Охотский районный суд Хабаровского края
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Охотский районный суд Хабаровского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-136/2011
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 апреля 2011 г. р.п. Охотск
Хабаровского края
Охотский районный суд Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи Н.Н. Джерелейко.,
при секретаре Гориной Е.М.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 об оспаривании действий налогового органа
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд в порядке ст.254 ГПК РФ с заявлением об оспаривании действий территориального налогового органа т/у по Межрайонной инспекции ФНС по (далее – налоговый орган) по исчислению транспортного налога, сославшись на то, что является владельцем транспортного средства гос. рег знак и в соответствии со ст.357 НК РФ является плательщиком транспортного налога. В 2010 году получил уведомление налогового органа о начислении транспортного налога в размере 1850 руб., который был им уплачен. При этом он обратился за разъяснениями в налоговый орган из ответа на которое ему стало известно, что расчет транспортного налога в отношении вышеуказанного транспортного средства произведен по ставке, применяемой для грузовых автомобилей с мощностью до 100 лошадиных сил, то есть 25 руб. за 1 л.с., так как в паспорте транспортного средства тип его автомобиля определен как «грузовой – бортовой». С данными действиями налогового органа он не согласен, полагая, что автомобиль » является легковым, поскольку согласно ПТС категория данного транспортного средства определена как «В», согласно классификации Венской конвенции о дорожном движении под данной категорией понимаются легковые автомобили, однако налоговый орган в нарушение положений ст.361 НК РФ и «О региональных налогах и налоговых льготах » при расчете суммы налога использует характеристики типа транспортного средства, а не данные о его категории. Полагает, что наличие у принадлежащего ему автомобиля грузового кузова является признаком вспомогательной функции, а не основной. В этой связи для расчета суммы налога должна применяться ставка в размере 11 руб. за 1 л.с. как за легковой автомобиль, в связи с чем полагал, что излишне уплатил по требованию налогового органа 1036 руб. Просит признать указанное действие незаконным и возместить ему излишне оплаченную сумму налога в сумме 1036 руб. Кроме того, просил взыскать с налогового органа компенсацию расходов по госпошлине в сумме 200 руб.
В представленном отзыве т/у по Межрайонной инспекции ФНС по заявленные требования не признал, указав, что действующее налоговое законодательство не устанавливает ставки транспортного налога в зависимости от категории транспортных средств, Методическими рекомендациями по применению главы 28 НК РФ (утв. Приказом Министерства РФ по налогам и сборам от 09.04.2003 г. № БГ-3-21/177) предусмотрено, что при определении видов автомототранспортных средств и отнесении их к категории грузовых или легковых автомобилей следует руководствоваться Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утв. Постановлением Госстандарта России от и Конвенцией о дорожном движении (вена ), ратифицированной указом Президиума ВС СССР от -VIII. Полномочиями по отнесению транспортных средств к тому или иному типу наделены организации – изготовители, таможенные органы и органы ГИБДД. При ввозе на территории РФ таможенным органом выдан паспорт транспортного средства, согласно которому автомобиль » является грузовым автомобилем.
Согласно критериям определения категории транспортных средств, данным в приложении к Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утв. Приказом МВД России , Минпромэнерго России , Минэкономразвития России от к автомобилям категории «В» отнесены как транспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров (т.е. легковые автомобили), так и транспортные средства для перевозки грузов (т.е. грузовые автомобили.
Поскольку в ПТС указано, что данный автомобиль является грузовым, то Инспекцией правомерно применена ставка транспортного налога в размере 25 руб. за 1 л.с.
В судебном заседании стороны участия не принимали, о дате и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, дело просили рассмотреть в свое отсутствие.
Изучив доводы сторон, представленные материалы, допросив свидетеля ФИО5., суд приходит к следующему.
Как установлено судом, заявитель является владельцем транспортного средства . В соответствии со ст.357 и ст.358 НК РФ заявитель является налогоплательщиком транспортного налога.
Как следует из ответа налогового органа от и отзыва по заявлению расчет транспортного налога в отношении вышеуказанного транспортного средства, принадлежащего заявителю, произведен по ставке, применяемой для грузовых автомобилей с мощностью до 100 лошадиных сил, то есть 25 руб. за 1 л.с.
