Дело №2-87/2021
23RS0043-01-2020-002071-20
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г.Приморско-Ахтарск 01 марта 2021 года
Приморско-Ахтарский районный суд Краснодарского края в составе:
судьи Кучуковой Н.В.,
при секретаре Жолудевой К.С.,
с участием:
представителя истца – администрации Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района – Шмарина С.С., действующего на основании доверенности,
представителя ответчика Строганова В.М. – адвоката Насонова В.И., действующего на основании ордера №, удостоверения №, нотариально удостоверенной доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района к Строганову В.М. об устранении выявленных нарушений,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района обратилась в Приморско-Ахтарский районный суд с исковым заявлением к Строганову В.М. об устранении выявленных нарушений, обосновывая свои требования тем, что в ходе проведенной проверки земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> массив №, участок № (кадастровый №), установлено, что земельный участок огорожен металлическим ограждением. Ограждение участка достигает уреза воды. На береговой полосе имеются капитальные сооружения. В связи с чем, существующее ограждение создает препятствие к свободному доступу к водным объектам общего пользования неопределенному кругу лиц.
Данные обстоятельства подтверждаются заключением и топографической съемкой МУП «ИКЦ».
Собственником земельного участка с кадастровым номером №, площадью 498 кв.м., является Строганов В.М., что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ№.
Согласно представленной информации из отдела архитектуры и градостроительства администрации Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района разрешение на строительство каких-либо объектов (сооружений, ограждений) по урезу воды администрация Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района не выдавала, и никто за таким разрешением не обращался.
Таким образом, данные объекты (сооружения, ограждения) относятся как самовольным постройкам.
Согласно абз.2 п.2 ст.222 ГК РФ, самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи.
Из смысла положений ст. 6 ВК РФ, следует, что поверхностные водные объекты являются объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами.
Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования.
Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.
Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского рыболовства и причаливания плавучих средств.
Данный объект возведён вплотную к береговой линии канала, препятствуя тем самым свободному доступу граждан к водному объекту (каналу), что является нарушением требований частей 6,8 статьи 6 ВК РФ. Поэтому истец обратился в суд с настоящим иском и просит обязать Строганова В.М., обеспечить за свой счет свободный доступ к береговой полосе водного объекта общего пользования путем сноса ограждения. Обязать Строганова В.М. осуществить за свой счет снос сооружений, находящихся в пределах береговой полосы в месте примыкания (в створе) земельного участка с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, массив №, участок №.
В последующем исковые требования были уточнены, и истец просит суд обязать Строганова В.М. обеспечить за свой счет доступ неограниченному кругу лиц к участку береговой полосы водного объекта, расположенному в пределах земельного участка с кадастровым номером №, путем сноса ограждения, по северо-восточной и юго-западной сторонам земельного участка с кадастровым номером № на расстояние 5 м от уреза воды.
Обязать Строганова В.М. обеспечить за свой счет доступ неограниченному кругу лиц к участку береговой полосы водного объекта, расположенному в пределах земельного участка с кадастровым номером №, путем сноса двух капитальных сооружений, площадью 6 кв.м. и 31 кв.м., расположенных в пределах земельного участка с кадастровым номером №, на береговой линии водного объекта.
В судебном заседании представитель истца – администрации Приморско-Ахтарского городского поседения Приморско-Ахтарского района – Шмарин С.С., действующий на основании доверенности, уточненные исковые требования поддержал и просил суд их удовлетворить.
В судебное заседание ответчик Строганов В.М. не явился. О месте и времени рассмотрения дела был уведомлен надлежащим образом, о причинах своей неявки суду не сообщил. При таких обстоятельствах, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика, в соответствии с ч.2 ст. 167 ГПК РФ.
В судебном заседании представитель ответчика Строганова В.М. – адвокат Насонов В.И., действующий на основании ордера, нотариально удостоверенной доверенности, уточненные исковые требования не признал и суду пояснил, что поверхностные водные объекты являются объектами общего пользования, каждый гражданин имеет вправе иметь доступ к таким водным объектам.
Полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы каналов, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.
