Дело № 2-135а/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
района Хабаровского края
Тугуро-Чумиканский районный суд Хабаровского края в составе председательствующего судьи Колесник Н.Н., с участием
помощника прокурора Тугуро-Чумиканского района Филоненко А.А.,
при секретаре судебного заседания Галкиной О.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску прокурора Тугуро-Чумиканского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Тугуро-Чумиканского муниципального района Хабаровского края о признании незаконным бездействия администрации Тугуро-Чумиканского района Хабаровского края в части непринятия мер по созданию резервного фонда в бюджете администрации Тугуро-Чумиканского муниципального района, обязании создать резервный фонд в бюджете Тугуро-Чумиканского муниципального района Хабаровского края на 2016 года срок до ДД.ММ.ГГГГ,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Тугуро-Чумиканского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с указанным иском, в обоснование которого указал, что согласно положениям ст.81 БК РФ в расходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ предусматривается создание резервных фондов органов исполнительной власти и резервных фондов органов местного самоуправления. Под резервным фондом бюджета понимается совокупность всех бюджетных средств, предназначенных для покрытия потребностей государства и местного самоуправления, которые носят случайный, но вероятный характер, и при составлении, рассмотрении и утверждении соответствующего бюджета нельзя предвидеть, возникнут они или нет, однако при утверждении соответствующего бюджета допускается возможность их наступления. Средства резервного фонда расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций. Порядок расходования средств резервных фондов, предусмотренных расходной частью федерального бюджета, устанавливается постановлениями Правительства РФ; резервных фондов, предусмотренных бюджетами субъектов РФ,- нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов РФ; резервных фондов, предусмотренных расходной частью местного бюджета, - нормативными актами органов местного самоуправления. Органы исполнительной власти соответствующего уровня и органы местного самоуправления ежеквартально информируют соответствующий орган представительной (законодательной) власти, представительный орган местного самоуправления о расходовании средств резервного фонда. Вместе с тем, как установлено в ходе проведенной прокуратурой района проверки, в администрации Тугуро-Чумиканского муниципального района резервный фонд не создан, средства, необходимые на финансовое обеспечение непредвиденных, в том числе на проведение аварийно-восстановительных и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, запланированы в муниципальной программе «Защита населения и территории Тугуро-Чумиканского муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, развитие гражданской обороны на 2013-2017 года». В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. Местное самоуправление в Российской Федерации – форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. Таким образом, создание резервного фонда в бюджете муниципального района необходимо, в том числе, для удовлетворения нужд жителей Тугуро-Чумиканского района, реализуемого посредством осуществления администрацией муниципального района своих полномочий. Согласно закону прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. В данном случае определить конкретное количество лиц не представляется возможным, в связи с численной неустойчивостью данных о людях, проживающих на территории Тугуро-Чумиканского муниципального района. На основании изложенного, прокурор просил признать незаконным бездействие администрации Тугуро-Чумиканского муниципального района Хабаровского края в части непринятия мер по созданию резервного фонда в бюджете администрации Тугуро-Чумиканского муниципального района Хабаровского края; обязать администрацию Тугуро-Чумиканского муниципального района создать резервный фонд в бюджете Тугуро-Чумиканского муниципального района Хабаровского края на 2016 год в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании помощник прокурора Тугуро-Чумиканского района Филоненко А.А. поддержал исковые требования в полном объеме по изложенным в административном исковом заявлении основаниям. В дополнение пояснил, что Бюджетным кодексом РФ предусматривается создание резервных фондов. Утвержденной районной целевой программой «Защита населения и территории Тугуро-Чумиканского муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, развитие гражданской обороны на 2013-2017 годы» действительно предусмотрены денежные средства на проведение аварийно-восстановительных и иных мероприятий, связанных с ликвидацией стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций. Вместе с тем, могут возникнуть и иные обстоятельства, не подпадающие под данную программу, но требующие финансирования. Полагал, что резервный фонд должен быть создан в бюджете муниципального района.
В судебное заседание представитель административного ответчика не явился, о времени и месте рассмотрения дела администрация Тугуро-Чумиканского муниципального района была извещена надлежащим образом (копия определения суда от ДД.ММ.ГГГГ получена ДД.ММ.ГГГГ), о причинах неявки представителя в судебное заседания не уведомила, не ходатайствовала об отложении рассмотрения дела.
