ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-135/2021 от 27.05.2021 Сернурского районного суда (Республика Марий Эл)

Дело № 2 – 135/2021

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

п. Сернур

27 мая 2021 года

Сернурский районный суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Поповой Д.Г., при секретаре Макаровой Е.И., с участием представителей истца Кукнурской сельской администрации Сернурского муниципального района Республики Марий Эл Ялтаевой Н.Л., Тымбаева А.А., третьего лица Долгушева Л.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кукнурской сельской администрации Сернурского муниципального района Республики Марий Эл к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл о признании недействительным координатного описания местоположения границ земельного участка, его исключении из сведений Единого государственного реестра недвижимости,

УСТАНОВИЛ:

Кукнурская сельская администрация Сернурского муниципального района Республики Марий Эл обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл о признании недействительным координатного описания местоположения границ земельного участка, его исключении из сведений Единого государственного реестра недвижимости, указывая, что в муниципальной собственности Кукнурского сельского поселения находятся 274 земельные доли по 6,06 га каждая в праве общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , местоположение: Республика <адрес>», общей площадью 18240876 кв.м. В связи с необходимостью выделения земельного участка в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности (264 долей х 6,06 га = 1599,84 га), Кукнурской сельской администрацией были начаты мероприятия по формированию земельного участка, проведены кадастровые работы. Кадастровым инженером ФИО23. были сформированы проекты межевания, межевые планы земельных участков. 05 августа 2020 года были поданы заявления о постановке на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав в связи с созданием, образованием объекта недвижимости. По результатам рассмотрения указанных заявлений Управлением Росреестра по Республике Марий Эл 20 ноября 2020 года было принято решение о приостановлении, а в дальнейшем в постановке и регистрации отказано в связи с тем, что обнаружено пересечение земельных участков. Ранее на государственном кадастровом учете стоял земельный участок с кадастровым номером , который 25 декабря 2006 года был снят с кадастрового учета. Земельный участок с кадастровым номером содержит тот же список кадастровых номеров обособленных (условных) участков, входящих в единое землепользование и их площади, что и земельный участок с кадастровым номером . Участок с кадастровым номером поставлен на государственный кадастровый учет 25 декабря 2006 года, сведения об описании местоположения земельного участка и государственной регистрации права в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют, статус – «архивный». Координатное и картографическое описание земельных участков с кадастровыми номерами , абсолютно идентично. При снятии с кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером его координатное, картографическое описание перенесено на земельный участок с кадастровым номером . В декабре 2006 года фактически производился выдел востребованных () и невостребованных () земельных долей из земельного участка с кадастровым номером , уточнение границ которого не происходило. Истец полагает, что указанные сведения о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером являются реестровой ошибкой (ч. 3 ст. 61 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»). Считают, что координатное описание местоположения границ земельного участка с кадастровым номером нарушает право истца как собственника земельных долей в выборе местоположения земельного участка, образуемого в счет земельных долей, делает невозможным исполнения обязанности по выделению земельного участка в счет принадлежащих земельных долей, без дополнительных условий и действий по исправлению реестровых, техническим ошибок, содержащихся в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером , влечет недополучение денежных средств в виде арендной платы от использования земельного участка сельскохозяйственного назначения. Просят признать недействительным координатное описание местоположения границ земельного участка с кадастровым номером , включающее в себя координатное описание местоположения границ земельного участка с кадастровым номером , обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл исключить координатное описание местоположения границ земельного участка с кадастровым номером , включающее в себя координатное описание местоположения границ земельного участка с кадастровым номером , из сведений Единого государственного реестра недвижимости.

Согласно отзыву на исковое заявление, предоставленному представителем ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл, просят отказать в удовлетворении заявленных истцом требований, ссылаясь на сведения, предоставленные в ответе на запрос суда от 18 мая 2021 года, и указывая, что Управление является ненадлежащим ответчиком в рассматриваемом гражданско-правовом споре.

