дело № 2-1362/2015
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 декабря 2015 года с. Чемал
Чемальский районный суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Чориной Е.Н.,
при секретаре Т.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Чемальского района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образовательному учреждению дополнительного образования детей «Чемальская детско-юношеская спортивная школа» о возложении обязанности обеспечения доступности интернет сайта для лиц, ограниченных по зрению,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Чемальского района Республики Алтай в интересах неопределенного круга лиц обратился в Чемальский районный суд с иском к МОУДОД «Чемальская детско-юношеская спортивная школа» об обязании привести сайт http:|//www.sport.chemal-oo.ru/ в соответствии с требованиями, установленными ГОСТом Р 52872-2012 “Интернет ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению» путем размещения на главной странице веб-сайта текстовой гиперссылки для перехода на версию сайта МОУ ДОД «Чемальская ДЮСШ» для слабовидящих.
Требования мотивированы тем, что прокуратурой Чемальского района проведена проверка соблюдения требований Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». В ходе проведенной проверки прокуратурой района установлено, что интернет-ресурс школы не обеспечивает свободный доступ к информации лицам, ограниченным по зрению. В ходе изучения электронных страниц данного сайта установлено, что в нарушение вышеуказанных требований закона в МОУ ДОД «Чемальская ДЮСШ» не обеспечен беспрепятственный доступ инвалидов к информации учреждения, в, части предоставления возможности масштабирования (увеличения и уменьшения) шрифта и элементов интерфейса официального сайта (версия для слабовидящих)в соответствии с ГОСТом. Использование и совершенствование методик образовательного процесса и образовательных технологий, в том числе, технологий доступа в Интернет ресурсам образовательного учреждения, относятся к компетенции образовательного учреждения. Установлено, что официальным сайтом МОУДОД «Чемальская детско-юношеская спортивная школа» является http:|//www.sport.chemal-oo.ru/ который версии для слабовидящих не имеет, гиперссылка для перехода на него отсутствует. Указанное свидетельствует о нарушении ответчиком требований законодательства об образовании, требований ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ»что влечет за собой нарушение прав пользователей сайта, обучающихся и их родителей на получение полной информации об образовательном учреждении, а также права на беспрепятственный доступ инвалидов к информации учреждения, размещенной на официальном сайте, нарушает их права на получение гарантированной законом информации, круг лиц которых определить невозможно, в связи с чем прокурор проси суд удовлетворить иск.
В судебном заседании заместитель прокурора Чемальского района Ю.В.Данилова поддержала исковые требования, по основаниям и доводам, изложенным в иске.
В судебном заседании представитель ответчика ФИО1 исковые требования не признала, суду представила отзыв, согласно которому требования прокуратуры не основаны на императивных нормах законодательства, содержат излишние требования к образовательному учреждению.
Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства в совокупности, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Статьей 9 Конвенции о правах инвалидов, принятой резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13.12.2006, вступившей в силу для России 25.10.2012, провозглашен принцип доступности, который предоставляет возможность инвалидам вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности: на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные службы и экстренные службы. Государства-участники принимают также надлежащие меры к тому, чтобы: развивать другие надлежащие формы оказания инвалидам помощи и поддержки, обеспечивающие им доступ к информации; поощрять доступ инвалидов к новым информационно-коммуникационным технологиям и системам, включая Интернет.
В силу ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
На основании ч. 4 ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
В соответствии со ст.2 ФЗ от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер по социальной поддержке, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание ими равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно ст.9 ФЗ №181-ФЗ реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество. Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.
Кроме того, согласно ст. 14, ст.15 ФЗ №181-ФЗ государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации. Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным; сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
В развитие требований ФЗ №181-ФЗ принят национальный стандарт Российской Федерации ГОСТ Р 52872-2012 « Интернет -ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению » (далее ГОСТ), утвержденный Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29.11.2012 №1789-СТ взамен ГОСТ 52872-2007 и веден в действие с 01.01.2014.
Так, в п.3.1.1. ГОСТа доступность интернет -ресурсов для инвалидов по зрению - это возможность полноценного доступа инвалидов по зрению ко всем компонентам электронных ресурсов сети Интернет.
В соответствии указанным ГОСТом предусмотрена возможность доступа инвалидов по зрению ко всем компонентам электронных ресурсов сети интернет, то есть альтернативная версия сайта для инвалидов по зрению.
Для веб- сайта, предусматривающего значительное число элементов, к которым значительно затруднен доступ инвалидов по зрению, необходимо обязательно предусмотреть версию сайта, имеющего минимальное число графических элементов. Для перехода на эту версию сайта на главной странице веб- сайта необходимо разместить текстовую гиперссылку.
