66RS0006-01-2021-006991-33
2-1362/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09 марта 2022 года
Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Агафоновой А. Е., при секретаре Богдановой Ю. А., с участием представителя истца Яроменок Ю. В., представителя ответчика Батуевой Е. С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Падергина А. В. к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области №23 о признании решения незаконным, взыскании компенсации расходов на погребение реабилитированного лица,
УСТАНОВИЛ:
Падергин А. В. обратился в суд с иском к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области по Орджоникидзевскому району г. Екатеринбурга (далее - Управление) о признании незаконным решения - протокола < № > от 20.10.2021, взыскании компенсации расходов на погребение реабилитированного лица в размере 126038 рублей 73 копеек, указав, что отец П.В.И. был признан реабилитированным лицом в соответствии с Законом Российской Федерации от 18.10.1991 №1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий». 30.08.2021 П.В.И. умер. 20.10.2021 обратился в Управление с заявлением о возмещении расходов на погребение отца П.В.И., в том числе расходов на приобретение и установку временного надгробного знака стоимостью 102000 рублей. Управлением 27.10.2021 принято решение о выплате компенсации в размере 23211 рублей 27 копеек, в остальной части возмещения расходов отказано. Согласно квитанции от 30.08.2021, понес расходы по оплате стоимости гроба в размере 5800 рублей, подушки – 500 рублей, защелки – 500 рублей, покрывала – 800 рублей, церковного набора – 150 рублей, предпохоронной подготовки умершего – 5500 рублей, бритья – 1000 рублей, оформления документов – 2000 рублей, кремации – 18000 рублей, прощания в траурном зале – 3000 рублей, услуг бригады – 5000 рублей, катафалка – 5000 рублей на общую стоимость 47250 рублей. Также произведена оплата надгробного знака в размере 102000 рублей. 20.10.2021 было отказано в компенсации расходов на погребение, поскольку указанные расходы не входят в гарантированный перечень услуг по погребению, установленный федеральным законом. Единственным основанием для отказа в выплате компенсации расходов на погребение умершего реабилитированного лица (при предоставлении всех необходимых документов) является отсутствие у лица, подавшего заявление, права на компенсацию таких расходов. Нормы действующего законодательства не содержат каких-либо ограничений, связанных со сроками предоставления и доставки надгробного знака на могиле реабилитированного (непосредственно в момент погребения либо позднее), а также все оказанные услуги по погребению входят в перечень, в связи с чем решение Управления является незаконным.
В судебном заседании представитель истца Яроменок Ю. В. заявленные требования и доводы искового заявления поддержала, суду пояснила, что истцом по указанию специалиста Управления было одновременно подано два заявления о компенсации расходов на погребение: непосредственно на погребение и на установку надгробного знака. Социальное пособие на погребение истцом было получено, но с вычетом данной суммы из суммы расходов на погребение не согласны. На могиле установлен гранитный надгробный знак.
Истец Падергин А. В. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (л. д. 52), о причинах неявки суд не уведомлен.
Представитель ответчика Батуева Е. С. заявленные требования не признала, суду пояснила, что доказательств незаконности действий Управления истцом не представлено, указание на конкретные нормы закона, которые Управлением нарушены, отсутствует. В силу ст. 2 Закона Российской Федерации от 25.11.2004 №191-ОЗ «О социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в Свердловской области» лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего реабилитированного лица, выплачивается компенсация 100 процентов расходов на оплату услуг по погребению, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, установленному федеральным законом. Такой перечень установлен ст. 9 Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле». Качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления, в данном случае - Постановлению Главы Екатеринбурга от 02.03.2009 №443 «О стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению в муниципальном образовании «город Екатеринбург», в котором уточнено, что включают в себя услуги по погребению. Так, надгробный знак – это табличка металлическая с указанием фамилии, имени, отчества, даты рождения, даты смерти и регистрационного номера, стойка металлическая; при кремации – только предание тела (останков) умершего огню с последующей выдачей урны с прахом. Оплата стоимости услуг, предоставляемых сверх гарантированного перечня услуг по погребению, производится за счет лица, взявшего на себя такие расходы. Компенсации подлежат только необходимые расходы на достойные похороны, отвечающие требованиям разумности. Порядком рассмотрения заявлений о компенсации расходов на погребение умершего реабилитированного и выплаты компенсации, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 28.12.2004 №1178-ПП «О реализации мер социальной поддержки», предусмотрен отказ в назначении компенсации расходов на оплату услуг по погребению в случае, если расходы, понесенные заявителем, не входят в гарантированный перечень услуг по погребению, установленный федеральным законом. Выплата компенсации расходов на оплату услуг по погребению осуществляется единовременно с учетом выплаты социального пособия на погребение. 