Дело №* г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Далматово, Курганской области **.**.****
Далматовский районный суд Курганской области в составе:
председательствующего судьи Пономаревой Л.В.
при секретаре Вахрушевой Е.С.,
с участием прокурора Далматовского района Пашкова Е.А.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по искам прокурора Далматовского района в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к МОУ «Затеченская основная общеобразовательная школа», МОУ «Далматовская начальная общеобразовательная школа», МОУ «Ключевская основная общеобразовательная школа», МОУ «Песковская основная общеобразовательная школа», Управлению по делам образования, культуры, молодежи и спорта Администрации Далматовского района, Администрации Далматовского района и Главному управлению образования Курганской области о признании незаконным предоставление образовательных услуг без лицензии на право ведения образовательной деятельности и возложении обязанности по получению лицензий,
установил:
Прокурор Далматовского района **.**.**** обратился в Далматовский районный суд с исками к ответчикам МОУ «Затеченская основная общеобразовательная школа», МОУ «Далматовская начальная общеобразовательная школа», МОУ «Ключевская основная общеобразовательная школа», МОУ «Песковская основная общеобразовательная школа», Управлению по делам образования, культуры, молодежи и спорта Администрации Далматовского района (далее - УДОКМС), Администрации Далматовского района и Главному управлению образования Курганской области о признании незаконным бездействия муниципальных образовательных учреждений и УДОКМС Администрации Далматовского района по непринятию мер к получению лицензий на осуществление образовательной деятельности и возложении обязанности на муниципальные образовательные учреждения по получению лицензий на право осуществлений образовательной деятельности, на Администрацию Далматовского района и Главное управление образования Курганской области – произвести финансирование мероприятий, необходимых для получения МОУ лицензий на право осуществления образовательной деятельности.
Определением суда от **.**.**** названные иски были соединены в одном производстве, как имеющие общие доказательства и предъявленные прокурором по аналогичным основаниям и с аналогичными требованиями к одним и тем же ответчикам, которым также к участию в настоящем деле привлечен финансовый орган Далматовского района – Финансовое управление Администрации Далматовского района в качестве 3-его лица на стороне ответчика.
По результатам судебного заседания **.**.**** на основании определения суда к участию в деле в качестве 3-их лиц на стороне истца привлечены Управление Роспотребнадзора по Курганской области в лице территориального отдела в Катайском, Далматовском районах и Управление государственного пожарного надзора по Курганской области в лице отделения надзорной деятельности по Далматовскому району.
**.**.**** прокурором представлены в суд новые исковые заявления к ответчикам - муниципальным образовательным учреждениям, которыми изменен предмет исковых требований: прокурор просит признать незаконным предоставление образовательных услуг воспитанникам образовательных учреждений в МОУ «Затеченская основная общеобразовательная школа», МОУ «Далматовская начальная общеобразовательная школа», МОУ «Ключевская основная общеобразовательная школа», МОУ «Песковская основная общеобразовательная школа» и обязать указанные МОУ получить лицензии на право осуществления образовательной деятельности; при этом прокурор вновь в качестве ответчиков по делу привлек УДОКМС Администрации Далматовского района, Администрацию Далматовского района и Главное управление образования Курганской области, не предъявив к указанным лицам каких-либо исковых требований.
В обоснование иска прокурор указывает, что прокуратурой Далматовского района проведена проверка соблюдения законодательства о лицензировании образовательной деятельности муниципальными общеобразовательными учреждениями Далматовского района, в результате которой установлено, что **.**.**** ответчикам были выданы лицензии на осуществление образовательной деятельности, срок действия которых истек **.**.****, при этом, общеобразовательная деятельность в сфере среднего образования школами по настоящее время не прекращена. В соответствии с п. 6, 7 ст. 33 ФЗ «Об образовании» право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством РФ, возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии. В силу положений ст. 27 Закона «Об образовании», образовательное учреждение в соответствии с лицензией выдает лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы о соответствующем образовании. Таким образом, обучающиеся в МОУ не смогут получить необходимые документы о полученном образовании, а в дальнейшем поступить в образовательные учреждения профессионального образования. Непринятие мер к лицензированию деятельности общеобразовательных учреждений может привести к нарушению прав неопределенного круга лиц, поскольку списочный состав обучающихся в школах лиц не является неизменным.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор исковые требования по последним исковым заявлениям поддержал и дал объяснения и заключение, соответствующие по содержанию исковым заявлениям. Просил удовлетворить исковые требования, предъявленные в интересах несовершеннолетних детей, обучающихся в школах, которые по окончании программы основной школы не смогут получить документы об образовании государственного образца для дальнейшего поступления в иные учебные заведения, в том числе и профессионального образования, так как в соответствии с законодательством документ об образовании выдается в соответствии с лицензией.
