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) данный закон регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды, получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав.

Потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Исполнителем является организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору.

Исходя из положений указанного выше закона, граждане, являющиеся собственниками помещений в многоквартирном доме, относятся к потребителям услуг, оказываемых управляющей организацией (исполнителем) по возмездному договору управления многоквартирным домом, в связи с чем, на данные правоотношения распространяется Закон о защите прав потребителей.

В соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

В соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В судебном засдении установлено, что истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 обратились с требованием к Муниципальному казенному учреждению «Административно - хозяйственная служба» о признании незаконным бездействие Муниципального казенного учреждения «Административно - хозяйственная служба» в части ввода в эксплуатацию общедомового прибора учета тепла по адресу: <адрес>, о взыскании компенсации морального вреда, в связи с тем, что были нарушены их права как потребителей, поскольку производилось начисление за услугу «отопление» по нормативу, при наличии исправного общедомового прибора учета в летний период.

Представитель ответчика Муниципального бюджетного учреждения «Административно - хозяйственная служба» ФИО7, действующая на основании доверенности, в судебном заседании бездействие признала, не согласившись с размером морального вреда.

В силу ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая из сторон должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Доказательства предоставляются сторонами, участвующими в деле.

В соответствии с пунктом 5 статьи 14 Закона о защите прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец) освобождается от ответственности, если докажет, что вред причинен вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки товара (работы, услуги).

В пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" разъяснено, что при разрешении требований потребителей необходимо учитывать, что бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, в том числе и за причинение вреда, лежит на продавце (изготовителе, исполнителе, уполномоченной организации или уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере) (пункт 4 статьи 13, пункт 5 статьи 14, пункт 5 статьи 23.1, пункт 6 статьи 28 Закона о защите прав потребителей, статья 1098 Гражданского кодекса Российской Федерации).

С учетом данного положения Закона, суд, разрешая спор, исходит из представленных сторонами доказательств.

Как следует, из материалов дела, установлено, что истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 проживают в многоквартирном <адрес>, который имеет статус Дома Ветеранов. Данный многоквартирный дом с 01.03.2018г. по 01.11.2018г. находился под управлением МБУ «АХС». В доме с 2013 г. установлен общедомовой прибор учета тепловой энергии, истцы производили оплату услуги «отопление» по показаниям прибора учета. С 01.06.2018г. дом <адрес> перешел на прямые расчеты за услугу «отопление» с ПАО «ТПлюс». Начиная с 01.06.2018г. по 15.09.2018г. истцам производилось начисление за услугу «отопление» по нормативу, при наличии исправного общедомового прибора учета в летний период. В октябре 2018г. в адрес ответчика была направлена претензия о перерасчете платы за услугу «отопление», однако данная претензия осталась без удовлетворения.

Согласно ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

Частью 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 ЖК РФ 06.05.2011г. Правительством РФ издано Постановление N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"), которым утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила).

В соответствии с п. 1 Правил, данные Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.

Пунктом 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, установлено, что потребитель - это собственник помещения в многоквартирном доме, жилого дома, домовладения, а также лицо, пользующееся на ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.

В соответствии с пп. "и" п. 34 вышеуказанных Правил потребитель обязан своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги, в том числе в объеме, определенном исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета коммунальных ресурсов, установленных в соответствии с подпунктом е(2) пункта 32 Правил, в случаях, установленных настоящими Правилами, если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

В силу п. 21 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), расчеты управляющей организации (исполнителя коммунальных услуг) с ресурсоснабжающей организацией осуществляются по общедомовым приборам учета, а при их отсутствии - по формуле, приведенной в данном пункте Правил, в том числе с учетом нормативных показателей потребления коммунальных услуг, показаний индивидуальных приборов учета, объема коммунального ресурса, предоставленного на общедомовые нужды в многоквартирном доме.

Согласно пп. в(1) п. 21 Правил N 124 объем тепловой энергии, поставляемой за расчетный период (расчетный месяц) в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, а также по истечении 3 месяцев после выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, определяется по формуле, в которой в качестве множителей используются норматив потребления коммунальной услуги по отоплению и общая площадь жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме.

Из анализа вышеуказанной нормы, следует, что данная формула применяется в случае отсутствия общедомового прибора учета, а также в случае выхода его из строя, утраты, истечения срока эксплуатации. При этом установлен срок в 3 месяца, по истечении которого следует применять такой расчет.