Части 4 и 5 ГОСТа содержат требования к компонентам Интернет -ресурсов, в частности, в соответствии с п.4.2 ГОСТа при разработке Интернет -ресурсов, доступных для инвалидов по зрению, необходимо придерживаться следующих основных принципов: п.4.2.1 Воспринимаемость: Информация и компоненты пользовательского интерфейса должны быть представлены в виде, в котором пользователи с нарушением зрения могут их воспринимать; п. 4.2.2 - Управляемость: компоненты пользовательского интерфейса и навигации должны быть управляемыми, в том числе - пользователями с нарушением зрения; п. 4.2.3 Понятность: Информация и операции пользовательского интерфейса должны быть понятными пользователям с нарушением зрения; п. 4.2.4 Надёжность: Контент должен быть надёжным в той степени, которая нужна для его соответствующей интеграции широким кругом различных пользовательских прикладных программ, включая специальные технологии экранного доступа для пользователей с нарушением зрения.
П. 4.3 ГОСТа для обеспечения доступности интернет -ресурсов для инвалидов по зрению применяют оборудование и программные средства, входящие в состав типового компьютерного рабочего места по ГОСТ Р 51645.
Основными средствами доступа к информации являются аудиодисплей (программа экранного доступа в сочетании с синтезатором речи), тактильный дисплей и программа экранного увеличения.
Согласно п. 4.5, 4.6 ГОСТа для полноценного доступа инвалидов по зрению информация должна быть представлена в виде текста. Графические файлы, как правило, должны быть сопровождены текстом, поясняющим изображение, т.к. доступ к графическим файлам незрячему пользователю в общем случае затруднен.
Из положений п. 5.1.2, 5.1.3 ГОСТа следует, что часто посещаемые страницы по своему объему должны быть не более 2-3 экранов текста. Число ссылок на странице должно быть не более 15. Графический файл несущий смысловую нагрузку, должен быть снабжен поясняющим текстом.
Кроме того, п. 5.1.7.4, 5.1.7.7 ГОСТа предусмотрено, что размер шрифта может быть изменен пользователем в пределах до 200% без использования вспомогательных технологий и без потери контента или функциональности.
Для визуального отображения блоков текста доступен механизм для достижения следующих характеристик: цвета переднего плана и фона могут быть выбраны пользователем; ширина строки не превышает 80 символов; текст не выровнен по ширине сроки (одновременно по правому и левому краям); межстрочный интервал (междустрочие) внутри абзаца не менее 1,5, а интервал между абзацами больше межстрочного минимум в 1,5 раза; размер шрифта текста может быть изменен в пределах 200% без использования вспомогательных технологий таким образом, чтобы пользователю не нужно прибегать к горизонтальной прокрутке для прочтения строки при режиме отображения страницы во весь экран.
В соответствии с пп. 2 ч. 1 ст. 3, ст. 5, ч. 1, 3 ст. 29 ФЗ № 273 государственная политика в области образования основывается на принципе обеспечения права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования. Образовательные организации формируют открытые и общедоступные информационные ресурсы, содержащие информацию об их деятельности, и обеспечивают доступ к таким ресурсам посредством размещения их в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе на официальном сайте образовательной организации в сети « Интернет ». В Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые.
То есть использование и совершенствование методик образовательного процесса и образовательных технологий, в том числе технологий доступа в Интернет ресурсам образовательного учреждения, относятся к компетенции образовательного учреждения.
Из материалов дела следует, что официальным сайтом МОУДОД «Чемальская детско-юношеская спортивная школа» является http:|//www.sport.chemal-oo.ru/.
Судом установлено, что официальный сайт МОУДОД «Чемальская детско-юношеская спортивная школа» http:|//www.sport.chemal-oo.ru/ не имеет версии для слабовидящих, отсутствует гиперссылка для перехода на него.
В судебном заседании доводы представителя ответчика о том, что требования прокуратуры не основаны на императивных нормах законодательства, содержат излишние требования к образовательному учреждению, правовые акты на основании которых был создан сайт МОУДОД «Чемальская детско-юношеская спортивная школа» не устанавливают требований по доступности к сайтам образовательных учреждений инвалидов по зрению, национальный стандарт применяются на добровольной основе не нашли своего подтверждения, в связи с чем суд приходит к выводу, что требования прокурора Чемальского района обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора Чемальского района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образовательному учреждению дополнительного образования детей «Чемальская детско-юношеская спортивная школа» удовлетворить.
Обязать муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Чемальская детско-юношеская спортивная школа» привести сайт http:|//www.sport.chemal-oo.ru/ в соответствии с требованиями, установленными ГОСТом Р 52872-2012 “Интернет ресурсы. Требования доступности для инвалидов по зрению» путем размещения на главной странице веб-сайта текстовой гиперссылки для перехода на версию сайта МОУ ДОД «Чемальская ДЮСШ» для слабовидящих.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Чемальский районный суд Республики Алтай.
Судья Е.Н.Чорина
Мотивированное решение суда составлено 21 декабря 2015 года