РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Дело №
УИД 43RS0№-94
02 июня 2022 года <адрес>
Лузский районный суд <адрес> в составе:
судьи Захаровой С.Н.,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Роспотребнадзора в <адрес> в лице территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> (в порядке ст. 46 ГПК РФ) в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к сельскохозяйственному производственному кооперативу сельхозартель (колхоз) «Лузский» об обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес>ФИО3 обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к СПК СХА (колхоз) «Лузский» об обязании в течение 12 месяцев после вступления в законную силу решения суда, разработать проект санитарно-защитной зоны для промышленных площадок №№, 2 предприятия по адресам: <адрес>, д. Озерская, <адрес> (промплощадка №); <адрес>, в 140 м к югу от д. Озерская (промплощадка №); обратиться в Управление Роспотребнадзора по <адрес> с заявлением о получении санитарно-эпидемиологического заключения на проект санитарно-защитной зоны для вышеуказанных промплощадок; провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта; обратиться с заявлением об установлении санитарно-защитной зоны в уполномоченные органы.
В обоснование требований указал, что основным видом деятельности СПК СХА (колхоз) «Лузский» является разведение молочного крупного рогатого скота, производство сырого молока. ДД.ММ.ГГГГ предприятию было выдано санитарно-эпидемиологическое заключение №.38.17.000.Т.000050.12.17 о соответствии государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам проектной документации «Проект нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для промплощадок СПК СХА (колхоз) «Лузский», расположенных по адресам: <адрес>, д. Озерская, <адрес> (промплощадка №); <адрес>, в 140 м к югу от д. Озерская (промплощадка №).
В соответствии с экспертным заключением, по данным инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ на предприятии выявлено 12 источников выброса загрязняющих веществ на промплощадке №, и на промплощадке №. Расчет рассеивания загрязняющих веществ в атмосфере показал, что для обеих промплощадок на высоте 2 м максимальные приземные концентрации на границе нормируемых территорий не превышают 0,8 ПДК, а на границе ориентировочной санитарно-защитной зоны (СЗЗ) не превышают 1,0 ПДК по всем выбрасываемым веществам. Таким образом, установлено, что данные промплощадки СПК СХА (колхоз) «Лузский» являются источниками воздействия на среду обитания и здоровье населения, и источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, и соответственно обязан провести мероприятия, направленные на установление СЗЗ.
В судебное заседание представитель территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> не явился был должным образом уведомлен о дате, времени и месте судебного заседания, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие в адресованном суду заявлении, в котором поддержал заявленные исковые требования в полном объеме.
Представитель СПК СХА (колхоз) «Лузский» в судебное заседание не явился. Ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие. Исковые требования территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> в адресованном суду заявлении. В адрес суда направил возражения, в которых просит в удовлетворении исковых требований отказать, поскольку промышленные площадки, указанные в исковом заявлении, не являются объектами капитального строительства. Кроме того, как полагает ответчик, истцом не представлено доказательств того, что уровни создаваемого ответчиком загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 0, 1 ПДК и (или) ПДУ.
При таких обстоятельствах суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей истца и ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, ходатайствующих о рассмотрении дела в их отсутствие.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Согласно ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия.
Как следует из п. 1 ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (далее - места постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека.
В соответствии с п. 2 ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе, устанавливаются санитарными правилами.
Нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам (п. 3 ст. 20 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»).
Согласно п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 в целях обеспечения безопасности населения вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения.
В силу пунктов 1.2, 1.5 СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 их требования распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека. Санитарные правила предназначены для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством и эксплуатацией объектов, а также для органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Как следует из п. 3.1 СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств.
Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной.
Обоснование размеров санитарно-защитной зоны осуществляется в соответствии с требованиям, изложенными в настоящих правилах.
Согласно п. 3.3 СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 границы санитарно-защитной зоны устанавливаются от источников химического, биологического и/или физического воздействия либо от границы земельного участка, принадлежащего промышленному производству и объекту для ведения хозяйственной деятельности и оформленного в установленном порядке, далее - промышленная площадка, до ее внешней границы в заданном направлении.
В силу требований гл. VII СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 для промышленных объектов и производств, сооружений, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека в соответствии с санитарной классификацией промышленных объектов и производств устанавливаются следующие ориентировочные размеры санитарно-защитных зон:
- промышленные объекты и производства первого класса - 1000 м;
- промышленные объекты и производства второго класса - 500 м;
- промышленные объекты и производства третьего класса - 300 м;
- промышленные объекты и производства четвертого класса - 100 м;
- промышленные объекты и производства пятого класса - 50 м.
