ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1361/12 от 15.05.2012 Железнодорожного районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

№ 2-1361 /2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 мая 2012г. Железнодорожный районный суд г. Хабаровска

под председательством судьи Муликовой И.К.

при секретаре Астафуровой Е.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО3 о признании незаконными действий ФИО2 по <адрес>

УСТАНОВИЛ

ФИО3 обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий ФИО2 по <адрес> выразившиеся в виде вызовов ФИО3 для вручения ему уведомления о проведении выездной налоговой проверки в отношении ООО «Шеньженьский дом» по месту нахождения налогового органа от ДД.ММ.ГГГГ, требования о предоставлении бухгалтерских документов от ДД.ММ.ГГГГ, уведомления о вызове от ДД.ММ.ГГГГ для подписания решения о приостановлении выездной налоговой проверки

Просит признать незаконными уведомление о проведении выездной налоговой проверки в отношении ООО «Шеньженьский дом» по месту нахождения налогового органа от ДД.ММ.ГГГГ и требование о предоставлении бухгалтерских документов от ДД.ММ.ГГГГ

ФИО3 в судебное заседание не явился, опросил рассматривать заявление в его отсутствие с участием ФИО2 по доверенности ФИО7

ФИО2 заявителя ФИО7 действующая на основании доверенности дала пояснения, изложенные в иске. Дополнила, что ДД.ММ.ГГГГФИО3 был принят на должность директора ООО «Шеньженьский дом». Единственным учредителем ООО «Шеньженьский дом» было ООО «Лафеста».

ООО «Лафеста» ликвидировано и исключено из реестра ЕГРЮЛ ДД.ММ.ГГГГ

ООО «Шеньженьский дом» не имеет ни одного участника и не имеет исполнительного органа, соответственно не может приобретать гражданские права и принимать на себя гражданские обязанности, т.е. не обладает правоспособностью.

Учитывая этот факт ФИО3 написал в налоговый орган заявление о том, что он уволен с должности директора ООО «Шеньженьский дом».

Уволен истец ДД.ММ.ГГГГ заявление направил в налоговую инспекцию ДД.ММ.ГГГГ несмотря на то, что ФИО4 была поставлена в известность о его увольнении ДД.ММ.ГГГГ он был вызван в Главное управление УВД РФ по ДФО, где ему были вручены, как руководителю ООО «Шеньженьский дом» уведомление о проведении выездной проверки по месту нахождения налогового органа и требование о предоставлении документов. Он пояснил, что не является руководителем ООО «Шеньженьский дом», однако указанные документы были ему вручены.

Истец уволен в соответствие с Трудовым кодексом РФ, который не предусматривает уведомление об увольнении налогового органа.

Считает, что действия ФИО4 о вызове и вручении ФИО3 документов незаконны. Просит признать врученные ему документы и само вручение документов незаконными.

ФИО2 по <адрес> действующие на основании доверенности ФИО8, ФИО9, ФИО10 с иском не согласны, представили письменный отзыв на заявление (л.д.28). По существу дополнили, что уведомление о проведении выездной налоговой проверки, требование о предоставлении документов, о вызове налогоплательщика составлено в соответствии с Налоговым кодексом. Считают, что нарушений по данным документам нет. Не признают неправомерными действия налогового органа по вызову ФИО3 так как до внесения надлежащих изменений в реестр юридических лиц ФИО3 считается руководителем ООО «Шеньженьский дом».

ФИО4 получило заявление от ФИО3, оно принято во внимание и подшито в дело ООО «Шеньженьский дом», но оно ненадлежащим образом оформлено и не может являться основанием для внесения изменения в реестр юридических лиц.

Заслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Глава 43 ТК РФ содержит особенности регулирования труда руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации.

Руководитель организации - физическое лицо, которое в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа.

Положения настоящей главы распространяются на руководителей организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, за исключением тех случаев, когда:

руководитель организации является единственным участником (учредителем), членом организации, собственником ее имущества;

управление организацией осуществляется по договору с другой организацией (управляющей организацией) или индивидуальным предпринимателем (управляющим) (ст. 273 ТК РФ).

Ст. 274 ТК РФ предусмотрено, что права и обязанности руководителя организации в области трудовых отношений определяются настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами организации, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Согласно ст. 278 ТК РФ, помимо оснований, предусмотренных Трудовым Кодексом и иными федеральными законами, трудовой договор с руководителем организации прекращается в связи с отстранением от должности руководителя организации-должника в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве), в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица, либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о прекращении трудового договора. Решение о прекращении трудового договора по указанному основанию в отношении руководителя унитарного предприятия принимается уполномоченным собственником унитарного предприятия органом в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по иным основаниям, предусмотренным трудовым договором.

Ст. 280 ТК РФ предусматривает досрочное расторжение трудового договора по инициативе руководителя организации.

