ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1362/2022 от 21.02.2022 Петропавловска-камчатского городского суда (Камчатский край)

Дело

УИД 41RS0-43

РЕШЕНИЕ

именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Судья Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края Белоусов А.С., рассмотрев в порядке упрощенного производства гражданское дело по иску ФИО1 к ООО «МВМ» о взыскании компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратилась в суд с иском к ООО «МВМ» о защите прав потребителя, мотивируя заявленные требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ истец приобрел в магазине «Эльдорадо» товар робот-пылесос «Тефаль Икс-Плорер Серие 60», стоимостью 21010 руб., гарантийный срок на товар составляет 2 года.

ДД.ММ.ГГГГ товар был сдан в магазин на диагностику и возврат денежных средств за некачественный товар, что выразилось в ошибке «колесо заблокировано», ДД.ММ.ГГГГ товар был возвращен покупателю с актом заключения сервисного центра «ЭлСервис», в котором указано «дефект не проявился». ДД.ММ.ГГГГ товар был сдан повторно в магазин на диагностику и возврат денежных средств. ДД.ММ.ГГГГ товар был возвращен покупателю с актом заключения сервисного центра «ЭлСервис», согласно акту произведена замена колес. Товар проверить не удалось, поскольку пылесос был разряжен, истцом был подписан акт. ДД.ММ.ГГГГ истец вновь обратилась в магазин на возврат денежных средств за некачественный товар, причиной явилось-включение пылесоса не с первого раза и самопроизвольное выключение. Заявление истца было принято, при этом пылесос остался у истца. ДД.ММ.ГГГГ истцу позвонили и попросили привести пылесос в магазин, сообщив, что если он хочет возврата денежных средств, то пылесос не нужно сдавать, а если на диагностику то нужно сдать. Истцом подано письменное обращение с изложением всей ситуации. ДД.ММ.ГГГГ истцом получен ответ, что в действиях сотрудников нарушений не выявлено. Ответчик в добровольном порядке не удовлетворил требования истца о возврате денежных средств, уплаченных за товар. Поскольку ответчик не возвращал уплаченной за некачественной товар денежной суммы, истец вынужден был тратить много сил и времени на переговоры с ним, испытывать постоянные нервные стрессы, нравственные и физические страдания. По вине ответчика истцу пришлось ездить с пылесосом в магазин, уходить раньше с работы, с целью застать на рабочем месте директора магазина, общаться в рабочее время с сотрудниками магазина и горячей линией. Полагала что ей причинен моральный вред, который она оценивает в размере 100000 руб.

На основании изложенного, просила суд взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 100000 руб.

В силу части 5 ст. 232.3 ГПК РФ суд рассматривает дело в порядке упрощенного производства без вызова сторон, судебное разбирательство по правилам главы 15 ГПК РФ не проводится, соответственно, суд не извещает лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания.

Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства.

В соответствии с частью второй статьи 232.4 ГПК РФ суд составил мотивированное решение в связи с поступлением от лица, участвующего в деле, соответствующего заявления.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 4 Закона «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.

Согласно ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе: потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула); потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены; потребовать соразмерного уменьшения покупной цены; потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим Законом для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев: обнаружение существенного недостатка товара; нарушение установленных настоящим Законом сроков устранения недостатков товара; невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

Перечень технически сложных товаров утверждается Правительством Российской Федерации. Согласно п. 7 Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении перечня технически сложных товаров» системные блоки, компьютеры стационарные и портативные, включая ноутбуки, и персональные электронные вычислительные машины относятся к перечню технически сложных товаров.

Верховный Суд РФ в п. 38 Постановления Пленума от ДД.ММ.ГГГГ «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» разъяснил, что право выбора вида требований, которые в соответствии со ст. 503 Гражданского кодекса РФ и п. 1 ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» могут быть предъявлены к продавцу при продаже товара ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, принадлежит потребителю.

Как следует из ст. 19 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель вправе предъявить предусмотренные ст. 18 настоящего Закона требования к продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности. В отношении товаров, на которые гарантийные сроки или сроки годности не установлены, потребитель вправе предъявить указанные требования, если недостатки товаров обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи их потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или договором. Гарантийный срок товара, а также срок его службы исчисляется со дня передачи товара потребителю, если иное не предусмотрено договором. Если день передачи установить невозможно, эти сроки исчисляются со дня изготовления товара.

В соответствии со ст. 22 Закона РФ «О защите прав потребителей» законные требования потребителя подлежат удовлетворению продавцом в течение десяти дней со дня предъявления соответствующего требования.

