ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-136 от 12.04.2011 Колосовского районного суда (Омская область)

                                                                                    Колосовский районный суд Омской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Колосовский районный суд Омской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 2-136/2011

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с.Колосовка 12 апреля 2011 г.

Колосовский районный суд

Омской области

И.о. судьи Колосовского районного суда Омской области Ерохин А.В.

С участием помощника прокурора Колосовского района Омской области Брук Е.В., представителя ответчика администрации Колосовского муниципального района Омской области Нуждиной О.Н.., представителя третьего лица Комитета по финансам и контролю администрации Колосовского муниципального района Омской области- Голозубовой О.И., представителя третьего лица МУЗ «Колосовская ЦРБ» Игнатенко А.С.

При секретаре Танской Н.В.

Рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Колосовского района Омской области в интересах работника МУЗ «Колосовская ЦРБ» Фоминой Г.В., о признании незаконным бездействия администрации Колосовского муниципального района Омской области по предоставлению гарантированных законом мер социальной поддержки работнику медицинского учреждения

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Колосовского района Омской области обратился в суд в интересах работника МУЗ «Колосовская ЦРБ» Фоминой Г.В., с иском о признании незаконным бездействия администрации Колосовского муниципального района Омской области по предоставлению гарантированных законом мер социальной поддержки работнику муниципального медицинского учреждения. Требования прокурора мотивированны тем, что Фомина Г.В. является работником МУЗ «Колосовская ЦРБ», являющегося муниципальным учреждением здравоохранения, учрежденным администрацией Колосовского муниципального района Омской области. До 2009 года Фоминой Г.В. выплачивались денежные средства на предоставление мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения (отопление, электроэнергия), в 2009 и 2010 годах меры социальной поддержки не предоставлялись.

Вместе с тем, в соответствии с ч.2 ст.63 Основ законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан» от 22.07.1993 № 5487-1, действовавшей до 01.01.2005, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а так же проживающие с ними члены их семей, имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением. Аналогичная норма была предусмотрена ст.59 Жилищного кодекса РСФСР, утратившего силу 01.03.2005.

Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ, в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Общих принципах организации местного самоуправления» решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.

Данный вывод следует из буквального толкования ст. 63 Основ законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» в новой редакции, установленной п.50 ФЗ № 122-ФЗ.

В соответствии с ч. 4,5,6 указанной нормы, меры социальной поддержки медицинских и Фармацевтических работников федеральных специализированных организаций здравоохранения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников организаций здравоохранения, находящихся в ведении субъектов РФ, органами государственной власти субъектов РФ.

Меры социальной поддержки медицинских и фармацевтических работников муниципальных организаций здравоохранения- органами местного самоуправления.

В соответствии ч.6 ст.63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан во взаимосвязи с положениями ФЗ № 122-ФЗ, по существу устанавливается обязанность органов местного самоуправления установить меры социальной поддержки работникам медицинских организаций, находящихся в их ведении, проживающим в сельской местности.

В соответствии с разъяснениями постановления Пленума ВС РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления обязанности, возложенной на них нормативно- правовыми и иными актами.

Статьей 36 Закона Омской области от 04.07.2008 «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» установлены меры социальной поддержки постоянно проживающих в сельской местности работников, осуществляющих свою деятельность в соответствии с трудовым договором ( за исключением внешнего совместительства) с нагрузкой не менее 75 процентов нормы рабочего времени в расположенных в сельской местности государственных учреждениях Омской области здравоохранения ( с учетом указанных в п.2 данной статьи нормативов)- компенсация расходов на оплату жилого помещения и отопления, компенсация расходов на оплату твердого топлива, включая его доставку, используемого для отопления в домах, не имеющих центрального отопления, компенсация расходов на оплату природного газа, используемого для отопления от газовых приборов местного отопления, компенсация расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения (п.2 ст.36 Закона). Омской область переданы на неограниченный срок органам местного самоуправления муниципальных районов Омской области государственные полномочия в части предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и отопления, твердого топлива, природного газа, электроэнергии работникам, осуществляющим свою деятельность в расположенных в сельской местности муниципальных учреждений здравоохранения Омской области. Средства на реализацию передаваемых государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете в виде субвенций.

Пунктом 2 ст.153 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ установлено, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием данного федерального закона нормативно правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия выплаты пособий ( в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан по состоянию на 31.12.2004.

В нарушение перечисленных требований закона, администрация Колосовского муниципального района бездействует, гарантированные законом меры социальной поддержки работнику муниципального учреждения здравоохранения в течение 2009-2010 годов не предоставляет.