Руководитель организации имеет право досрочно расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя (собственника имущества организации, его ФИО2) в письменной форме не позднее, чем за один месяц.

В ходе рассмотрения заявления ФИО3 установлено, что он был принят в ООО «Шеньженьский дом» на должность директора ДД.ММ.ГГГГ (л.д.66).

Из записи в трудовой книжке следует, что ДД.ММ.ГГГГ им расторгнут договор по инициативе работника по п. 3 ст. 77 ТК РФ (л.д.67).

Свое увольнение ФИО3 связывает с тем, что единственным учредителем ООО «Шеньженьский дом» было ООО «Лафеста». ДД.ММ.ГГГГ ему стало известно, что ООО «Лафеста» ликвидировано и исключено из реестра юридических лиц.

После своего увольнения ФИО3 подал в налоговый орган заявление ДД.ММ.ГГГГ, что в связи с ликвидацией единственного учредителя ООО «Шеньженьский дом» - ООО «Лафеста» он увольняется и с ДД.ММ.ГГГГ прекратил свою деятельность в качестве директора. Просит заявление принять к сведению.

Частью 3 ст. 49 ГК РФ предусмотрено, что правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из единого государственного реестра юридических лиц.

В соответствие с ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»
(с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ) учредительным документом общества является Устав

П. 4 настоящей статьи предусмотрено, что изменения в устав общества вносятся по решению общего собрания частников общества.

Изменения, внесенные в устав общества, подлежат государственной регистрации в порядке, предусмотренном статьей 13 настоящего Федерального закона для регистрации общества.

Изменения, внесенные в устав общества, приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию.

Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 129-ФЗ
"О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"(с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ) регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

П. 5 ст. 5 указанного закона предусмотрено, что юридическое лицо в течение трех рабочих дней с момента изменения указанных в пункте 1 настоящей статьи сведений, обязаны сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего соответственно нахождения и жительства.

П. 6 ст. 5 определено, что документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и представленные в регистрирующий орган при государственной регистрации, являются частью соответственно единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.

Ст. 9 указанного закона предусмотрен порядок представления документов при государственной регистрации.

В п. 1.2. указано, что Заявление, уведомление или сообщение представляется в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяется подписью уполномоченного лица (далее - заявитель), подлинность, которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 439 утверждены формы и требования к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей.

В п.1.3. указано, что при государственной регистрации юридического лица заявителями могут быть следующие физические лица:

а) руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица.

Таким образом, п. 5 ст. 5 предусмотрено, что юридическое лицо в течение 3 дней с момента изменений сведений, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, обязано сообщать об изменениях в регистрирующий орган. В противном случае достоверными будут считаться записи, содержащиеся в государственном реестре. В государственном реестре в качестве руководителя указан ФИО3

На основании изложенного суд считает, что ФИО3 обязан был, как лицо, действующее от имени ООО «Шеньженьский дом» без доверенности, на основании записи в реестре, строка 1215 (л.д.44), направить в регистрирующий орган заявление, уведомление или сообщение по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверенное подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке.

Доводы ФИО2 заявителя, что уволен и Трудовой кодекс РФ не предусматривает такой порядок при увольнении, суд не принимает, так как отношения в данном случае регулируются не только трудовым законодательством, а иными указанными выше нормами.

Не принимает суд доводы, что в такой ситуации ФИО3 должен тратить собственные средства на оплату госпошлины при удостоверении подписи у нотариуса. У предприятия имеется имущество, которое мог реализовать заявитель как директор для оплаты госпошлины.

ФИО3 направил в налоговый орган уведомление о своем увольнении, данный факт имеет место и отмечен налоговым органом. Однако заявление оформлено не надлежащим образом, о чем указано выше.

Суд не согласен с требованием о признании незаконными уведомление о проведении выездной налоговой проверки в отношении ООО «Шеньженьский дом» и требование о предоставлении бухгалтерских документов.

Ст. 89 НК РФ предусмотрено, что выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

При проведении выездной налоговой проверки у налогоплательщика могут быть истребованы необходимые для проверки документы в порядке, установленном статьей 93 Налогового кодекса РФ.

Статья 93 НК РФ предусматривает истребование документов при проведении налоговой проверки.

Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы. Требование о представлении документов может быть передано руководителю (законному или уполномоченному ФИО2) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному ФИО2) лично под расписку или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Если указанными способами требование о представлении документов передать невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

На основании изложенного ФИО3 в заявлении необходимо отказать

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ суд

РЕШИЛ

ФИО3 в заявлении о признании незаконными действий ИФНС России по Железнодорожному району г. Хабаровска отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд в течение одного месяца со дня оглашения мотивированного решения через суд его вынесший.

Председательствующий И.К. Муликова

Мотивированное решение изготовлено 21.05.2012г.