Представители истца Кукнурской сельской администрации Сернурского муниципального района Республики Марий Эл Ялтаева Н.Л., Тымбаев А.А. в судебном заседании исковые требования поддержали по изложенным в иске доводам, просили их удовлетворить.

Третье лицо Долгушев Л.С. в судебном заседании с исковым заявлением согласился.

Представитель ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, на судебное заседание не явился, просят рассмотреть дело в их отсутствие.

Представитель третьего лица филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Марий Эл в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просят рассмотреть дело в отсутствие их представителя, оставляют решение данного вопроса на усмотрение суда.

Третьи лица Иванов А.В., Орзаева Г.В., Орзаев А.Г., Орзаева Г.В., Темешев В.Н., Айтова Л.М., Яноваев О.В., Петров В.И., Долгушева Е.М., Яноваева Г.А., Шабрукова М.Г., Шабруков Н.А., Таныгина Г.Н., Ямбулатов Ю.Л., Пидалина В.В., Очиев В.И. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили.

Суд в соответствии с нормами ст. 167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть настоящее дело по существу в отсутствие неявившихся лиц, использовавших по своему усмотрению предусмотренное ст. 35 ГПК РФ право на участие в судебном разбирательстве.

Выслушав представителя истца, третьих лиц, изучив материалы дела, материалы землеустроительного дела, суд приходит к следующему.

Пунктом 3 ст. 6 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

В соответствии с п. 1 ст. 11.2 Земельного кодекса РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно ст. 11.5 Земельного кодекса РФ выдел земельного участка осуществляется в случае выдела доли или долей из земельного участка, находящегося в долевой собственности. При выделе земельного участка образуются один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, из которого осуществлен выдел, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок). При выделе земельного участка у участника долевой собственности, по заявлению которого осуществляется выдел земельного участка, возникает право собственности на образуемый земельный участок и указанный участник долевой собственности утрачивает право долевой собственности на измененный земельный участок. Другие участники долевой собственности сохраняют право долевой собственности на измененный земельный участок с учетом изменившегося размера их долей в праве долевой собственности.

На основании ст. 70 Земельного кодекса РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».

Согласно положениям ч. 7 ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон «О государственной регистрации недвижимости»), действующего с 01 января 2017 года, государственный кадастровый учет недвижимого имущества – внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также – объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее – государственный кадастровый учет).

Правовым последствием кадастрового учета является подтверждение существования объекта недвижимости, права на который непосредственно у конкретного лица возникают и могут быть зарегистрированы по основаниям и в порядке, установленным законом, а также прекращения существования объекта недвижимости.

Положениями ч. 4 ст. 8 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено, что к основным характеристикам объекта недвижимости относятся его кадастровый номер, описание местоположения границ и площадь.

Согласно ч. 8 ст. 22 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

Как следует из ч. 1 ст. 14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости», государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Законом порядке. Кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования (ч. 3).

В соответствии с ч. 10 ст. 22 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» (в редакции, действовавшей до 17 июня 2019 года) при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

В силу ч. 10 ст. 22 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в действующей на день рассмотрения дела редакции при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

На основании ч.ч. 3, 4 ст. 24 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» учет изменений преобразуемого объекта недвижимости или в соответствующих случаях снятие с учета преобразуемых объектов недвижимости осуществляется без заявления в течение трех рабочих дней с даты государственной регистрации прав на образованные из таких объектов недвижимости иные объекты недвижимости. Учет изменений преобразуемого объекта недвижимости или в соответствующих случаях снятие с учета преобразуемых объектов недвижимости осуществляется без заявления одновременно с постановкой на учет образованных из таких объектов недвижимости иных объектов недвижимости в случае, если право собственности на все образованные объекты недвижимости возникает в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер, за исключением сведений о земельных участках, занятых площадями, улицами, проездами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования, образование которых предусмотрено утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории (в том числе, в случае признания местоположения границ или частей границ такого земельного участка спорным в порядке, установленном ч. 15 ст. 42.10 настоящего Федерального закона), а также случаев, если право собственности на данные объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости. Если по истечении пяти лет со дня постановки на учет образованного объекта недвижимости не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в ч. 3.1 настоящей статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости. В течение одного года со дня исключения таких сведений из государственного кадастра недвижимости заявителю или его представителю лично под расписку на основании заявления указанных лиц орган кадастрового учета выдает документы, представленные в соответствии со ст. 22 настоящего Федерального закона вместе с заявлением о кадастровом учете объекта недвижимости (за исключением документов, представленных в форме электронных документов). Если по истечении срока, установленного настоящей частью, заявитель или его представитель не явился в орган кадастрового учета и ему не были выданы лично под расписку документы, представленные в соответствии со ст. 22 настоящего Федерального закона вместе с заявлением о кадастровом учете объекта недвижимости, данные документы подлежат уничтожению.

