ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1363/2017 от 15.02.2018 Семилукского районного суда (Воронежская область)

Дело № 2-42/2018.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

гор. Семилуки 15 февраля 2018 года.

Семилукский районный суд Воронежской области в составе председательствующего судьи Волотка И.Н., при секретаре Матюниной Е.В., с участием представителя истца - Департамента аграрной политики Воронежской области по доверенности ФИО1, представителя ответчика по ордеру – адвоката Авдошиной Н.И., рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело №2-42/2018 по исковому заявлению субъекта Российской Федерации Воронежской области в лице департамента аграрной политики Воронежской области к ФИО2 о взыскании суммы гранта на развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в размере 300000 рублей, в том числе средств федерального бюджета в сумме 240000 рублей и средств бюджета Воронежской области в сумме 60000 рублей,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился с указанным иском ссылаясь на то, что в соответствии с постановлением правительства Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка предоставления грантов начинающим фермерам на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и единовременной помощи на бытовое обустройство» департаментом аграрной политики Воронежской области (далее Департамент) ИП главе КФХ ФИО2 был предоставлен грант на развитие крестьянского фермерского (хозяйства) в размере 300000 рублей.

Грант был предоставлен как за счет средств бюджета Воронежской области (60000 рублей), так и за счет средств полученных бюджетом Воронежской области из федерального бюджета в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидии из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку начинающих фермеров» (240000 рублей).

Бизнес - план, предоставленный ИП главой КФХ ФИО2, предусматривал предоставление средств гранта на приобретение овец.

Средства гранта были перечислены ИП главе КФХ ФИО2 платежными поручениями от ДД.ММ.ГГГГ и .

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Подпунктом 2 пункта 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что субсидии юридическим лицам предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Условия и порядок предоставления мер поддержки крестьянским (фермерским) хозяйствам, критерии отбора получателей мер поддержки, перечень документов, необходимых для получения указанных мер поддержки, сроки их рассмотрения закреплены в Порядке, предоставления грантов начинающим фермерам на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и единовременной помощи на бытовое обустройство, утвержденном постановлением правительства Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Порядок).

Порядком установлено, что заявитель обязуется осуществлять деятельность хозяйства в течение не менее пяти лет после получения гранта (п. 2.12 Порядка).

ш

Данные условия являются обязательными при получении гранта и обязательством, которое принимает на себя крестьянское (фермерское) хозяйство.

С условиями предоставления гранта ИП глава КФХ ФИО2 был ознакомлен и согласен, что подтверждается его заявкой на участие в конкурсе, а также обязательством осуществлять деятельность не менее 5 лет.

В соответствии с абзацем четвертым пункта 4.8 раздела 4 Порядка в случае принятия положительного решения Департамент в течение 10 дней со дня принятия решения комиссии заключает с победителями конкурса соглашения о предоставлении гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и (или) единовременной помощи на бытовое обустройство. ДД.ММ.ГГГГ Департаментом с ИП главой КФХ ФИО2 заключено соглашение о предоставлении гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и/или единовременной помощи на бытовое обустройство (далее - Соглашение) подпунктом 2.3.4 пункта 2.3 которого начинающий фермер обязуется осуществлять деятельность крестьянского (фермерского) хозяйства в течение не менее пяти лет после получения гранта.

ДД.ММ.ГГГГ подведомственным учреждением Департамента БУ ВО «Воронежский областной центр информационного обеспечения АПК» проведена проверка целевого использования средств гранта ИП главой КФХ ФИО2. В результате проверки установлено, что хозяйственная деятельность не ведется.

По результатам данной проверки Департаментом запрошена выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей на ИП главу КФХ ФИО2. В соответствии с полученной выпиской крестьянское (фермерское) хозяйство ФИО2 прекратило деятельность ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с решением членов КФХ от ДД.ММ.ГГГГ.

