Дело № 2-135/2020 УИД 23RS0002-01-2019-006343-31
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Сочи 10 марта 2020 г.
Мотивированное решение изготовлено: 17 марта 2020 года.
Адлерский районный суд г. Сочи в составе:
Председательствующего - судьи Федорова Е.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Антоновой А.А.,
с участием истца Садыкова А.А., его представителя по доверенности - Семыкина А.А.,
представителя ответчика ФКУ Упрдор «Черноморье» в лице Пильниковой О.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Садыкова Андрея Александровича к ФКУ Упрдор «Черноморье» о нечинении препятствий в пользовании земельным участком,
УСТАНОВИЛ:
Истец Садыков А.А. обратился в суд с иском к ФКУ Упрдор «Черноморье» в котором с учетом уточненных в ходе судебного разбирательства требований, просил суд обязать ФКУ Упрдор «Черноморье» выдать технические условия на демонтаж металлического секционного ограждения проезжей части.
В обоснование исковых требований истец указал, что он Садыков является собственником земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов - ИЖС, площадью 1170 кв.м., расположенный по адресу <адрес>. Также на данном участке расположен хозблок, назначение нежилое. Также указал, что он, Садыков, обратился к ответчику для получения разрешения (технических условий) на устройство нового подъезда - выезда с прилегающей территории к автомобильной дороге общего пользования федерального значения А-147 Джубга - Сочи - граница с республикой Абхазия на км 214 + 166 слева по адресу: <адрес>. так как использование существующих примыканий для проезда к участку не представляется возможным в связи с тем, что на соседних участках расположены строения, блокирующие проезд автотранспорта. К тому же в настоящее время съезды к данной дороге, находящиеся в непосредственной близости от участка с кадастровым номером №, расположены на расстоянии от 5 до 20 метров друг от друга и устройство нового подъезда не повлияет на безопасность дорожного движения. Кроме того Садыкову было выдано разрешение на строительство индивидуального жилого дома № №, на основании которого он имеет право на беспрепятственный подъезд к своему участку. Следовательно, по этой причине невозможно осуществление строительство дома, а кроме того надлежаще эксплуатировать указанный выше хозяйственный блок. На неоднократные обращения ответчиком были даны ответы, согласно которым ФКУ Упрдор «Черноморье» рассмотрело заявление от 28.02.2019 № б/н (вход № 2278 от 28.02.2019) по вопросу возможности устройства нового съезда-примыкания от земельного участка с кадастровым номером № к автомобильной дороге общего пользования федерального значения А-147 Джубга-Сочи-граница с Республикой Абхазия на км 211+900 слева (уточненный километраж по дислокации ТСОДД) для организации транспортного доступа к домовладению по адресу: <адрес> и сообщает следующее: «В целях обеспечения безопасности дорожного движения, выполнить испрашиваемый съезд-примыкание к федеральной дороге, II технической категории, с целью подъезда к земельному участку, не представляется возможным по следующим причинам: несоблюдение требований пункта 3.1.3 ГОСТ Р 52398-2005 «Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования» в части соблюдения минимальных расстояний между примыканиями в одном уровне для автомобильных дорог II технической категории - 600 м. В данном случае от центра испрашиваемого участка до ближайшего существующего санкционированного примыкания (автомобильная дорога Веселое - Нижняя Шиловка на км 211 + 646) по ходу километража (в сторону Сочи - 254 м). Самовольное устройство дополнительного съезда-примыкания, согласно части 8 статьи 20 Федерального закона РФ от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», категорически запрещено». Однако съезды и въезды предусматриваются и организуются на дорогах I-III категорий при примыкании и пересечении с дорогами IV и V категории, съездах на площадки отдыха и ремонта, АЗС, а также при съездах с дорог местного значения на сельскохозяйственные и лесные дороги, кроме того, съездом (въездом) может считаться часть дороги, например в составе автомобильной развязки, соединяющей пересекающиеся автомагистрали на разных уровнях. Частью съезда или въезда может считаться специально выделенная полоса, предназначенная для торможения или разгона транспортного средства. Таким образом, истец считает, что подъезд - выезд с его земельного участка не подпадает под данные требования. Существующее ограждение проезжей части препятствует ему в доступе - подъезде к своему земельному участку.
В судебном заседании истец Садыков и его представитель по доверенности Семыкин А.А. на удовлетворении уточненных исковых требований настаивали по основаниям изложенным в иске.
Представитель ответчика - ФКУ Упрдор «Черноморье» - Пильникова О.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований Садыкова, считая доводы изложенные им несостоятельными.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает, что в удовлетворении исковых требований Садыкова надлежит отказать по следующим основаниям.