Истец заявляет, что Строганов В.М. огородил земельный участок металлическим забором до уреза воды, а также возвел капитальное сооружение, которые препятствуют свободному доступу к водным объектам неопределенному кругу лиц.
20.01.2021 года истец уточнил исковые требования, просит суд: обязать Строганова В.М. обеспечить за свой счет доступ неограниченному кругу лиц к участку береговой полосы водного объекта, расположенному в пределах земельного участка с кадастровым номером №, путем сноса ограждения по северо-восточной и юго-западной сторонам земельного участка с кадастровым номером № на расстояние 5 м от уреза воды.
Обязать Строганова В.М. обеспечить за свой счет доступ неограниченному кругу лиц к участку береговой полосы водного объекта, расположенному в пределах земельного участка с кадастровым номером №, путем сноса двух капитальных сооружений, площадью 6 кв.м. и 31 кв.м., расположенных в пределах земельного участка с кадастровым номером № на береговой линии водного объекта.
Согласно ст. 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно п. 1 ст. 218 ГК РФ, право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
05.05.2016 года между Строгановым В.М. и ФИО5 был заключен договор купли-продажи, по которому Строганов В.М. приобрел земельный участок, площадью 498 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, массив №, участок № с кадастровым номером №, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование для организации прудового хозяйства.
Постановлением администрации Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района № от ДД.ММ.ГГГГ, утвержден Градостроительный план земельного участка по адресу: <адрес>, массив №, участок 18.
На указанном земельном участке ФИО5 произвел строительство фундамента, согласно Градостроительному плану земельного участка.
Возведенные на земельном участке объекты недвижимости выполнены на основании Разрешения на строительство № № от ДД.ММ.ГГГГ.
В договоре купли-продажи было указано, что на отчуждаемом земельном участке расположен объект недвижимости: фундамент.
Строганов В.М. в 2016 году на указанном фундаменте произвел строительство склада, на который был выполнен технический паспорт, а также произведена государственная регистрация объекта недвижимости - склад (с бытовыми и подсобными помещениями), о чем в ЕГРН сделана запись регистрации.
Земельный участок с кадастровым номером №, находящийся в собственности Строганова В.М. отмежеван, поставлен на государственный кадастровый учет.
Согласно заключению МУП «Приморско-Ахтарский информационный консультационный центр» ограждение земельного участка совпадает с границами кадастрового участка и не выходит за его пределы.
В исковом заявлении администрация указывает, что на земельном участке с кадастровым номером №, Строганов В.М. возвел самовольную постройку - гараж.
Однако подпунктом 1 пункта 17 ст. 51 ГрК РФ установлено, что выдача разрешения на строительство не требуется в случае строительства, реконструкции гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Администрация Приморско-Ахтарского городского поселения ни разу не направляла в установленном законом порядке по адресу постоянного места жительства, ни регистрации Строганова В.М.: <адрес> предписаний или иных требований об устранении выявленных нарушений.
Из искового заявления следует, что администрация Приморско-Ахтарского городского поселения проводила проверку «... земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, массив №, участок № с кадастровым номером №. Установлено, что земельный участок огорожен металлическим ограждением. Ограждение участка достигает уреза воды. На береговой линии имеются капитальные сооружения. В связи с чем, существующее ограждение создает препятствие к свободному доступу к водным объектам общего пользования неопределенному кругу лиц».
Собственником земельного участка с кадастровым номером № является Строганов В.М., что подтверждается Выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ№.
Данный земельный участок находится в границах населенного пункта - х. Садки Приморско-Ахтарского городского поселения, примыкающий к улице им. Кирова. На находящемся на праве собственности земельном участке Строганов В.М. имел право возводить объекты капитального и некапитального строительства, в том числе - склад, гараж и другие объекты.
Довод администрации о самовольном возведении Строгановым В.М. объектов капитального строительства на находящемся в собственности земельном участке является необоснованным и подлежит отклонению.
Администрация проводила проверку использования не водного объекта общего пользования, а земельного участка, принадлежащего Строганову В.М. на праве собственности.
