ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-135/2022 от 03.02.2022 Северобайкальского городского суда (Республика Бурятия)

Дело №2-135/2022

УИД 04RS0020-01-2021-003313-41

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в составе судьи Рабдаевой Н.Г., при секретаре Марковой Е.В., рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску администрации МО « город Северобайкальск» к Северобайкальскому РОСП УФССП по РБ, Управлению Федеральной службы судебных приставов по РБ об освобождении от уплаты исполнительского сбора,

Установил:

Администрация МО «город Северобайкальск» обратилась в суд с вышеуказанным иском, просит освободить ее от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству ИП.

Требования мотивированы, тем, что судебным приставом-исполнителем ФИО1 17.12.2021 года вынесено постановление о взыскании с администрации МО «город Северобайкальск» исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по исполнительному производству -ИП от 13.03.2019г., возбужденного на основании исполнительного документа по гражданскому делу . Предметом исполнения- обязание Администрации МО «город Северобайкальск» принять участие в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов с земельного участка с кадастровым номером площадью 72292 кв.м., расположенного на территории г. Северобайкальск Республики Бурятия. По вышеуказанному исполнительному производству должником выступает муниципальное образование «город Северобайкальск» в лице своего исполнительного органа Администрации г.Северобайкальск, осуществляющее свои полномочия в соответствии с законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Согласно ст. 41 названого закона Администрация г.Северобайкальск как исполнительный и распорядительный орган муниципального образования «город Северобайкальск» может самостоятельно приобретать и осуществлять имущественные и иные права и обязанности. Основания для взыскания с должника исполнительского сбора отсутствуют, т.к. неисполнение требований исполнительного документа не связано с уклонением должника от исполнения судебного решения или с его виновным противоправным поведением. В соответствии с ч. 2 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229-ФЗ в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения указанного документа, судебный пристав-исполнитель выносит постановление, по которому с должника взыскивается исполнительский сбор. В соответствии с частью 1 статьи 112 данного Федерального закона исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 №13-П исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, поэтому п. 2 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» должен применяться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств, что не исключает освобождение от уплаты этого сбора в полном размере. Определением Северобайкальского городского суда Республики Бурятия от 26.04.2019 года по заявлению Правительства Республики Бурятия была предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 01.12.2021 года в связи со сроками проведения торгов, заключения и исполнения контракта на разработку ПСД по объекту рекультивация свалки в г. Северобайкальск в Центральной логической зоне Байкальской природной территории. 07 декабря 2021 года судебным приставом-исполнителем ФИО1 вынесено предупреждение о неисполнении решения суда, на что администрацией муниципального образования «город Северобайкальск» был дан ответ от 09.12.2021г. №4233 о том, что, на Администрацию МО«город Северобайкальск» возложена обязанность принять участие в вышеуказанных мероприятиях. И поскольку исполнение решения суда напрямую зависит от мероприятий проводимых Правительством Республики Бурятия и Министерством природных ресурсов Республики Бурятия, то, таким образом, администрация не имеет возможности самостоятельно исполнить решения суда. Решение суда будет исполнено в рамках Федеральной программы «Чистая страна» национального проекта «Экология». Министерством природных ресурсов РБ 04 октября 2021 года разработано ПСД по объекту рекультивация свалки в г. Северобайкальск в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории и направлена на ГЭЭ (государственную экологическую экспертизу). В 1 квартале 2022 года после получения положительного заключения Министерством природных ресурсов будет направлена заявка в Минприроды РФ для отбора в 2023-2024 году. Ориентировочный срок рекультивации свалки в 2024 году. Администрацией муниципального образования «город Северобайкальск» активно ведется переписка с Министерством природных ресурсов Республики Бурятия по вопросу строительства полигона в г.Северобайкальске в Центральной экологической зоне Байкальской природной территории и ликвидации несанкционированных свалок, направлены заявки на выделении субсидий по рекультивации несанкционированных свалок. Таким образом, администрация МО «город Северобайкальск» предпринимает меры по исполнению решения Северобайкальского городского суда по делу и неисполнение решения суда было вызвано объективной невозможностью исполнения в предложенный срок, поскольку исполнение решения суда напрямую зависит от мероприятий проводимых Правительством Республики Бурятия и Министерства природных ресурсов Республики Бурятия, а также сроков проведения конкурентных процедур и сроков проведения ЭЭГ, что в совокупности дает основание для удовлетворения исковых требований об освобождении от взыскания исполнительного сбора. Полагают, что в действиях администрации МО «город Северобайкальск» отсутствует виновное неисполнение требований ФЗ «Об исполнительном производстве», являющееся необходимым признаком для наступления ответственности и применения санкций.

