ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-135/2021 от 21.05.2021 Панкрушихинского районного суда (Алтайский край)

Дело №2-135/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Панкрушиха 21 мая 2021 года

Панкрушихинский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Акиньшина А.В.

при секретаре Куренных О.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Государственной инспекции Алтайского края (региональный Гостехнадзор) о признании права собственности на самоходную машину,

установил:

ФИО1 обратился в Панкрушихинский районный суд <адрес> с иском к Государственной инспекции <адрес> (региональный Гостехнадзор) о признании права собственности на самоходное шасси <данные изъяты>, 1990 года выпуска, заводской , двигатель .

В обоснование своих требований истец указал, что по договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ он приобрел в Сельскохозяйственном производственном кооперативе «Велижанский» указанное выше самоходное шасси, и с указанного времени владел и пользовался им как своим собственным, использовал его для ведения личного подсобного хозяйства.

В 2021 году ФИО1 обратился в Государственную инспекцию Гостехнадзора Панкрушихинского района с заявлением о постановке на учет указанного самоходного шасси и получении документов установленного образца. В регистрации самоходного шасси ему было отказано в связи с отсутствием документов, указанных в п.6 «Правил государственной регистрации самоходных машин и других видов техники», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.09.2020 №1507, а именно из-за отсутствия паспорта самоходной машины.

В соответствии с пунктом 49 Правил государственной регистрации самоходных машин и других видов техники владельцы обязаны снять технику с государственного учета, в том числе в случае прекращения права собственности на технику.

После заключения договора купли-продажи прежний собственник самоходного шасси никаких действий по своевременному снятию с регистрационного учета самоходного шасси не произвел. В настоязщее время СПК «Велижанский» ликвидирован.

Документами, подтверждающими право собственности на машину, номерной агрегат, являются, в том числе документы, подтверждающие совершение сделок в простой письменной форме в соответствии с п.2 ч.1 ст.161 ГК РФ гражданами между собой на сумму, превышающую не менее чем в десять раз установленный законом минимальный размер оплаты труда, а в случаях предусмотренных законом – независимо от общей суммы сделки.

В соответствии со ст.218 ГК РФ право собственности на имущество, имеющего собственника, может быть приобретено на основании договора купли-продажи или иной сделки по отчуждению имущества.

В соответствии с ч.1 ст.234 ГК РФ, лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).

Отсутствие у продавца самоходного шасси регистрационных документов само по себе не является доказательством того, что владелец не является его собственником, поскольку в силу действующего законодательства, сделки купли-продажи транспортных средств и прицепов к ним регистрации не подлежат. Следовательно, ФИО1 считает, что приобрел право собственности на самоходное шасси с момента его принятия от собственника.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.1995 №460 «О введении паспортов на самоходные машины и другие виды техники в Российской Федерации» с 01.09.1995 введены паспорта на тракторы, прицепы и полуприцепы, самоходные дорожно-строительные и иные машины. Наличие указанных паспортов является обязательным условием для регистрации этих машин и допуска их к эксплуатации.

Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие.

Представитель ответчика Государственной инспекции Алтайского края (региональный Гостехнадзор), извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, направил отзыв на иск, в котором указал, что порядок регистрации самоходных машин (тракторов) и прицепов к ним регламентирован Постановлением Правительства РФ от 21.09.2020 N 1507 «Об утверждении Правил государственной регистрации самоходных машин и других видов техники».

В соответствии с пунктом 5 Правил владелец техники обязан зарегистрировать ее или изменить регистрационные данные в органах гостехнадзора в течение срока действия государственного регистрационного знака "ТРАНЗИТ" или в течение 10 календарных дней со дня выпуска техники в свободное обращение в соответствии с правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, либо со дня выдачи паспорта техники (для техники, не подлежащей таможенному декларированию), либо со дня временного ввоза техники на территорию Российской Федерации на срок более 6 месяцев, либо со дня приобретения прав владельца техники, снятия с учета, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.

Согласно пункту 6 Правил государственная регистрация техники совершается на основании заявления владельца техники или его представителя о государственной регистрации техники.

Для государственной регистрации техники представляются следующие документы: заявление; документ, удостоверяющий личность владельца техники или его представителя (предъявляется при подаче заявления), кроме случаев подачи заявления в соответствии с абзацем вторым пункта 7 настоящих Правил; документ, подтверждающий полномочия представителя владельца техники, в случае, если документы подаются представителем; документ, подтверждающий право собственности или иное законное основание владения и пользования техникой или основными компонентами; паспорт техники с отметкой об уплате утилизационного сбора либо отметкой об основании неуплаты утилизационного сбора в соответствии с законодательством Российской Федерации или выписка из электронного паспорта техники со статусом "действующий" в системе электронных паспортов самоходной машины и других видов техники, оформленного в соответствии с Соглашением о введении единых форм паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства) и паспорта самоходной машины и других видов техники и организации систем электронных паспортов от 15 августа 2014 г. (далее - электронный паспорт техники), с отметкой об уплате утилизационного сбора либо отметкой об основании неуплаты утилизационного сбора в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в пункте 16 настоящих Правил; копия сертификата соответствия или декларации соответствия в случае, если обязательная сертификация установлена законодательством Российской Федерации (может быть представлена по инициативе заявителя); страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства (может быть представлен по инициативе заявителя); документ, идентифицирующий технику как временно ввезенную, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; квитанция (платежное поручение) об уплате государственной пошлины (может быть представлена по инициативе заявителя).