18.10.2021 истец обратился в Управление с заявлением о предоставлении государственной услуги «назначение компенсации 100 процентов расходов на оплату услуг по погребению умершего реабилитированного лица, представляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, установленному федеральным законом», и документами от 01.09.2021 и 30.08.2021. Согласно представленным документам, истцом понесены расходы по погребению реабилитированного лица сверх гарантированного перечня услуг. 20.10.2021 Управлением принято решение (протокол < № >) о назначении и выплате истцу компенсации расходов на оплату услуг по погребению реабилитированного лица в размере 23211 рублей 27 копеек. Размер компенсации рассчитан на основании представленных истцом документов, подтверждающих понесенные расходы, и исходя из стоимости оказанных услуг, включенных в гарантированный перечень. Расходы за услуги, оказанные истцу при погребении реабилитированного лица, которые не включены в гарантированный перечень, не были учтены при определении размера компенсации, в частности: услуги бригады, предпохоронная подготовка умершего, бритье, услуги агента по оформлению документов, панихида прощальная в траурном зале. Кроме того, выплата компенсации расходов на оплату услуг по погребению произведена с учетом выплаты социального пособия на погребение. Таким образом, предоставление государственной услуги Управлением после принятия решения о выплате компенсации считается оконченным. 20.10.2021 истец повторно обратился в Управление с заявлением, к которому приложил квитанцию и кассовый чек от 12.10.2021. Установленным Порядком не предусмотрено повторное обращение с заявлением. Документы датированы 12.10.2021 и могли быть представлены истцом в момент первичного обращения с заявлением о назначении компенсации 18.10.2021. Заявление и документы были рассмотрены Управлением повторно. Решением Управления от 20.10.2021 (протокол < № >) истцу отказано в предоставлении компенсации расходов на оплату услуг по погребению реабилитированного лица, так как указанные в представленных документах услуги не входят в гарантированный перечень. Надгробный знак не входит в гарантированный перечень услуг при кремации тела (останков) умершего. Оплата услуг кремации с последующей выдачей урны была включена в размер компенсации, подлежащей возмещению, при первичном обращении истца. Кроме того, в квитанции и акте установлены расхождения в наименовании оказанных услуг: согласно квитанции и кассового чека от 12.10.2021, осуществлена оплата стоимости надгробного знака, а из акта выполненных работ от 12.10.2021 следует, что в сумму оплаты услуг включены обязательства по захоронению урны, изготовлению и монтажу надгробного знака. Решение об отказе в предоставлении компенсации принято Управлением в соответствии с нормативными актами, регулирующими порядок предоставления указанной государственной услуги.
С учетом мнения представителей сторон суд определил рассмотреть дело в отсутствие истца.
Заслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд, оценив все представленные доказательства в совокупности, приходит к следующим выводам.
В силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено, что П.В.И., 19.03.1935 года рождения, признан реабилитированным лицом в соответствии с Законом Российской Федерации от 18.10.1991 №1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий», что подтверждается справкой Управления внутренних дел Магаданской области < № > от 02.11.2001 о реабилитации и свидетельством, выданным 18.10.1995 Администрацией Орджоникидзевского района г. Екатеринбурга (л. д. 15, 16).
Согласно свидетельству о смерти, 30.08.2021 П.В.И., < дд.мм.гггг > года рождения, умер (л. д. 13).
В соответствии с ч. 3 п. 2 ст. 2 Закона Свердловской области от 25.11.2004 №191-ОЗ «О социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в Свердловской области», в случае смерти реабилитированного лица, лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, выплачивается компенсация 100 процентов расходов на оплату услуг по погребению умершего реабилитированного лица, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, установленному федеральным законом.
Как установлено, П.В.И. относится к категории лиц, пострадавших от политических репрессий, которым в силу вышеприведенной нормы предусмотрена указанная компенсация. Стороной ответчика правовой статус реабилитированного П.В.И. не оспаривается.
На основании ст. 4Закона Свердловской области от 25.11.2004 №191-ОЗ «О социальной поддержке реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в Свердловской области», компенсация 100 процентов расходов на оплату услуг по погребению умершего реабилитированного лица, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, установленному федеральным законом, предоставляется лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, на основании заявления, подаваемого в территориальный исполнительный орган государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения по последнему месту жительства реабилитированного лица. Лицо, подавшее заявление, предъявляет паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, и удостоверение, дающее право на получение мер социальной поддержки, выданное на имя реабилитированного лица. К заявлению прилагаются документы, подтверждающие осуществление лицом, подавшим заявление, расходов на оплату услуг по погребению умершего реабилитированного лица.
