ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-135/2022 от 01.06.2022 Районного суда Немецкого национального района (Алтайский край)

Дело № 2-135/2022

22RS0035-01-2022-000091-39

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

01 июня 2022 года с. Гальбштадт

Районный суд Немецкого национального района Алтайского края в составе председательствующего Мишиной Н.Л.,

при секретаре Патриной Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Немецкого национального района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц к администрации Немецкого национального района Алтайского края о возложении обязанности создать систему оповещения населения,

УСТАНОВИЛ:

прокурор района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным иском, в котором просил:

- признать бездействие администрации Немецкого национального района Алтайского края, выразившееся в непринятии мер направленных на создание на территории муниципального образования Немецкий национальный район Алтайского края системы оповещения населения в соответствие с действующим законодательством незаконным;

- возложить на администрацию Немецкого национального района Алтайского края обязанность создать на территории муниципального образования Немецкий национальный район Алтайского края систему оповещения населения в соответствие с Приложением № 1 к Положению о системах оповещения, утвержденного Приказом МЧС России № 578, Минкомсвязи России № 365 от 31.07.2020;

- установить администрации Немецкого национального района Алтайского края срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, - не позднее 01.10.2022.

В обоснование требований ссылается на то, что прокурорской проверкой установлено, что информирование населения о чрезвычайных ситуациях осуществляется на основании постановления администрации Немецкого национального района от 17.12.2020 № 399 «Об утверждении Положения о муниципальной системе оповещения и информирования населения Немецкого национального района». Местная система оповещения организована на базе аппаратуры PVR-4, установленной в зале оперативного дежурного Единой дежурно-диспетчерской службы Немецкого национального района, двух электросирен, расположенных в с. Гальбштадт и с. Полевое и акустической системы МБУК «Многофункциональный культурный центр Немецкого национального района» в с. Гальбштадт. Система оповещения работает в ручном режиме, управление осуществляется из зала оперативного дежурного Единой диспетчерской службы Немецкого национального района. Между тем, проверка показала, что используемая на территории района система оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении ЧС не сопряжена с региональной централизованной системой Алтайского края; она не является автоматизированной; существующая система не охватывает всю территорию Немецкого национального района, следовательно, имеющаяся на территории района система оповещения не соответствует предъявляемым законодательством требованиям. С целью устранения указанных нарушений прокуратурой района ДД.ММ.ГГГГ в администрацию района внесено представление, которое рассмотрено и признано обоснованным, однако меры к фактическому устранению выявленных нарушений не приняты до настоящего времени.

К участию в деле в качестве ответчиков судом привлечены ККУ «Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае» и Отдел по делам ГО и ЧС и мобилизационной подготовки Администрации Немецкого национального района Алтайского края. Требования к ним истцом не заявлены.

К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, судом привлечены Правительство Алтайского края, Министерство финансов Алтайского края, Алтайский регион ПАО Ростелеком.

В судебное заседание представитель процессуального истца не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежаще, лично – под роспись.

Представитель ответчика администрации Немецкого национального района Алтайского края в судебном заседании согласилась с тем, что на территории всего района должна быть система оповещения, однако полагала, срок, о котором просит истец, не позднее ДД.ММ.ГГГГ слишком коротким, администрация района не бездействует, приняла все меры по осуществлению своих полномочий, однако не располагает денежными средствами в размере 12 000 000 рублей, в связи с чем, направлены заявки в Министерство финансов Алтайского края.

Представители ответчика Отдела по делам ГО и ЧС и мобилизационной подготовки Администрации Немецкого национального района Алтайского края поддержал позицию администрации Немецкого национального района Алтайского края.

ККУ «Управление по обеспечению мероприятий в области гражданской обороны, чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности в Алтайском крае», Правительство Алтайского края, Министерство финансов Алтайского края, Алтайский регион ПАО Ростелеком явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежаще, представлены отзывы.

Выслушав пояснения участников процесса, изучив письменные материалы дела и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд полагает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.

В силу п. 8 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального район относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района, организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В соответствие с подп. «м» ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно создают и поддерживают в постоянной готовности муниципальные системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях.

Согласно п. 6 Постановления Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» на каждом уровне единой системы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи и оповещения органов управления и сил единой системы, системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях и системы информирования населения о чрезвычайных ситуациях.

При этом системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, в том числе системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, создаются только на региональном, муниципальном и объектовом уровнях единой системы.