Частью 1 статьи 6 ВК РФ закрепляется общее правило, согласно которому поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами.
Чтобы признать водный объект объектом общего пользования, необходимо выполнение одновременно следующих условий: водный объект должен быть поверхностным и водный объект должен находиться в государственной или муниципальной собственности.
Однако из искового заявления не следует, что в границах земельного участка с кадастровым номером №, имеется какой-либо водный объект общего пользования, находящийся в государственной или муниципальной собственности.
В исковом заявлении не указаны не только границы (координаты) водного объекта общего пользования, в береговой полосе которого Строганов В.М. якобы возвел капитальные строения.
Из искового заявления администрации не следует, кто и когда установил границы береговой полосы водного объекта.
Из положения статьи 6 Водного кодекса следует, что при рассмотрении спора необходимо установить, входит ли в границы спорного земельного участка береговая полоса водного объекта.
Без определения границы водного объекта невозможно установить факт строительства Строгановым В.М. объектов капитального строительства и металлического ограждения в 5-ти метровой зоне отчуждения.
Истец утверждает, что капитальный гараж Строганов В.М. построил на береговой линии канала, требуя снести его часть за береговую линию на 5 метров.
Однако истец в материалы дела не предоставил никаких доказательств того, что канал является водным объектом общего пользования и где проходят его границы.
Согласно требованиям действующего законодательства каналы относятся к поверхностным водным объектам, представляющим собой водотоки (пункт 2 части 2 статьи 5 Водного кодекса).
Береговая линия (граница водного объекта) определяется для такого поверхностного водного объекта, как канал, по среднемноголетнему уровню вод в период, когда он не покрыт льдом (пункт 2 части 4 статьи 5 Водного кодекса).
Порядок определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаи и периодичность ее определения устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 4.1 статьи 5 Водного кодекса).
Утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.04.2016 N 377 Правилами, предусмотрено выполнение работ по определению местоположения береговой линии, в результате которых осуществляется описание ее местоположения с учетом требований, установленных уполномоченным органом исполнительной власти.
Пунктом 14 Правил, местоположение береговой линии (границы водного объекта) считается определенным со дня внесения сведений о местоположении береговой линии (границы водного объекта) в государственный кадастр недвижимости.
В соответствии с частью 5 статьи 10 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", в состав Единого государственного реестра недвижимости входит в том числе реестр границ, в котором в том числе отображаются сведения о границах зон с особыми условиями использования территорий, в том числе о водоохранных зонах, прибрежных защитных полосах, зонах затопления, подтопления, и береговых линиях (границах водных объектов).
Истец не предоставил в материалы дела доказательств, что сведения о местоположении береговой линии (границах водного объекта общего пользования) внесены в государственный реестр недвижимости.
Уровень уреза воды в спорном земельном участке постоянно колеблется в зависимости от природных факторов и деятельности человека.
Когда земельный участок с кадастровым номером № предоставлялся в собственность, то там отсутствовали поверхностные водные объекты, то есть канала как такового не существовало, а был участок суши, заросший камышом, поэтому руководствоваться этим понятием при определении береговой полосы водного объекта общего пользования некорректно.
На протяжении многих лет на участке канала в районе земельного участка с кадастровым номером № не имеется воды, а в некоторые годы были подтопления, поэтому практически весь земельный участок находился под водой.
Истец не предоставил данных из водного реестра о природоохранной и санитарной зонах спорного канала, поэтому не имеется оснований считать, что принадлежащий ответчику земельный участок входит в указанные зоны, а возведенные ответчиком ограждение и гараж препятствуют доступу к каналу, доказательств обратного не представлено.
13.01.2021 года ответчик обратился в Кубанское бассейновое водное управление (входящий №) с заявлением о предоставлении сведений из государственного водного реестра по формам: 1.9 - «Водные объекты. Изученность», 2.1 - «Водохозяйственные участки. Систематизированный перечень водохозяйственных участков», 2.5 - «Государственная регистрация», 2.9 - «Права собственности на водные объекты», 2.13 - «Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы водных объектов», 2.14 - «Зоны с особыми условиями их использования».