Как следует из п. 11.3.2 разд. 11 табл. 7.1 п. 7.1 СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 фермы крупного рогатого скота менее 1,2 тысяч голов (всех специализаций), фермы коневодческие отнесены к III классу. Согласно п. 11.3.9 разд. 11 табл. 7.1 п. 7.1 СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 гаражи и парки по ремонту, технологическому обслуживанию и хранению грузовых автомобилей и сельскохозяйственной техники с количеством постов более 10 относятся к III классу. Также согласно п. 11.3.5 разд. 11 табл. 7.1 п. 7.1 СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 площадки для буртования помета и навоза отнесены к III классу.
Постановлением Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Постановление №) были утверждены и вступили в действие с ДД.ММ.ГГГГ Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон (далее – Правила).
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления. При этом приведение вида разрешенного использования земельных участков и расположенных на них объектов капитального строительства в соответствие с режимом использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении санитарно-защитной зоны, допускается в течение 2 лет с момента ее установления.
Согласно п. 1 Правил санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека (далее - объекты), в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.
В соответствии с п. 3 Правил решения об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон принимает Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека или ее территориальные органы по результатам рассмотрения заявлений об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека определяет предусмотренные классификацией, установленной санитарно-эпидемиологическими требованиями, виды объектов, в отношении которых решения об установлении, изменении или о прекращении существования санитарно-защитных зон принимаются ее территориальными органами.
Как следует из ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое заключение - документ, выдаваемый в установленных международными договорами Российской Федерации, международными правовыми актами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами случаях федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, и удостоверяющий соответствие или несоответствие санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, а также используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств.
Согласно выписки из ЕГРЮЛ № ЮЭ№ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15-20) основным видом деятельности СПК СХА (колхоз) «Лузский» является разведение молочного крупного рогатого скота, производство сырого молока.
Как следует из экспертного заключения №.213 от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 27-30) для промплощадок №№, 2 СПК СХА (колхоз) «Лузский» определен размер ориентировочной СЗЗ 300 метров, то есть данные промплощадки отнесены согласно СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 к третьему классу.
Из материалов дела следует, и не отрицается ответчиком, санитарно-эпидемиологическое заключение на проект предприятию не выдавалось, с соответствующим заявлением о выдаче санитарно-эпидемиологического заключения на СЗЗ предприятие в Управление не обращалось.
При изложенных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что исковые требования территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> законны и обоснованны, и должны быть удовлетворены в полном объеме, так как понуждение СПК СХА (колхоз) «Лузский» к совершению действий по устранению нарушений санитарного законодательства является необходимым в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Довод ответчика о том, что промышленные площадки не являются объектами капитального строительства, суд признает несостоятельными, поскольку согласно сведениям, содержащимся в экспертном заключении от ДД.ММ.ГГГГ№.213 Кировского филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по железнодорожному транспорту» по данным источников выбросов загрязняющих веществ на предприятии выявлено 12 источников выбросов загрязняющих веществ на промплощадке №, расположенной по адресу: <адрес>, д.Озерская, <адрес>, и на промплощадке по адресу: <адрес>, в 140 м от д.Озерская, что подтверждается информацией, имеющейся в «Государственном реестре объектов, оказывающих негативное влияние на окружающую среду» Росприроднадзора в сети Интернет по адресу: https://uonvos/gov/ru/.
Как следует из экспертного заключения, на территории промплощадки имеется ряд объектов, которые являются источниками выброса: закрытая стоянка автотранспорта, котельная (используется для отопления здания стоянки), молочно-товарная ферма, телятник, зерносклад, зернодробилки, зерносушилка, а на промплощадке №- площадка комостирования навоза (5х20м, на которой может единовременно храниться до 2000 т навоза).
Документов, свидетельствующих о том, что указанные в исковом заявлении промшлощадки не относятся к объектам капитального строительства, суду ответчиком не представлено.
Доводы ответчика о том, что истцом не представлено доказательств того, что уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 0, 1 ПДК и (или) ПДУ, в связи с чем исковые требования о необходимости разработки и согласования проекта санитарно-защитной зоны СПК в течение 12 месяцев со дня вступления решения в законную силу не подлежат удовлетворению, суд также признает несостоятельными.