Представитель ответчика - МОУ «Затеченская основная общеобразовательная школа» Кузьминых Т.М. исковые требования прокурора признала, суду пояснила, что, действительно, **.**.**** истек срок действия лицензии у школы на право ведения образовательной деятельности, но образовательный процесс продолжается. **.**.**** пыталась сдать пакет документов в лицензирующий орган для лицензирования школы, но его не приняли, так как не имелось положительного санитарного заключения. В настоящее время указанные в этом заключении недостатки устранили и снова сдали пакет документов в Роспотребнадзор для получения заключения, срок выдачи этого заключения наступает **.**.****. Срок рассмотрения документов для выдачи лицензии составляет 45 дней, поэтому к окончанию учебного года не смогут получить лицензию на право ведения образовательной деятельности. Решен вопрос с выпускниками школы **.**.**** – они будут сдавать выпускные экзамены и получать документы об образовании на базе Далматовской средней школы № 2, которая имеет соответствующую лицензию.
Представитель ответчика - МОУ «Далматовская начальная общеобразовательная школа» Шаталова Т.Ф. иск признала, суду пояснила, что срок действия лицензии школы на право ведения образовательной деятельности также истек **.**.****, продолжают обучать детей без лицензии, но начальная школа не выдает детям каких-либо документов о получении начального образования. Хотя понимает, что образовательные услуги должны оказываться на основании соответствующей лицензии. За 60 дней до истечения срока действия лицензии пытались сдать документы на лицензирование школы, но они не были приняты по причине отсутствия положительных заключений органов пожарного и санитарного надзора. Недостатки до настоящего времени не устранены, так как мероприятия по их устранению не финансируются. Выполнение требований по оборудованию раздевалок и душевых в спортзале, раковин с подводкой холодной и горячей воды в каждом классе для их школы **.**.**** возведения является проблематичным, так как горячего водоснабжение в школе нет.
Представитель ответчика - МОУ «Ключевская основная общеобразовательная школа» Полухина Л.П. исковые требования признала, суду показала, что **.**.**** у школы истек срок действия лицензии на право ведения образовательной деятельности. За 60 дней до истечения срока действия лицензии пытались сдать пакет документов в лицензирующий орган, но у школы не было положительных заключений органов пожарного и санитарного надзора. В настоящее время положительное заключение органов пожарного надзора получили, а заключение Роспотребнадзора – не получено. В первоначальный период не знала, что в школе нарушены требования противопожарных и санитарных правил. Образовательные услуги школа оказывает, в настоящее время решен вопрос, что выпускники школы **.**.**** будут сдавать выпускные экзамены и получать документ об образовании на базе средней школы № 2 г. Далматово, так как документ об образовании государственного образца им выдать не смогут.
Представитель ответчика - МОУ «Песковская основная общеобразовательная школа» Коротовских З.А. исковые требования признала, суду пояснила, что срок действия лицензии на право ведения образовательной деятельности у школы истек **.**.****, образовательные услуги продолжают оказывать. Также пытались за 60 дней сдать пакет документов на лицензирование школы, но в их школе самое плохое положение – она построена в **.**.****, спортзал в нарушение действующих требований расположен на 2-м этаже школы, здание вообще не предусмотрено для современных требований к образовательным учреждениям. Положительное заключение органов пожарного надзора у школы имеется, считает, что положительного заключения Роспотребнадзора школа получить не сможет, так как имеющиеся недостатки по условиям школы не устранимы. Вопрос по сдаче экзаменов и получении документов об образовании выпускниками школы **.**.**** пока не решен.