В заявлении ответчик просил предоставить сведения: зарегистрирован ли в государственном водном реестре и под каким кодом канал, расположенный по адресу: <адрес>, массив 1, участок № на земельном участке с кадастровым номером №
Является ли канал водным объектом общего пользования и является ли он водотоком Ахтарского лимана Азовского моря, расположенный по адресу: <адрес>, восточнее <адрес>, массив 1, участок № на земельном участке с кадастровым номером №.
Согласно ответу Кубанского БВУ от ДД.ММ.ГГГГ№ «... представленный вами объект в государственном водном реестре не зарегистрирован, и представить информацию о типе, а также является ли он объектом общего пользования, водотоком Ахтарского лимана Кубанское БВУ не имеет возможности».
Сведения по формам: 1.9 - «Водные объекты. Изученность», 2.1 - «Водохозяйственные участки. Систематизированный перечень водохозяйственных участков», 2.5 - «Государственная регистрация». 2.9 - «Права собственности на водные объекты». 2.13 - «Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы водных объектов», 2.14 - «Зоны с особыми условиями их использования» в государственном водном реестре отсутствуют.
Таким образом, истцом не предоставлено доказательств того, что участок канала в пределах земельного участка с кадастровым номером № находится в государственной или муниципальной собственности и является ли он объектом общего пользования.
Спорный канал не находится ни в государственной, ни в муниципальной собственности, так как имеет рукотворное (искусственное) происхождение, который создан работниками рыбколхоза им. Чапаева для выращивания рыбы.
Спорные земельные участки были предоставлены в советское время в пользование рыболовецкому колхозу имени В.И. Чапаева.
В 1990 году, в целях совершенствования структуры управления и на основании решений общего собрания рыболовецкого колхоза им. Чапаева В.И. и трудового коллектива Приморско-Ахтарского рыбного завода, в соответствии с приказом ГКО «Рыбхоз» при Госагропроме РСФСР № от ДД.ММ.ГГГГ и распоряжения кооперативного государственного объединения «Краснодаррыба» № от ДД.ММ.ГГГГ, переданы за плату здания и сооружения Приморско-Ахтарского рыбзавода рыбколхозу им.Чапаева В.И.
ДД.ММ.ГГГГ организован Сельскохозяйственный производственный кооператив им. Чапаева В.И.
ДД.ММ.ГГГГ СПК «Рыболовецкий колхоз им. Чапаева В.И.» был ликвидирован на основании решения арбитражного суда <адрес> по делу: № о завершении конкурсного производства.
После завершения процедуры банкротства администрация Приморско-Ахтарского района предоставила в собственность физическим лицам земельные участки, которые ранее принадлежали рыбколхозу.
При первичном предоставлении земельного участка с кадастровым номером № не было указано, что в его границах имеется водный объект общего пользования.
В ЕГРН также не имеется сведений о том, что в границах предоставленного в собственность земельного участка с кадастровым номером № имеется водный объект общего пользования.
Администрация Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района заявляет, что Строганов В.М. огородил земельный участок металлическим забором до уреза воды, а также возвел капитальное сооружение, которые препятствуют свободному доступу к водным объектам неопределенному кругу лиц.
Также требует, чтобы Строганов В.М. освободил земельный участок, то есть уменьшил его площадь путем сноса гаража и убрал металлический забор на 5 метров в глубь участка, сделав свободным проход, и предлагает, чтобы Строганов В.М. перенес металлический забор для защиты своего имущества (здание склада и другого имущества) от посягательств посторонних лиц на 5 метров в глубь участка.
Земельный участок имеет размеры по ширине - 20 метров, по длине - 24,89 метров.
Согласно Выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ №№ Строганову В.М. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, площадью 498 кв.м.
Таким образом, земельный участок, принадлежащий Строганову В.М. на праве собственности будет уменьшен более чем на половину, которую Строганов В.М. не сможет использовать как собственник участка.
Фактически администрация предлагает принудительно изъять у Строганова В.М. его имущество - часть земельного участка.
Пунктом 2 ст. 235 ГК РФ установлено, что принудительное изъятие у собственника имущества не допускается, кроме случаев, установленных законом.
