ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-135/20 от 28.05.2020 Алтайского районного суда (Алтайский край)

Дело №2-135/2020

УИД 22RS0002-01-2020-000046-48

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 мая 2020 года с. Алтайское

Алтайский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего: Банниковой Ю.Б.,

при секретаре: Крестьяниновой Е.Ю.,

с участием истца Горбачева Е.Г., третьего лица Лешкевич С.А., представителя ответчика Венерцевой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Горбачева Е.Г. к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> о взыскании компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей,

У С Т А Н О В И Л:

Горбачев Е.Г. обратился в суд с названным иском к ГУ – Управлению пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес>, указывая на то, что состоит в брачных отношениях с ФИО7, их семья ранее была зарегистрирована и проживала по адресу <адрес> - <адрес>. В связи с переездом на постоянное место жительства из <адрес> - Югра в <адрес>, в котором зарегистрированы по адресу <адрес>, они понесли расходы в размере ФИО8. ДД.ММ.ГГГГ между ним и ООО «Грузоперевозки-24» был заключен договор о том, что ООО «Грузоперевозки-24» обязуется доставить груз <адрес>, под грузом понимается мебель и домашние вещи, весом в 5 тонн, размер оплаты за перевозку груза составляет <данные изъяты>. Указанная сумма не превышает тарифов установленных на перевозку багажа железнодорожным транспортом, согласно сведениям предоставленным ПАО «ТрансКонтейнер». Проезд к новому месту жительства они осуществили самостоятельно на личном транспорте, автомобиль ФИО1, марка GREAT WALL СС 6460 КМ, расходы понесенные ими в связи с оплатой топлива составили <данные изъяты>. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в ГУ -УПФР в <адрес> (межрайонное) с заявлением о компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на которое ДД.ММ.ГГГГ им получено уведомление от 30.09.2019г. о принятом решении об отказе в выплате компенсации на основании пп. а п. 15 Правил несоответствие сведений, содержащихся в представленных с заявлением о компенсации документах, требованиям Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГг. . Его супруга обратилась в пенсионный орган с аналогичным заявлением и получила отказ по тем же основаниям.

Ссылаясь на изложенное, просит признать незаконным и отменить решение от 30.09.2019г. об отказе в выплате компенсации; взыскать с ответчика компенсацию расходов связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в сумме <данные изъяты>, и расходы по оплате государственной пошлины.

В судебном заседании истец Горбачев Е.Г. заявленные требования поддержал, подтвердив изложенные в иске обстоятельства.

Третье лицо ФИО7 полагала иск подлежащим удовлетворению, поддержала позицию истца.

Представитель ответчика ГУ – Управления пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> (межрайонное) ФИО5, действующая на основании доверенности, в судебном заседании иск не оспаривала в части требования о выплате компенсации расходов истца, связанных с оплатой топлива, пояснив, что отказ пенсионного органа в указанной части являлся ошибочным. В оставшейся части иск не признала, указав, что на основании справок транспортной организации невозможно рассчитать стоимость автомобильной перевозки одной тонны груза, на возмещение которой вправе претендовать истец, что влечет невозможность осуществления соответствующей выплаты; данные справки противоречат представленным истцом первичным документам на перевозку груза.

Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Государственные гарантии и компенсации по возмещению дополнительных материальных и физиологических затрат гражданам в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Севера установлены Законом Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях".

Ханты-Мансийский автономный округ (в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2003 г. N 841 – Ханты-Мансийский автономный округ - Югра), в котором расположен г. Сургут, Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 N 1029 включен в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера.

Согласно ст. 4 Закона РФ от 19.02. 1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" гарантии и компенсации, установленные настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, являются расходными обязательствами Российской Федерации в части, касающейся граждан, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, лиц, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, военнослужащих, уволенных по возрасту или в связи с сокращением Вооруженных Сил Российской Федерации, в части граждан, получающих пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации, в части неработающих граждан, получающих страховую пенсию или пенсию по государственному пенсионному обеспечению за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации и федерального бюджета.

Компенсация расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, указанным в ч. 6 ст. 35 настоящего Закона, осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предоставляемых из федерального бюджета в форме межбюджетных трансфертов бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации.