Представитель Администрации Далматовского района в судебное заседание не явился, указанный ответчик был судом своевременно и надлежаще уведомлен о месте и времени проведения судебного заседания, о причинах неявки своего представителя не уведомил, отзыва по иску не предоставил.
Представитель УДОКМС Администрации Далматовского района Волынец Е.С. исковые требования признала и показала, что Управление по делам образования, культуры, молодежи и спорта является учредителем всех муниципальных общеобразовательных учреждений района, участвует в их финансировании. Школы должны иметь лицензии на право ведения образовательной деятельности, так как на их основании выдают документы об образовании. Свидетельство о государственной аккредитации и лицензия у каждой школы должны быть одновременно. Ситуация с отсутствием лицензий у школ сложилась из-за недостаточности средств, выделяемых на устранение недостатков, которые имеются в школах по санитарным и пожарным правилам. Финансирование школ производится согласно сметы. Финансирование расходов, связанных с уплатой госполшины на лицензирование школ, производится в полном объеме. В настоящее время по всем школам, не имеющим лицензий, решается вопрос о сдаче экзаменов выпускниками и получении документов об образовании на базе тех школ, которые имеют лицензии на право ведения образовательной деятельности.
Ответчик – Главное управление образования по Курганской области представило отзыв по иску, согласно которого иск не признает и просит рассмотреть данное дело в отсутствие своего представителя, указывает, что в исковом заявлении не приводится доводов и доказательств бездействия Управления по делам образования, культуры, молодежи и спорта при Администрации Далматовского района, также не указано какие из мероприятий по получению лицензий не выполнены. Лицензирование муниципальных образовательных учреждений в перечень мероприятий, финансируемых органами государственной власти субъектов РФ, не входит. Предусмотренные Далматовскому району постановлением №* субсидии, выделяемые из областного бюджета бюджетам муниципальных образований, ГУ образования Курганской области перечислены в полном объеме – 1200 тыс. рублей.
Представитель 3-его лица – органа Роспотребнадзора Ильиных Г.Н. с требованиями иска согласна, суду показала, что, действительно, для получения лицензии на право ведения образовательной деятельности необходимо получить заключение Роспотребнадзора, которое выдается каждой школе после предоставления всего пакета документов, но первоначально школам нужно получить положительное санитарное заключение ГУ «Центр гигиены и эпидемиологии». При отсутствии положительных санитарных заключений Роспотребнадзор также не выдаст положительного заключения на лицензирование школы. В настоящее время только Затеченская школа сдала пакет документов в Управление Роспотребнадзора для получения заключения, Ключевская школа направляла такие документы, но у них не имеется положительного санитарного заключения, из Далматовской начальной школы и Песковской основной школы документы в Управление Роспотребнадзора не поступали.
Представитель 3-его лица – органа Госпожнадзора Апаликов С.Н. требования исков поддержал, суду показал, что при обращении школ за получением заключений органов пожарного надзора, нарушений сроков выдачи заключений со стороны Управления допущено не было.
Руководитель финансового управления Администрации Далматовского района представила отзыв по иску, в котором просит рассмотреть дело в отсутствие представителя управления, сообщает, что районный бюджет является дотационным, доля собственных доходов в общем объеме доходов в **.**.**** составляет 34 %. Выделение денежных средств из районного бюджета для получения лицензий на осуществление общеобразовательной деятельности планируется согласно утвержденных смет расходов УДОКМС.