Пунктом 58 Правил предусмотрены основания для отказа в предоставлении государственной услуги, к которым относиться в том числе, отсутствие документов или сведений, наличие которых является обязательным в соответствии с Правилами, а также наличие в системе учета сведений о государственной регистрации техники, которая не снята с учета.

ФИО1 отказано в регистрации самоходного шасси, поскольку при обращении в органы гостехнадзора им не были предоставлены документы, наличие которых является обязательным в соответствии с Правилами.

Исследовав материалы гражданского дела, суд считает, что требования ФИО2 подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 264 и ст. 265 ГПК РФ суд устанавливает юридические факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.

В частности, суд может установить факт владения и пользования имуществом, в том числе на праве собственности в случае, если у заявителя имелся, но был им утрачен правоустанавливающий документ о принадлежности ему такого имущества на праве собственности, и при условии, что такой документ не может быть восстановлен в ином порядке.

Согласно действующему законодательству и в соответствии с положениями п. 1 ст. 223 ГК РФ, распространяющими свое действие на транспортные средства, их отчуждение не подлежит государственной регистрации, а момент возникновения права собственности у приобретателя по договору определен с момента передачи вещи.

В силу ч.1 ст.209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Частью 1 ст.234 ГК РФ установлено, что лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).

В соответствии с положениями Правил государственной регистрации самоходных машин и других видов техники, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.09.2020 N 1507 «Об утверждении Правил государственной регистрации самоходных машин и других видов техники», государственной регистрации, учету в соответствии с настоящими Правилами подлежат в том числе самоходные машины с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см, не подлежащие регистрации в подразделениях Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также номерные агрегаты и прицепы (полуприцепы) этих машин (п. 1).

Пункт 3 статьи 15 и пункт 3 статьи 16 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» связывают допуск транспортного средства к эксплуатации с его регистрацией и выдачей соответствующих документов и запрещают регистрацию транспортного средства без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, а также в отношении владельцев транспортных средств, не осуществивших обязательное страхование своей гражданской ответственности в соответствии с федеральным законом.

Законодательство не содержит иных оснований отказа в регистрации транспортного средства в органах Гостехнадзора, в том числе запрета на регистрацию транспортного средства собственником, приобретшим его на основании договора купли-продажи в случае, когда регистрация транспортного средства (постановка на технический учет) не была осуществлена продавцом.

В соответствии с пунктом 3 Правил государственной регистрации самоходных машин и других видов техники, Государственная регистрация техники осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими региональный государственный надзор в области технического состояния и эксплуатации самоходных машин и других видов техники, аттракционов (далее - органы гостехнадзора), за собственником техники (за исключением лица, не достигшего возраста 16 лет либо признанного недееспособным), или лицом, владеющим техникой на праве хозяйственного ведения, на праве оперативного управления либо на основании договора лизинга, или одним из родителей, усыновителем либо опекуном (попечителем) лица, не достигшего возраста 16 лет, являющегося собственником техники, или опекуном недееспособного гражданина, являющегося собственником техники (далее - владелец техники).

В силу пункта 4 вышеуказанных Правил государственной регистрации в органах гостехнадзора подлежит техника, а также техника, которая в целом или в качестве основных компонентов в виде кузова, рамы или шасси используется для создания другой техники, перегоняется к конечным производителям или вывозится из Российской Федерации, и техника, являющаяся опытными (испытательными) образцами (за исключением случая, предусмотренного абзацем шестым настоящего пункта).

Пунктом 5 Правил установлено, что владелец техники обязан зарегистрировать ее или изменить регистрационные данные в органах гостехнадзора в течение срока действия государственного регистрационного знака "ТРАНЗИТ" или в течение 10 календарных дней со дня выпуска техники в свободное обращение в соответствии с правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании, либо со дня выдачи паспорта техники (для техники, не подлежащей таможенному декларированию), либо со дня временного ввоза техники на территорию Российской Федерации на срок более 6 месяцев, либо со дня приобретения прав владельца техники, снятия с учета, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных.

Согласно пункту 6 Правил государственной регистрации самоходныз машин и других видов техники государственная регистрация техники совершается на основании заявления владельца техники или его представителя о государственной регистрации техники.