В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО2 исковые требования поддержала, согласно доводов изложенных в исковом заявлении, пояснила, со стороны Администрации МО «город Северобайкальск» принимаются все необходимые меры по исполнению судебного решения в пределах компетенции. Судом, по исполнению судебного решения предоставлялась отсрочка по исполнению до конца 2021г., в настоящее время судом предоставлена отсрочка исполнения решения суда, до конца 2024г.Полагает, что оснований для взыскания с должника исполнительского сбора отсутствуют, т.к. неисполнение требований исполнительного документа не связано с уклонением должника от исполнения судебного решения или с его виновным противоправным поведением. Просила иск удовлетворить.

Врио начальника Северобайкальского РОСП УФССП по РБ ФИО1 просила о рассмотрении дела без их участия, представители УФССП по РБ Правительства РБ извещенные о месте и времени судебного заседания не явились, суд учитывая мнение участника процесса, считает возможным рассмотрение дела.

Изучив материалы дела, выслушав участника процесса, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Решением Северобайкальского городского суда РБ от 21.03.2018г. постановлено: Обязать Правительство Республики Бурятия принять меры по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов с земельного участка с кадастровым номером площадью 72 292 кв.м, расположенного на территории г. Северобайкальск республики Бурятия.

Обязать администрацию МО «г.Северобайкальск» принять участие в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов с земельного участка с кадастровым номером 03:23:010501:6, площадью 72 292 кв.м, расположенного на территории г. Северобайкальск республики Бурятия.

В соответствии с ч. 2 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007 № 229- ФЗ в случае неисполнения исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения указанного документа, судебный пристав- исполнитель выносит постановление, по которому с должника взыскивается исполнительский сбор.

Согласно Постановления Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 №13-П исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, поэтому п. 2 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» должен применяться с соблюдением вытекающих из Конституции Российской Федерации принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированности с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств, что не исключает освобождение от уплаты этого сбора в полном размере.

Положениями ст. 52 и ст. 53 закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, а формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно, но с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом РФ и настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.

В рамках исполнительного производства Администрацией МО «город Северобайкальск» принимается участие в исполнении судебного решения, объективная невозможность исполнения судебного акта в предложенный срок, вызвана тем, что исполнение решения суда напрямую зависит от мероприятий проводимых Правительством Республики Бурятия и Министерства природных ресурсов Республики Бурятия, а также сроков проведения конкурентных процедур и сроков проведения ЭЭГ, при этом, Администрация города в его исполнении имеет возможность только в виде участия.

Северобайкальским городским судом РБ по заявлению Правительства РБ предоставлялась отсрочка исполнения судебного решения до 01.12.2021г.,также определением суда от 24.01.2022г. представлена отсрочка исполнения судебного решения до 31.12.2024г.

В соответствии с положениями части 7 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Основания ответственности за нарушение обязательства установлены в ст. 401 Гражданского кодекса РФ, в которой указано, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.

В связи с имущественным положением муниципального образования, участием и принятием истцом мер для исполнения судебного акта, обращениями Правительства РБ о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, суд приходит к выводу, администрацией города приняты все зависящие от нее меры для исполнения исполнительного документа, вина истца в неисполнении в срок исполнительного документа отсутствует (являющееся необходимым признаком для наступления ответственности и применения санкций в виде взыскания исполнительского сбора), и поэтому полагает, что имеются правовые основания для освобождения должника от взыскания исполнительство сбора.

Руководствуясь ст. 194,198 ГПК РФ, суд

Решил:

Освободить Администрацию МО « город Северобайкальск» от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по исполнительному производству -ИП.

Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Верховный суд Республики Бурятия через Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение принято в окончательной форме 10.02.2022г.

Судья Н.Г. Рабдаева