ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-135/2022 от 14.01.2022 Трехгорного городского суда (Челябинская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Трехгорный 14 января 2022 года

Трехгорный городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего Лукьянова А.П.,

при секретаре Бауэр М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-135/2022 по иску Гаврилова В.А. к Министерству здравоохранения Челябинской области, ФГБУЗ Медико-санитарная часть № 72 ФМБА России об устранении нарушения прав,

УСТАНОВИЛ:

Гаврилов В.А. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения <адрес>, ФГБУЗ МСЧ ФИО1 с требованием об обязывании ФГБУЗ МСЧ ФИО1 оформлять истцу на регулярной основе рецепты для бесплатного обеспечения резервуарами, устройствами для инфузий, сенсорами <данные изъяты> на курс лечения не менее 6 месяцев для его бесплатного обеспечения, в количестве, соответствующем рекомендациям производителя, из расчета 1 сенсор на 6 дней (30 сенсоров на 6 месяцев и 61 сенсор/год), до отмены помповой инсулинотерапии по медицинским показаниям; обязывании оформлять рецепты на тест-полоски АккуЧек перформа в количестве 4 штуки на 1 день (732 тест-полоски на 6 месяцев и 1 464 тест-полосок на год), обязывании Министерства здравоохранения <адрес> незамедлительно обеспечивать указанные выше оформленные МСЧ рецепты, обязать выплатить истцу стоимость приобретенных сенсоров. Просит решение обратить немедленному исполнению, кроме требований о выплате стоимости приобретенных сенсоров.

В обоснование исковых требований указал, что является <данные изъяты>, страдающим социально значимым заболеванием и наблюдается в поликлинике ФГБУЗ МСЧ ФИО1 с диагнозом: <данные изъяты>. Истцом ДД.ММ.ГГГГ приобретен за свой счет датчик (сенсоры непрерывного мониторинга глюкозы) FreeStyle Libre. Рекомендованное количество тест-полосок для измерения сахара крови истцу недостаточно, чтобы адекватно оценивать гликемию и предотвратить дальнейшие осложнения сахарного диабета. Решением ВК от ДД.ММ.ГГГГ МСЧ в связи с наличием медицинских показаний истцу назначено лечение с применением высокотехнологической медицинской помощи по коду вида ВМП «Лечение сахарного диабета у взрослых с использованием систем непрерывного введения инсулина с гибридной обратной связью». Код вида ВМП – 12.00.43.001. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец проходил лечение в ФГБОУ ВО БГМУ Минздрава ФИО1 Клинике БГМУ. Был переведен на помповую инсулинотерапию. Инсулиновая помпа установлена бесплатно в рамках программы Государственных Гарантий по ВМП по ОМС. В соответствии с приложением I раздел II Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов» п. 81 комплексное лечение, включая имплантацию средств суточного мониторирования гликемии с компьютерным анализом вариабельности суточной гликемии с целью предупреждения и коррекции жизнеугрожающих состояний. Для беспрерывной работы инсулиновой помпы Medtronic MiniMed-754 необходимы: 1) устройство для инфузий MiniMed MIO MMT-943, 6/60 в количестве не менее 122 штуки в год, из расчета 1 инфузионный набор на 3 дня; 2) резервуар ММТ-332А в количестве не менее 122 шт. в год, из расчета 1 инфузионный набор на 3 дня; 3) сенсоры для системы непрерывного мониторинга глюкозы ENLITE ММТ-7008 в количестве 61 штука на год, из расчета 1 сенсор на 6 дней. Установленная по медицинским показаниям помпа в комплекте с трансмиттером Guardian 2 Link совместно с зарядным устройством, которые без использования сенсора ENLITE ММТ-7008, не могут полноценно применяться и становятся неэффективными, а установленная инсулиновая помпа – как высокотехнологичный прибор, предназначенный для спасения жизни пациента, теряет значительную основную часть своего функционала. При этом необеспечение средствами диагностики к установленной помпе, оснащенной функцией непрерывного мониторинга, сводит к нулю эффект от назначенного лечения и нарушает право гражданина на получение высокотехнологичной медицинской помощи в рамках программы Государственных Гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам РФ. ФГБУЗ МСЧ ФИО1, в назначении жизненно необходимого лечения с применением непрерывного мониторинга глюкозы и в оформлении бесплатного рецепта на бесплатное получение сенсоров ENLITE ММТ-7008, истцу было отказано. Несмотря на то, что ВК МСЧ .20.2021 признала истца нуждающимся в непрерывном мониторинге глюкозы, в частности необходимыми для полноценной работы помпы истца сенсорами ENLITE ММТ-7008.