В силу п.п. 4, 5 Приказа МЧС России № 578, Минкомсвязи России № 365 от 31.07.2020 «Об утверждении Положения о системах оповещения населения» система оповещения населения включается в систему управления гражданской обороной (далее - ГО) и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС), обеспечивающей доведение до населения, органов управления и сил ГО и РСЧС сигналов оповещения и (или) экстренной информации, и состоит из комбинации взаимодействующих элементов, состоящих из специальных программно-технических средств оповещения, средств комплексной системы экстренного оповещения населения, общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей, громкоговорящих средств на подвижных объектах, мобильных и носимых средств оповещения, а также обеспечивающих ее функционирование каналов, линий связи и сетей передачи данных единой сети электросвязи Российской Федерации.

Комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (далее - КСЭОН) - это элемент системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, представляющий собой комплекс программно-технических средств систем оповещения и мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов, обеспечивающий доведение сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и до населения в автоматическом и (или) автоматизированном режимах.

В соответствие с п. 28 Постановления Правительства РФ от 30.12.2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» основными мероприятиями, проводимыми органами управления и силами единой системы, являются в режиме чрезвычайной ситуации: информирование населения о чрезвычайных ситуациях, их параметрах и масштабах, поражающих факторах, принимаемых мерах по обеспечению безопасности населения и территорий, приемах и способах защиты, порядке действий, правилах поведения в зоне чрезвычайной ситуации, о правах граждан в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и социальной защиты пострадавших, в том числе о праве получения предусмотренных законодательством Российской Федерации выплат, о порядке восстановления утраченных в результате чрезвычайных ситуаций документов.

Судом установлено, что муниципальное образование Немецкий национальный район Алтайского края наделено статусом муниципального района, в границах которого находятся сельсоветы Гальбштадтский, Гришковский, Дегтярский, Кусакский, Камышинский, Николаевский, Орловский, Подсосновский, Полевской, Протасовский, Редкодубравский и Шумановский, которые наделены статусом сельских поселений, что подтверждается Уставом от 28.12.2021.

ДД.ММ.ГГГГ глава администрации Немецкого национального района Алтайского края направил в адрес прокуратуры района информацию о состоянии работы по созданию на территории Немецкого национального района Алтайского края муниципальной системы оповещения.

Исходя из указанной информации, действующая система оповещения населения района функционирует на базе технических средств оповещения – устройство автоматизированного оповещения PVR-4, установленное в зале оперативного дежурного Единой дежурно-диспетчерской службы, одной электросирены в с. Гальбштадт, смонтированной в июле 2021 года и акустической системы МБУК «Многофункциональный культурный центр Немецкого национального района Алтайского края» Районный Дом культуры с. Гальбштадт. Система оповещения работает в ручном режиме. Оповещение руководителей ГО и муниципального звена ТП РСЧС, глав поселений и старост осуществляется в автоматизированном режиме с использованием устройства автоматизированного оповещения PVR-4.

ДД.ММ.ГГГГ прокурором района главе администрации Немецкого национального района Алтайского края внесено представление о принятии мер по устранению выявленных нарушений законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Прокурором установлено, что имеющаяся в районе система оповещения населения не соответствует требованиям законодательства. Так, информирование населения о чрезвычайных ситуациях осуществляется через Единую дежурно-диспетчерскую службу, громкоговорящих установок. Однако сопряжение муниципальной системы оповещения с другими, в том числе региональной системой оповещения, не обеспечено.

Прокурор района потребовал безотлагательно рассмотреть представление, принять меры по устранению выявленных нарушений и недопущению их впредь. О принятых мерах сообщить в прокуратуру в месячный срок со дня получения представления.

Представление рассмотрено ДД.ММ.ГГГГ и дан ответ, согласно которому на территории района муниципальная система оповещения населения, функционирующая в автоматизированном режиме и сопряженная с региональной системой оповещения населения не создана. Планируется проведение монтажа имеющейся в наличии электросирены С-40 в с. Гальбштадт вместо вышедшей из строя.

В суд с настоящим иском прокурор обратился ДД.ММ.ГГГГ.

Установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Инспекцией строительного и жилищного надзора Алтайского края на основании приказа инспекции от ДД.ММ.ГГГГ проведена плановая выездная проверка в отношении администрации Немецкого национального района Алтайского края. В ходе проверки выявлены нарушения обязательных требований, установленных федеральными, региональными нормативными правовыми актами, - не создана муниципальная система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях (п. «м» ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ; п. 6, 28 Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.12.2003 № 794).

ДД.ММ.ГГГГ администрации Немецкого национального района Алтайского края выдано предписание с установлением срока устранения – ДД.ММ.ГГГГ.

Как усматривается из материалов гражданского дела, администрацией Немецкого национального района Алтайского края утверждено Положение о муниципальной системе оповещения и информирования населения Немецкого национального района, что подтверждается постановлением администрации Немецкого национального района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ.

Постановлением администрации Немецкого национального района Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в Положение о муниципальной системе оповещения и информирования населения Немецкого национального района.