Рассмотрение территориальными исполнительными органами государственной власти Свердловской области в сфере социальной защиты населения заявлений о компенсации 100 процентов расходов на оплату услуг по погребению умершего реабилитированного лица, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, установленному федеральным законом, и выплата этой компенсации осуществляются в порядке, предусмотренном Правительством Свердловской области в соответствии с настоящим Законом Свердловской области.
18.10.2021 истец Падергин А. В. обратился в Управление с заявлением о назначении компенсации 100 процентов расходов на оплату услуг по погребению умершего реабилитированного лица, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, установленному федеральным законом, представив в подтверждение квитанцию < № > от 30.08.2021, выданную индивидуальным предпринимателем Г.Б.Р., и кассовые чеки от 30.08.2021 на сумму 47250 рублей, согласно которым истцом понесены расходы по следующим видам услуг: принадлежности: гроб – 5 800 рублей, подушка – 500 рублей, защелки – 500 рублей, покрывало – 800 рублей, церковный набор – 150 рублей; услуги работников ритуальной службы: услуги бригады – 5000 рублей; услуги по подготовке тела умершего к захоронению: предпохоронная подготовка умершего – 5500 рублей, бритье – 1000 рублей; услуги агента ритуальной службы: оформление документов – 2000 рублей; прочие услуги: кремация – 18000 рублей; дополнительное сервисное обслуживание: панихида, прощание в траурном зале – 3000 рублей; услуги катафального транспорта: катафалк – 5000 рублей (л. д. 12, 56, 20-22).
20.10.2021 Падергин А. В. вновь обратился в Управление с заявлением о назначении компенсации 100 процентов расходов на оплату услуг по погребению умершего реабилитированного лица, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, установленному федеральным законом, представив в подтверждение квитанцию < № > от 12.10.2021, выданную индивидуальным предпринимателем Г.Б.Р., кассовый чек от 12.10.2021 на сумму 102 000 рублей на оплату надгробного знака (памятник из гранита серого) и акт выполненных работ от 12.10.2021 по захоронению урны, изготовлению и монтажу надгробного знака для П.В.И. (л. д. 10-12, 17-19).
Решением Управления (протокол < № >) от 20.10.2021 истцу компенсированы расходы в сумме 23 211 рубль 27 копеек (гроб – 5 800 рублей, подушка – 500 рублей, защелки – 500 рублей, покрывало – 800 рублей, кремация – 18000 рублей; катафалк – 5000 рублей всего на сумму 30600 рублей за вычетом социального пособия на погребение в размере 7388 рублей 73 копеек) (л. д. 57-58).
Решением Управления (протокол < № >) от 20.10.2021 в предоставлении компенсации было отказано, поскольку расходы, понесенные заявителем, не входят в гарантированный перечень услуг по погребению, установленный федеральным законом (пп. 3 п. 5 Порядка, утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 28.12.2004 №1178-ПП «О реализации мер социальной поддержки»).
Следовательно, не компенсированы расходы на общую сумму 118650 рублей: церковный набор – 150 рублей; услуги бригады – 5000 рублей; предпохоронная подготовка умершего – 5500 рублей, бритье – 1000 рублей; оформление документов – 2000 рублей; панихида, прощание в траурном зале – 3000 рублей; надгробный памятник – 102000 рублей.
В соответствии с п. п. 1, 2, 4, 5 ст. 9 Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению: 1) оформление документов, необходимых для погребения; 2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; 3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); 4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).
Качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления.
Услуги по погребению, указанные в пункте 1 настоящей статьи, оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.
Оплата стоимости услуг, предоставляемых сверх гарантированного перечня услуг по погребению, производится за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего.
Гражданам, получившим предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи услуги, социальное пособие на погребение, предусмотренное статьей 10 настоящего Федерального закона, не выплачивается.
Постановлением Правительства Свердловской области от 28.12.2004 №1178-ПП утвержден Порядок рассмотрения заявлений о компенсации 100 процентов расходов на оплату услуг по погребению умершего реабилитированного лица, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, установленному федеральным законом, и выплаты этой компенсации (далее – Порядок от 28.12.2004 №1178-ПП).
П. 5 названного Порядка установлены основания для отказа в назначении компенсации расходов на оплату услуг по погребению, в том числе если: расходы, понесенные заявителем, не входят в гарантированный перечень услуг по погребению, установленный федеральным законом.
В соответствии с п. 7 этого же Порядка, выплата компенсации расходов на оплату услуг по погребению осуществляется единовременно в месяце, следующем за месяцем, в котором управлением социальной политики было принято решение о назначении компенсации расходов на оплату услуг по погребению, с учетом выплаты социального пособия на погребение.
