РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 июня 2019 года г. Тольятти
Ставропольский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Лазаревой Н.В.,
с участием:
представителя истца ФИО1 – ФИО2 по доверенности,
третьего лица ФИО3
при секретаре Дурмановой Е.М.
рассмотрев гражданское дело №2-1362/2019 по исковому заявлению ФИО1 к Администрации муниципального района Ставропольский Самарской области о включении в наследственную массу земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в Ставропольский районный суд с вышеуказанным иском, просит включить в наследственную массу, после смерти ФИО4, умершего ДД.ММ.ГГГГ земельный участок, площадью <данные изъяты>. по адресу: <адрес> в соответствии с координатами ситуационного плана данного земельного участка, выполненного ООО «ГражданСтройПроект» от 28.02.2019 г.
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить по основаниям изложенных в иске.
В судебное заседание представитель ответчика – администрация муниципального район Ставропольский Самарской области не явился, о дате судебного заседания извещался надлежащим образом, просил о рассмотрении дела без своего участия и вынести решение по имеющимся в деле доказательствам.
Представитель третьего лица – администрации сельского поселения Выселки муниципального района Ставропольский Самарской области в судебное заседание не явился, о слушании гражданского дела извещался надлежащим образом, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Третье лицо ФИО3 в судебном заседании не возражал против удовлетворения исковых требований ФИО1, пояснив суду, что он является смежным землепользователем ФИО1, споров по границам у них не имеется. Они купили этот участок в 2005 году, земельный участок истца уже существовал в указанных истцом границах, и они с указанного времени не менялись.
Третье лицо нотариус ФИО5, в судебное заседание не явилась, о дате судебного заседания извещена надлежащим образом, просила о рассмотрении дела без своего участия.
Третьи лица ФИО3, ФИО6 в судебное заседание не явились, о дате судебного заседания извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Третье лицо ФИО7 в судебное заседание не явилась, извещалась надлежащим образом, уважительных причин неявки суду не сообщила.
Суд, с учетом мнения представителя истцов, положений ч.3 ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие представителя ответчика и третьих лиц.
Суд, выслушав представителя истца, третье лицо ФИО3, изучив письменные материалы гражданского дела, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказать те обстоятельства на которые ссылается как на основания своих требований и возражений.
Судом установлено и следует из материалов дела, что при жизни ФИО4 на основании решения правления колхоза за № от ДД.ММ.ГГГГ был предоставлен в собственность земельный участок, площадью 2500 кв.м. по адресу: <адрес> и выдано свидетельство о на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей САМ 320007 №. Однако в указанном свидетельстве имеются сокращении в отчестве правообладателя..
Распоряжением о присвоении почтового адреса за №ДД.ММ.ГГГГ года спорному земельному участку присвоен почтовый адрес: <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 умер (свидетельство о смерти II- ЕР № от ДД.ММ.ГГГГ).
После его смерти открылось наследство в том числе и виде вышеуказанного земельного участка.
Наследником по закону после смерти ФИО4 являются супруга ФИО1, что подтверждается сведениями нотариуса Ставропольского района Самарской области ФИО5
Истец, как наследник по закону обратилась к нотариусу для оформления своих прав на наследственное имущество, однако в выдаче свидетельства о праве на наследство на указанное имущество отказала, по вышеуказанным обстоятельствам.
В силу ч. 2 ст.218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
Согласно ст. 1112 ГК РФ в состав наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
В соответствии со ст. 1181 ГК РФ принадлежавшие наследодателю на праве собственности земельный участок или право пожизненного наследуемого владения земельным участком входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях, установленных настоящим Кодексом. На принятие наследства, в состав которого входит указанное имущество, специальное разрешение не требуется.
В соответствии с п.12 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 29 мая 2012 г. N 9 «О судебной практике по делам о наследовании» наследственные отношения регулируются правовыми нормами, действующими на день открытия наследства. В частности, этими нормами определяются круг наследников, порядок и сроки принятия наследства, состав наследственного имущества.
Согласно п. 34 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 29 мая 2012 г. N 9 «О судебной практике по делам о наследовании», наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента (если такая регистрация предусмотрена законом).
Согласно п. 75 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 29 мая 2012 г. N 9 «О судебной практике по делам о наследовании», в состав наследства входят и наследуются на общих основаниях принадлежавшие наследодателю на праве собственности земельный участок или право пожизненного наследуемого владения земельным участком.
При отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, судами до истечения срока принятия наследства (статья 1154 ГК РФ) рассматриваются требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а если в указанный срок решение не было вынесено, также требования о признании права собственности в порядке наследования
Статьей 49 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлены особенности осуществления государственной регистрации права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства.
Так, государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на указанный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен указанный земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется на основании следующих документов:
1) акт о предоставлении такому гражданину указанного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, которые установлены законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;
2) акт (свидетельство) о праве такого гражданина на указанный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания данного акта на момент его издания;
3) выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на указанный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства);
4) иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на указанный земельный участок.
Согласно ст. 69 Федерального закона от 13.07.2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.
Оформление земельных участков в собственность граждан началось с 01.07.1990 года, то есть с момента введения в действие Закона СССР «О собственности в СССР». Выдача свидетельств о праве собственности на землю главами администраций сельских поселений происходила после введения в действия названного Закона и до 1993 года. На территории муниципального района Ставропольский, выдача свидетельств производилась в период 1992-1993 г.г..
Согласно Постановления Правительства РФ от 19.03.1992 N 177 «Порядок выдачи и регистрации свидетельств о праве собственности на землю», действовавшего на момент выдачи, правоустанавливающего документа, свидетельство должно было быть составлено в двух экземплярах. На земельные участки, предоставленные исполнительными органами Советов народных депутатов краев и областей, свидетельства подписывались главой местной администрации в зависимости от местоположения земельного участка. Свидетельство составляется в двух экземплярах, каждый из которых подписывается главой администрации, решением которой предоставлен земельный участок, и скрепляется гербовой печатью. Один экземпляр Свидетельства подлежал выдаче собственнику земли, землевладельцу, землепользователю, второй подлежал хранению в органе, выдавшем Свидетельство.
Свидетельства, выдаваемые сельской… администрацией, должны были быть завизированы представителем комитета по земельной реформе и земельным ресурсам. Второй экземпляр свидетельства, должен был быть передан на хранение в орган, регистрирующий выдачу Свидетельств – то есть в комитет по земельной реформе и земельным ресурсам Ставропольского района Самарской области (в настоящее время Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области). Данное требование закона также было исполнено.
Из представленных суду документов, следует, что площадь земельного участка в правоустанавливающих документах не совпадает с фактической площадью.
Истцом представлена надлежащим образом заверенная копия свидетельства на право собственности на землю, согласно которому площадь спорного земельного участка составляет 2500 кв.м., фактическая площадь земельного участка составляет 1810 кв.м.
Ненадлежащее оформление первоначально выданного истцу документа подтверждающего его право собственности на землю, не может служить основанием для ограничения его прав и не может являться основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
С учетом изложенного, учитывая, что вышеуказанное имущество принадлежало наследодателю на законных основаниях, истец является наследником по закону, принявшим наследство, а также отсутствие претензий в отношении имущества со стороны третьих лиц, заявленные исковые требования о включении земельного участка в наследственную массу подлежат удовлетворению.
В соответствии с положениями п.7 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 25.12.2018) "О государственной регистрации недвижимости" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории).
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости, граница принадлежащего наследодателю земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, в связи, с чем истец обратилась к кадастровому инженеру для подготовки Карты-плана с целью уточнения местоположения границ и площади земельного участка.
Кадастровым инженером были проведены кадастровые работы и подготовлена Карта-план в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка.
Из заключения кадастрового инженера следует, что при проведений кадастровых работ по определению границ данного земельного участка было установлено, что участок имеет фактическое ограждение (забор), на участке имеются жилой дом и хозпостройки, площадь участка по фактическим ограждениям составила 1810 кв.м. Какая-либо землеустроительная документация, подтверждающая образование земельного участка в данных границах отсутствует. В связи с вышесказанными обстоятельствами осуществление кадастрового учета во внесудебном порядке не представляется возможным в виду того, что подготовка Межевого плана не соответствует ч.10 ст.22 Закона 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 25.12.2018) "О государственной регистрации недвижимости" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019), государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке
В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «О государственной регистрации недвижимости», заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования.
Положениями ст. 21 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» определено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.
В силу ст. 24.1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ карта-план территории содержит необходимые для государственного кадастрового учета сведения о земельных участках, зданиях, сооружениях, объектах незавершенного строительства, расположенных в границах территории выполнения комплексных кадастровых работ. Карта-план территории состоит из текстовой и графической частей.
