УИД ___
производство ___
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
с. Павино, ... 28 июля 2023 г.
Павинский районный суд ... в составе председательствующего судьи Е.С. Ивковой, при секретаре Д.В. Арзубовой,
с участием представителя истца – заместителя прокурора Пыщугского района ... ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Пыщугского района ... в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному учреждению «Служба хозяйственного обеспечения» Пыщугского муниципального округа ..., администрации Пыщугского муниципального округа ... об обязании провести на предприятии специальную оценку условий труда,
установил:
прокурор Пыщугского района в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Муниципальному казенному учреждению «Служба хозяйственного обеспечения» Пыщугского муниципального округа (далее по тексту – МКУ «СХО») о возложении обязанности. В обоснование требований указано, что прокуратурой проведена проверка соблюдения требований трудового законодательства в деятельности МКУ «СХО», в ходе которой выявлены отдельные нарушения положений ст. 214 Трудового кодекса РФ и Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», а именно 26.10.2021 в МКУ «СХО» проведена специальная оценка условий труда 18 рабочих мест. В штатном расписании с 01.01.2023 состоят: директор – 1 шт.ед., водитель автомобиля – 1 шт.ед., оператор (кочегар) котельной – 23 шт.ед., курьер – 0,25 шт.ед. Специальная оценка условий труда данных должностей не проведена, аттестация рабочих мест по условиям труда на предприятии также не проводилась.
В связи с этим прокурор просил:
- обязать МКУ «СХО» в срок до истечения 8 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести в учреждении специальную оценку условий труда в соответствии с требованиями действующего законодательства по должностям – директор, водитель автомобиля, оператор (кочегар) котельной, курьер;
- обязать администрацию Пыщугского муниципального округа профинансировать проведение указанных мероприятий (при отсутствии у МКУ «СХО» соответствующей финансовой возможности).
Представитель истца в судебном заседании поддержала заявленные требования по доводам, изложенным в исковом заявлении.
С согласия представителя истца, дело рассмотрено без участия представителей ответчиком МКУ «СХО» и администрации Пыщугского муниципального округа. От которых поступили письменные заявления о рассмотрении дела без их участия и признании заявленных исковых требований в полном объеме.
Выслушав участников, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Безопасные условия труда - это условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов (ч. 5 ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации).
Согласно ст. 21 ТК РФ работник имеет право на рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором, на полную и достоверную информацию об условиях труда и о требованиях охраны труда на рабочем месте, включая реализацию прав, предоставленных законодательством о специальной оценке условий труда.
Указанному праву работника корреспондирует обязанность работодателя обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, исполнять иные обязанности, предусмотренные, в том числе, законодательством о специальной оценке условий труда (ст. 22, 212 ТК РФ).
Так, в силу ст. 214 ТК РФ обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. Работодатель обязан создать безопасные условия труда исходя из комплексной оценки технического и организационного уровня рабочего места, а также исходя из оценки факторов производственной среды и трудового процесса, которые могут привести к нанесению вреда здоровью работников.Работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда;
До 01.01.2014 порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда был регламентирован Приказом Минздравсоцразвития России от 31.08.2007 № 569, а затем Приказом Минздравсоцразвития России от 26.04.2011 № 342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда», который утратил силу в связи с изданием приказа Минтруда России от 20.02.2014 № 103н. Данный документ утратил силу связи с принятием Федеральных законов от 28.12.2013 № 421-ФЗ, № 426-ФЗ, которыми с 01.01.2014 аттестация рабочих мест по условиям труда заменена на специальную оценку условий труда.
Отношения, возникающие в связи с проведением специальной оценки условий труда, а также с реализацией обязанности работодателя по обеспечению безопасности работников в процессе их трудовой деятельности и прав работников на рабочие места, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда, регулируются Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (далее также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников (ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).
Согласно ч. 1 и ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ обязанности по организации и финансированию проведения специальной оценки условий труда возлагаются на работодателя. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, МКУ «СХО» создано в "__"__.
Согласно Уставу, МКУ «СХО» является муниципальной некоммерческой организацией, не имеющей целью извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Учредителем организации и собственником его имущества является муниципальное образование Пыщугский муниципальный округ ... (п. 1.1., п. 1.2 Устава).