Прокурор просит признать незаконным бездействие администрации Колосовского муниципального района Омской области по предоставлению мер социальной поддержки указанному медицинскому работнику муниципального учреждения здравоохранения в виде права на получение компенсации расходов по оплате отопления жилой площади и расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения и обязать администрацию Колосовского муниципального района Омской области предоставить Фоминой Г.В.- работнику муниципального учреждения здравоохранения, указанные меры социальной поддержки.

В судебном заседании представитель истца- помощник прокурора Колосовского района Омской области Брук Е.В. поддержала исковые требования по изложенным в заявлении основаниям, просит суд обязать администрацию Колосовского муниципального района предоставить меры социальной поддержки Фоминой Г.В., в течение 2011 финансового года.

Фомина Г.В., в интересах которой обратился с иском прокурор, в судебное заседание не явилась, оставила заявление о рассмотрении дела без её участия, исковые требования поддерживает.

Представитель ответчика администрации Колосовского Муниципального района Омской области Нуждина О.Н. иск не признала и показала, что Жилищным кодексом Российской Федерации по сравнению с действовавшим ранее жилищным кодексом РСФСР не предусмотрено, что специалисты, работающие и проживающие в сельской местности, в частности врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, а так же проживающие с ними члены их семей, имеют право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением. В соответствии с действующим законодательством меры социальной поддержки медицинским работникам, предусмотренные частью 5 ст.63 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, устанавливаются органами местного самоуправления, в частности, размер, порядок и условия предоставления таких мер определяется органами местного самоуправления самостоятельно. В связи с чем считают, что предоставление мер социальной поддержки в порядке, установленном субъектом, до установления порядка и условий предоставления указанных мер социальной поддержки органами местного самоуправления противоречит действующему законодательству.

Основным нормативным правовым актом, определяющим компетенцию органов местного самоуправления и устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, является Федеральный закон от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Перечень вопросов местного значения муниципального района, установленный статьёй 15 Закона № 131- ФЗ, является исчерпывающим, и не подлежит расширительному толкованию. Согласно указанной статье решение вопросов социальной поддержки медицинских работников учреждений муниципальной системы здравоохранения не отнесено к вопросам местного значения муниципального района. Согласно ч.2 ст.15.1 закона № 131-ФЗ орган местного самоуправления вправе осуществлять расходы за счет средств местных бюджетов на осуществление государственных полномочий (не переданных им в соответствии со ст.19 Закона № 131-ФЗ), если это участие предусмотрено федеральными законами, а так же иных полномочий, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Правовые основания для обязания Администрации района осуществлять предоставление социальной поддержки медицинским работникам учреждений муниципальной системы здравоохранения отсутствуют.

При этом пунктом 12 статьи 85 закона № 131-ФЗ установлено, что до приведения иных федеральных законов в соответствие с положениями Закона № 131-ФЗ указанные федеральные законы действуют в части, не противоречащей указанному Закону. Таким образом, указанный закон является основополагающим при рассмотрении вопросов о полномочиях органов местного самоуправления.

Конституцией Российской Федерации к полномочиям Российской Федерации отнесено финансовое регулирование (п. «ж» ст.71), которое предполагает нормативно-правовое регулирование финансовых отношений с установлением основ федеральной политики в области экономического развития РФ (п. «е» ст.71) и проведением единой финансовой политики (п.«б» части 1 ст.114). Положения Конституции Российской Федерации, закрепляющие полномочия Российской Федерации по регулированию финансовых отношений, находятся в непосредственной связи с её положениями, устанавливающими финансово- правовой статус субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

В отношении местного самоуправления Конституция Российской Федерации, закрепляя гарантии его самостоятельности, в том числе экономическую и финансовую, предусматривает, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы (статья 12; статья 132, часть1). Соответственно, степень финансовой самостоятельности органов местного самоуправления определяется их бюджетной компетенцией, которая закрепляется Конституцией Российской Федерации и действующим законодательством.

Бюджет субъекта Российской Федерации или местный бюджет не существуют изолированно- они являются составной частью финансовой системы Российской Федерации. Недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи в порядке предусмотренном бюджетным законодательством из федерального бюджета бюджетам иного территориального уровня в целях надлежащего исполнения последними установленных федеральным законодательством расходных обязательств.

Наделив органы местного самоуправления полномочиями по социальной поддержке медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, федеральный законодатель не обеспечил передачу им необходимых материальных и финансовых средств. Российская Федерация, установив льготы для медицинских работников, проживающих в сельской местности, не исполнила свою обязанность по компенсации таких льгот.

