ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1360/2022 от 09.09.2022 Кетовского районного суда (Курганская область)

Дело № 2-1360/2022

45RS0008-01-2022-001435-64

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Кетовский районный суд Курганской области в составе

председательствующего судьи Харченко И.В.

при секретаре Сидоренко Е.И.

с участием представителя истца Иванова И.С.

представителя ответчика Петрова В.А.

рассмотрел 9 сентября 2022 года

в открытом судебном заседании в с. Кетово Кетовского района Курганской области

гражданское дело по иску прокурора Кетовского района Курганской области к Администрации Колесниковского сельсовета <адрес> о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Кетовского района Курганской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации Колесниковского сельсовета Кетовского района Курганской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности. В обоснование иска указано, что в собственности Администрации Колесниковского сельсовета Кетовского района находится муниципальное имущество – здание котельной по адресу: <адрес>, <адрес>. Данная котельная используется для отопления помещений МКОУ «Колесниковская ООШ», МКДОУ «Колесниковский детский сад», а значит, относится к особо важным элементам коммунального хозяйства. На котельной отсутствует резервный источник питания, в случае аварийного отключения электроэнергии приведет к прекращению подачи тепла, нарушив тем самым права граждан, в том числе несовершеннолетних на бесперебойное отопление учреждения. Установка резервного источника питания в указанной котельной является мероприятием по профилактике и предупреждению чрезвычайных происшествий природного и техногенного характера, направлена на повышение надежности и обеспечение требований безопасности действующей котельной и системы теплоснабжения общеобразовательного учреждения.

Просит возложить на Администрацию Кетовского сельсовета Кетовского района Курганской области в срок до 01.10.2022 обязанность обеспечить котельную расположенную по адресу: <адрес>, <адрес><адрес> электроснабжением от двух независимых взаимно резервирующих источников питания.

В судебном заседании представитель прокуратуры Кетовского района Курганской области, Иванов И.С. на иске настаивал, дал пояснения согласно доводам, изложенным в иске.

Представитель ответчика Петров В.А. в судебном заседании исковые требования признал, указал, что не имеется финансовой возможности.

Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела суд приходит к следующему.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.

Как следует из статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

В силу ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», теплоснабжение - это обеспечение потребителей тепловой энергии тепловой энергией, теплоносителем, в том числе поддержание мощности; надежность теплоснабжения - характеристика состояния системы теплоснабжения, при котором обеспечиваются качество и безопасность теплоснабжения (п. 8 и п. 17). В свою очередь, безопасность теплоснабжения обеспечивается соблюдением определенных норм и требований, установленных принимаемыми во исполнение Федерального закона и в соответствии с ним нормативными актами.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении» надежность теплоснабжения определяется таким состоянием системы теплоснабжения, при котором обеспечиваются качество и безопасность теплоснабжения. В свою очередь, безопасность теплоснабжения обеспечивается соблюдением определенных норм и требований, установленных принимаемыми во исполнение Федерального закона и в соответствии с ним нормативными актами.

На основании пунктов 4 и 5 статьи 20 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» предусмотрена проверка готовности к отопительному сезону как муниципальных образований, так и теплоснабжающих (теплосетевых) организаций, которые обязаны: организовать наладку принадлежащих им тепловых сетей; обеспечить безаварийную работу объектов теплоснабжения; обеспечить надежное теплоснабжение потребителей.

Пунктом 1.3 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 г. N 115, предусмотрено, что электрооборудование тепловых энергоустановок должно соответствовать правилам устройства электроустановок.

Из приведенных выше нормативных правовых актов, учитывая положения пунктов 1.2.17, 1.2.18, 1.2.19, 1.2.20 Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 08.07.2002 г. № 204, следует необходимость и обязанность установки и поддержания в состоянии готовности резервных источников питания для энергопринимающих устройств первой и второй категории надежности, к каковым отнесены электроприемники котельных.

Согласно информации Департамента строительства, госэкспертизы и жилищно-коммунального хозяйства Курганской области от 29.04.2022 здание котельной образовательного учреждения отнесено к электроприемникам второй категории надежности.

Согласно СНиП 11-35-76 «Котельные установки», ПУЭ-7 п. 1.2.17-1.2.21 «Категории электроприемников и обеспечение надежности электроснабжения» здание котельной с установленным в нем теплоэнергетическим оборудованием в соответствии второй категории надежности в нормальных режимах должна обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания.

Статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусмотрено, что чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.

Органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, содействуют устойчивому функционированию организаций в чрезвычайных ситуациях (п. п. "г" и "ж" п. 2 ст. 11).

Согласно ст. 14 указанного Федерального закона организации обязаны: планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций; планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях; обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять подготовку работников организаций в области защиты от чрезвычайных ситуаций; создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций и др.

Как установлено судом и следует из материалов дела здание котельной по адресу: <адрес>, <адрес><адрес> находится в собственности Администрации Колесниковского сельсовета <адрес>. Вопреки вышеизложенным требованиям указанная котельная не обеспечена электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания.

Котельная по адресу: <адрес>, <адрес> является теплоисточником для объектов социально-культурной сферы муниципального образования, на территории которого они находятся (детский сад, школа). Остановка котельного оборудования вследствие прекращения подачи электроэнергии, в отсутствии резервного источника питания в качестве негативных последствий может повлечь нарушение прав и законных интересов граждан, в том числе несовершеннолетних, на своевременное и в полном объеме получение коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, возникновению чрезвычайных ситуаций, причинению значительного материального ущерба, угрозе жизни и здоровью в связи с прекращением подачи тепла в зимний период, что недопустимо.

Котельная, расположенная по адресу: по адресу: <адрес>, <адрес> как объект, относящийся к электроприемникам второй очереди, должна быть обеспечена резервным источником электроснабжения от двух независимых взаимно резервирующих источников питания, обязанность по совершению указанных действий возложена законом на органы местного самоуправления, то есть администрацию Колесниковского сельского совета Кетовского района Курганской области.

Установив указанные выше обстоятельства, исследовав представленные по делу доказательства по правилам, предусмотренным ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о необходимости возложения на Администрацию Колесниковского сельского совета Кетовского района Курганской области обязанности обеспечить котельную, расположенную по ул. <адрес>, <адрес><адрес>, резервным источником электропитания мощностью, необходимой обеспечения теплоснабжения.

В соответствии со ст.204 ГПК РФ суд считает необходимым установить срок исполнения судебного акта в течение 12 месяцев со дня вступления его в законную силу, признавая данный срок объективно необходимым для организации исполнения решения суда.

Руководствуясь ст.ст. 194-198ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Кетовского района Курганской области к Администрации Колесниковского сельсовета Кетовского района Курганской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности удовлетворить.

Обязать администрацию Колесниковского сельского совета Кетовского района Курганской области обеспечить котельную, расположенную по ул. <адрес>, <адрес><адрес>, резервным источником электропитания мощностью, необходимой обеспечения теплоснабжения в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курганский областной суд в срок 1 месяц со дня вынесения решения в окончательной форме, путём подачи апелляционной жалобы через Кетовский районный суд Курганской области.

Судья Харченко И.В.