ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1360/20 от 27.08.2020 Сысертского районного суда (Свердловская область)

Мотивированное решение составлено 27.08.2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФИО7

г. Сысерть Свердловской области

Сысертский районный суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Тимофеева Е. В., при секретаре Степченковой Н.П., с участием истца ФИО1, представителя истца ФИО2, представителя ответчика ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1360/2020 по иску ФИО1 ФИО8 к Екатеринбургскому муниципальному унитарному предприятию «Спецавтобаза» о признании недействительными счетов об оплате услуг по обороту с твердыми коммунальными отходами, запрете направления счетов,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к Екатеринбургскому муниципальному унитарному предприятию «Спецавтобаза» о признании недействительными счетов об оплате услуг по обороту с твердыми коммунальными отходами, запрете направления счетов.

В обоснование исковых требований указано, что истцу руководство ЕМУП «Спецавтобаза» незаконно предъявляет с начала 2019 г. счета на оплаты якобы предоставленных услуг, которые истец ответчику никогда не заказывал, которые истцу ответчик фактически никогда не оказывал и которые истец фактически никогда не оплачивал, поскольку в услугах ответчика не нуждается. По причине таких противоправных действий ответчика истцом были направлены претензии от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ. Ответчик, используя свой юридический статус, пытается понудить истца к заключению ненужного истцу договора на оказания ненужных ему услуг с помощью действий другого муниципального казенного учреждения. Это казенное учреждение, используя сведения, которые ему предоставил ответчик, приостановило истцу оплату компенсаций с ДД.ММ.ГГГГ, которые для него, как ветерана труда и инвалида 2-ой группы установлены на основании действующих законов. Считает, что действия ответчика в отношении истца не только не основаны на какой-либо статье закона, но и прямо противоречат нормам ГК РФ. Оказание услуг по обороту с ТКО является бытовым подрядом, который регулируется нормами главы 37 ГК РФ. В законе о защите право потребителей отсутствуют какие либо статьи, поражающие потребителя в его праве на свободу договору, связанного с гражданскими правоотношениями по оказанию каких-либо услуг. Поэтому позиция ответчика о якобы правомерности понуждения гражданина к заключению публичного договора с ЕМУП «Спецавтобаза» является противозаконной, поскольку противоречит действующему законодательству. По сути, ответчик, уставная цель которого – извлечение прибыли, пытается с помощью государственного казенного учреждения утвердить противоправную практику понуждения гражданина России к оплате услуг, которые ответчик фактически не оказывает.

Истец ФИО1 просил признать недействительными все счета ЕМУП «Спецавтобаза», оформленные на имя гражданина ФИО1, запретить ЕМУП «Спецавтобаза» оформлять и направлять ФИО1 для оплаты счета ха услуги по обороту с твердыми коммунальными отходами без наличия заключенного с истцом письменного договора на оказание услуг бытового подряда.

Истец ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, пояснил, что ответчик, занимаясь уставной деятельностью, направленной на получение прибыли, недобросовестно использует своё административное положение в практике гражданского делового оборота. Ответчик пытается понудить истца к оплате услуг, которые ответчик истцу не оказывал. У ответчика отсутствуют какие-либо доказательства хотя бы одного факта того, что истец воспользовался какой-либо услугой ответчика. Более того, ответчик пытается понудить истца к оплате неоказанных услуг, которые истцу объективно не нужны. В своих противоправных действиях ответчик ссылается на ряд законов и правительственный подзаконный акт от 12.11.2016 № 1156, позволяя себе их расширенное толкование. Так ответчик ссылается на Жилищный кодекс, где установлена обязанность собственника жилого дома (или собственника части жилого дома) обеспечить обращение с твёрдыми коммунальными отходами путём заключения договора с региональным оператором. Однако из буквального текста этой статьи закона и смысла жилищного кодекса следует, что термин «коммунальные» твёрдые отходы относится к отходам потребления, которые образуются от проживания граждан в многоквартирных и малоквартирных жилых домах. Сами по себе жилые дома отходы потребления не создают. Отходы потребления создают жильцы, проживающие в этих коммунальных домах, поэтому такие отходы и обозначаются термином - «коммунальные». Истец же проживает в индивидуальном жилом доме с земельным участком для ведения личного подсобного хозяйства. При этом истец не является собственником этого жилого домовладения. Однако истец, являясь потребителем некоторых бытовых товаров и потребителем некоторых товаров для ведения личного подсобного хозяйства, создаёт некоторые твёрдые бытовые отходы, которые являются его личной собственностью. Этой личной собственностью истец вправе распоряжаться по своему усмотрению. Так, истец вправе самостоятельно утилизировать часть своих личных бытовых твёрдых отходов, не нарушая при этом каких-либо требований охраны окружающей среды или какой-либо санитарной нормы. Другую же часть личных бытовых твердых отходов истец вправе продать специализированным организациям для производства ими продукции, в том числе для рециклинга. Истец честно и добросовестно информировал ответчика о способах утилизации своих бытовых отходов, которые совершенно безопасны. У ответчика отсутствуют какие-либо доказательства фактов нарушения истцом каких-либо требований охраны окружающей среды или какой-либо санитарной нормы. Однако ответчик продолжает осуществлять в отношении истца противоправные действия для понуждения его к оплате неоказанных и ненужных истцу услуг. Для чего использует казённое учреждение органа исполнительной власти, предоставляя ему ложную информацию о якобы долге истца перед ответчиком. Гражданские правоотношения истца с ответчиком в практике гражданского делового оборота регулируются исключительно законами. Это - Гражданский кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89. В текстах статей этого федерального закона отсутствует термин «коммунальные отходы», а используется термин - «отходы». Считает, что владелец отходов потребления, не являющийся собственником коммунального жилого дома или его части, свободен в обращении со своими твёрдыми отходами потребления. Свои противоправные действия ответчик обосновывает ссылкой на правила обращения с твёрдыми коммунальными отходами, утверждённые правительством России 12.11.2016. Однако в пункте 8(4) этих правил установлено, что основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твёрдыми коммунальными отходами является заявка потребителя. Истец же никакой заявки ответчику не направлял, а направил ответчику три претензии, чтобы в безсудебном порядке прекратить противоправные действия ответчика в отношении истца. Кстати, в пункте 8(6) в части под буквой «в» установлено, что в заявке потребителя указываются сведения «о количестве и составе образующихся твёрдых коммунальных отходов за год». У истца за год образуются твёрдые отходы потребления, которые он не может утилизировать самостоятельно, в количестве около полутора килограммов. В действующем законодательстве нет положений о том, что он обязан передать бесплатно ответчику эту свою личную собственность, заплатив при этом ещё ответчику в течение года более одной тысячи рублей.

