Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
27 сентября 2013 года город Пенза
Пензенский гарнизонный военный суд в открытом судебном заседании, в помещении военного суда, в составе:
председательствующего - судьи Козлова Е.В.,
при секретаре судебного заседания - Сорокине Д.В.,
с участием заявителя ФИО4, представителя начальника 1 отдела Федерального государственного казенного учреждения «Центральное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации» (далее - начальник 1 отдела ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения МО РФ») ФИО5,
рассмотрев гражданское дело по заявлению бывшего военнослужащего <*---*>, проходившего военную службу по контракту, <*---*> ФИО6, об оспаривании решения № начальника 1 отдела ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения МО РФ» об отказе в заключении договора социального найма на распределенное жилое помещение и снятии с учета нуждающихся в получении жилых помещений,
УСТАНОВИЛ:
<*---*> ФИО6 проходил военную службу в <*---*>. Решением Пензенского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ ФИО7 был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий. Решением начальника 1 отдела ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения МО РФ» от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО7 и членам его семьи было отказано в заключении договора социального найма на распределенное ему ранее жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, и они были сняты с учета нуждающихся в получении жилых помещений.
Не соглашаясь с решением начальника 1 отдела ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения МО РФ» от ДД.ММ.ГГГГ №, ФИО7 обратился в военный суд с заявлением, в котором просил:
- признать решение начальника 1 отдела ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения МО РФ» от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО7 с военной службы незаконным;
- обязать начальника 1 отдела ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения МО РФ» передать заявителю по договору социального найма распределенное жилое помещение.
В обоснование своих требований ФИО7 в заявлении указал, что начальник 1 отдела ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения МО РФ» не уполномочен подписывать официальные документы в связи с тем, что не является юридическим лицом. Кроме того, Жилищный кодекс РФ не может быть применен к военнослужащим на основании статьи 49 Жилищного кодекса РФ. Так же заявитель полагает, что своим решением начальник 1 отдела ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения МО РФ» отменил решение Пензенского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, решением начальник 1 отдела ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения МО РФ» нарушены жилищные права заявителя и членов его семьи.
В судебном заседании ФИО7, сославшись на доводы, которые он изложил в заявлении, просил суд удовлетворить его требования, а также пояснил, что принимать решение об отказе в заключение договора социального найма может только руководитель или иное уполномоченное на то должностное лицо, которого руководитель наделил таким право соответствующими правоустанавливающими документами. Но из документов не видно, что начальник первого отдела может подписывать такие решения. Если он поставлен на учет на получение жилья решение суда незаконно, начальник первого отдела должен был заявить в суд о пересмотре решения, в связи с новыми обстоятельствами. Кроме того, статья 49 ЖК РФ предусматривает порядок предоставления жилья по договору социального найма, если федеральный закон не предусматривает иной порядок. Для военнослужащих предусмотрен иной порядок предоставления жилья и оснований применять ст. 49 ЖК РФ нет. В связи с чем, ФИО7 считает, что ст. 49 ЖК может применяться только к военнослужащим, которые состоят на учете на улучшение жилищных условии. Кроме того, при принятии решения об отказе в заключении с заявителем договора социального найма, к нему была применена учетная норма площади жилого помещения - 7 кв. м, принятая в <адрес>, без учета того, что в <адрес> учетная норма - 10 кв. м на человека. С учетом сказанного, он просит его требования удовлетворить.
Начальник 1 отдела ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения МО РФ», надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыл.
Суд в соответствии с ч.2 ст.257 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело без участия начальника 1 отдела ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения МО РФ».
Представитель начальника 1 отдела ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения МО РФ» ФИО5 в судебном заседании требования заявителя не признал и просил в их удовлетворении отказать по следующим основаниям. ФИО5 пояснил, что начальник 1 отдела ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения МО РФ» действовал в рамках своих полномочий, предоставленных ему Министром обороны РФ и начальником ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения МО РФ», которые отражены в доверенности Министра обороны РФ и в соответствующих приказах начальника ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения МО РФ» от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ №, а также в положении о 1 отделе (<адрес>) ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения МО РФ». ФИО7 и членам его семьи было отказано в заключение договора социального найма на распределенную квартиру в <адрес> в связи с тем, что в собственности <*---*> заявителя имеется квартира общей площадью <*---*> кв.м., расположенная по адресу: <адрес>, <адрес>, которая ранее была распределена ФИО7 Министерством обороны РФ и от приватизации которой он отказался в пользу <*---*>. Кроме того, в собственности у ФИО7 имелось жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью <*---*> кв.м., право собственности на которое он прекратил ДД.ММ.ГГГГ. Данное жилое помещение он передал своей <*---*> - ФИО2. На основании изложенного, он считает, что права и законные интересы заявителя Министром обороны РФ не нарушены.