В соответствии с ч. 6 ст. 35 Закона РФ от 19 февраля 1993 года N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" гарантировано право лицам, являющимся получателями страховых пенсий и (или) пенсий по государственному пенсионному обеспечению, не работающим по трудовым договорам, не получающим выплат и иных вознаграждений по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведений науки, литературы, искусства и не осуществляющим иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации, и членам их семей, находящимся на их иждивении, в случае переезда из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей к новому месту жительства на территории Российской Федерации, не относящемуся к указанным районам и местностям, однократно компенсируются расходы на оплату стоимости проезда к новому месту жительства и стоимости провоза багажа. Размер, условия и порядок указанной компенсации расходов установлен Правилами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014 года N 1351 "О порядке компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, лицам, являющимися получателями трудовых пенсий и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, и члена их семей" (далее по тексту – Правила).

В соответствии с п. 3 указанных Правил, компенсация производится в размере:

а) фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда пенсионера и переезжающих вместе с ним к новому месту жительства членов семьи пенсионера, не превышающих стоимости проезда по кратчайшему маршруту или по беспересадочному маршруту следования железнодорожным транспортом в поездах всех категорий, в том числе фирменных поездах в случаях, когда возможность проезда в поездах других категорий отсутствует, в вагонах всех типов, за исключением спальных вагонов с 2-местными купе и вагонов повышенной комфортности (включая оплату услуг по оформлению проездных документов и предоставлению в поездах постельных принадлежностей), морским транспортом в каютах III категории судов транспортных линий, внутренним водным транспортом на местах III категории судов транспортных линий, воздушным транспортом в салоне экономического класса (включая оплату услуг по оформлению проездных документов) при отсутствии железнодорожного сообщения либо при меньшей стоимости авиаперелета по сравнению со стоимостью проезда железнодорожным транспортом, а также автомобильным транспортом общего пользования в междугородном сообщении;

б) фактически произведенных расходов на оплату стоимости провоза багажа пенсионера и членов семьи пенсионера весом не более 1 тонны на пенсионера и каждого выезжающего вместе с ним члена семьи пенсионера, но не более 5 тонн на семью железнодорожным, внутренним водным, морским, автомобильным транспортом (за исключением такси), но не выше установленных тарифов на перевозку багажа железнодорожным транспортом.

Согласно пункту 4 указанных Правил при отсутствии в населенном пункте по прежнему месту жительства пенсионера в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях либо на отдельных участках маршрута следования к новому месту жительства видов транспорта, указанных в подпункте "б" пункта 3 настоящих Правил, пенсионеру и членам семьи пенсионера возмещаются в размере 100 процентов фактически произведенные расходы на провоз багажа иными транспортными средствами, в том числе воздушным транспортом, до ближайшей к прежнему месту жительства железнодорожной станции или до ближайшего морского либо речного порта, открытого для навигации в это время.

В силу пункта 5 вышеназванных Правил, компенсация производится на основании документов, подтверждающих стоимость и категорию проезда, выданных транспортной организацией, осуществляющей перевозку, или ее уполномоченным агентом в пределах, установленных пунктом 3 Правил.

В соответствии с пунктом 6 Правил, компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионера и членов семьи пенсионера и стоимости провоза багажа личным автомобильным транспортом производится в размере фактически произведенных расходов на оплату стоимости израсходованного топлива, подтвержденных кассовыми чеками автозаправочных станций, но не выше стоимости, рассчитанной на основе базовых норм расхода топлива для автомобилей общего назначения, установленных Министерством транспорта Российской Федерации для соответствующих транспортных средств, и протяженности кратчайшего маршрута следования к новому месту жительства

Таким образом, анализ приведенных норм действующего законодательства свидетельствует о том, что неработающему пенсионеру, переехавшему на постоянное место жительства из района Крайнего Севера либо местности, приравненной к нему, предоставлено право на получение компенсации фактически понесенных расходов на переезд и провоз багажа. Основными условиями предоставления такой компенсации являются: фактическое несение расходов, перевоз багажа весом не более одной тонны либо стоимость провоза багажа весом до одной тонны, соотнесение объема израсходованного топлива установленным базовым нормам расхода.