При этом собственнику изымаемого имущества выплачивается денежная компенсация. Однако администрация за изымаемую часть земельного участка никакой компенсации не предусматривает.
В соответствии со ст. ст. 388, 389 НК РФ, земельным налогом облагаются земельные участки, которые находятся в собственности граждан или принадлежат на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения.
С момента покупки (17.05.2016 года) земельного участка с кадастровым номером №, Строганов В.М. ежегодно уплачивает земельный налог на земельный участок, площадью 498 кв.м., что подтверждается налоговыми уведомлениями и квитанциями об оплате.
При удовлетворении уточненных исковых требований истца, площадь земельного участка, который сможет использовать Строганов В.М. значительно уменьшится.
Однако в Государственном кадастре недвижимости (ГКН) земельный участок с кадастровым номером №, будет оставаться в прежних границах и площади. Следовательно, Строганов В.М., после фактического изъятия части земельного участка, будет уплачивать земельный налог на земельный участок, площадью 498 кв.м.
Кроме того, согласно Выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ первоначально земельный участок с кадастровым номером №, был предоставлен ДД.ММ.ГГГГ в собственность ФИО7, который ДД.ММ.ГГГГ продал его ФИО8, а последний ДД.ММ.ГГГГ продал земельный участок Строганову В.М.
При этом сделки по отчуждению земельного участка проходили государственную регистрацию, не были признаны незаконными, и самое главное, отчуждаемый земельный участок не имел никаких обременений, в том числе в его границах не находились водные объекты общего пользования, принадлежащие на праве собственности органам местного самоуправления или государству.
Частью 1 ст. 56 ГПК РФ установлено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Ответчик считает, что администрация не предоставила доказательств нарушения Строгановым В.М. требований действующего водного законодательства, поэтому оснований в удовлетворении уточненных исковых требований не имеется, и в удовлетворении уточненных исковых требований администрации Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района об устранении выявленных нарушений он просит отказать.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд пришел к выводу, что уточненные исковые требования истца - администрации Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района - к Строганову В.М. об устранении выявленных нарушений, удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
Строганов В.М. является собственником земельного участка с кадастровым номером 23:25:0109000:821, площадью 498 кв.м., что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ№
ДД.ММ.ГГГГ между Строгановым В.М. и ФИО5 был заключен договор купли-продажи, по которому Стро приобрел земельный участок, площадью 498 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, массив №, участок № с кадастровым номером №, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование для организации прудового хозяйства.
Постановлением администрации Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района № от ДД.ММ.ГГГГ, утвержден Градостроительный план земельного участка по адресу: <адрес>, массив №, участок 18.
На указанном земельном участке ФИО5 произвел строительство фундамента, согласно Градостроительному плану земельного участка.
Возведенные на земельном участке объекты недвижимости выполнены на основании Разрешения на строительство № № от ДД.ММ.ГГГГ.
В договоре купли-продажи было указано, что на отчуждаемом земельном участке расположен объект недвижимости: фундамент.
Строганов В.М. в 2016 году на указанном фундаменте произвел строительство склада, на который был выполнен технический паспорт, а также произведена государственная регистрация объекта недвижимости - склад (с бытовыми и подсобными помещениями), о чем в ЕГРН сделана запись регистрации.
Земельный участок с кадастровым номером №, находящийся в собственности Строганова В.М. отмежеван, поставлен на государственный кадастровый учет.
Согласно заключению МУП «Приморско-Ахтарский информационный консультационный центр» ограждение земельного участка совпадает с границами кадастрового участка и не выходит за его пределы.
В соответствии со ст.40 ЗК РФ, собственник земельного участка имеет право: использовать в установленном порядке для собственных нужд имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, пресные подземные воды, а также пруды, обводненные карьеры в соответствии с законодательством Российской Федерации; возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
В соответствии с п.п.1 п. 17 ст. ГрК РФ, выдача разрешения на строительство не требуется в случае: строительства, реконструкции гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства, реконструкции на садовом земельном участке жилого дома, садового дома, хозяйственных построек, определенных в соответствии с законодательством в сфере садоводства и огородничества.