Оценивая в совокупности доказательства по данному делу, судом установлено, что в спорный период прибор общедомового учета тепловой энергии в многоквартирном доме <адрес> имелся, из строя не выходил, не был утрачен, срок его эксплуатации не истёк, следовательно, оснований для начисления платы за услугу «отопление» по нормативу, не имелось.

Поскольку судом установлен факт нарушения прав потребителей при начислении платы за коммунальные услуги «отопление», поэтому в соответствии с положениями ФЗ "О защите прав потребителей" суд считает, что требование истцов о компенсации морального вреда подлежит удовлетворению.

Статьей 15 Закона РФ "О защите прав потребителей" предусмотрено, что моральный вред, причиненный потребителю, вследствие нарушения изготовителем или организацией, выполняющей функции изготовителя, прав потребителя, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Истцы пояснили, что поскольку их требования ответчиком в добровольном порядке удовлетворены не были, длительное время им пришлось добиваться восстановления нарушенных прав, неоднократно обращаться к ответчику, тратить на это свое время, нервы и силы, испытывать переживания.

При определении размера компенсации морального вреда суд учитывает характер и степень нравственных страданий истцов, требования разумности и справедливости, в связи с чем, определяет размер компенсации морального вреда, взыскиваемого с ответчика в пользу каждого истца по 5 000 руб. 00 коп.

Согласно ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Статья 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции.

При указанных обстоятельствах суд, руководствуясь ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации, приходит к выводу о необходимости взыскания по требованиям неимущественного характера в доход местного бюджета госпошлину в сумме 6 000 руб. 00 коп.

На основании п. 6 ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей», за несоблюдение ответчиком в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя с ответчика подлежит взысканию штраф в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной в пользу потребителя - по 2500 рублей в пользу потребителей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

На основании изложенного и руководствуясьст.ст.194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Региональной общественной организации защиты прав потребителей и общественного контроля «Гражданский контроль» по Свердловской области, действующей в интересах ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 к Муниципальному бюджетному учреждению «Административно - хозяйственная служба» о признании незаконным бездействие Муниципального казенного учреждения «Административно - хозяйственная служба» в части ввода в эксплуатацию общедомового прибора учета тепла по адресу: <адрес>, компенсации морального вреда, удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Муниципального казенного учреждения «Административно - хозяйственная служба» в части ввода в эксплуатацию общедомового прибора учета тепла по адресу: <адрес>.

Взыскать с Муниципального казенного учреждения «Административно - хозяйственная служба» в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 5000 (Пять тысяч) рублей 00 копеек.

Взыскать с Муниципального казенного учреждения «Административно - хозяйственная служба» в пользу ФИО2 компенсацию морального вреда в размере 5000 (Пять тысяч) рублей 00 копеек.

Взыскать с Муниципального казенного учреждения «Административно - хозяйственная служба» в пользу ФИО3 компенсацию морального вреда в размере 5000 (Пять тысяч) рублей 00 копеек.

Взыскать с Муниципального казенного учреждения «Административно - хозяйственная служба» в пользу ФИО4 компенсацию морального вреда в размере 5000 (Пять тысяч) рублей 00 копеек.

Взыскать с Муниципального казенного учреждения «Административно - хозяйственная служба» в пользу ФИО1 штраф за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя в размере 2500 ( Две тысячи пятьсот ) рублей 00 копеек.

Взыскать с Муниципального казенного учреждения «Административно - хозяйственная служба» в пользу ФИО2 штраф за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя в размере 2500 ( Две тысячи пятьсот ) рублей 00 копеек.

Взыскать с Муниципального казенного учреждения «Административно - хозяйственная служба» в пользу ФИО3 штраф за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя в размере 2500 ( Две тысячи пятьсот ) рублей 00 копеек.

Взыскать с Муниципального казенного учреждения «Административно - хозяйственная служба» в пользу ФИО4 штраф за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя в размере 2500 ( Две тысячи пятьсот ) рублей 00 копеек.

Взыскать с Муниципального казенного учреждения «Административно - хозяйственная служба» в доход бюджета Нижнетуринского городского округа госпошлину в размере 6 000 (Шесть тысяч) рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Нижнетуринский городской суд.

Судья Е.Н. Лейпи