Представитель истца ФИО1 – ФИО2 в судебном заседании исковые требования истца поддержал в полном объеме, пояснил, действительно договора никто не заключал, человек свободный и может распоряжаться своими отходам как захочет, это жилой дом, к примеру, бумага может быть сожжена в печи, пластик и стекло ФИО1 сдает, все остальное уничтожает самостоятельно, не нарушая экологию, и какие-либо законы.

Представитель ответчика Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия «Спецавтобаза» - ФИО3, действующая на основании доверенности от 27.05.2020 сроком до 31.12.2020, в судебном заседании исковые требования истца не признала в полном объеме, просила отказать в удовлетворении исковых требований. Пояснила, что с 01.01.2019 транспортировкой, сбором и утилизацией отходов занимается региональный оператор. Свердловская область была поделена на три части: восточную, северную, и западную. Региональным оператором восточной является ответчик, это было утверждено министерством от 12.01.2018. У ответчика имеется соответствующая лицензия. Договор на оказание услуг по сбору отходов является публичным, заключается либо по предоставленной заявке потребителя, либо автоматически по истечению 16 дней после опубликования предложения о заключении договора. В данном случае договор автоматически заключился с истцом, в связи с чем, выставление счетов является законным. Соответствующие публикации были сделаны в газете, и собственники не вправе отказаться от заключения договора. Самостоятельно никто уничтожать мусор не может, поскольку разные отходы имеют разный класс опасности. В с. Кашино организован бесконтейнерный вывоз мусора.

Исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, истец ФИО1 зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>.

Согласно ч. 5 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.

В соответствии с п. 4 ст. 24.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Согласно п. 1 ст. 24.7 названного Закона определено, что региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.

Согласно п. 8(4) Постановления Правительства № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641» (вместе с «Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами») (Далее Постановление Правительства № 1156), основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, согласно п. 8 (14) Постановления, является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее – заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

На основании п. 8 (17) Постановления Правительства № 1156 Региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации.

В ходе рассмотрения дела установлено, что 07.12.2018 было опубликовано Предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на официальном сайте ЕМУП «Спецавтобаза» https://sab-ekb.ru, 07.12.2018 - https://sab-ekb.ru/2018/12/07/7-12-2018-g- на сайтах администрации населенных пунктов, по Телевидению, а также в газете «ОБЩЕСТВО» от 11.12.2018.

Согласно абз.2 п. 8 (17) Постановления Правительства № 1156, потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.

В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Установлен график сбора и транспортировки ТКО по частному сектору Сысертского городского округа, согласно которому установлена периодичность вывоза ТКО по ул. Рабочая в с. Кашино: вторник, суббота.

С января 2019 года истцу ФИО1 выставляются квитанция от ЕМУП «Спецавтобаза» по услуге «Обращение с ТКО».

Согласно ч. 2 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

В данном случае суд приходит к выводу о том, что договор на оказание услуг является заключенным и вступил в силу на 16-й рабочий день после публикации на официальном сайте регионального оператора, факт неоказания Региональным оператором услуг по обращению с ТКО в ходе рассмотрения дела не нашел своего подтверждения.

Истцом ФИО1 не представлено доказательств, отвечающих требованиям закона об их относимости и допустимости, подтверждающих факт самостоятельной утилизации твердых бытовых отходов. Довод истца о праве потребителя на отказ от получения коммунальных услуг, которыми не пользуется, основаны на неверном толковании норм материального права и не могут быть приняты во внимание судом. У потребителя есть самостоятельная обязанность обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором. Данная обязанность предусмотрена ч. 5 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и регламентирована в вышеуказанных Правилах обращения с твердыми коммунальными отходами.

При таких обстоятельствах истец не может быть освобожден от предусмотренной законом обязанности по исполнению условий договора, предусматривающего предоставление услуг, связанных с обращением с твердыми коммунальными отходами, и оплате таких услуг.

В связи с чем, у суда оснований для удовлетворения исковых требований истца о признании недействительными счетов об оплате услуг по обороту с твердыми коммунальными отходами, запрете направления счетов не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198, 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении исковых требований ФИО1 ФИО9 к Екатеринбургскому муниципальному унитарному предприятию «Спецавтобаза» о признании недействительными счетов об оплате услуг по обороту с твердыми коммунальными отходами, запрете направления счетов.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Сысертский районный суд.

Судья: Е. В. Тимофеев