Заслушав доводы прокурора, представителей ответчиков, объяснения представителей 3-их лиц, исследовав письменные материалы гражданского дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым исковые требования удовлетворить, нахожу, что прокурором Далматовского района предъявлены законные и обоснованные требования к муниципальным общеобразовательным учреждениям, подлежащие удовлетворению. Учитывая, что к остальным, поименованным в качестве ответчиков в исковом заявлении, юридическим лицам каких-либо исковых требований прокурором предъявлено не было, с учетом действующего законодательства, суд считает, что УДОКМС Администрации Далматовского района, Администрация Далматовского района и Главное управление образования Курганской области являются по настоящему гражданскому делу ненадлежащими ответчиками
К выводу об обоснованности предъявленных исковых требований в отношении ответчиков муниципальных образовательных учреждений суд пришел на основании нижеследующего:
Согласно ст. 43 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Согласно ч. 2 п. 3 ст. 49 ГК РФ, право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Пункты 6 и 7 ст. 33 Закона РФ «Об образовании» от 10июля1992года N3266-1, в редакции, действовавшей на момент предъявления рассматриваемых исков, предусматривали, что право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством Российской Федерации, возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения); лицензия на право ведения образовательной деятельности выдается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования, на основании заключения экспертной комиссии (с 01.01.2011 года статья утратила силу).
Согласно п. 1, 2, 4 ст. 33.1 вышеназванного Закона «Об образовании», в редакции действующей с 1 января 2011 года, установлено, что лицензирование образовательной деятельности осуществляется в соответствии с законодательством РФ о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензированию подлежит образовательная деятельность образовательных учреждений, научных организаций или иных организаций по образовательным программам. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется лицензирующим органом - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия РФ в области образования (введена ФЗ от 08.11.2010 N 293-ФЗ).
В соответствии со ст. 12 Закона РФ «Об образовании», образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников (п. 1). Образовательное учреждение является юридическим лицом, создается и регистрируется в соответствии с законодательством РФ (п.2). Муниципальным является образовательное учреждение, созданное муниципальным образованием (п. 3). К образовательным относятся общеобразовательные учреждения (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования (п. 4).
Тип и вид образовательного учреждения устанавливаются учредителем (учредителями) при создании образовательного учреждения и изменяются по решению учредителя (учредителей). Перечень показателей деятельности образовательного учреждения, необходимых для установления его государственного статуса, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Критерии показателей, необходимых для определения типа и вида образовательного учреждения, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в области образования, в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, на основании требований типовых положений об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов с учетом сведений, содержащихся в информационных системах государственной аккредитации (п. 6).
Преамбула к указанному Закону РФ предусматривает, что под получением гражданином (обучающимся) образования понимается достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом. Право на образование является одним из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан Российской Федерации.
В соответствии со ст. 5 Закона РФ «Об образовании», государство обеспечивает гражданам право на образование путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования. Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования (ч. 2 и 3).
Согласно ст. 16 Закона РФ «Об образовании», общие требования к приему граждан в образовательные учреждения регулируются настоящим Законом и другими федеральными законами, а в государственные и муниципальные образовательные учреждения также типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов (п. 1). При приеме гражданина в образовательное учреждение последнее обязано ознакомить его и (или) его родителей (законных представителей) с уставом образовательного учреждения, лицензией на право ведения образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации образовательного учреждения, основными образовательными программами, реализуемыми этим образовательным учреждением, и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса (п. 2).
Пункты 1 и 2 ст. 27 Закона РФ «Об образовании» устанавливают, что образовательное учреждение или научная организация в соответствии с лицензией выдает лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы о соответствующем образовании и (или) квалификации. Форма указанных документов определяется самим образовательным учреждением или самой научной организацией. Указанные документы заверяются печатью образовательного учреждения или научной организации. (п. 1 в ред. ФЗ от 08.11.2010 N 293-ФЗ). Образовательное учреждение или научная организация, имеющие государственную аккредитацию, выдают по реализуемым ими аккредитованным образовательным программам лицам, прошедшим государственную (итоговую) аттестацию, документы государственного образца об уровне образования и (или) квалификации.
Порядок лицензирования образовательной деятельности, в том числе и по программе школьного образования, установлен Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 г. № 277 «Об утверждении Положения о лицензировании образовательной деятельности».