Как следует из материалов, Садыков является собственником земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов - ИЖС, площадью 1170 кв.м., расположенный по адресу <адрес>, что подтверждается свидетельством о регистрации права от 06.06.2016 года.
Также на данном участке расположен хозблок, назначение нежилое, что также подтверждается свидетельством о регистрации права от 06.06.2016 года.
Как установлено в судебном заседании, истец обратился к ответчику для получения разрешения (технических условий) на устройство нового подъезда - выезда с прилегающей территории к автомобильной дороге общего пользования федерального значения А-147 Джубга - Сочи - граница с республикой Абхазия <адрес>. так как использование существующих примыканий для проезда к участку не представляется возможным в связи с тем, что на соседних участках расположены строения, блокирующие проезд автотранспорта. К тому же в настоящее время съезды к данной дороге, находящиеся в непосредственной близости от участка с кадастровым номером №, расположены на расстоянии от 5 до 20 метров друг от друга и устройство нового подъезда не повлияет на безопасность дорожного движения.
Судом установлено, что Садыкову было выдано разрешение на строительство индивидуального жилого дома № №, на основании которого он имеет право на беспрепятственный подъезд к своему участку.
В соответствии с п. 1 ст. 299 ГК РФ право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника.
Автомобильная дорога А-147 «Джубга-Сочи-граница с Республикой Абхазия» включена в Перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения, в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 17.11.2010 № 928 «О перечне автомобильных дорог общего пользования федерального значения».
Федеральные автомобильные дороги общего пользования, включенные в перечень, закрепляются на праве оперативного управления за федеральными государственными учреждениями, находящимися в ведении Федерального дорожного агентства, за исключением дорог, переданных в доверительное управление Государственной компании «Российские автомобильные дороги» (пункт 3 постановления Правительства РФ от 17.11.2010 № 928).
Федеральная автомобильная дорога А-147 «Джубга-Сочи-граница с Республикой Абхазия» государством передана в оперативное управление федеральному казенному учреждению «Управление федеральных автомобильных дорог «Черноморье» Федерального дорожного агентства» на основании распоряжения № 1296-р от 01.07.2014.
В соответствии со статей 6 ФЗ № 257-ФЗ и Постановления Российской Федерации от 17 ноября 2010 года № 928 «О перечне автомобильных дорог общего пользования федерального значения», статей 87, 90 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что федеральная автомобильная дорога общего пользования А-147, а также занятые ей земельные участки (включая полосу отвода), являются федеральной собственностью.
Из содержания искового заявления следует, что земельный участок с кадастровым номером №, площадью 1170 кв.м., принадлежит истцу на праве собственности. Как утверждает истец, доступ к принадлежащему ему земельному участку возможен только через земельный участок, который является полосой отвода федеральная автомобильная дорога общего пользования А-147 Джубга-Сочи-граница с Республикой Абхазия путем демонтажа существующего ограждения проезжей части указанной дроги.
Так, в полномочия ФКУ Упрдор «Черноморье» входят выдача разрешений на строительство примыканий и строительство объектов дорожного сервиса в пределах полос отвода автомобильных дорог, обеспечение технического надзора за эксплуатацией и содержанием примыканий (подъездов, съездов, переходно-скоростных полос) используемых для специального доступа к объектам дорожного сервиса, инженерным коммуникациям и иным сооружениям, размещенным в полосе отвода, придорожной полосе (или за ее пределами) автомобильных дорог общего пользования федерального значения; организация обустройства автомобильных дорог общего пользования федерального значения объектами дорожного сервиса, средствами наружной рекламы и иными сооружениями, включая согласование решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков в пределах придорожных полос или земельных участков находящихся вне этих полос, но требующих специального доступа к ним, а также специальных участков под стоянки и остановки, осуществление выдачи соответствующих разрешений и технических условий; согласование работ по строительству вышеуказанных объектов в соответствии и с планами строительства и генеральными схемами размещений, а также осуществления контроля за выполнением этих технических условий; организация принятия мер по обеспечению соответствия состояния автомобильных дорог общего пользования федерального значения установленным правилам стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам.
Федеральный закон № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» от 10 декабря 1995 года в ст. 1 определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации, а задачами закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
В соответствии со ст. 13 этого же закона федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, юридические и физические лица, в ведении которых находятся автомобильные дороги, принимают меры к обустройству этих дорог предусмотренными объектами сервиса в соответствии с нормами проектирования, планами строительства и генеральными схемами размещения указанных объектов, организуют их работу в целях максимального удовлетворения потребностей участников дорожного движения и обеспечения их безопасности, представляют информацию участникам дорожного движения о наличии таких объектов и расположении ближайших медицинских организаций, организаций связи, а равно информацию о безопасных условиях движения на соответствующих участках дорог.