Как следует из экспертного заключения, расчет рассеивания загрязняющих веществ в атмосфере показал, что для обеих промплощадок на высоте 2 м максимальные приземные концентрации на границе нормируемых территорий не превышают 0,8 ПДК, а на границе ориентировочной санитарно-защитной зоны (СЗЗ) не превышает 1,0 ПДК по всем выбрасываемым веществам.
Таким образом, установлено, что данные промлощадки ответчика являются источниками воздействия на среду обитания и здоровья населения.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены и вступили в действие с ДД.ММ.ГГГГ Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных на границах санитарно-защитных зон.
В соответствии с п.2 вышеуказанного постановления правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, количества выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека в соответствии с санитарной классификацией промышленных объектов и производств устанавливаются следующие ориентировочные размеры санитарно-защитных зон:
- промышленные объекты и производства первого класса - 1000 м;
- промышленные объекты и производства второго класса - 500 м;
- промышленные объекты и производства третьего класса - 300 м;
- промышленные объекты и производства четвертого класса - 100 м;
- промышленные объекты и производства пятого класса - 50 м.
Как следует из п. 11.3.2 разд. 11 табл. 7.1 п. 7.1 СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 фермы крупного рогатого скота менее 1,2 тысяч голов (всех специализаций), фермы коневодческие отнесены к III классу. Согласно п. 11.3.9 разд. 11 табл. 7.1 п. 7.1 СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 гаражи и парки по ремонту, технологическому обслуживанию и хранению грузовых автомобилей и сельскохозяйственной техники с количеством постов более 10 относятся к III классу. Также согласно п. 11.3.5 разд. 11 табл. 7.1 п. 7.1 СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 площадки для буртования помета и навоза отнесены к III классу.
Из вышеуказанных положений законодательства следует, что обязанность по разработке проекта основания расчетного размера санитарно-защитной зоны предусмотрена для лиц, деятельность которых связана с эксплуатацией объектов I-III класса опасности, а не только на стадии строительства и реконструкции.
В соответствии со статьей 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.
Для устранения допущенных нарушений санитарного законодательства ответчику должен быть установлен разумный срок, с учетом права на обжалование судебного решения. Указанный прокурором срок исполнения решения суда - в течение 12 месяцев после вступления в законную силу решения суда, суд находит разумным и достаточным для исполнения решения суда.
В силу требований ст.103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
С учетом положений ст.103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 6000 рублей.
Согласно положениям ч.2 ст.333.20 НК РФ суд, исходя из имущественного положения плательщика, вправе уменьшить размер подлежащей взысканию государственной пошлины.
Учитывая имущественное положение СПК СХА (колхоз) «Лузский», суд приходит к выводу о возможности уменьшения размера государственной пошлины, подлежащей взысканию с ответчика до 3000 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Управления Роспотребнадзора в <адрес> в лице территориального отдела Управления Роспотребнадзора по <адрес> в <адрес> (в порядке ст. 46 ГПК РФ) в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к сельскохозяйственному производственному кооперативу сельхозартель (колхоз) «Лузский» об обязании совершить определенные действия, удовлетворить полностью.
Обязать сельскохозяйственный производственный кооператив сельхозартель (колхоз) «Лузский» (ИНН <***>, ОГРН <***>), в течение 12 месяцев после вступления в законную силу решения суда, в соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон»:
- разработать проект санитарно-защитной зоны для промышленных площадок №№, 2 по адресам: <адрес>, д. Озерская, <адрес> (промплощадка №); <адрес>, в 140 м к югу от д. Озерская (промплощадка №);
- обратиться в Управление Роспотребнадзора по <адрес> с заявлением о получении санитарно-эпидемиологического заключения на проект санитарно-защитной зоны для вышеуказанных промплощадок и получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам проекта санитарно-защитной зоны;
- провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта в соответствии с требованиями;
- обратиться с заявлением об установлении санитарно-защитной зоны в уполномоченные органы.
Взыскать с сельскохозяйственного производственного кооператива сельхозартель (колхоз) «Лузский» (ИНН <***>, ОГРН <***>) в бюджет муниципального образования Лузский муниципальный округ <адрес> государственную пошлину в размере 3000 рублей за рассмотрение дела в суде.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Кировского областного суда через Лузский районный суд <адрес> в течение месяца с момента вынесения решения в окончательной форме (ДД.ММ.ГГГГ).
Судья С.Н. Захарова
Решение03.06.2022