Из представленного заключения эксперта по результатам специальной оценки условий труда ___ от "__"__ усматривается, что в МКУ «СХО» была проведена специальная оценка условий труда 18 рабочих мест, а именно – <..>
Согласно штатному расписанию на 01.01.2023 в МКУ «СХО» имеются следующие профессии (должности): <..> а всего 36,50 шт.ед.
Согласно письменным сведениям от 16.06.2023, предоставленным МКУ «СХО» - специальная оценка условий труда проведена 26.10.2021, аттестация рабочих мест по условиям труда не проводилась, т.к. согласно положениям Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» с 01.01.2014 аттестация рабочих мест заменена на специальную оценку условий труда.
Прокуратурой Пыщугского района проведена 20.06.2023 проверка соблюдения требований трудового законодательства в деятельности МКУ «СХО», в ходе которой выявлено, что в полном объеме не проведена специальная оценка условий труда, аттестация рабочих мест по условиям труда не проводилась; выявленные нарушения ущемляют права и законные интересы граждан и создают угрозы жизни и здоровью работников.
В ходе рассмотрения дела установлено, что ответчиком МКУ «СХО» допущены нарушения положений ст. 214 Трудового кодекса РФ и Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», не проведена специальная оценка условий труда по рабочим местам: директор – 1 шт.ед., водитель автомобиля – 1 шт.ед., оператор (кочегар) котельной – 23 шт.ед., курьер – 0,25 шт.ед.
Данный факт ответчиком МКУ «СХО» не оспаривается.
Ко дню рассмотрения суду представлены сведения ответчиком МКУ «СХО» о заключении договора "__"__ с ООО «ТрудЭксперт» на выполнение комплекса работ по специальной оценке условий труда.
Таким образом, признание иска ответчиками не противоречит закону, не нарушает права других лиц, в связи с чем, принимается судом. В связи с чем, заявленные исковые требования прокурора Пыщугского района в интересах неопределенного круга лиц подлежат удовлетворению.
Требования прокурора об установлении срока исполнения заявленных требований до истечения 8 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу - суд считает обоснованными, а указанный срок ‑ разумным.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, взыскивается государственная пошлина пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Согласно п.п. 9 п. 1 ст. 333.36, п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ, истец и ответчик администрация Пыщугского муниципального округа освобождены от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина должна быть взыскана с МКУ «СХО».
Размер государственной пошлины определяется судом, исходя из ее размера при подаче искового заявления неимущественного характера, подлежащей уплате физическими лицами, поскольку прокурором предъявлен иск в интересах неопределенного круга лиц, а также с учетом положений пп. 3 п. 1 ст. 333.40 НК РФ, поскольку исковые требования ответчиком признаются.
В силу п. 2 ст. 333.20 Налогового кодекса РФ суды общей юрисдикции, исходя из имущественного положения плательщика, вправе освободить его от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым указанными судами или мировыми судьями, либо уменьшить ее размер, а также отсрочить (рассрочить) ее уплату в порядке, предусмотренном статьей 333.41 настоящего Кодекса.
С учетом того, что ответчик МКУ «СХО» является муниципальным казенным учреждением, принимая во внимание размер государственной пошлины, подлежащей взысканию с учетом признания иска, который является незначительным (90 рублей), превышение затрат на ее взыскание относительно выгоды от получения бюджетом государственной пошлины, суд находит основания для уменьшения государственной пошлины до нуля.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194‑198 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора Пыщугского района ... удовлетворить.
Обязать ответчика Муниципальное казенное учреждение «Служба хозяйственного обеспечения» Пыщугского муниципального округа ... (ОГРН ___) в срок до истечения 8 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести в учреждении специальную оценку условий труда в соответствии с требованиями действующего законодательства по должностям – директор, водитель автомобиля, оператор (кочегар) котельной, курьер.
Обязать ответчика администрацию Пыщугского муниципального округа ... (ОГРН ___) профинансировать проведение мероприятий по проведению специальной оценке условий труда в соответствии с требованиями действующего законодательства по должностям – директор, водитель автомобиля, оператор (кочегар) котельной, курьер.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в ... областной суд через Павинский районный суд ....
Председательствующий судья Е.С. Ивкова