Дело № 2-136(2020)
27RS0003-01-2019-007030-48
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
11 февраля 2020 года г. Хабаровск
Железнодорожный районный суд города Хабаровска в составе председательствующего судьи Петровой Ю.В., при секретаре ФИО1, с участием представителя ответчика ФГБУ «ЦЖКУ» Министерства обороны РФ ФИО2, действующей по доверенности от 28.10.2019г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Военного прокурора Чукотского гарнизона, в защиту интересов Российской Федерации к федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации о возложении обязанности по заключению государственного контракта,
УСТАНОВИЛ:
Военный прокурор Чукотского гарнизона в защиту интересов Российской Федерации в лице Военного комиссариата <адрес>) обратился в Железнодорожный районный суд <адрес> с иском к ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны РФ, Министерству обороны Российской Федерации о возложении обязанности по заключению государственного контракта на техническое обслуживание и ремонт охранной сигнализации режимного помещения для осуществления секретного делопроизводства № военного комиссариата <адрес>). В обоснование заявленных требований указал, что режимное помещение в военном комиссариате оборудовано работоспособной и исправной сигнализацией типа «Никор-П-1», связанной с дежурным по военному комиссариату. Вместе с тем ответчик не выполняет возложенные на него функции по обслуживанию и ремонту охранной сигнализации.
Военный прокурор Чукотского гарнизона, извещенный о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении иска в отсутствие истца, по обстоятельствам указанным в исковом заявлении.
Военный комиссариат <адрес>) извещенный о месте и времени рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направил, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя исходя из позиции, изложенной в письменном отзыве, приобщенном к материалам гражданского дела.
Представитель ответчик ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны РФ ФИО2, действующая на основании доверенности от 28.10.2019г., просила отказать в удовлетворении требований к ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны РФ, так как не являются собственниками помещения. Договоры обслуживания на данные помещения с ответчиком не заключены. Не известно, кто и на каких условиях устанавливал сигнализацию.
Ответчик Министерство обороны РФ, извещенный о месте и времени рассмотрения дела, своего представителя в судебное заседание не направил, ходатайствовал о рассмотрении дела в отсутствие представителя с учетом обстоятельств, изложенных в письменном отзыве, приобщенном к материалам гражданского дела.
Выслушав представителя ответчика, исследовав исковое заявление письменные позиции сторон, доказательства, материалы дела и дав им оценку в совокупности, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что военный комиссариат <адрес> располагается в здании по адресу: Чукотский автономный округ, <адрес>.
В указанном здании оборудовано режимное помещение для осуществления секретного делопроизводства № военного комиссариата <адрес>.
В соответствии с п. 173 Инструкции по обеспечению режима секретности в Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, предусмотрено обязательное оснащение режимных помещений охранной сигнализацией, предусматривающей оповещение ответственных должностных лиц при ее срабатывании в случае несанкционированного проникновения в охраняемое помещение.
Обследованием режимного помещения для осуществления секретного делопроизводства № военного комиссариата <адрес>, проведенным ДД.ММ.ГГГГ комиссией военного комиссариата <адрес>, установлено, что поименованное режимное помещение для осуществления секретного делопроизводства оснащено работоспособной и исправной охранной сигнализацией типа «Никор-П-1», связанной с дежурным по военному комиссариату.
При этом установлено, что ответчиками не исполняются возложенная законодательством Российской Федерации обязанность по техническому обслуживанию объектов военной и социальной инфраструктуры Вооруженных Сил Российской Федерации, в части технического обслуживания и ремонта охранной сигнализации, которой оснащено режимное помещение для секретного делопроизводства № военного комиссариата <адрес>.
Статьей 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 61-ФЗ «Об обороне» определено, что должностные лица организаций независимо от форм собственности должны исполнять свои обязанности в области обороны, предусмотренные для них законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 13 Федерального закона «Об обороне» управление Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляет Министр обороны Российской Федерации через Министерство обороны Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О создании федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации путем изменения типа, основных целей деятельности переименования государственного учреждения Жилищно-эксплуатационная контора №
Жилищно-коммунального отдела Квартирно-эксплуатационного управления <адрес>)» (далее - Приказ) в целях содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставления коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации создано Федеральное государственное бюджетное учреждение «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России).
Приказом директора Департамента имущественных отношений Минобороны России от ДД.ММ.ГГГГ№ утвержден устав ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, в соответствии с п.п. 6, 8 которого учреждение выполняет государственное задание, сформированное и утвержденное учредителем, имеет филиалы и осуществляет свои функции через подразделения по территориальному принципу.
При этом, выполнение обязательств в интересах воинских частей, учреждений, дислоцированных в <адрес>, возложено на филиал ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по Восточному военному округу).
В соответствии с п.п. 3, 4, 9, 10 Положения о филиале ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по Восточному военному округу), утвержденного ДД.ММ.ГГГГ начальником ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, а также приказом командующего войсками Восточного военного округа от ДД.ММ.ГГГГ№ «О закреплении фондов военных городков за филиалами федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации по Восточному военному округу. Тихоокеанскому флоту», функции по содержанию (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставления коммунальных услуг, а также технического обслуживания оборудования, ремонт и содержание переданного имущества в интересах воинских частей, дислоцированных в <адрес>, в том числе с правом заключения соответствующих государственных контрактов со специализированными организациями, возложены на филиал ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по Восточному военному округу).