В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 26 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если границы земельного участка, о государственном кадастровом учете которого и (или) государственной регистрации прав на который представлено заявление, пересекают границы другого земельного участка, сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (за исключением случая, если другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости, а также случаев, предусмотренных п. 20.1 настоящей части и ч. 1 и 2 ст. 60.2 настоящего Федерального закона).

Частью 4 ст. 41 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» предусмотрено, что государственный кадастровый учет измененных земельных участков в результате выдела доли в натуре в счет доли в праве общей собственности или раздела земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, а также в результате раздела земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, в результате которых такие земельные участки сохраняются в измененных границах, осуществляется одновременно с государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав на земельные участки, образованные из указанных земельных участков.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости МО «Кукнурское сельское поселение» является участником общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером (ранее присвоенный кадастровый номер ), площадью 18240876+/-38712 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, виды разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства, расположенный по адресу: <адрес> объект недвижимости имеет статус «актуальные, ранее учтенные», датой присвоения кадастрового номера является 02 июня 1998 года; в Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения об описании местоположения земельного участка, а также сведения о государственной регистрации прав общей долевой собственности.

Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости и представленных ответчиком сведений следует, что земельный участок с кадастровым номером , площадью 26967277+/-45439 кв.м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешенного использования: для сельскохозяйственного производства (востребованные земельные доли), расположен относительно ориентира, расположенного в границах участка, почтовый адрес ориентира: <адрес>. Дата присвоения кадастрового номера – 25 декабря 2006 года, объект недвижимости снят с кадастрового учета 25 декабря 2006 года. Статус земельного участка – «архивный». Сведения об описании местоположения земельного участка и государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.

Как следует из ответа Управления Росреестра по Республике Марий Эл от 18 мая 2021 года на запрос суда, до 01 января 2017 года органом, осуществляющим функции по государственному кадастровому учету, являлся филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Республике Марий Эл (далее – Филиал). Согласно документам кадастровых дел сведений о том, когда и по заявлению каких лиц в государственный кадастр недвижимости были внесены сведения о координатах характерных точек границ земельных участков с кадастровыми номерами и установить не представляется возможным. По информации, предоставленной Филиалом, земельный участок с кадастровым номером , был учтен в государственном кадастре недвижимости 02 июня 1998 года. Согласно имеющимся документам постановлением администрации МО «Сернурский район» от 28 мая 2004 года «О прекращении права постоянного владения земельными участками СПК СХК «<данные изъяты> прекращено право постоянного владения СПК СХК «<данные изъяты>» на земельные участки сельскохозяйственного назначения на территории Рушенерского сельсовета Сернурского района. Постановлением администрации МО «Сернурский район» от 28 мая 2004 года «О передаче земельного участка в аренду СПК колхоз «<данные изъяты> СПК колхоз «<данные изъяты>» переданы земельные участки в аренду, сроком менее одного года из земель сельскохозяйственного назначения на территории Рушенерского сельсовета Сернурского района. Земельный участок с кадастровым номером был учтен в государственном кадастре недвижимости 25 декабря 2006 года на основании описания земельного участка от 15 июня 2006 года, заказчиком которого являлся СПК колхоз «<данные изъяты>» и на основании которого было установлено описание местоположения его границ. В соответствии с п. 13 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 16 декабря 2015 года , статус «архивная» присваивается неактуальной на любой текущий момент времени записи о характеристиках объекта недвижимости в связи со снятием с учета объекта недвижимости. В записи реестра прав на недвижимость со статусом «apxивнaя» всем сведениям присваивается статус «архивные». Таким образом, при снятии с учета объекта недвижимости, сведениям об описании местоположения земельного участка (координатам характерных точек границ) также присваивается статус «архивный». Сведения Единого государственного реестра недвижимости о земельном участке с кадастровым номером содержат координатное описание местоположения границ земельного участка. По информации, предоставленной Филиалом, 25 декабря 2006 года земельный участок с кадастровым номером был снят с государственного кадастрового учета и его границы предположительно были перенесены на земельный участок с кадастровым номером . Однако, соответствующие документы у Филиала в кадастровом деле отсутствуют. Учитывая изложенное, Управление полагает, что координатное описание местоположения границ земельного участка с кадастровым номером включает в себя координатное описание местоположения границ земельного участка с кадастровым номером . Управление полагает, что исключение координатного описания границ земельного участка с кадастровым номером не влияет на права иных правообладателей указанного земельного участка.