Согласно статьям 16 и 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

В соответствии с пунктом 1 статьи 256 ГПК РФ срок исковой давности для указанной категории установлен в течении трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав. В связи с чем просят применить нормы ст.256 ГПК РФ.

Представитель третьего лица Комитета финансов и контроля Администрации Колосовского муниципального района Голозубова О.И. показала, что основным нормативным правовым актом, определяющим компетенцию органов местного самоуправления и устанавливающим общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, является Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Перечень вопросов местного значения муниципального района, установленный статьёй 15 закона № 131-ФЗ, является исчерпывающим, и не подлежит расширительному толкованию. Согласно указанной статье Закона № 131-ФЗ решение вопросов социальной поддержки медицинских работников учреждений муниципальной системы здравоохранения не отнесено к вопросам местного значения муниципального района.

Согласно части 2 статьи 15.1 Закона № 131-ФЗ орган местного самоуправления вправе осуществлять расходы за счет средств местных бюджетов на осуществление государственных полномочий (не переданных им в соответствии со ст.19 Закона № 131-ФЗ), если это участие предусмотрено федеральными законами, а так же иных полномочий, не отнесенных к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенных из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Правовые основания для обязания Администрации района осуществлять предоставление социальной поддержки медицинским работникам учреждений муниципальной системы здравоохранения отсутствуют.

Пунктом 12 статьи 85 Закона № 131-ФЗ установлено, что до приведения иных федеральных законов в соответствие с положениями Закона № 131-ФЗ указанные федеральные законы действуют в части, не противоречащей указанному Закону. Таким образом, указанный Закон является основополагающим при рассмотрении вопросов о полномочиях органов местного самоуправления.

Конституцией Российской Федерации к полномочиям Российской Федерации отнесено финансовое регулирование (п. «ж» ст.71), которое предполагает нормативно- правовое регулирование финансовых отношений с установлением основ федеральной политики в области экономического развития РФ (п. «е» статья 71) и проведением единой финансовой политики (п. «б» части 1 ст. 114). Положения Конституции Российской Федерации, закрепляющие полномочия Российской Федерации по регулированию финансовых отношений, находятся в непосредственной связи с её положениями, устанавливающими финансово правовой статус субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

В отношении местного самоуправления Конституция Российской Федерации, закрепляя гарантии его самостоятельности, в том числе экономическую и финансовую, предусматривает, что органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы ( статья 12; статья 132 часть1). Соответственно, степень финансовой самостоятельности органов местного самоуправления определяется их бюджетной компетенцией, которая закрепляется Конституцией Российской Федерации и действующим законодательством. Бюджет субъекта Российской Федерации или местный бюджет не существуют изолировано- они являются составной частью финансовой системы Российской Федерации. Недостаточность собственных доходных источников на уровне субъектов Российской Федерации или муниципальных образований обеспечивается посредством оказания финансовой помощи в порядке предусмотренном бюджетным законодательством из федерального бюджета бюджетам иного территориального уровня в целях надлежащего исполнения последними установленных федеральным законодательством расходных обязательств.

Наделив органы местного самоуправления полномочиями по социальной поддержке медицинских работников муниципальных учреждений здравоохранения, федеральный законодатель не обеспечил передачу им необходимых материальных и финансовых средств. Российская Федерация, установив льготы для медицинских работников, проживающих в сельской местности, не исполнила свою обязанность по компенсации таких льгот.

Согласно статьям 16 и 1069 ГК РФ убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.

Согласно ст. 33 Бюджетного кодекса Российской Федерации, принятие органами местного самоуправления новых расходных обязательств по предоставлению меры социальной поддержки медицинских работников повлечет нарушение принципа сбалансированности бюджета, а именно:

- объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита;

- при составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета. Также согласно статьи 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации будет нарушен принцип самостоятельности бюджетов в части невыполнения органами местного самоуправления обязанностей по обеспечению сбалансированности местного бюджета и эффективности использования бюджетных средств.

Представитель третьего лица- МУЗ «Колосовская ЦРБ» - Игнатенко А.С. показал, что с 2009 года из местного бюджета средства на предоставление указанной социальной гарантии не поступали, поэтому социальная гарантия Фоминой Г.В. не предоставлялась. Считает, что исковые требования прокурора подлежат полному удовлетворению.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела, прокурор обратился в суд с заявлением в интересах Фоминой Г.В., являющейся работником МУЗ «Колосовская ЦРБ», которое, согласно Уставу является муниципальной организацией здравоохранения, учрежденным администрацией Колосовского муниципального района Омской области.

По результатам судебного разбирательства установлено, и не оспаривается сторонами, что работникам данного учреждения здравоохранения в 2008 году предоставлялась указанная мера социальной поддержки. По пояснениям представителя ответчика, с 2009 года на предоставление указанной меры социальной поддержки из областного бюджета средства не выделялись.