Также в судебное заседание не явился представитель Министерства финансов Хабаровского края, привлеченного к участию в деле в качестве заинтересованного лица, о времени и месте судебного заседания Министерство было извещено надлежащим образом, просило рассмотреть дело без участия представителя министерства, представило суду отзыв, в котором представитель указал, что статьей 81 Бюджетного кодекса РФ установлена возможность создания резервных фондов местных администраций, средства которых направляются на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций. Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда местной администраций, предусмотренных в составе местного бюджета, устанавливается соответственно местной администрацией. Министерство финансов края не вправе вмешиваться в осуществление бюджетного процесса в муниципальном образовании. В рамках проведения мониторинга соблюдения органами местного самоуправления городских и муниципальных районов Хабаровского края требований Бюджетного кодекса Российской Федерации, порядок которого утвержден приказом министерства финансов края от 28.12.2011г. № 196П, Министерством финансов края проверяется только размер резервного фонда муниципального образования в части непревышения его размера, установленного ч.3 ст.81 БК РФ. Полагал, что с своем заявлении прокурор не обосновал, каким образом отсутствие в расходной части бюджета района резервного фонда администрации нарушит права жителей района. Как следует из пояснения представителя администрации района, постановлением администрации Тугуро-Чумиканского района от ДД.ММ.ГГГГ. № утверждена районная целевая программа «Защита населения и территории Тугуро-Чумиканского муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, развитие гражданской обороны на 2013-2017 года», предусматривающая мероприятия и средства на проведение аварийно-восстановительных и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и иных чрезвычайных ситуаций. На основании изложенного, просил в удовлетворении требований отказать.
С учетом мнения помощника прокурора Тугуро-Чумиканского района, на основании положений ст.ст.150, 226 КАС РФ дело рассмотрено по существу без участия представителей административного ответчика, заинтересованного лица в судебном заседании.
Административным ответчиком в суд также был направлен отзыв на административное исковое заявление, согласно которому административный ответчик исковые требования не признал, суду пояснил, что статьей 9 БК РФ к бюджетным полномочиям муниципальных образований относятся установление порядка составления и рассмотрения проекта местного бюджета, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления контроля за его исполнением и утверждения отчета об исполнении местного бюджета; составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета; установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования. Пунктом 3 ст.21 БК РФ устанавливаются единые для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации разделы и подразделы классификации расходов бюджета. В соответствии со ст.81 БК РФ предусматривается создание резервных фондов органов исполнительной власти и резервных фондов органов местного самоуправления. Статьей 32 БК РФ закрепляется принцип, согласно которому все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах. Также в соответствии со ст.ст.15,35,52 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» формирование местного бюджета входит в компетенцию органа местного самоуправления, который самостоятельно определяет статьи доходов и расходов, решает вопрос о необходимости и возможности создания в расходной части бюджета резервного фонда. Формирование резервного фонда является правом, а не обязанностью органа местного самоуправления. Участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального района, отнесенное пунктом 7 ст.15 вышеуказанного закона к вопросам местного значения, может осуществляться не только путем создания резервного фонда в расходной части бюджета на соответствующий финансовый год, но и иными предусмотренными законодательством способами. В соответствии с Бюджетным посланием Президента РФ Федеральному Собранию от 13.06.2013г. «О бюджетной политике в 2014-2016 годах», Программой повышения эффективности управления общественными финансами Хабаровского края на период до 2018 года, утвержденной распоряжением Правительства Хабаровского края от 02.09.2014г. № 630-рп, постановлением администрации Тугуро-Чумиканского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ года утверждена Программа повышения эффективности управления муниципальными финансами Тугуро-Чумиканского муниципального района на период до 2018 года. Одним из основных мероприятий Программы является формирование бюджета муниципального района на основе программного целевого принципа. В связи с чем, распоряжением администрации муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден перечень муниципальных программ Тугуро-Чумиканского муниципального района. Постановлением администрации Тугуро-Чумикнского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ. № утверждена районная целевая программа «Защита населения и территории Тугуро-Чумиканского муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, развитие гражданской обороны на 2013-2017 годы». В данной программе предусмотрены мероприятия и средства на проведение аварийно-восстановительных и иных мероприятий, связанных с ликвидацией стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций. Приложением № 3 Решения Собрания депутатов Тугуро-Чумиканского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ «О бюджете муниципального района на 2015 года и плановый период 2016 и 2017 годов» предусмотрены средства по программе «Защита населения и территории Тугуро-Чумиканского муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, развитие гражданской обороны на 2013-2017 годы» в сумме <данные изъяты>. рублей. В связи с этим ссылка прокурора на то, что отсутствие резервного фонда в бюджете муниципального района нарушает права неопределенного круга лиц и воспрепятствует своевременному финансированию аварийно-восстановительных работ в случае чрезвычайных ситуаций, является необоснованной. В удовлетворении требований прокурора просил отказать.
Заслушав помощника прокурора Филоненко А.А., изучив материалы дела, суд приходит к следующему мнению.
Решением Собрания депутатов Тугуро-Чумиканского муниципального района Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ№ « О бюджете муниципального района на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» утвержден бюджет Тугуро-Чумиканского муниципального района на 2015 год и плановый период 2016-2017 годов.
На запрос прокурора Тугуро-Чумиканского района поступила информация о том, что резервный фонд в бюджете муниципального района не предусмотрен. Средства, необходимые на финансовое обеспечение непредвиденных, в том числе на проведение аварийно-восстановительных и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, запланированы в муниципальной программе «Защита населения и территории Тугуро-Чумиканского муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, развитие гражданской обороны на 2013-2017 годы». ( л.д. 6).