В силу вышеприведенных норм право на компенсацию расходов по погребению реабилитированного лица реализуется путем подачи соответствующего заявления с приложением документов, подтверждающих факт несения расходов, связанных с оказанием работ (услуг) по погребению реабилитированного лица, входящих в гарантированный перечень услуг по погребению, установленный федеральным законом. Таким образом, на лице подавшим заявление о компенсации лежит обязанность по предоставлению доказательств адресности и целевого характера несения расходов на погребение реабилитированного лица.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», под погребением понимаются обрядовые действия по захоронению тела (останков) человека после его смерти в соответствии с обычаями и традициями, не противоречащими санитарным и иным требованиям. Погребение может осуществляться путем предания тела (останков) умершего земле (захоронение в могилу, склеп), огню (кремация с последующим захоронением урны с прахом), воде (захоронение в воду в порядке, определенном нормативными правовыми актами Российской Федерации).
В соответствии с Постановлением Главы Екатеринбурга от 02.03.2009 №443 «О стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению в муниципальном образовании «город Екатеринбург», принятым в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 №8 «О погребении и похоронном деле», услуга по оформлению документов, необходимых для погребения, включает в себя получение свидетельства о смерти, справки о смерти (форма < № >);
услуга по предоставлению и доставке гроба и других предметов, необходимых для погребения, включает в себя предоставление гроба, надгробного знака, их доставка в пределах населенного пункта (гроб стандартный нестроганый, изготовленный из пиломатериалов или комбинированного материала (из древесно-волокнистых плит и пиломатериалов); табличка металлическая с указанием фамилии, имени, отчества (последнее - при наличии), даты рождения, даты смерти и регистрационного номера; стойка металлическая; погрузка гроба в транспортное средство; доставка гроба в место нахождения умершего в пределах муниципального образования «город Екатеринбург»);
перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий) включает транспортировку только тела (останков) умершего от места хранения на кладбище (в крематорий) в пределах муниципального образования «город Екатеринбург» без дополнительных остановок и заездов по какой-либо необходимости и в отсутствие сопровождающих лиц;
погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом) включает в себя рытье могилы, забивание крышки гроба, опускание его в могилу, устройство холма и установка надгробного знака; при кремации тела (останков) умершего - предание тела (останков) умершего огню с последующей выдачей урны с прахом.
В силу вышеприведенных норм церковный набор; услуги бригады без их конкретизации; предпохоронная подготовка умершего, бритье; оформление документов как услуги агента; панихида, прощание в траурном зале не относятся к гарантированному перечню услуг по погребению, предусмотренному ст. 9 Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», в связи с чем отсутствуют установленные законом основания для компенсации соответствующих расходов.
Надгробный знак же относится к другим предметам, необходимым для погребения, предусмотренным пп. 2 п. 1 ст. 9 Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле».
Между тем, надгробный знак, предоставляемый на территории муниципального образования «город Екатеринбург» в рамках гарантированного перечня услуг по погребению, - это устанавливаемая на могиле на металлической стойке металлическая табличка с указанием необходимой информации об умершем.
Доводы стороны истца о том, что расходы, понесенные на изготовление надгробного знака, указанного в квитанции < № > от 12.10.2021, и заявленные к компенсации, являются тем надгробным знаком, который включен в перечень предметов, необходимых для погребения, являются несостоятельными. Надгробный знак - это предмет, который в силу сложившихся обычаев и традиций является необходимым для осуществления процедуры погребения и устанавливается на месте захоронения (могиле). Надгробный памятник, в отличие от надгробного знака, является надмогильным сооружением, одной из форм сохранения памяти об умершем.
Таким образом, поскольку фактически заявленные истцом к возмещению расходы в сумме 102 000 рублей не связаны с приобретением надгробного знака, а понесены на изготовление и установку памятника (надмогильного сооружения), не входят в гарантированный перечень услуг по погребению, установленный федеральным законом, следовательно, отсутствуют установленные законом основания также для их компенсации.
При этом, поскольку, как следует из объяснений представителя истца, Падергиным А. В. получено социальное пособие на погребение, Управлением обоснованно с учетом п. 5 ст. 9 Федерального закона от 12.01.1996 №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», п. 7 Порядка от 28.12.2004 №1178-ПП из определенной к выплате суммы компенсации в размере 30600 рублей произведен вычет суммы социального пособия на погребения в размере 7388 рублей 73 копеек.
При таких обстоятельствах исковые требования Падергина А. В. о признании решения Управления - протокола < № > от 20.10.2021 незаконным и взыскании компенсации расходов на погребение реабилитированного лица как понесенные сверх гарантированного перечня услуг по погребению удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 13, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Падергина А. В. к Территориальному отраслевому исполнительному органу государственной власти Свердловской области - Управлению социальной политики Министерства социальной политики Свердловской области №23 о признании решения незаконным, взыскании компенсации расходов на погребение реабилитированного лица отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга.
Председательствующий
Мотивированное решение изготовлено 16.03.2022.
Судья