Вместе с тем, в соответствии с ч.2 ст.63 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 № 5487-1, действовавшей до 01.01.2005, врачи, провизоры, работники со средним медицинским и фармацевтическим образованием государственной и муниципальной систем здравоохранения, работающие и проживающие в сельской местности и поселках городского типа, а так же проживающие с ними члены их семей, имели право на бесплатное предоставление квартир с отоплением и освещением.

Аналогичная норма была предусмотрена ст.59 Жилищного кодекса РСФСР, утратившего силу 01.03.2005.

Федеральным законом от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации, в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 22.08.2004 № 122-ФЗ решение вопросов социальной поддержки медицинских работников передано тем властным структурам, в ведении которых находятся соответствующие организации здравоохранения.

Статьей 36 Закона Омской области от 04.07.2008 № 1061-ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» установлены меры социальной поддержки постоянно проживающих в сельской местности работников, осуществляющих свою деятельность в соответствии с трудовым договором ( за исключением внешнего совместительства) с нагрузкой не менее 75 процентов нормы рабочего времени в расположенных в сельской местности государственных учреждениях Омской области здравоохранения ( с учетом указанных в п.2 данной статьи нормативов)- компенсация расходов на оплату жилого помещения и отопления, компенсации расходов на оплату твердого топлива, включая его доставку, используемого для отопления в домах, не имеющих центрального отопления, компенсация расходов на оплату природного газа, используемого для отопления от газовых приборов местного отопления, компенсации расходов на оплату электроэнергии, используемой для освещения жилого помещения (п.2 ст.36 Закона).

Согласно пунктам 3 и 4 ст.37 Закона Омской области от 04.07.2008 № 1061- ОЗ «Кодекс Омской области о социальной защите отдельных категорий граждан» Омской областью переданы на неограниченный срок органам местного самоуправления муниципальных районов Омской области государственные полномочия в части предоставления мер социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату жилого помещения и отопления, твердого топлива, природного газа, электроэнергии работникам, осуществляющим свою деятельность в расположенных в сельской местности муниципальных учреждениях здравоохранения Омской области. Средства на реализацию передаваемых государственных полномочий ежегодно предусматриваются в областном бюджете в виде субвенций.

Пунктом 2 ст.153 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ установлено, что при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием данного федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия выплаты пособий ( в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий ( в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан по состоянию на 31.12.2004.

Учитывая отсутствие правового акта муниципального района, устанавливающего меры социальной поддержки указанной категории граждан, необходимо установить из объема таких мер, установленных Законом Омской области, что соответствует принципам, установленным п.2 ст.153 ФЗ № 122-ФЗ.

В нарушение перечисленных требований закона, администрация Колосовского муниципального района бездействует, гарантированные законом меры социальной поддержки работникам муниципального учреждения здравоохранения в течение 2009-2010 годов не предоставляет.

Согласно ч.1 ст.256 ГПК РФ гражданин вправе обратится в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Заявление подано прокурором Колосовского района Омской области в защиту интересов гражданина в порядке ст.45 ГПК РФ.

Заявления ответчика о пропуске исковой давности не обоснованы на законе.

В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что Фомина Г.В.- работник МУЗ «Колосовская ЦРБ», в интересах которого прокурор обратился с данным заявлением, имеет право на получение данной меры социальной поддержки, поскольку имеет образование соответствующего уровня, занимает соответствующую должность по заключенному трудовому договору, с нагрузкой не менее 75 процентов нормы рабочего времени в расположенном в сельской местности муниципальном учреждении здравоохранения.

При изложенных обстоятельствах требования прокурора, обратившегося в защиту прав Фоминой Г.В. в соответствии со ст.45 ГПК РФ, подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-198, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным бездействие администрации Колосовского муниципального района Омской области по предоставлению гарантированных законом мер социальной поддержки, в виде права на получение компенсации расходов по оплате жилой площади и расходов на оплату электроэнергии для освещения жилого помещения работнику МУЗ «Колосовская ЦРБ» Фоминой Г.В., и обязать администрацию Колосовского муниципального района Омской области в течение 2011 финансового года предоставить Фоминой Г.В. работнику муниципального учреждения здравоохранения указанные меры социальной поддержки, после чего в месячный срок известить суд о выполнении судебного решения.

По вступлении данного решения в законную силу, направить копию решения в администрацию Колосовского муниципального района для исполнения.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Омский областной суд в течение 10 дней, через Колосовский районный суд.

Судья: А.В. Ерохин.