В соответствии с п. 6 указанного Положения, лицензирующие органы субъектов Российской Федерации осуществляют лицензирование образовательной деятельности образовательных учреждений и научных организаций, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и их филиалов, в том числе расположенных на территории иных субъектов Российской Федерации и за пределами территории Российской Федерации. Лицензирующим органом Курганской области по осуществлению лицензирования образовательной деятельности является Главное управление образования Курганской области (п. 2 ст. 11 раздела Ш Положения о Главном управлении образования Курганской области, утв. Постановлением от 12 апреля 2005 г. N 108 Администрации (Правительства) Курганской области.
Перечень документов, которые для получения лицензии на право ведения образовательной деятельности ее соискатель должен представить в соответствующий лицензирующий орган содержится в п. 10 Положения о лицензировании образовательной деятельности и включает в себя в обязательном порядке такие документы как, заключения, выданные в установленном порядке органами, осуществляющими государственный санитарно-эпидемиологический надзор, государственный пожарный надзор, о соответствии зданий, строений, сооружений и помещений, заявленных соискателем лицензии для ведения образовательной деятельности, установленным законодательством Российской Федерации требованиям.
Согласно абз. 3 п. 29 вышеуказанного Положения, лицензия на новый срок выдается лицензиату в порядке, установленном настоящим Положением для ее получения. При этом, заявление и прилагаемые к нему документы должны быть направлены соискателем лицензии в лицензирующий орган не менее чем за 60 дней до окончания срока действия ранее выданной лицензии.
Пункт 46 Положения устанавливает, что за ведение образовательной деятельности без лицензии, в том числе в филиалах, образовательные учреждения и научные организации несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 п. 2 ст. 61 ГК РФ, юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии).
Согласно представленных свидетельств о внесении записи в ЕГРЮЛ, о постановке на учет Российской организации в налоговом органе, Уставов, все ответчики по делу являются юридическими лицами, учредителями их является Администрация Далматовского района, полномочия учредителя осуществляет Управление образования, культуры, молодежи и спорта. Отношения между учредителем и МОУ осуществляются на основании договоров.
В соответствии с п. 1.8 Уставов школ, право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством РФ, возникают у МОУ с момента выдачи ему лицензии (разрешения).
Права образовательных учреждений на выдачу своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования и на пользование печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации возникают у Учреждений с момента их государственной аккредитации, подтвержденной свидетельством о государственной аккредитации, если иное не установлено законодательством РФ (ст. 1.9 Устава).
Согласно п. 7.4 Уставов МОУ, ликвидация учреждения может осуществляться по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащей лицензии.
Таким образом, осуществление образовательной деятельности может осуществляться муниципальными общеобразовательными учреждениями - ответчиками по делу при наличии лицензии на право ведения такой деятельности, отсутствие лицензии на право ведения образовательной деятельности запрещено законом под страхом применения гражданско-правовой ответственности в виде прекращения деятельности такого учреждения (ликвидации); согласно ст. 27 Закона РФ «Об образовании» образовательное учреждение документ о соответствующем образовании имеет право выдавать только в соответствии с лицензией.
Срок действия лицензий на право осуществления образовательной деятельности, выданных **.**.**** Главным Управлением образования Курганской области, у всех ответчиков истек **.**.****.
Согласно информации, предоставленной УДОКМС Администрации Далматовского района по состоянию на **.**.****, МОУ «Затеченская основная общеобразовательная школа», МОУ «Далматовская начальная общеобразовательная школа», МОУ «Ключевская основная общеобразовательная школа» и МОУ «Песковская основная общеобразовательная школа» продолжают осуществлять образовательную деятельность, при этом в Затеченской основной общеобразовательной школе, Песковской основной общеобразовательной школе и Ключевской основной общеобразовательной школе в **.**.**** отсутствовали положительные заключения органов Госпожнадзора и Роспотребнадзора, в Далматовской начальной школе не имелось заключения органов Госпожнадзора.
Сроки сдачи необходимых документов в лицензирующий орган для получения лицензии на образовательную деятельность, установленные законодательством, всеми ответчиками по делу нарушены.