В судебном заседании установлено, что истцом Кукнурской сельской администрацией в счет выдела земельных долей начаты мероприятия по формированию земельного участка, проведены кадастровые работы, подготовлены межевые планы.

В соответствии с уведомлениями от 20 августа 2020 года Управлением Росреестра по Республике Марий Эл приостановлена государственная регистрация на создаваемый (образуемый) земельный участок в порядке выделения в счет земельных долей в связи с пересечением границ вновь образуемого земельного участка – с границами иных земельных участков.

20 ноября 2020 года Управлением Росреестра по Республике Марий Эл Кукнурской сельской администрации Сернурского муниципального района отказано в государственном кадастровом учете и государственной регистрации прав на объекты недвижимости, расположенных в пределах кадастрового квартала.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения Кукнурской сельской администрации Сернурского муниципального района в суд с рассматриваемым в рамках настоящего дела исковым заявлением.

Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером образован из земельного участка , в связи с чем координатное описание местоположения границ земельного участка с кадастровым номером включает в себя координатное описание местоположения границ земельного участка с кадастровым номером .

Согласно подп. 1 п. 181 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 16 декабря 2015 года № 943, при наличии в государственном кадастре недвижимости сведений об исходном (исходных) земельном участке (участках) и наличии в государственном кадастре недвижимости или Едином государственном реестре недвижимости сведений о правообладателе на такой исходный земельный участок орган регистрации прав направляет правообладателю исходного земельного участка (исходных земельных участков) по почтовому адресу правообладателя или адресу электронной почты правообладателя, внесенных в государственный кадастр недвижимости при учете адреса правообладателя, либо по почтовому адресу правообладателя в соответствии со сведениями, предусмотренными п. 8 ч. 2 ст. 7 Закона о кадастре (при наличии этих сведений) либо, если в соответствии с правилами Закона о кадастре не осуществлен государственный кадастровый учет адреса правообладателя, по указанному в заявлении о кадастровом учете адресу электронной почты или при его отсутствии почтовому адресу такого правообладателя уведомление о том, что в случае, если в течение 6 месяцев со дня направления уведомления в орган регистрации прав не будут представлены документы для проведения регистрации прав в отношении образованных земельных участков, такие земельные участки будут сняты с учета. В случае не поступления в орган регистрации прав документов для осуществления регистрации прав на указанные образованные земельные участки в течение 6 месяцев со дня направления уведомления записи (записям) об образованном земельном участке присваивается статус «архивная».

Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером снят с государственного кадастрового учета 25 декабря 2006 года с присвоением статуса «архивный».