В состав текстовой части карты-плана территории включаются:
1) пояснительная записка с указанием оснований выполнения комплексных кадастровых работ, сведений о территории выполнения комплексных кадастровых работ, об учетных номерах кадастровых кварталов, являющихся территорией, на которой выполняются комплексные кадастровые работы, включая реквизиты полученных для выполнения комплексных кадастровых работ кадастровых планов территории указанных кадастровых кварталов, реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории (в том числе в составе проекта планировки территории), реквизиты документа, устанавливающего распределение земельных участков в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, и иных сведений о территории, на которой выполняются комплексные кадастровые работы;
2) сведения об объектах недвижимости, являющихся в соответствии с частью 1 статьи 42.1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" объектами комплексных кадастровых работ (в том числе полученные в результате выполнения комплексных кадастровых работ), в объеме, установленном органом нормативно-правового регулирования;
3) акт согласования местоположения границ земельных участков при выполнении комплексных кадастровых работ;
4) заключение или заключения согласительной комиссии, сформированной в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности", о результатах рассмотрения возражений относительно местоположения границ земельных участков, обязательным приложением к которым являются указанные возражения.
Графическая часть карты-плана территории состоит из схемы геодезических построений и подготовленной в результате выполнения комплексных кадастровых работ схемы границ земельных участков, составленной с применением картографической основы или иного картографического материала, соответствующего требованиям, предъявляемым к картографической основе, в том числе карт (планов), представляющих собой фотопланы местности, сведений, содержащихся в использованном при выполнении комплексных кадастровых работ кадастровом плане территории, схемы расположения элемента планировочной структуры, включенной в материалы по обоснованию утвержденного проекта планировки территории (при наличии), схемы организации улично-дорожной сети, схемы границ территорий объектов культурного наследия, схемы границ зон с особыми условиями использования территорий, чертежей межевания территории, включенных в проект межевания территории, и других данных, необходимых для определения местоположения границ земельных участков, утвержденных в составе проекта планировки территории или в виде отдельного документа.
На схеме границ земельных участков отображаются:
1) местоположение границ земельных участков, которые указаны в пунктах 1 - 3 части 1 статьи 42.1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" и в отношении которых выполнены комплексные кадастровые работы, в том числе в целях исправления ошибок;
2) местоположение границ земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости, но в отношении которых комплексные кадастровые работы не выполнялись;
3) местоположение на земельных участках зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, которое установлено в ходе выполнения комплексных кадастровых работ, в том числе в целях исправления ошибок;
4) местоположение на земельных участках зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости, но в отношении которых комплексные кадастровые работы не выполнялись.
Карта-план территории подготавливается в форме электронного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, а также в форме документа на бумажном носителе. Все документы или их копии, представленные или подготовленные для включения в состав карты-плана территории в форме документа на бумажном носителе, включаются в ее состав в виде электронного образа бумажного документа, заверенного усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, или копии этого документа. Форма карты-плана территории и требования к ее подготовке, а также форма акта согласования местоположения границ земельных участков при выполнении комплексных кадастровых работ и требования к его подготовке устанавливаются органом нормативно-правового регулирования
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 25.12.2018) "О государственной регистрации недвижимости" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019), при осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав такой государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению: собственника объекта недвижимости - при государственном кадастровом учете в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости.
Согласно положениям ст. 209 ГПК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
В соответствии с абзацем вторым п.7 ст. 36 ЗК РФ, местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположений границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
В соответствии с ч.2 ст.43 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.
Положениями ст.ст. 39, 40 Закона «О кадастровой деятельности» (в действующей редакции) определено, что местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в ч. 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости.
Предметом указанного в ч. 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка.
Результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.
Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного ч. 3 настоящей статьи случая.
С учетом того, что спорное имущество принадлежало наследодателю на законных основания, истец является наследником вступившим в права наследования, возражений относительно местоположения границ земельного участка истца со стороны смежных пользователей, суду не представлено, права смежных землепользователей не нарушены, споров по границе нет, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований.
Доказательств отсутствия у истца прав на уточнение местоположения границ и площади земельного участка в заявленных истцом координатах суду не представлено.
Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования – удовлетворить.
Включить в наследственную массу, после смерти ФИО4, умершего ДД.ММ.ГГГГ земельный участок, площадью <данные изъяты> по адресу: <адрес> в соответствии с координатами ситуационного плана данного земельного участка, выполненного ООО «ГражданСтройПроект» от ДД.ММ.ГГГГ Решение суда является основанием для внесения соответствующих изменений в ЕГРН.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Ставропольский районный суд Самарской области.
Судья Н.В. Лазарева
Мотивированное решение изготовлено 28.06.2019 года