Все ответчики по делу и на день разрешения иска продолжают осуществлять образовательную деятельность при отсутствии у них лицензий на право ее ведения, что безусловно, является нарушением действующего законодательства, проанализированного судом, а также может привести к нарушению прав обучающихся в школах граждан, поэтому следует признать незаконным предоставление образовательных услуг без лицензии на право ведения образовательной деятельности в МОУ «Затеченская основная общеобразовательная школа», МОУ «Далматовская начальная общеобразовательная школа», МОУ «Ключевская основная общеобразовательная школа», МОУ «Песковская основная общеобразовательная школа» и обязать ответчиков: получить лицензии на право ведения образовательной деятельности, поскольку в случае применения гражданско-правовой санкции на их ликвидацию будет нарушено право значительного числа граждан на получение общедоступного и бесплатного образования, кроме того, учащимся указанных школ государством гарантировано получение образования с выдачей документов о соответствующем образовании государственного образца, который выдается согласно ст. 27 Закона РФ «Об образовании» в соответствии с лицензией.
С учетом проанализированного судом законодательства соискателями лицензий на право ведения образовательной деятельности и лицензиатами признаются сами образовательные учреждения, именно на них лежит обязанность по сбору необходимых документов для лицензирования школы и предоставление их в лицензирующий орган, поэтому остальных ответчиков, привлеченных к участию в настоящем деле прокурором, суд признает ненадлежащими.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. Поэтому суд взыскивает с ответчиков сумму государственной пошлины, от оплаты которой был освобожден прокурор при предъявлении указанных исков, согласно норм НК РФ, которая составляет 200 рублей по каждому иску.
Руководствуясь ст. 194 – 199, 103 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Далматовского района в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к МОУ «Затеченская основная общеобразовательная школа», МОУ «Далматовская начальная общеобразовательная школа», МОУ «Ключевская основная общеобразовательная школа», МОУ «Песковская основная общеобразовательная школа» о признании незаконным предоставление образовательных услуг без лицензии на право ведения образовательной деятельности и возложении обязанности по получению лицензий удовлетворить:
Признать незаконным предоставление образовательных услуг без лицензии на право ведения образовательной деятельности в МОУ «Затеченская основная общеобразовательная школа», МОУ «Далматовская начальная общеобразовательная школа», МОУ «Ключевская основная общеобразовательная школа», МОУ «Песковская основная общеобразовательная школа» и обязать ответчиков: муниципальное общеобразовательное учреждение «Затеченская основная общеобразовательная школа», с местом нахождения – Адрес Обезличен, муниципальное общеобразовательное учреждение «Далматовская начальная общеобразовательная школа», с местом нахождения – Адрес Обезличен, муниципальное общеобразовательное учреждение «Песковская основная общеобразовательная школа», с местом нахождения Адрес Обезличен и муниципальное общеобразовательное учреждение «Ключевская основная общеобразовательная школа», с местом нахождения - Адрес Обезличен - каждого получить лицензию на право ведения образовательной деятельности.
Взыскать с МОУ «Затеченская основная общеобразовательная школа», МОУ «Далматовская начальная общеобразовательная школа», МОУ «Ключевская основная общеобразовательная школа», МОУ «Песковская основная общеобразовательная школа» государственную пошлину в бюджет муниципального образования Далматовский район, от уплаты которой был освобожден истец при предъявлении исков, в сумме по 200 рублей с каждого ответчика.
В удовлетворении исковых требований прокурора Далматовского района в защиту прав, свобод и интересов неопределенного круга лиц к Управлению по делам образования, культуры, молодежи и спорта Администрации Далматовского района, Администрации Далматовского района и Главному управлению образования Курганской области о признании незаконным предоставление образовательных услуг без лицензии на право ведения образовательной деятельности и возложении обязанности по получению лицензий отказать, как предъявленных к ненадлежащим ответчикам.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в 10 суток, начиная с **.**.****, путем принесения кассационной жалобы через Далматовский районный суд.
Судья Л.В. Пономарева
Решение вступило в законную силу