Гараж, расположенный на земельном участке с кадастровым номером №, не является самовольной постройкой, так как разрешение на строительство данных сооружений не требуется.
Согласно ст. 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Поэтому на находящемся на праве собственности земельном участке Строганов В.М. имел право возводить объекты капитального и некапитального строительства, в том числе - склад, гараж и другие объекты.
В соответствии со ст. 12 ГПК РФ, правосудие по гражданским делам осуществляется на основании состязательности и равноправия сторон.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства на которые она ссылается, как на основания своих требований и возражений.
В соответствии со ст. 57 ГПК РФ, все доказательства предоставляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.
В соответствии с ч.1 ст. 55 ГПК РФ, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых, суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств.
В соответствии со ст. 60 ГПК РФ, обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами (допустимость доказательств).
В соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Постановлением администрации Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района № от ДД.ММ.ГГГГ, утвержден Градостроительный план земельного участка по адресу: <адрес>, массив №, участок 18.
Возведенные на земельном участке объекты недвижимости выполнены на основании Разрешения на строительство № № от ДД.ММ.ГГГГ.
Частью 1 статьи 6 ВК РФ закрепляется общее правило, согласно которому поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами.
Для признания водного объекта объектом общего пользования, необходимо выполнение одновременно следующих условий: водный объект должен быть поверхностным и водный объект должен находиться в государственной или муниципальной собственности.
Однако, сведений, что в границах земельного участка с кадастровым номером №, имеется какой-либо водный объект общего пользования, находящийся в государственной или муниципальной собственности нет, а также не указаны и границы (координаты) водного объекта общего пользования, в береговой полосе которого Строганов В.М., якобы, возвел капитальные строения.
Факт установления границ береговой полосы водного объекта отсутствует.
Как следует из частей 1-3,6-8 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации, поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено названным Кодексом. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено названным Кодексом, другими федеральными законами. Полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров. Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.
Согласно статье 5 Водного кодекса Российской Федерации поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии.
Береговая линия (граница водного объекта) определяется для реки, ручья, канала, озера, обводненного карьера - по среднемноголетнему уровню вод в период, когда они не покрыты льдом (части 3,4 данной статьи).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2016г. N 377 утвержден Порядок определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаи и периодичность ее определения. Требования к описанию местоположения береговой линии (границы водного объекта) утверждены приказом Минэкономразвития России от 23 марта 2016г. N 164.
В соответствии с п.5 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.04.2016 N 377 "Об утверждении Правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения и о внесении изменений в Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов", установление местоположения береговой линии (границы водного объекта) осуществляется: органами государственной власти субъектов Российской Федерации - при реализации переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, за исключением водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п.6 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.04.2016 N 377 "Об утверждении Правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения и о внесении изменений в Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов", уточнение местоположения береговой линии (границы водного объекта) осуществляется любыми заинтересованными лицами, в том числе органами государственной власти и органами местного самоуправления, собственниками, пользователями и владельцами земельных участков.
В соответствии с п.7 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.04.2016 N 377 "Об утверждении Правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения и о внесении изменений в Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов", работы по определению местоположения береговой линии (границы водного объекта) выполняют юридические лица или индивидуальные предприниматели, определяемые заказчиком работ в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п.8 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.04.2016 N 377 "Об утверждении Правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения и о внесении изменений в Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов", в результате выполнения работ по определению местоположения береговой линии (границы водного объекта) осуществляется описание ее местоположения с учетом требований, установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Установление местоположения береговой линии (границы водного объекта) рек, ручьев, каналов, озер и обводненных карьеров осуществляется картометрическим (фотограмметрическим) способом с использованием данных об уровнях воды, содержащихся в Едином государственном фонде данных о состоянии окружающей среды, ее загрязнении.
В соответствии с п.10 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.04.2016 N 377 "Об утверждении Правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения и о внесении изменений в Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов", при уточнении местоположения береговой линии (границы водного объекта) координаты характерных точек определяются с точностью, установленной для определения координат характерных точек границ земельных участков, примыкающих к береговой линии (границе водного объекта), но не ниже точности, используемой при установлении местоположения береговой линии.