Заслушав заявителя, представителя начальника 1 отдела ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения МО РФ» ФИО5, изучив возражение начальника 1 отдела ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения МО РФ», а также исследовав и проанализировав имеющиеся в деле и представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Из решения начальника 1 отдела ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения МО РФ» от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в заключении договора социального найма и снятии с учета нуждающихся в получении жилых помещений усматривается, что подполковнику ФИО7 и членам его семьи отказано в заключении договора социального найма на распределенную квартиру, расположенную по адресу: <адрес> и они были сняты с учета нуждающихся в получения жилых помещений.
Согласно решению Пензенского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ, требования ФИО7 в части постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий были удовлетворены.
Из выписки из приказа командующего войсками Центрального военного округа от ДД.ММ.ГГГГ № усматривается, что <*---*> ФИО7 уволен с военной службы <*---*>.
По выписке из приказа командующего войсками Центрального военного округа от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что ФИО6 с ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков личного состава части и всех видов обеспечения.
Из ответа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии усматривается, что ФИО7 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлся собственником в жилого дома, общей площадью <*---*> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Кроме того, в данной выписке указано, что у ФИО1, <*---*> заявителя, в собственности имеется квартира общей площадью <*---*> кв.м., расположенная по адресу: <адрес>.
Согласно сведениям, представленным ФИО6 ДД.ММ.ГГГГ начальнику ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения МО РФ», в собственности семьи заявителя имеется квартира общей площадью <*---*> кв.м., расположенная по адресу: <адрес>.
Из выписки из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о переходе прав на объект недвижимого имущества от ДД.ММ.ГГГГ № усматривается, что ФИО7 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлся собственником в жилого дома, общей площадью <*---*> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Далее собственником данного жилого помещения стала ФИО2.
Согласно договору на передачу квартиры в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ №, квартира общей площадью <*---*> кв.м., расположенная по адресу: <адрес> <адрес> передана в собственность ФИО1, <*---*> заявителя, с согласия совершеннолетних членов семьи: ФИО6 и ФИО3
Правовой основой воинской обязанности и военной службы являются Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе», другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международные договоры Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 40 и пунктом 1 статьи 45 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений, при этом военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Основания и порядок предоставления жилого помещения определён статьями 49 и 52 Жилищного кодекса Российской Федерации, в которых указано, что жилое помещение предоставляется гражданам, которые приняты на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Согласно статье 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления определяется органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
Из решения начальника 1 отдела ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения МО РФ» № от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что одним из оснований отказа в заключение договора социального найма на распределенное жилое помещение послужило размер учетной нормы, установленный в городе Подольске Московской области решением Совета депутатов муниципального образования «Подольский район» Московской области от 16 сентября 2005 года № 141/2005 «Об утверждении нормы предоставления и учетной нормы площадей жилого помещения в Подольском районе», размер которой составляет 7 кв.м.
С данным положением суд не может согласиться, в связи с тем, что согласно исследованным в судебном заседании доказательствам и пояснениям заявителя, он с составом семьи <*---*> человека проживают по адресу: <адрес> был принят на учет нуждающихся в получения жилого помещения в городе <адрес>. В связи с чем, применение учетной нормы площади жилого помещения, предусмотренной в городе <адрес> в размере 7 кв.м. к военнослужащему и членам его семьи, проживающим в городе <адрес>, не обоснованно и к ним необходимо применять учетную нормы площади жилого помещения предусмотренную в городе <адрес>.
Как следует из решения Пензенской городской Думы от 30 июня 2005 года № 136-12/4 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма в городе Пензе», учетная норма площади жилого помещения в городе Пензе в целях принятия на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлена в размере 10 и менее квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Однако согласно п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 2 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», человек давая согласие на приватизацию занимаемого по договору социального найма жилого помещении, без которого она была бы невозможна, исходит из того, что право пользования данным жилым помещением для него будет носить бессрочный характер и, следовательно, оно должно учитываться при переходе права собственности на жилое помещение по соответствующему основанию к другому лицу.