Суд учитывает, что земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, не имеет и никогда не имел санкционированного въезда и выезда на федеральную автомобильную дорогу общего пользования А-147 Джубга-Сочи-граница с Республикой Абхазия.
При этом, учитывая, что планируемый съезд примыкает к федеральной дороге, то он должен полностью отвечать требованиям Федерального закона № 257-ФЗ от 08.11.2007 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В соответствии с требованиями закона № 257-ФЗ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, объектов, предназначенных для осуществления дорожной деятельности, объектов дорожного сервиса в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог общего пользования федерального значения, в том числе примыканий к ним, допускается при наличии согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги, содержащего обязательные для исполнения технические требования и условия, и на основании разрешения на строительство, выдаваемого в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и Закона № 257-ФЗ.
Как установлено в судебном заседании, истец обращался в адрес ФКУ Упрдор «Черноморье» с требованиями по вопросу устройства съезда-примыкания к федеральной дороге.
Письмами от 13.03.2019г. исх. № 2162/09, 1.11.2018г. исх. № 11094/09 заявителю было сообщено, что в целях обеспечения безопасности дорожного движения выполнить испрашиваемый съезд-примыкание к федеральной дороге, II технической категории, с целью подъезда к земельному участку с кадастровым номером № не представляется возможным ввиду того, что не соблюдены требования пункта 3.1.3 ГОСТ Р 52398-2005 «Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования» в части соблюдения минимальных расстояний между примыканиями в одном уровне для автомобильных дорог II технической категории - 600 м. В рассматриваемом случае от центра испрашиваемого участка до ближайшего существующего санкционированного примыкания (автомобильная дорога Веселое-Нижняя Шиловка на км 211-646) по ходу километража (в сторону г. Сочи)- 254 м.
Кроме этого, дорожное ограждение, которое истец просит демонтировать для проезда к земельному участку, входит в состав автомобильной дороги А-147. В случае демонтажа металлического ограждения будет причинен ущерб федеральному имуществу – автомобильной дороги.
Так, дорожное ограждение - устройство, предназначенное для предотвращения съезда транспортного средства с обочины и мостового сооружения (моста, путепровода, эстакады и т. п.), переезда через разделительную полосу, столкновения со встречным автомобилем, наезда на массивные препятствия и сооружения, расположенные на обочине и в полосе отвода дороги, на разделительной полосе (удерживающее ограждение для автомобилей), падения пешеходов с мостового сооружения или насыпи (удерживающее ограждение для пешеходов), а также для упорядочения движения пешеходов и предотвращения выхода животных на проезжую часть (ограничивающее ограждение).
Применение на участках автомобильных дорог дорожного ограждения позволяет снизить тяжесть последствий ДТП при опрокидывании и столкновении транспортных средств, а также влияет на снижение числа ДТП, связанных с наездом автомобилей на пешеходов, велосипедистов и диких животных.
В соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 28.09.2009 № 767 «О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации», «Порядка установления и использования полос отвода автомобильных дорог федерального значения», утвержденного приказом Министерства транспорта РФ от 13.01.2010 № 5 (пункты 10, 11. 19) по обеспечению безопасности дорожного движения на федеральной дороге общего пользования на заявления граждан балансодержателем дороги готовятся проекты технических требований и условий на проектирование и строительство съездов-примыканий, которые утверждаются в Федеральном дорожном агентстве (г. Москва).
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» изменение в организации дорожного движения, за счет снижения уровня безопасности дорожного движения не допускается.
В соответствии со статьей 3 этого же закона одним их основных принципов обеспечения безопасности дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.
Доводы истца о невозможности осуществления строительства дома при наличии выданного разрешения на строительство индивидуального жилого дома, суд находит несостоятельными, так как указанное опровергается материалами дела.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, принимаю во внимание изложенные нормы Закона, представленные сторонами доказательства по делу, в том числе заключение судебной строительно-технической экспертизы, и исхожу из того, что истец как собственник земельного участка не доказал отсутствия законной и разумной возможности обеспечения эксплуатации объекта недвижимости каким-либо способом помимо демонтажа дорожного ограждения.
Таким образом и с учетом того, что демонтаж дорожного ограждения приведет к созданию несанкционированного съезда и выезда на федеральную дорогу, ввиду чего значительно снизится уровень безопасности дорожного движения, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований истца.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Садыкова Андрея Александровича к ФКУ Упрдор «Черноморье» о нечинении препятствий в пользовании земельным участком, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Адлерский районный суд г. Сочи
Судья Е.Г. Федоров