Для государственной регистрации техники представляются следующие документы: заявление; документ, удостоверяющий личность владельца техники или его представителя (предъявляется при подаче заявления), кроме случаев подачи заявления в соответствии с абзацем вторым пункта 7 настоящих Правил; документ, подтверждающий полномочия представителя владельца техники, в случае, если документы подаются представителем; документ, подтверждающий право собственности или иное законное основание владения и пользования техникой или основными компонентами; паспорт техники с отметкой об уплате утилизационного сбора либо отметкой об основании неуплаты утилизационного сбора в соответствии с законодательством Российской Федерации или выписка из электронного паспорта техники со статусом "действующий" в системе электронных паспортов самоходной машины и других видов техники, оформленного в соответствии с Соглашением о введении единых форм паспорта транспортного средства (паспорта шасси транспортного средства) и паспорта самоходной машины и других видов техники и организации систем электронных паспортов от 15 августа 2014 г. (далее - электронный паспорт техники), с отметкой об уплате утилизационного сбора либо отметкой об основании неуплаты утилизационного сбора в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением случаев, указанных в пункте 16 настоящих Правил; копия сертификата соответствия или декларации соответствия в случае, если обязательная сертификация установлена законодательством Российской Федерации (может быть представлена по инициативе заявителя); страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства (может быть представлен по инициативе заявителя); документ, идентифицирующий технику как временно ввезенную, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; квитанция (платежное поручение) об уплате государственной пошлины (может быть представлена по инициативе заявителя).

Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 15.05.1995 № 460 (в редакции от 23.09.2020) «О введении паспортов на самоходные машины и другие виды техники в Российской Федерации» было предусмотрено введение паспорта на тракторы, прицепы и полуприцепы, самоходные дорожно-строительные и иные машины, кроме машин Вооруженных Сил и других войск РФ, с 1 сентября 1995 года. При этом установлено, что наличие указанных паспортов является обязательным условием для регистрации этих машин и допуска их к эксплуатации.

В соответствии с пунктом 2 названного Постановления Правительства РФ установлено, что паспорта выдаются органами гостехнадзора - на самоходные машины и другие виды техники, выпущенные предприятиями-изготовителями до 1 сентября 1995 года, ввозимые на территорию РФ до 1 сентября 2001 года, а также полученные от Вооруженных Сил и других войск РФ, при предъявлении их к регистрации.

В соответствии с п. 58 Правил государственной регистрации самоходных машин и других видов техники, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.09.2020 №1507, Государственные инспекции гостехнадзора вправе отказать в государственной регистрации техники и внесении изменений в регистрационные данные, если отсутствуют документы или сведения, наличие которых является обязательным в соответствии с настоящими Правилами, наличие в системе учета сведений о государственной регистрации техники, которая не снята с государственного учета (при обращении с заявлением о государственной регистрации техники).

Согласно карточки учета транспортного средства прежним собственником самоходного шасси является с-з Велижанский, правопреемником которого является СПК «Велижанский» и который в настоящее время ликвидирован, что подтверждается решением Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

В ходе рассмотрения дела судом установлено, что самоходное шасси <данные изъяты>, 1990 года выпуска, заводской , двигатель , приобретенное ФИО1ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи в СПК «Велижанский», выпущен предприятием-изготовителем в 1990 году, то есть до ДД.ММ.ГГГГ.

Суд считает, что право собственности ФИО1 на указанное транспортное средство возникло не только на основании договора купли-продажи, но и в силу части 1 статьи 234 ГК РФ, которой установлено, что лицо - гражданин или юридическое лицо, - не являющееся собственником имущества, но добросовестно, открыто и непрерывно владеющее как своим собственным недвижимым имуществом в течение пятнадцати лет либо иным имуществом в течение пяти лет, приобретает право собственности на это имущество (приобретательная давность).

Отсутствие у истца регистрации транспортного средства и паспорта на самоходное шасси ограничивает его право как собственника на пользование указанным транспортным средством. Указанное право истца подлежит судебной защите и является основанием для удовлетворения требований ФИО1 об обязании ответчика зарегистрировать самоходное шасси <данные изъяты>, 1990 года выпуска, заводской , двигатель в органах Гостехнадзора с выдачей паспорта транспортного средства установленного образца.

Руководствуясь ст.ст. 194-199, ГПК РФ, суд,

решил:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить.

Установить факт прекращения права собственности СПК «Велижанский» на самоходное шасси <данные изъяты>, 1990 года выпуска, заводской , двигатель

Признать за ФИО1 право собственности на самоходное шасси <данные изъяты>, 1990 года выпуска, заводской , двигатель .

Обязать Государственную инспекцию Алтайского края (региональный Гостехнадзор) в лице представительства Государственной инспекции Гостехнадзора Панкрушихинского района Алтайского края зарегистрировать самоходное шасси <данные изъяты>, 1990 года выпуска, заводской , двигатель , с выдачей регистрационных документов.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Алтайский краевой суд через Панкрушихинский районный суд в течение месяца со дня принятия.

Судья А.В. Акиньшин