С учетом изложенного, установленные пунктом 2.12 Порядка и подпунктом 2.3.4 пункта 2.3 Соглашения обязательства по осуществлению деятельности хозяйства в течение не менее пяти лет после получения гранта ИП главой КФХ ФИО2 не исполнены.

В соответствии с п. 3.1 ст. 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае нарушения получателями субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 и абзацем четвертым пункта 8 статьи 78 БК РФ, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Пунктами 6.4, 6.5 Порядка установлено, что в случае установления факта нарушения условий предоставления гранта он подлежит возврату получателем в областной бюджет в полном объеме в течение 30 календарных дней с момента получения требования о возврате гранта.

Прекращение деятельности раннее установленного пятилетнего срока является достаточным основанием для возврата средств государственной поддержки, при этом основания прекращения правового значения не имеют.

Установленное пунктом 2.12 Порядка и подпунктом 2.3.4 пункта 2.3 Соглашения обязательства ИП главой КФХ ФИО2 не исполнены.

ИП ФИО3 КФХ ФИО2 направлено уведомление о возврате средств гранта в добровольном порядке, которое было получено ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ.

Средства гранта ФИО2 в добровольном порядке не возвращены. Ответ на уведомление в Департамент не поступал, документы и отчеты, подтверждающие целевое использование гранта, также не поступали.

В соответствии с п. 6.7 Порядка в случае невыполнения требования о возврате гранта в указанный срок Департамент принимает меры по их взысканию в судебном порядке.

С учетом того, что ФИО2 не исполнено установленное разделом 2 Порядка обязательство по осуществлению деятельности по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства не менее 5 лет после получения государственной поддержки, просит суд взыскать с ФИО2 грант на развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в размере 300000 рублей, в том числе средства федерального бюджета в сумме 240000 рублей и средства бюджета Воронежской области в сумме 60000 рублей.

В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить, указав, что нецелевого использования денежных средств гранта ими не устанавливалось, отчеты по расходу последних ими приняты, претензий не было; единственным основанием требований является отсутствие осуществления деятельности по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства не менее 5 лет после получения государственной поддержки, что предусмотрено в соглашении с ФИО2.

Ответчик ФИО2 в судебное заседание не прибыл, о дате слушания дела извещен надлежащим образом и в срок, достаточный для своевременной явки, об уважительности причин неявки не сообщил, ходатайств об отложении не представил (л.д.122).

Его представитель в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что в соответствии с постановлением Правительства Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении порядка предоставления грантов начинающим фермерам на создание и развитие крестьянских(фермерских) хозяйств и единовременной помощи на бытовое обустройство» ответчику были выделены денежные средства в размере 300000 руб.

После получения денежных средств он начал проводить работу по выделению земельных участков для ведения крестьянского фермерского хозяйства, однако оказалось, что они используются иным хозяйствующим субъектом, который освободить их отказался, обратившись за защитой своих прав в судебном порядке, сложилась ситуация, когда выпас и заготовка питания для овец стали невозможны о чем ФИО2 сообщал руководству Воронежской области и Семилукского района, однако каких – либо мер последними для выделения иных земель принято не было.

Все денежные средства, предоставленные истцом, ответчик израсходовал в соответствии с их назначением, доказательств обратного стороной истца не представлено.

Полагает, что требования истца необоснованны и им пропущен срок исковой давности.

Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора на стороне истца – Управления федерального казначейства по Воронежской области и администрации Семилукского муниципального района Воронежской области в судебное заседание не прибыли, о дате слушания дела извещены надлежащим образом и в срок, достаточный для своевременной явки (л.д.119-120), в представленном заявлении представитель Управления федерального казначейства по Воронежской области просил рассмотреть дело в свое отсутствие, заявленные требования поддерживает, представил пояснения (л.д.110-117).

В соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК) суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии ответчика и третьих лиц, так как последним не представлены сведения о причинах неявки и нет соответствующих ходатайств, явившиеся участники на рассмотрении гражданского дела в его отсутствии настаивали.