Судом установлено, что истец Горбачев Е.Г. и третье лицо ФИО7 состоят в зарегистрированном браке, являются неработающими пенсионерами и получателями страховой пенсии по старости (свидетельство о заключении брака – л.д.63, копии трудовых книжек – л.д.49-60, справки пенсионного органа о получении пенсии – л.д.61-62).

Ранее Горбачев Е.Г. и ФИО7 были зарегистрированы и проживали в <адрес>, работали в образовательных учреждениях (сведения о регистрации – л.д.70об.,125об., справки с места работы – л.д.33,34).

В апреле 2019 года Горбачев Е.Г. и ФИО7 выехали на новое место жительства в <адрес>, где в настоящее время зарегистрированы по адресу: <адрес> (справка с места жительства – л.д.64).

Из содержания иска, пояснений истца Горбачева Е.Г., материалов дела установлено, что провоз багажа из <адрес> в <адрес> был осуществлен в апреле 2019 года по договору от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному с ООО «Грузоперевозки – 24», согласно которого из <адрес> в <адрес> был перевезен груз (мебель, домашние вещи), массой 5 тонн, расходы на перевозку составили <данные изъяты>. Данные обстоятельства подтверждаются копией договора, квитанциями об оплате транспортных услуг, товарной накладной, актом выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.17-22,29).

Кроме того, Горбачев Е.Г. понес расходы на приобретение 152,84 литров топлива в общей сумме <данные изъяты>, в том числе <данные изъяты> – за 49,01 л., <данные изъяты> – за 60,97 л., <данные изъяты> – за 42,86 л., что подтверждается копиям кассовых чеков (л.д.79-81). Согласно содержания иска, топливо использовано на проезд истца и его супруги к новому месту жительства на автомобиле GREAT WALL СС 6460 КМ, принадлежность которого Горбачеву Е.Г. подтверждается паспортом транспортного средства, свидетельством о регистрации транспортного средства (л.д.47-48).

ДД.ММ.ГГГГ Горбачев Е.Г. обратился в установленном порядке с заявлением к ответчику о компенсации названных расходов, приложив документы, подтверждающие произведенные расходы на оплату стоимости провоза багажа к новому месту жительства, а также на оплату топлива (л.д.102-103).

В удовлетворении указанного заявления было отказано решением пенсионного органа от 30.09.2019г. (л.д.101).

В качестве основания отказа в названном решении ответчиком указан подп. "а" п. 15 Правил (Постановление правительства РФ N 1351) – несоответствие сведений, содержащихся в представленных с заявлением о компенсации документах, требованиям настоящих Правил, выявленное при их рассмотрении территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.

Истец с отказом не согласен.

Разрешая спор, суд исходил из следующего.

Право пенсионера на компенсацию фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда из района Крайнего Севера либо местности, приравненной к нему, в том числе личным автомобильным транспортом, в размере, не превышающем стоимости, рассчитанной на основе базовых норм расхода топлива, – установлено пунктами 3,6 Правил, утвержденных Постановлением правительства РФ N 1351.

Базовые нормы расхода топлива для автомобилей общего назначения установлены распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N АМ-23-р "О введении в действие методических рекомендаций "Нормы расхода топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте".

Названными Методическими рекомендациями предусмотрена базовая норма расхода топлива автомобиля Great Wall CC 6460 KM, установленная в размере 11 литров на 100 километров.

Согласно справки транспортной организации, расстояние автомобильного маршрута <адрес><адрес> составляет 2232 км (л.д.142). Таким образом, норма расхода топлива, на компенсацию которой вправе претендовать истец, составляет 245,52 литров (2232/100*11).

Как следует из материалов дела, Горбачев Е.Г. представил в пенсионный орган кассовые документы, подтверждающие приобретение 152,84 литров топлива, что не превышает установленных норм расхода.

При таких обстоятельствах требование истца о выплате ему компенсации за проезд на автомобильном транспорте, в размере, подтверждённом кассовыми документами – в общей сумме <данные изъяты>, – является обоснованным и подлежит удовлетворению.