Таким образом, прокуратурой Тугуро-Чумиканского района было установлено, что в бюджете Тугуро-Чумиканского муниципального района резервный фонд не предусмотрен, что и явилось основанием для обращения в суд с вышеуказанным административным иском.
Согласно части 1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон, ФЗ-131) к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района и контроль за исполнением данного бюджета.
Статья 32 Бюджетного кодекса РФ закрепляет принцип, согласно которому все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах.
Согласно частям 1, 3 ст.52 Закона каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет). Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст.53 Закона расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Пункт 3 ст.21 Бюджетного кодекса РФ устанавливает единые для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации раздела и подразделы классификации расходов бюджетов. Подраздел «резервные фонды» включается в раздел «общегосударственные вопросы».
В силу ст.81 БК РФ в расходной части бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (за исключением государственных внебюджетных фондов) предусматривается создание резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) – резервного фонда Правительства Российской Федерации, резервных фондов высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, резервных фондов местных администраций. Создание резервного фонда органа исполнительной власти (местных администраций) предусматривается в расходной части соответствующего бюджета.
В соответствии с п.1 ст.9 Бюджетного кодекса РФ к бюджетным полномочиям муниципальных образований среди прочего относятся составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета; установление и исполнение расходных обязательств муниципального образования; установление, детализация и определение порядка применения бюджетной классификации РФ в части, относящейся к местному бюджету и т.д.
Пунктами 4-6 указанной статьи установлено, что средства резервных фондов исполнительных органов государственной власти (местных администраций) направляются на финансовое обеспечение непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ и иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций. Бюджетные ассигнования резервного фонда местной администрации, предусмотренные в составе местного бюджета, используются по решению местной администрации. Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда местной администрации, предусмотренных в составе местного бюджета, устанавливается местной администрацией.
Исходя из системного анализа указанных положений Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Бюджетного кодекса Российской Федерации следует вывод о том, что формирование местного бюджета, включая расходную часть, входит в компетенцию органа местного самоуправления, который самостоятельно определяет статьи доходов и расходов, в том числе, решает вопрос о необходимости и возможности создания в расходной части бюджета резервного фонда.
Из взаимосвязанных положений указанных норм следует, что средства резервных фондов подлежат включению в соответствующий раздел расходной части бюджета муниципального образования в случаях, когда такие резервные фонды созданы в установленном порядке.
В судебном заседании установлено, что резервный фонд в бюджете Тугуро-Чумиканского муниципального района не создан.
В связи с этим, суд приходит к выводу о том, что формирование резервного фонда является правом, а не обязанностью органа местного самоуправления.
Перечисление в единой классификации расходов бюджетов (п.3 ст.21 БК РФ) определенных разделов и подразделов не означает, что каждый из этих разделов должен быть в обязательном порядке включен в бюджет любого уровня. Так, например, данная классификация предусматривает такие подразделы как «функционирование Президента Российской Федерации», «судебная система» и т.п., которые не могут включаться в бюджеты муниципальных образований. Следовательно, само по себе упоминание в названной норме подраздела «резервные фонды» не свидетельствует о том, что такой подраздел должен быть включен в каждый бюджет любого уровня.
По мнению суда, определение единых для бюджетов бюджетной системы Российской Федерации разделов и подразделов классификации расходов не является основанием для обязательного включения того или иного вида расходов в бюджет.
Участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального района, отнесенное пунктом 7 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» может осуществляться не только путем создания резервного фонда в расходной части бюджета на соответствующий финансовый год, но и иными предусмотренными законом способами. Так в частности, постановлением администрации Тугуро-Чумиканского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ. № утверждена районная целевая программа «Защита населения и территории Тугуро-Чумиканского муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, развитие гражданской обороны на 2013-2017 годы». В данной программе предусмотрены мероприятия и средства на проведение аварийно-восстановительных им иных мероприятий, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций». Приложением № 3 Решения Собрания депутатов Тугуро-Чумиканского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ «О бюджете муниципального района на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» предусмотрены средства по вышеуказанной программе.
На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения исковых требований прокурора не имеется.
Руководствуясь ст.ст.227, 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Прокурору Тугуро-Чумиканского района Хабаровского края в удовлетворении требований о признании незаконным бездействия администрации Тугуро-Чумиканского района Хабаровского края в части непринятия мер по созданию резервного фонда в бюджете администрации Тугуро-Чумиканского муниципального района, обязании создать в срок до ДД.ММ.ГГГГ резервный фонд в бюджете Тугуро-Чумиканского муниципального района Хабаровского края на 2016 год отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд в течение одного месяца со дня его вынесения через Тугуро-Чумиканский районный суд Хабаровского края.
Судья Н.Н. Колесник