Согласно положениям ст.361 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства
При этом, в соответствии с от (глава 2 – транспортный налог) в статье 6 налоговые ставки устанавливаются соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства и составляют для автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 100 л.с. – 11 руб., для автомобилей грузовых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 100 л.с. – 25 руб.
Таким образом, довод налогового органа, что действующее налоговое законодательство не устанавливает ставки транспортного налога в зависимости от категории транспортных средств противоречит приведенным положениям регионального закона.
В целях правильного применения ставок транспортного налога при отнесении транспортного средства к той или иной категории, необходимо учитывать следующее.
В качестве основания применения налоговой ставки по транспортному налогу налоговый орган исходит из того, что категория ТС в целях уплаты налога определяется формулировкой в паспорте транспортного средства, указанная в графе «Тип ТС», где в отношении автомобиля заявителя (ПТС № ) указано «грузовой – бортовой».
Предусмотренное главой 28 "Транспортный налог" НК РФ распределение транспортных средств (ст.358), по категориям в целом аналогично категориям транспортных средств, предусмотренным Конвенцией о дорожном движении, заключенной в Вене, (далее - Конвенция). Конвенция, в частности, предусматривает такие категории транспортных средств как мотоциклы, легковые и грузовые автомобили, автобусы и устанавливает ряд критериев: разрешенный максимальный вес, количество сидячих мест, предназначение для перевозки грузов или перевозки пассажиров, позволяющих отнести конкретное транспортное средство к соответствующей категории.
Поскольку Конвенция ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5938-VIII и Российская Федерация является договаривающейся стороной, правовые акты Российской Федерации в сфере дорожного движения должны учитывать положения данной Конвенции.
Согласно Положению о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденному Приказом МВД России N496, Минпромэнерго России 192, Минэкономразвития России 134 от , зарегистрированным в Минюсте России 6842, в строке 3 «Наименование (тип ТС) паспорта транспортного средства» указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями. В строке 4. "Категория ТС (А, B, C, D, прицеп)" паспорта транспортного средства указывается категория, которая соответствует классификации транспортных средств, установленной Конвенцией. При этом, перевод категорий транспортных средств, указываемых в Одобрении типа транспортного средства, в категории транспортных средств по классификации Конвенции производится согласно данному Приказу в соответствии со Сравнительной таблицей категорий транспортных средств по классификации Комитета по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН и по классификации Конвенции о дорожном движении (приведена в приложении 3 к данному Приказу).
Исходя из Сравнительной таблицы к категории транспортных средств «грузовые автомобили» относятся - механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых более 3,5 тонны, но не превышает 12 тонн (N -2) и механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальна масса которых более 12 тонн (N -3). К категории «В» относятся механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющие не менее 4 колес и не более 8 мест для сидения (М-1) и механические транспортные средства для перевозки грузов, максимальная масса которых не более 3,5 тонны.
В отличие от Конвенции и указанных выше нормативно-правовых актов Общероссийский классификатор основных фондов ОК013-94 (ОКОФ), утвержденный постановлением Госстандарта России от , на который ссылается налоговый орган, не является нормативным документов и не содержит критериев, достаточных для отнесения перечисленных в нем транспортных средств к соответствующим категориям, предусмотренным главой 28 "Транспортный налог" НК РФ. Это делает возможным его использование для целей предусмотренных названной главой НК РФ лишь в части не противоречащей Конвенции о дорожном движении.
Таким образом, исходя из толкования вышеперечисленных нормативных актов, следует, что при отнесении автотранспортного средства к категории «легковой автомобиль» категории «В» необходимо исходить из того, что к легковым транспортным средствам относятся механические транспортные средства для перевозки пассажиров, имеющих не менее 4 колес и не более 8 мест для сидения, а также для перевозки грузов, при условии, что Максимальная масса автотранспортного средства не может превышать 3,5 тонны.