Установлено, что в целях создания и введения в эксплуатацию муниципальной системы оповещения ответчиком проделана следующая работа.

Проведена работа по поиску организации для разработки проектно-сметной документации. ДД.ММ.ГГГГ направлено письмо в ЗАО НПО «Сенсор» г. Ярославль, которое в 2013 году готовило технический проект модернизации систем оповещения Алтайского края. было достигнуто соглашение о подготовке технико-коммерческого предложения на разработку проектно-сметной документации по созданию на территории района автоматизированной системы оповещения населения с учетом установки оконечного оборудования в 11 населенных пунктах района. ДД.ММ.ГГГГ получено уведомление о готовности выполнения работ. Однако ДД.ММ.ГГГГ из ЗАО НПО «Сенсор» поступил ответ о том, что работы проводиться не будут, уполномоченным представителем является Алтайский филиал ПАО «Ростелеком». В связи с чем, аналогичная работа проводилась с Алтайским филиалом ПАО «Ростелеком». Установлено, что в ККУ «УГО и ЧС по Алтайскому краю» имеется проект модернизации региональной системы оповещения Алтайского края, разработанный ПАО «Сенсор», в составе которого разработано техническое решение с указанием количества и описанием точек элементов системы оповещения на территории Немецкого национального района. Указанная информация запрошена в ККУ «УГО и ЧС по Алтайскому краю» и ДД.ММ.ГГГГ передана в Алтайский филиал ПАО «Ростелеком» для расчета ценового предложения. ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации района из ПАО «Ростелеком» поступила информация с расчетом стоимости оборудования автоматизированной системы оповещения. Стоимость типового пункта управления составляет 4 252 960 рублей 40 копеек, типового пункта оповещения на здании – 922 171 рубль, типового пункта оповещения на опоре – 1 468 828 рублей 04 копейки. Система оповещения оценивается как готова к выполнению задач, если не менее 75% населения муниципального образования проживает или осуществляет хозяйственную деятельность в границах зоны действия технических средств оповещения муниципальной системы оповещения. Для создания на территории Немецкого национального района Алтайского края муниципальной системы оповещения необходимо оборудование для одного пункта управления и девяти пунктов громкоговорящего оповещения на здании. Общая стоимость оборудования составляет 12 552 499 рублей 44 копейки без учета стоимости монтажных работ. В связи с несоразмерностью затрат с бюджетом Немецкого национального района проводится работа по привлечению финансовых возможностей Министерства финансов Алтайского края.

В соответствие с п. «г» ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

В силу ч. 7.1 ст. 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации в соответствии с законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации территориальным органам Федерального казначейства могут быть переданы на основании решений главных распорядителей средств бюджета субъекта Российской Федерации полномочия получателя средств бюджета субъекта Российской Федерации по перечислению межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств местного бюджета, в целях софинансирования (финансового обеспечения) которых предоставляются такие межбюджетные трансферты, в порядке, установленном Федеральным казначейством.

Согласно ч. 1 ст. 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.

В соответствие с ч. 8 ст. 7 Закон Алтайского края от 07.12.2020 № 100-ЗС «О краевом бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» установлено, что предоставление межбюджетных трансфертов из краевого бюджета бюджетам муниципальных образований в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, осуществляется в пределах сумм, необходимых для оплаты денежных обязательств по расходам получателей средств бюджета муниципального образования, источником финансового обеспечения которых являются данные межбюджетные трансферты.

ДД.ММ.ГГГГ администрация Немецкого национального района Алтайского края обратилась в Министерство финансов Алтайского края с ходатайством, в котором просит выделить дополнительные лимиты бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов в размере 12 552 000 рублей, что подтверждается ходатайством от ДД.ММ.ГГГГ.

Под бездействием следует понимать неисполнение администрацией района обязанности, возложенной на нее нормативными правовыми и иными актами, определяющими ее полномочия.

Доказательств того, что ответчик бездействует, материалы дела не содержат.

Учитывая приведенные нормы права и изложенные доказательства, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требования о признании бездействия ответчика незаконным, поскольку финансовые и материальные средства, необходимые для реализации полномочий ответчика в соответствие с п. 8 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», должны компенсироваться за счет средств бюджета субъекта.

С учетом положений ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и реальной возможности ответчика исполнить судебное решение суд устанавливает срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, - до ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования прокурора Немецкого национального района Алтайского края в интересах неопределенного круга лиц частично удовлетворить.

Возложить на администрацию Немецкого национального района Алтайского края обязанность создать на территории муниципального образования Немецкий национальный район <адрес> систему оповещения населения.

Установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, - до ДД.ММ.ГГГГ.

В удовлетворении остальной части требований – отказать.

Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Н.Л. Мишина

Мотивированное решение изготовлено 05 июня 2022 года.