Суд, выслушав представителей истца и ответчика, исследовав материалы дела, оригинал производства по получению и использованию гранта истца, приходит к следующему.

ФИО2 обращался с заявлением к Губернатору Воронежской области о выделении земельных участков в долгосрочную аренду для выращивания сельскохозяйственных культур ведения овцеводства (л.д.80-81,95-97).

Ответчиком в департамент имущественных и земельных отношений подавались заявления о предоставлении в долгосрочную аренду земельных участков сельскохозяйственного назначения на территории Семилукского района ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, на что ему сообщалось, что по аренде данных земельных участков будут проведены торги (л.д.171,173,176).

ДД.ММ.ГГГГ между департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области и ИП главой КФХ ФИО2 заключен договор аренды двух земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения сроком на 11 месяцев по адресу: <адрес>, <адрес> о чем издан приказ департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.140-146,177,178).

Крестьянское (фермерское) хозяйство, главой которого является ФИО2 зарегистрировало свою деятельность ДД.ММ.ГГГГ ОГРНИП , его деятельность была прекращена ДД.ММ.ГГГГ по решению членов крестьянского (фермерского) хозяйства (л.д.43-46,73,86,123-134).

МБУ «Центр поддержки АПК» ходатайствовал о выделении гранта ИП главе КФХ ФИО2 (л.д.147).

ДД.ММ.ГГГГ ИП главой крестьянского (фермерского) хозяйства ФИО2 в конкурсную комиссию департамента аграрной политики <адрес> по отбору участников программы поддержки начинающих фермеров была подана заявка на участие в конкурсе поддержки начинающих фермеров (л.д.8).

Ответчиком для представления на конкурс был разработан бизнес-план проект по расширению крестьянского (фермерского) хозяйства и увеличению поголовья овец Эдильбаевской породы (л.д.17-32).

Согласно обязательства от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 гарантировал осуществление деятельности КФХ не менее пяти лет после получения гранта или единовременной помощи (л.д.33).

ДД.ММ.ГГГГ департаментом аграрной политики Воронежской области с ИП главой КФХ ФИО2 заключено соглашение о предоставлении гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и/или единовременной помощи на бытовое обустройство (л.д.9-12).

Платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ департамент аграрной политики Воронежской области перечислил средства гранта в сумме 60000 рублей ИП главе КФХ ФИО2 (л.д.7).

Платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ УФК по Воронежской области (департамент аграрной политики Воронежской области) перечислил средства гранта в сумме 240000 рублей ИП главе КФХ ФИО2 (л.д.72).

Согласно договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, акта приема-передачи от того числа, товарной накладной, ИП глава <данные изъяты> продал ИП глава КФХ ФИО2 овцематок породы «романовская, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в количестве 50 голов по цене 6600 рублей за единицу, общая стоимость составила 330000 рублей (л.д.77-79,91-94).

Согласно договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, акта приема-передачи от того числа, товарной накладной, ИП глава <данные изъяты> продал ИП глава КФХ ФИО2 овцематок породы «романовская, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в количестве 50 голов по цене 6600 рублей за единицу, в том числе овцематки 47 голов, бараны-производители 3 головы, общая стоимость составила 330000 рублей (л.д.165-169).

Денежные средства по платежному поручению от ДД.ММ.ГГГГ в сумме 330000 рублей, из которых 300000 рублей средства из гранта и 30000 собственных, ИП главой КФХ ФИО2 перечислены ИП главе <данные изъяты> (л.д.170).

ДД.ММ.ГГГГ ИП глава КФХ ФИО2 заключил предварительный договор поставки сельскохозяйственной продукции и соглашение с ООО «Динарий СП», согласно которого обязался поставить в сентябре 2013 года мясо баранины (л.д.149-152).

ИП глава КФХ ФИО2 предоставлял в администрацию Семилукского муниципального района отчеты по форме 1-КФХ, 2-КФХ за 2012, 2013 годы (л.д.153-164).