В соответствии с п.14 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.04.2016 N 377 "Об утверждении Правил определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения и о внесении изменений в Правила установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов", местоположение береговой линии (границы водного объекта) считается определенным со дня внесения сведений о местоположении береговой линии (границы водного объекта) в Единый государственный реестр недвижимости.
В соответствии с частью 5 статьи 10 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218- ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в состав Единого государственного реестра недвижимости входит, в том числе реестр границ, в котором в том числе отображаются сведения о границах зон с особыми условиями использования территорий, в том числе о водоохранных зонах, прибрежных защитных полосах, зонах затопления, подтопления, и береговых линиях (границах водных объектов).
Внесение сведений в ЕГРН осуществляется в порядке межведомственного информационного взаимодействия и регулируется статьей 32 Закона N-218 и Правилами предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13, 15 статьи 32 Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости" в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление I государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2015г. N 1532.
Согласно пункту 22 Правил, в случае внесения в государственный водный реестр сведений о береговой линии (границе водного объекта), водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах, зонах затопления, подтопления и других зонах с особыми условиями использования, установленных в отношении водного объекта, либо изменений указанных сведений в государственном водном реестре федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного водного реестра, направляет в орган регистрации прав документ, воспроизводящий сведения о типе, наименовании водного объекта, установленных параметрах таких зон (координаты, площадь при наличии), содержащий текстовое и графическое описание местоположения границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос, зон затопления, подтопления и других зон с особыми условиями их использования, а также береговой линии (границы водного объекта) и перечень координат характерных точек границ таких зон, прибрежных защитных полос, береговой линии (границы водного объекта) в системе координат, установленной для ведения ЕГРН.
В соответствии с ч.18 ст.65 ВК РФ, установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе обозначение на местности посредством специальных информационных знаков, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Из положения статьи 6 Водного кодекса РФ следует, что при рассмотрении спора необходимо установить, входит ли в границы спорного земельного участка береговая полоса водного объекта.
Без определения границы водного объекта невозможно установить факт строительства Строгановым В.М. объектов капитального строительства и металлического ограждения в 5-ти метровой зоне отчуждения.
Требования истца, о сносе части построенного капитального гаража Строгановым В.М. на береговой линии канала, за береговую линию на 5 метров, не обоснованны, так как истцом не представлено никаких доказательств того, что канал является водным объектом общего пользования и где проходят его границы, а также доказательств, что сведения о местоположении береговой линии (границах водного объекта общего пользования) внесены в государственный реестр недвижимости.
В силу статьи 35 Конституции Российской Федерации, право частной собственности охраняется законом, и никто не может произвольно, без оснований, быть лишен права собственности.
Согласно ответу Кубанского БВУ, сведения о водных объектах, а также технических сооружениях с типом: «канал», распложенных в х. Садки Приморско-Ахтарского района в государственном водном реестре отсутствуют.
При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу, что в удовлетворении уточненных исковых требований администрации Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района к Строганову В.М. об устранении выявленных нарушений, следует отказать.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Уточненные исковые требования администрации Приморско-Ахтарского городского поселения Приморско-Ахтарского района об обязании Строгонова В.М. обеспечить за свой счет доступ неограниченному кругу лиц к участку береговой полосы водного объекта, расположенному в пределах земельного участка с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, массив №, участок №, путем сноса ограждения, по северо-восточной и юго-западной сторонам земельного участка с кадастровым номером № на расстояние 5 м от уреза воды и обеспечении доступа к береговой полосе водного объекта, расположенному в пределах земельного участка с кадастровым номером №, путем сноса двух капитальных сооружений, площадью 6 кв.м. и 31 кв.м., расположенных в пределах земельного участка с кадастровым номером №, на береговой линии водного объекта – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Приморско-Ахтарский районный суд Краснодарского края.
Судья
Приморско-Ахтарского
районного суда Н.В. Кучукова