В остальной части, суд считает решение начальника 1 отдела ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения МО РФ» от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в заключение договора социального найма и снятии с учета нуждающихся в получении жилых помещений законным и обоснованным.
Так в целях совершенствования порядка учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, и реализации их прав на получение жилья в соответствии с законодательством Российской Федерации Правительство Российской Федерации своим постановлением от 6 сентября 1998 года № 1054 утвердило Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства. Согласно подпункту «д» пункта 10 указанного Постановления не признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, в случае если их жилищные условия ухудшились в результате обмена, мены, купли-продажи или дарения ранее полученного от государства жилья.
Кроме этого, статьёй 53 ЖК РФ, определено, что граждане с намерением приобретения права состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в данном качестве не ранее чем через пять лет.
Из пп.6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ следует, что граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных ими документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
В судебном заседании было установлено, что ФИО7 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на праве собственности принадлежало жилое помещение общей площадью <*---*> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>. Кроме того, ФИО7 по линии Министерства обороны РФ было предоставлено жилое помещение - квартира общей площадью <*---*> кв.м., расположенная по адресу: <адрес> <адрес>, которая в последующем была приватизирована на <*---*> заявителя ФИО8 Заявитель и его супруга, ФИО3 отказались от участия в приватизации в пользу дочери. Согласно решению Пензенского гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ, требования ФИО7 в части постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий были удовлетворены. Однако при рассмотрении судом заявления, ФИО6 не были представлены сведения об имевшихся у него в собственности всех жилых помещений, за последние пять лет.
В связи с изложенным, суд усматривает, что ФИО6, путем отчуждения имевшихся в его пользовании жилых помещений, расположенных по адресам: <адрес> и <адрес>, совершил действия с намерением приобретения права состоять на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Частью 8 статьи 57 Жилищного кодекса РФ установлено, что при предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.
Согласно ст. 4 приказа Министра обороны РФ от 30 сентября 2010 года № 1280 «О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений», военнослужащие не могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях ранее истечения пяти лет после совершения ими действий по намеренному ухудшению жилищных условий, в результате которых на военнослужащих и членов их семей стало приходиться менее установленной учетной нормы площади жилого помещения (далее именуются - действия по намеренному ухудшению жилищных условий), в том числе связанных с изменением порядка пользования жилыми помещениями, обменом жилых помещений, невыполнением условий договора социального найма жилого помещения, расторжением брака, выделением доли жилых помещений собственниками, отчуждением жилых помещений или их частей.
Начальник 1 отдела ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения МО РФ», получив сведения в соответствии с Инструкцией о предоставлении военнослужащим - гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации № 1280 от 30 сентября 2010 года о наличии в собственности ФИО6 и членов его семьи жилых помещений по состоянию на дату выписки извещения о распределении жилого помещения, принял решение в соответствии с ч. 8 ст. 57 и ч. 2 ст. 51 Жилищного кодекса РФ.
Доводы заявителя о том, что к военнослужащим не может быть применен Жилищный кодекс РФ, суд считает не состоятельными в связи с тем, что как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от 14 февраля 2000 года № 9 «О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» (в ред. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 06.02.2007 № 6), при рассмотрении заявлений военнослужащих, связанных с осуществлением ими права на жилище, необходимо иметь в виду, что основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются как Федеральным законом «О статусе военнослужащих», так и нормами жилищного законодательства Российской Федерации.
Доводы заявителя о том, что начальник 1 отдела ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения МО РФ» не имеет полномочий принимать решения об отказе в заключение договора социального найма, в связи с тем, что не наделен таким правом соответствующим документом, в частности доверенностью от начальника ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения МО РФ», суд считает не состоятельными в связи с тем, что согласно представленной в суд доверенности от Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № начальник 1 отдела ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения МО РФ» наделен полномочиями принимать решения об отказе в заключение договора социального найма.
Следовательно, ФИО6 и членам его семьи обоснованно было отказано в заключение договора социального найма на распределенную квартиру, расположенную по адресу: <адрес> они правомерно были сняты с учета нуждающихся в получения жилых помещений.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 98, 194, 197, 198, 199, 258 ГПК РФ, военный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления ФИО6 отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приволжский окружной военный суд через Пензенский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий по делу Е.В. Козлов