В судебном заседании истец Гаврилов В.А. исковые требования поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

В судебное заседание представитель ответчика Министерства здравоохранения Челябинской области не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом (л.д. 36).

В судебном заседании представитель ответчика ФГБУЗ МСЧ ФМБА России Плеханова Е.А., действующая на основании доверенности, с исковыми требованиями не согласилась, поддержала отзыв на исковое заявление (л.д.40).

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими частичному удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что истец Гаврилов В.А. состоит на диспансерном учете у врача-эндокринолога с диагнозом – <данные изъяты>.

Гаврилову В.А. в период с 20 по ДД.ММ.ГГГГ оказана высокотехнологичная медицинская помощь, установлена инсулиновая помпа на базе БГМУ Минздрава ФИО1 Клинике БГМУ.

Истец обратился в ФГБУЗ МСЧ ФИО1 для оформления рецепта на бесплатное получение сенсоров ENLITE ММТ-7008, где ему отказано в оформлении бесплатного рецепта. При рассмотрении заявления истца для разрешения конфликта и вопроса обеспечения сенсорами, врачебная комиссия признала истца нуждающимся в непрерывном мониторинге глюкозы, в частности необходимыми для полноценной работы помпы истца.

Из ответа Министерства Здравоохранения Челябинской области усматривается, что обеспечить истца системой непрерывного мониторинга глюкозы не представляется возможным в виду ее отсутствия в перечне медицинских изделий, предусмотренных Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГр «Об утверждении перечня медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также перечня медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг.

Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее также - Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

В силу статьи 4 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (статья 82 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится в том числе право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (часть 2 статьи 19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Статьей 29 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Медицинскими изделиями являются любые инструменты, аппараты, приборы, оборудование, материалы и прочие изделия, применяемые в медицинских целях отдельно или в сочетании между собой, а также вместе с другими принадлежностями, необходимыми для применения указанных изделий по назначению, включая специальное программное обеспечение, и предназначенные производителем для профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний, мониторинга состояния организма человека, проведения медицинских исследований, восстановления, замещения, изменения анатомической структуры или физиологических функций организма, предотвращения или прерывания беременности, функциональное назначение которых не реализуется путем фармакологического, иммунологического, генетического или метаболического воздействия на организм человека. Медицинские изделия могут признаваться взаимозаменяемыми, если они сравнимы по функциональному назначению, качественным и техническим характеристикам и способны заменить друг друга (часть 1 статьи 38 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Согласно части 1 статьи 43 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (часть 2 статьи 43 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 715 утверждены перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В перечень социально значимых заболеваний включен в том числе сахарный диабет (коды заболеваний по международной классификации болезней (МКБ-10) Е10 - Е14).

В Перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 890, в группе "категории заболеваний" поименован диабет, при амбулаторном лечении которого все лекарственные средства, этиловый спирт (100 гр. в месяц), инсулиновые шприцы, шприцы типа "Новопен", "Пливапен" 1 и 2, иглы к ним, средства диагностики отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

В целях обеспечения конституционных прав граждан Российской Федерации на бесплатное оказание медицинской помощи постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1610 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов (далее также - Программа).

В разделе II Программы "Перечень видов, форм и условий предоставления медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно" указана в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, включая заместительную инсулиновую терапию системами постоянной подкожной инфузии (инсулиновая помпа), которая оказывается гражданам согласно разделу III Программы "Перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, и категории граждан, оказание медицинской помощи которым осуществляется бесплатно" при болезнях эндокринной системы, в числе которых сахарный диабет.

Финансовое обеспечение терапевтического лечения сахарного диабета, включая заместительную инсулиновую терапию системами постоянной подкожной инфузии (инсулиновая помпа), осуществляется за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования (пункт 51 раздела I Перечня видов высокотехнологичной медицинской помощи, включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования (приложение к Программе).

Пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся среди прочего разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.

В целях обеспечения граждан бесплатной медицинской помощью на территории <адрес> постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 720-п утверждена Территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в <адрес> на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов.

Названная программа предусматривает в том числе предоставление гражданам, страдающим болезнями эндокринной системы, высокотехнологичной медицинской помощи.

Источниками финансового обеспечения Территориальной программы <адрес> являются средства федерального бюджета, областного бюджета и средства обязательного медицинского страхования. За счет средств обязательного медицинского страхования в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования застрахованным лицам помимо прочего оказывается специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, включенная в раздел I перечня видов высокотехнологичной медицинской помощи, включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее также - Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ).

Статьей 6.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ определен исчерпывающий перечень категорий граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2 названного федерального закона в состав набора социальных услуг включена социальная услуга по обеспечению в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия.

Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых о решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 6.2, и порядки формирования таких перечней (часть 2 статьи 6.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 178-ФЗ).

Оказание Гаврилову В.А. высокотехнологичной медицинской помощи в виде имплантации ему инсулиновой помпы осуществлено в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи

Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 3053-р утверждены Перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, и Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг.

Инсулиновая помпа поименована в Перечне медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

В Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, включены расходные материалы к инсулиновой помпе - инфузионные наборы и резервуары к инсулиновой помпе.

Согласно части 15 статьи 37 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии.

При оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и территориальных программ государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи не подлежат оплате за счет личных средств граждан назначение и применение по медицинским показаниям лекарственных препаратов, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, медицинских изделий, не входящих в перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека, - в случаях их замены из-за индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям по решению врачебной комиссии (пункт 2 части 3 статьи 80 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Из приведенных нормативных положений федерального и регионального законодательства <адрес> в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются в том числе средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования.

К числу государственных гарантий в сфере охраны здоровья относится оказание гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, среди которых "сахарный диабет", бесплатной медицинской помощи, включая высокотехнологичную медицинскую помощь. К такому виду помощи, оказываемой лицам, страдающим заболеванием "сахарный диабет", за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджетам территориальных фондов обязательного медицинского страхования, относится заместительная инсулиновая терапия системами постоянной подкожной инфузии - инсулиновая помпа. При этом использование по назначению такого медицинского изделия, как инсулиновая помпа, невозможно без расходных материалов к ней (инфузионной системы и резервуара), являющихся неотъемлемой частью системы инсулиновой помпы и требующих периодической замены. Бесплатное предоставление указанных расходных материалов к инсулиновой помпе входит в число гарантий, предоставляемых гражданам, которые имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Вместе с тем, если гражданину по решению врачебной комиссии по жизненным показаниям бесплатно за счет субвенции из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования установлена инсулиновая помпа, то обеспечение его расходными материалами к инсулиновой помпе, без которых функционирование этой помпы и применение ее по назначению невозможно, также должно осуществляться бесплатно, за счет соответствующих бюджетных средств, в противном случае гражданин фактически лишается права на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи.

Таким образом, в соответствии с указанными нормами права Гаврилов В.А. подлежит бесплатному обеспечению расходными материалами к инсулиновой помпе (инфузионные наборы и резервуары), в количестве, требуемом для лечения и компенсации заболевания.

Отказ в обеспечении Гаврилова В.А. как гражданина, страдающего социально значимым заболеванием сахарный диабет, за счет соответствующих бюджетных средств расходными материалами (инфузионными наборами и резервуарами) к установленной ему по решению врачебной комиссии по жизненным показаниям инсулиновой помпе фактически лишает его права на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи.

Министерство здравоохранения <адрес> организует обеспечение лекарственными препаратами при оказании медицинской помощи. В связи с чем требования об обязывании Министерства здравоохранения <адрес> обеспечивать оформленные рецепты медицинским препаратами являются обоснованными.

В соответствии со ст. 212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным.

С учетом того, что не обеспечение Гаврилова В.А. требуемыми средствами может привести к неблагоприятным последствиям для его жизни и здоровья, суд обращает решение в удовлетворяемой части к немедленному исполнению.

Требования истца к ФГБУЗ Медико-санитарная часть ФИО1 о взыскании компенсации стоимости приобретенных им сенсоров не подлежат удовлетворению ввиду отсутствия правовых оснований к этому.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 12, 56, 198-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить частично.

Обязать ФГБУЗ Медико-санитарная часть ФИО1 оформлять Гаврилову В.А. на регулярной основе рецепты для бесплатного обеспечения резервуарами, устройствами для инфузий, сенсорами Enlite ММТ-7008 на курс лечения не менее 6 месяцев для его бесплатного обеспечения, в количестве из расчета 1 сенсор на 6 дней (то есть 30 сенсоров на 6 месяцев или 61 сенсоров на 1 год), до отмены помповой инсулинотерапии по медицинским показаниям.

Обязать ФГБУЗ Медико-санитарная часть ФИО1 оформлять Гаврилову В.А. рецепты на тест-полоски АккуЧек перфома в количестве 4 шт. в день (732 тест-полоски на 6 месяцев или 1464 тест-полоски на год).

Обязать Министерство здравоохранения <адрес> незамедлительно обеспечивать оформленные ФГБУЗ Медико-санитарная часть ФИО1 на имя Гаврилова В.А. рецепты для бесплатного обеспечения резервуарами, устройствами для инфузий, сенсорами Enlite ММТ-7008, тест-полоски АккуЧек перфома.

Решение суда обратить к немедленному исполнению.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Трехгорный городской суд.

Председательствующий