Вместе с тем в соответствии со ст. 296 ч.1 ГК РФ учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Как установлено в судебном заседании, здания переданы ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по Восточному военному округу) на эксплуатационное содержание.
Эксплуатационное обслуживание – это комплекс по поддержанию в исправном состоянии всех систем здания в целях нормального функционирования здания и его инженерных сетей, при этом заключение контрактов на техническое обслуживание и ремонт охранной сигнализации режимного помещения для осуществления секретного делопроизводства не включены в полномочия учреждения.
Как следует из решения Арбитражного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. по делу по заявлению ФКУ «Военный комиссариат <адрес>» к ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России о заключении государственного контракта для нужд ФКУ «Военный комиссариат <адрес>» на тех обслуживание и ремонт охранной сигнализации режимных помещений для осуществления секретного делопроизводства структурных подразделений – военных комиссариатов муниципальных образований <адрес>, в удовлетворении искового заявления ФКУ «Военный комиссариат <адрес>» отказано.
В соответствии со ст. 61 ГПК РФ при рассмотрении гражданского дела обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением арбитражного суда, не должны доказываться и не могут оспариваться лицами, если они участвовали в деле, которое было разрешено арбитражным судом.
С учетом того что заявленный в качестве истца Военный комиссариат <адрес>) является структурным подразделением ФКУ «Военный комиссариат <адрес>», суд считает необходимым отказать в удовлетворении требований прокурора Чукотского гарнизона в защиту интересов Российской Федерации к ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России.
В соответствии с п.п. 1.1.1, 1.1.8 Руководящего документа РД 25.964-90 «Система технического обслуживания и ремонта автоматических установок пожаротушения, дымоудаления, охранной, пожарной и охранно-пожарной сигнализации. Организация и порядок проведения работ, (утвержденного Министерством электротехнической промышленности и приборостроения СССР) техническое обслуживание указанных устройств проводится с целью поддержания работоспособного состояния установок в процессе эксплуатации путем периодического проведения работ по их профилактике и контролю технического состояния, а ремонт производится с целью восстановления работоспособного состояния технических средств в процессе эксплуатации.
Согласно ст.ст. 2, 3 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О государственной тайне», согласно которым государственная тайна это защищаемые государством сведения, в том числе, в области его военной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации; законодательство Российской Федерации о государственной тайне основывается на Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации «О безопасности» и включает настоящий Закон, а также положения других актов законодательства, регулирующих отношения, связанные с защитой государственной тайны.
Вместе с тем, прокурорской проверкой установлено, что в нарушение ч. 2 ст. 13 Федерального закона «Об обороне», ст.ст. 2, 3 Закона РФ «О государственной тайне» и изданных в их развитие нормативных актов Министерством обороны России техническое обслуживание и ремонт охранной сигнализации, которой оснащено режимное помещение для осуществления секретного делопроизводства № военного комиссариата <адрес>), установленным порядком не осуществляется, соответствующий государственный контракт на осуществление технического обслуживания и ремонта охранной сигнализации не заключен, что влечет предпосылки к нанесению ущерба безопасности Российской Федерации.
Указанные обстоятельства подтверждаются актом обследования режимного помещения для осуществления секретного делопроизводства № комиссией военного комиссариата <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, объяснением начальника Жилищно-коммунальной службы № (далее - ЖКС №) Жилищнс-эксплуатационного (коммунального) отдела № (<адрес>) филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по ВВО) ФИО3, полученными в ходе прокурорской проверки.
При таких обстоятельствах, организацией, осуществляющей функции по содержанию (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры, в том числе техническому обслуживанию и ремонту охранной сигнализации, которой оснащено режимное помещение для осуществления секретного делопроизводства военного комиссариата <адрес>, и уполномоченной на заключение соответствующих государственных контрактов, является Министерство обороны Российской Федерации, которое должно содержать режимное имущество в соответствии с законодательством, предпринимая меры по своевременному устранению и предупреждению возможных сбоев и поломок охранной сигнализации, вместе с тем, суд полагает невозможным удовлетворить требования о возложении обязанности по заключению государственного контракта, исходя из принципа свободы договора, а так же исходя из того что способ реализации полномочия по содержанию, техническому обслуживанию и ремонту охранной сигнализации должен определять собственник. При таких обстоятельствах суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению частично и необходимым возложить на Министерство обороны Российской Федерации обязательства по разработке в течение 6 месяцев и выполнению мероприятий по обеспечению технического обслуживания сигнализации режимного помещения для обслуживания секретного делопроизводства № Военного комиссариата (<адрес>) (689400, Чукотский автономный округ, <адрес>).
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Военного прокурора Чукотского гарнизона, в защиту интересов Российской Федерации удовлетворить частично.
Возложить на Министерство обороны Российской Федерации обязанность по разработке в течение 6 месяцев и выполнению мероприятий по обеспечению технического обслуживания сигнализации режимного помещения для обслуживания секретного делопроизводства № Военного комиссариата (<адрес>) (689400, Чукотский автономный округ, <адрес>).
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию <адрес>вого суда в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме через Железнодорожный районный суд <адрес>.
Судья Петрова Ю.В.
Решения суда в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.