На момент внесения в государственный кадастр сведений о земельном участке с кадастровым номером и снятия его с кадастрового учета (25 декабря 2006 года) государственный кадастровый учет земельных участков осуществлялся в соответствии с Федеральным законом от 02 января 2000 года № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре», в последующем – в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». С 01 января 2017 года государственный кадастровый учет объектов недвижимого имущества и государственная регистрация прав на них осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости». Названными законами предусматривались положения, обеспечивающие преемственность учета земельных участков и сведений о земельных участках.

Также установлено, что в связи с отсутствием государственной регистрации прав на земельный участок с кадастровым номером , образованный из земельного участка с кадастровым номером , координатное описание местоположения границ земельного участка с кадастровым номером перешло в состав земельного участка с кадастровым номером .

Вместе с тем, поскольку снятие с государственного кадастрового учета земельного участка влечет прекращение существования снятого с учета участка, то координатное описание границ снятого с учета земельного участка также не может существовать в составе земельного участка с кадастровым номером , такое координатное описание местоположения границ является недействительным.

Данное описание границ спорного земельного участка нарушает право истца на выбор местоположения границ земельного участка, выделяемого в счет земельных долей (ст.ст. 13, 13.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»), поскольку исключает включение в состав выделяемого участка областей пересечения границ.

В силу ст. 304 Гражданского кодекса РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения.

Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (подп. 4 п. 2 ст. 60 Земельного кодекса РФ).

На основании ч. 3 ст. 61 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее – реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.

В случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав (ч. 4 ст. 61 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»).

Суд полагает, что координатное описание местоположения границ земельного участка с кадастровым номером , включающее в себя координатное описание местоположения границ земельного участка с кадастровым номером , является реестровой ошибкой, исправление которой не влечет прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на данный земельный участок.

При таких обстоятельствах, наличие реестровой ошибки препятствует истцу в осуществлении его прав по владению и распоряжению принадлежащим ему земельным участком. Другого способа, кроме как исключения из Единого государственного реестра недвижимости ранее внесенных сведений на основании решения суда, не имеется.

При этом, сам факт признания координатного описания границ земельного участка недействительным и его исключение из сведений Единого государственного реестра недвижимости не причинит вреда, не нарушит прав и законных интересов правообладателей либо иных третьих лиц.

От привлеченных к участию в деле правообладателей спорного участка возражений относительно заявленных исковых требований не поступило.

Исправление указанной реестровой ошибки обеспечит восстановление нарушенных прав истца как участника общей долевой собственности.

Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» и Положению о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 01 июня 2009 года № 457, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ на осуществление государственного кадастрового учета, государственную регистрацию прав и ведение Единого государственного реестра недвижимости, является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы.

К компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относится, в том числе государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав (п. 4 ч. 3 ст. 3 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»).

Таким образом, государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав отнесены к исключительной компетенции органа регистрации – Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальным органам, которым на территории Республики Марий Эл является Управление Росреестра по Республике Марий Эл.

Учитывая приведенные положения законодательства, не имеется оснований полагать о том, что ответчик с учетом заявленных исковых требований об исключении из сведений Единого государственного реестра недвижимости координатного описания местоположения границ земельного участка является ненадлежащим. При этом вопреки доводам стороны ответчика предметом иска спор об установлении границ земельного участка не является.

Вместе с тем, поскольку разрешение данного вопроса возможно только по решению суда, суд полагает возможным установить, что настоящий судебный акт не является судебным актом, принятым не в пользу ответчика.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении искового заявления в полном объеме.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Кукнурской сельской администрации Сернурского муниципального района Республики Марий Эл удовлетворить.

Признать недействительным координатное описание местоположения границ земельного участка с кадастровым номером , включающее в себя координатное описание местоположения границ земельного участка с кадастровым номером .

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Марий Эл исключить из сведений Единого государственного реестра недвижимости координатное описание местоположения границ земельного участка с кадастровым номером (включающее в себя координатное описание местоположения границ земельного участка с кадастровым номером ) площадью 18240876+/-38712 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>», присвоив им статус «архивный».

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Марий Эл через Сернурский районный суд Республики Марий Эл в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Председательствующий: Д.Г. Попова

Мотивированное решение составлено 27 мая 2021 года.