Дело № 2-135/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Чухлома 16 мая 2017 года
Чухломский районный суд Костромской области в составе:
председательствующего судьи Юхман Л.С.,
с участием помощника прокурора Чухломского района Чичерина Н.Н.,
при секретаре Жигоцкой Л.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Чухломского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Чухломского муниципального района Костромской области о возложении обязанности по принятию мер к утверждению перечня мест массового пребывания людей,
установил:
Прокурор Чухломского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Чухломского муниципального района Костромской области о возложении обязанности по принятию мер к утверждению перечня мест массового пребывания людей.
Исковые требования мотивировал следующим.
Прокуратурой Чухломского района проведена проверка, по результатам которой в деятельности администрации Чухломского муниципального района Костромской области выявлены нарушения законодательства в сфере противодействия терроризму.
Статьей 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» определены основные принципы противодействия терроризму, такие как обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма, минимизация и (или) ликвидация последствий проявления терроризма, соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.
В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона, противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по: предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизация и (или) ликвидация последствий проявления терроризма.
Из содержания пунктов 2, 4 части 2 статьи 5 Закона следует, что правительство Российской Федерации организует разработку и осуществление мер по предупреждению терроризма и минимизацию и (или) ликвидацию последствий проявления терроризма; устанавливает обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), категории объектов (территорий), порядок разработки и форм паспорта безопасности таких объектов (территорий) (за исключением объектов транспортной инфраструктуры, транспортных средств и объектов топливно-энергетического комплекса).
Пунктом 6.1 части 2 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе, участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
В ходе проверки, проведенной в ноябре 2016 года, установлено, что в своей деятельности в сфере противодействия терроризма, администрация Чухломского муниципального района руководствуется протоколом оперативного штаба Костромской области №44 от 29.08.2012 года, согласно которого на территории Чухломского района 8 мест массового пребывания людей.
В настоящее время требования к определению мест массового пребывания людей и требования к их антитеррористической защищенности установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 25.03.2015 №272 (далее - Требования).
В силу статьи 2 Требований, перечень мест массового пребывания людей в пределах территорий субъектов Российской Федерации или муниципальных образований определяется соответственно исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления по согласованию с территориальными органами безопасности, территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Об устранении указанного нарушения прокурором района указано в представлении, внесенном в адрес главы Чухломского муниципального района 24.11.2016 года.
По результатам рассмотрения представления на очередном заседании антитеррористической комиссии Чухломского муниципального района утвержден перечень объектов с массовым пребыванием людей, важных и потенциальных объектов, расположенных на территории Чухломского муниципального района Костромской области, который направлен на согласование в правоохранительные органы.
Однако до сегодняшнего дня, то есть по прошествии более двух лет с момента вступления Требований в законную силу, перечень мест массового пребывания людей в пределах территории Чухломского муниципального района не согласован и не утвержден.
При этом, исходя из критериев, установленных в Требованиях, фактическое число мест массового пребывания людей на территории Чухломского муниципального района должно значительно превышать их количество, определенное протоколом оперативного штаба Костромской области №44 от 29.08.2012 года.
В соответствии со статьей 19 Устава Чухломского муниципального района Костромской области (далее - Устава), структуру органов местного самоуправления муниципального района образуют:
а) Собрание депутатов Чухломского муниципального района Костромской области - представительный орган муниципального образования района,
б) глава Чухломского муниципального района Костромской области (сокращенное наименование) - глава муниципального образования,
в) администрация Чухломского муниципального района Костромской области,
г) ревизионная комиссия Чухломского муниципального района Костромской области.
Статьей 28 Устава установлено, что администрация муниципального района - орган местного самоуправления, осуществляющий исполнительно-распорядительные функции, наделяемый настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения.
Статьей 30 Устава установлено, что глава администрации Чухломского муниципального района осуществляет общее руководство деятельностью администрации муниципального района, ее структурных подразделений по решению всех вопросов, отнесенных к компетенции администрации и издает по вопросам своего ведения постановления местной администрации и распоряжения местной администрации, которые вступают в силу с момента их подписания, если иной прядок не установлен действующим законодательством, настоящим Уставом, самим постановлением (распоряжением).
Таким образом, исходя из комплексного толкования вышеприведенных норм, с учетом того факта, что перечень мест массового пребывания людей должен утверждаться исполнительным органом местного самоуправления, а так же того, что антитеррористическая комиссия органом местного самоуправления не является, на сегодняшний день надлежащим образом утвержденный перечень мест массового пребывания людей в пределах территории Чухломского района отсутствует.
В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор обратился в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
По мнению прокурора, отсутствие на протяжении длительного времени на территории муниципального района актуального перечня мест массового пребывания людей свидетельствует о ненадлежащей деятельности в сфере предупреждения терроризма и минимизации и (или) ликвидации последствий его проявления, чем нарушаются права неопределенного круга лиц, имеющего возможность стать жертвами террористических актов в случае их совершения.
В судебном заседании прокурор поддержал исковые требования, просил суд обязать администрацию Чухломского муниципального района Костромской области в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу утвердить перечень мест массового пребывания людей в пределах территории Чухломского муниципального района Костромской области в порядке, предусмотренном Требованиями к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.03.2015 года № 272.
Представитель ответчика - администрации Чухломского муниципального района Костромской области в судебное заседание не явился. В заявлении глава муниципального района ФИО1 исковые требования прокурора признал в полном объеме. Просил рассмотреть дело в отсутствии их представителя.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.
В соответствии со ст. 39 ГПК РФ истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований либо отказаться от иска, ответчик вправе признать иск, стороны могут окончить дело мировым соглашением.
Суд принимает признание иска представителем ответчика ФИО1, поскольку оно не противоречит действующему законодательству и не нарушает права и интересы других лиц.
Согласно ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании иска ответчиком и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
При таких обстоятельствах исковые требования, заявленные прокурором Чухломского района в интересах неопределенного круга лиц, следует удовлетворить.
Администрацию Чухломского муниципального района Костромской области следует обязать принять меры к утверждению перечня мест массового пребывания людей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Чухломского района удовлетворить.
Обязать администрацию Чухломского муниципального района Костромской области в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу утвердить перечень мест массового пребывания людей в пределах территории Чухломского муниципального района Костромской области в порядке, предусмотренном Требованиями к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.03.2015 года № 272.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Костромской областной суд через Чухломский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья: Юхман Л.С.