Далее, на основании ч. 6 ст. 35 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 4520-1, пп. «б» пункта 3 Правил от ДД.ММ.ГГГГ N 1351, истец Горбачев Е.Г. имеет право на компенсацию в размере фактически произведенных расходов на оплату стоимости провоза багажа, весом не более 1 тонны на пенсионера, но не выше установленных тарифов на перевозку багажа железнодорожным транспортом.

Согласно материалов дела, истцом ответчику были представлены документы, подтверждающие оплату им провоза 5 тонн багажа в сумме <данные изъяты>, а также справка Уральского Филиала ПАО «ТрансКонтейнер», согласно которой общая стоимость одного 24-х тонного (20 фут.) контейнера с грузом «Груз для личных бытовых нужд» весом 1 000 кг в апреле 2019 года по маршруту от станции Сургут Свердловской ж.д. до станции Бийск Западно-Сибирской ж.д. составляет <данные изъяты> (л.д.104).

Как следует из письменного отзыва ответчика, пенсионному органу не представлены истцом доказательства необходимости использования расчета именно отдельного 20-футового (24-тонного) контейнера для провоза багажа с меньшей массой (5 тонн), в связи с чем расчет стоимости провоза 1000 килограмм багажа был произведен истцом фактически по наибольшему тарифу. Между тем, при определении размера компенсации провоза багажа весом не более 1 тонны на пенсионера подлежит оплате стоимость провоза багажа по наименьшему тарифу, то есть как мелкая отправка (общий груз не менее 20 кг и не более 20 тонн).

Кроме того, согласно отзыва, истцом не предоставлен расчет стоимости перевозки 1 тонны груза от ООО «Грузоперевозки-24», осуществившим транспортировку груза, для возможности расчёта фактически понесенных затрат на перевозку личных вещей на одного пенсионера (л.д.113-114).

Для проверки доводов ответчика, судом в транспортную организацию направлялся запрос о тарифах на железнодорожную перевозку 1000 кг груза по маршруту <адрес> с использованием наименее затратного способа перевозки, в том числе мелкими перевозками, либо контейнером наименьшей вместимости.

Согласно сообщения Уральского филиала ПАО «ТрансКонтейнер» стоимость перевозки одного 24-х тонного (20 фут.) контейнера с грузом «Груз для личных бытовых нужд» весом 1 000 кг в апреле 2019 года по маршруту от станции Сургут Свердловской железной дороги до станции Бийск Западно- Сибирской железной дороги составляет: железнодорожный тариф согласно Прейскуранту 10-01 «Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые Российскими железными дорогами» - <данные изъяты>; предоставление вагон/контейнер собственности ПАО «ТрансКонтейнер» — <данные изъяты>; погрузо-разгрузочные работы с гружеными контейнерами по отправлению на <адрес> - <данные изъяты>; предоставление ЗПУ - <данные изъяты>; щит ограждения - <данные изъяты> Итого общая стоимость: <данные изъяты> (л.д.141).

Дополнительно названная транспортная организация сообщила о том, что контейнеров наименьшей вместимости, чем 24-х тонный (20 фут) контейнер, нет (л.д.144).

Указанные доказательства ответчиком не опровергнуты, доказательств иной стоимости провоза 1 тонны багажа по названному железнодорожному маршруту не представлено, в том числе не представлено доказательств возможности провоза данного груза мелкими перевозками, и его стоимости.

С учетом изложенного, поскольку не доказано иное, суд вправе полагать установленным, что в период осуществления истцом переезда из <адрес> в <адрес>, размер тарифов на перевозку 1000 кг багажа железнодорожным транспортом по маршруту <адрес> составлял <данные изъяты>.

Истцом на провоз багажа автомобильным транспортом затрачено <данные изъяты>, то есть менее указанной суммы, однако данная сумма оплачена за перевозку 5000 кг груза.

Возражая против иска, ответчик указал на отсутствие расчета стоимости транспортировки 1 тонны груза.