Согласно ПТС № транспортного средства «TOYOTA LITE ACE» гос. рег знак АА 27 данный автомобиль отнесен к категории «В», с разрешенной максимальной массой 19 55 кг., массой без нагрузки 1040 кг., то есть является легковым автомобилем.
Как указал допрошенный в судебном заседании руководитель ГИБДД при ФИО7 ФИО6 автомобиль заявителя » гос. рег знак , зарегистрирован в ГИББД и является легковым автомобилем категории «В» массой до 3500 кг. Указание в ПТС на тип ТС «грузовой – бортовой» свидетельствует только о типе кузова данного автомобиля, а не о его функциональном предназначении. Данный тип кузова может владельцем транспортно средства заменяться с последующей регистрацией в органах ГИБДД на иной, например, седан, универсал, при этом иные характеристики автомобиля (в частности грузоподъемность, мощность двигателя) не изменятся, и, таким образом, не может являться определяющим для отнесения транспортного средства к типу легковых или грузовых. Сведения в налоговые органы на транспортное средство ФИО1 передавались в налоговые органы по автоматизированной системе передачи данных и содержали указание на категорию данного транспортного средства «В».
Кроме того, согласно п.3 Положения о взаимодействии подразделений Госавтоинспекции и налоговых органов при предоставлении сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы (утв. приказом МВД РФ и ФНС от /ММ-3-6/561) состав передаваемых сведений о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, и правила их заполнения приведены в приложениях N2 и N3 к данному Положению. Приложение 3, в частности, предусматривает передачу таких сведений, как категория транспортного средства (№ п/п 9 и10 таблицы).
При этом, в приложении№4 к указанному Положению приведены Справочники и классификаторы, используемые при обмене информацией между подразделениями Госавтоинспекции и Управлениями ФНС России.
Так, по классификатору «Категория транспортных средств» (таблица .3) под кодом «В», указываемом по строке «категория транспортного средства», понимается легковой автомобиль.
На основании изложенного, заявление ФИО1 подлежит удовлетворению как законное и обоснованное.
Требование о возврате излишне уплаченной суммы налога подлежит удовлетворению за счет бюджета . Мощность двигателя автомобиля заявителя составляет 74 л.с., следовательно, при ставке в 11 руб. за 1 л.с., сумма налога за 2010 год составит 814 руб., сумма исчисленного заявителю налога составляет 1850 руб. (25 руб. х 74 л.с.), таким образом, возврату подлежит 1036 руб.
Поскольку главой 25 ГПК РФ не установлено каких-либо особенностей в отношении судебных расходов, вопрос о судебных расходах разрешается судом в соответствии с правилами, установленными главой 7 ГПК РФ.
В частности, ст.98 ГПК РФ предусматривает, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. В соответствии со ст.88 ГПК РФ госпошлина отнесена к судебным расходам. Согласно ст.61.1 БК РФ госпошлина по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции отнесена к налоговым доходам муниципальных районов.
Заявителем уплачена госпошлина в размере 200 руб., что подтверждено соответствующей квитанцией, таким образом, данные расходы подлежат возмещению в пользу ФИО1 за счет бюджета , куда она была зачислена при ее уплате в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах и бюджетным законодательством.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 196 – 198, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление ФИО1 об оспаривании действий налогового органа – удовлетворить.
Признать незаконными действия территориального участка по Межрайонной инспекции ФНС по по начислению налогоплательщику ФИО1 налога на принадлежащее ему транспортное средство «» гос. рег знак в сумме 1850 руб.из расчета ставки налога за грузовой автомобиль.
Возложить обязанность на налоговый орган устранить допущенное нарушение путем возврата ФИО1 1036 (одной тысячи тридцати шести) рублей излишне уплаченного транспортного налога за 2010 год за счет средств бюджета . Возместить ФИО1 за счет средств бюджета судебные расходы в сумме 200 (двести) рублей.
Об исполнении решения суду и ФИО1 должно быть сообщено в течение месяца со дня получения копии решения.
На решение может быть подана кассационная жалоба в Хабаровский краевой суд через Охотский районный суд в течение 10 дней со дня принятия.
Судья Н.Н. Джерелейко