В соответствии с п. 28. Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ « 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при разрешении требований потребителей необходимо учитывать, что бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, в том числе и за причинение вреда, лежит на продавце (изготовителе, исполнителе, уполномоченной организации или уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере) (пункт 4 статьи 13, пункт 5 статьи 14, пункт 5 статьи 23.1, пункт 6 статьи 28 Закона о защите прав потребителей, статья 1098 ГК РФ).

По договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определенную денежную сумму (цену) (ч. 1 ст. 454 ГК РФ).

По смыслу ч. 2 ст. 476 Гражданского кодекса РФ в отношении товара, на который продавцом предоставлена гарантия качества, продавец отвечает за недостатки товара, если не докажет, что недостатки товара возникли после его передачи покупателю вследствие нарушения покупателем правил пользования товаром или его хранения, либо действий третьих лиц, либо непреодолимой силы.

Согласно ч. 3 ст. 477 Гражданского кодекса РФ, если на товар установлен гарантийный срок, покупатель вправе предъявить требования, связанные с недостатками товара, при обнаружении недостатков в течение гарантийного срока.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истец приобрел в магазине «Эльдорадо» товар робот-пылесос «Тефаль Икс-Плорер Серие 60», стоимостью 21010 руб., что подтверждается кассовым чеком от ДД.ММ.ГГГГ. Гарантийный срок на товар составляет 2 года.

ДД.ММ.ГГГГ товар был сдан в магазин на диагностику и возврат денежных средств связи с блокировкой колеса.

ДД.ММ.ГГГГ товар был возвращен покупателю с актом заключения сервисного центра «ЭлСервис».

Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ, выполненному Сервисным Центром «ЭлСервис» дефект не проявился.

Из текста искового заявления следует, что ДД.ММ.ГГГГ товар был сдан повторно в магазин на диагностику и возврат денежных средств за некачественный товар с той же проблемой.

ДД.ММ.ГГГГ товар был возвращен покупателю с актом заключения сервисного центра «ЭлСервис»,

Согласно акту от ДД.ММ.ГГГГ, выполненному Сервисным Центром «ЭлСервис» произведена замена колес.

ДД.ММ.ГГГГ истец вновь обратилась в магазин на возврат денежных средств за некачественный товар, причиной явилось-включение пылесоса не с первого раза и самопроизвольное выключение.

ДД.ММ.ГГГГ истцом подано письменное обращение с изложением всей ситуации на электронную почту магазина.

ДД.ММ.ГГГГ истцом получен ответ, что в действиях сотрудников нарушений не выявлено, ответ на письменное обращение может быть дан в течение 10 дней. В настоящий момент ответ подготовлен, сообщено, что истец может обратиться в магазин для его получения.

Как следует из текста искового заявления требования истца в установленный законом срок удовлетворены не были.

Вопреки установленному законом праву, ответчик требование истца не исполнил. Доказательств обратного суду не представил.

Как разъяснено в п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при рассмотрении гражданских дел судам следует учитывать, что отношения, одной из сторон которых выступает гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних, бытовых и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а другой - организация либо индивидуальный предприниматель (изготовитель, исполнитель, продавец, импортер), осуществляющие продажу товаров, выполнение работ, оказание услуг, являются отношениями, регулируемыми Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей либо Закон), другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации

На основании статьи 15 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Как разъяснено в пункте 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» от ДД.ММ.ГГГГ N 17 при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.

По настоящему делу установлен факт нарушения прав истца как потребителя, что влечет взыскание с ответчика компенсации морального вреда.

Определяя размер компенсации морального вреда, суд исходя из положений пунктов 2, 3 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, учитывает характер причиненных потерпевшей физических и нравственных страданий, фактические обстоятельства, при которых был причинен моральный вред, то обстоятельство, что истец в течение длительного времени испытывал негативные эмоции и переживания, с учетом требований разумности и справедливости, определяет ко взысканию с ООО «МВМ» в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 7000 рублей.

В силу ч. 1 ст. 103 ГПК Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Поскольку истец освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска, то с ответчика в доход бюджета Петропавловск-Камчатского городского округа подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.

Руководствуясь ст.ст.194 – 199, 232.4 ГПК РФ, судья

РЕШИЛ:

иск ФИО1 удовлетворить.

Взыскать с ООО «МВМ» в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда за нарушение прав потребителя в размере 7000 руб., а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб., всего взыскать 7300 руб.

Заявление о составлении мотивированного решения суда может быть подано в течение пяти дней со дня подписания резолютивной части решения суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства.

Решение по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции в течение пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения суда по заявлению лиц, участвующих в деле, их представителей – со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья А.С. Белоусов