Между тем, согласно сведений, представленных по запросу суда ООО «Грузоперевозки - 24», осуществлявшего перевозку багажа истца, – стоимость перевозки 1000 кг груза для личных бытовых нужд (мебели, домашних вещей) по маршруту: <адрес>); <адрес>) по состоянию на апрель 2019 года составила <данные изъяты>. Стоимость перевозки по указанному маршруту 1000 кг груза и 5000 кг груза равны, так как для перевозки был предоставлен автомобиль грузоподъемностью 5000 кг. (л.д.142).

Из данного сообщения следует, что стоимость перевозки автомобильным транспортом указанной организации 1 тонны груза не отличается от стоимости перевозки 5 тонн груза, что, по мнению ответчика, противоречит представленным истцом документам на провоз багажа и не может служить основанием для расчета компенсации стоимости перевозки 1 тонны багажа на пенсионера.

Давая оценку представленным доказательствам, суд приходит к выводу о том, что ответ на судебный запрос ООО «Грузоперевозки - 24», вопреки доводам представителя ответчика, не противоречит имеющимся в деле документам, подтверждающим произведенную истцом оплату перевозки груза массой 5 тонн в сумме <данные изъяты> (договор перевозки, квитанции об оплате транспортных услуг, товарная накладная, акт выполненных работ – л.д.17-22,29).

Возражения ответчика, по сути, сводятся к тому, что компенсация из расчета <данные изъяты> за 1 тонну груза приведет к полной компенсации расходов истца на провоз багажа весом 5 тонн, что противоречит требованиям закона, устанавливающего возможность частичной компенсации (1 тонна багажа на пенсионера).

Между тем, указанное обстоятельство, по мнению суда, не может послужить поводом для отказа в иске, поскольку доказательства стоимости провоза автомобильным транспортом 1 тонны груза по маршруту <адрес>, имеющиеся в материалах дела, ответчиком не опровергнуты, доказательств иной стоимости транспортировки 1000 кг багажа по указанному маршруту не представлено, тогда как право представить такие доказательства ответчику судом разъяснено.

Руководствуясь положениями ч.2 ст. 150 ГПК РФ о том, что непредставление ответчиком доказательств и возражений в установленный судьей срок не препятствует рассмотрению дела по имеющимся в деле доказательствам, – суд вправе полагать установленным, что стоимость провоза автомобильным транспортом 1 тонны груза по маршруту <адрес> составляет <данные изъяты>.

Поскольку указанная сумма не превышает тарифов на перевозку 1 тонны багажа железнодорожным транспортом, истец вправе требовать компенсации ему расходов на провоз багажа в указанной сумме.

Таким образом имущественные требования удовлетворены судом частично в сумме <данные изъяты> (6126,13+74000).

Удовлетворяя требования о выплате истцу компенсаций, суд приходит к выводу о признании незаконным и отмене решения пенсионного органа от ДД.ММ.ГГГГ, которым в выплате упомянутых компенсаций истцу отказано.

Истец просит взыскать в свою пользу суммы компенсации с ответчика – ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес>.

Между тем, согласно абз.2 ст. 4 Закона РФ от 19.02. 1993 N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" компенсация расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, указанным в ч. 6 ст. 35 настоящего Закона, осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предоставляемых из федерального бюджета в форме межбюджетных трансфертов бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации.

В связи с изложенным, для обеспечения возможности исполнения решения, суд полагает необходимым в резолютивной части решения возложить на ответчика обязанность по выплате истцу указанных компенсаций.

Согласно ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

Имущественные требования, заявленные истцом в сумме <данные изъяты>, и подлежавшие оплате государственной пошлиной в сумме <данные изъяты>, удовлетворены судом частично в сумме <данные изъяты>, то есть в объеме 99,99%.

Таким образом с ответчика подлежит возмещению истцу государственная пошлина в сумме <данные изъяты>.

Hа основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск удовлетворить частично.

Признать незаконным и отменить решение ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в выплате компенсации.

Обязать ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> (межрайонное) выплатить Горбачеву Е.Г. компенсацию расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в сумме <данные изъяты>.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Взыскать с ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> (межрайонное) в пользу Горбачева Е,Г. в возврат государственной пошлины <данные изъяты>.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Алтайский краевой суд через Алтайский районный суд Алтайского края в течение месяца с момента его вынесения в окончательной форме.

Судья Ю.Б. Банникова