Согласно договора займа от ДД.ММ.ГГГГ Фонд содействия кредитования малого и среднего предпринимательства <адрес> и Семилукского муниципального района выдал ИП главе КФХ ФИО2 займ в сумме 100000 рублей на приобретение основных средств (л.д.179-187).

Из справки отдела надзорной деятельности по Семилукскому и <адрес>м от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес>, <адрес> произошел пожар в надворной постройке, в результате надворная постройка была уничтожена огнем (л.д.74,87).

Согласно постановления участкового уполномоченного полиции ОМВД России по Семилукскому району ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению ФИО2 о том, что в <адрес>ДД.ММ.ГГГГ представители банка «Авангард» незаконно засевают поля арендуемые КФХ отказано в возбуждении уголовного дела в отношении руководителя ООО «Авангард-Агро-Воронеж» СХП «Семилуки-1» ФИО7 в виду отсутствия в его действиях состава преступления, предусмотренного ст. 330 УК РФ (л.д.75-76,89-90).

Постановлением Федерального Арбитражного суда Центрального округа от ДД.ММ.ГГГГ кассационной инстанции по проверке законности и обоснованности судебных актов арбитражных судов, вступивших в законную силу, решение Арбитражного суда Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ и постановление Девятнадцатого арбитражного суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу №А14-12456/2012 оставлены без изменения, а кассационная жалоба ООО «Авангард-Агро-Воронеж» без удовлетворения (л.д.82-85,98-104).

Согласно уведомления департамента имущественных и земельных отношений Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ, департамент расторг вышеуказанный договор (л.д.172).

Согласно уведомления от ДД.ММ.ГГГГ ответчик обращался в департамент аграрной политики по поводу расторжения в одностороннем порядке соглашения о предоставлении гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства, так как КФХ прекращает свою деятельность (л.д.148).

ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 снят с налогового учета как глава крестьянского (фермерского) хозяйства (л.д.174).

Из акта департамента БУВО «Воронежский областной центр информационного обеспечения АПК» о проведении проверки целевого использования средств гранта на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и единовременной помощи на бытовое обустройство, полученного в 2012 году ИП главой КФХ ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что согласно представленному в департамент аграрной политики Воронежской области отчету средства гранта были использованы на приобретение овец, осмотр хозяйства произведен не был ввиду отсутствия его главы ФИО2, согласно выписки из ЕГРИП глава КФХ ФИО2 ликвидировал хозяйство в 2014 году, что нарушает условия выдачи гранта (л.д.13-14).

Истец ДД.ММ.ГГГГ направил ФИО2 уведомление о возврате средств гранта в добровольном порядке, которое получено ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15-16).

В соответствии с положениями ст.1,8,9,10,11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК) гражданское законодательство основывается на признании, в том числе равенства участников регулируемых им отношений, свободы договора, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав и их судебной защиты; при этом граждане и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе; при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно, никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения; гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности; граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права, при этом добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются; защита гражданских прав осуществляется в том числе возмещения убытков, взыскания неустойки, компенсации морального вреда и иными способами, предусмотренными законом.

В соответствии с действовавшей на момент получения гранта ФИО2 нормативной базы в соответствующих редакциях, а именно положениями ст. 28, 34, 38, 78, 306.4, 306.7 Бюджетного кодекса Российской Федерации, предусматривалось, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и в том числе определять 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

Нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в нецелевом использовании финансовыми органами (главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также кредитов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации, влечет бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, в размере средств, использованных не по целевому назначению, и (или) в размере платы за пользование ими либо приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).

Нарушение финансовым органом условий предоставления бюджетного кредита, предоставленного одному бюджету бюджетной системы Российской Федерации из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств, влечет бесспорное взыскание суммы средств, использованных с нарушением условий предоставления бюджетного кредита, и (или) платы за пользование ими и (или) приостановление предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).

В соответствии с п.4 Постановления Правительства РФ от 28.02.2012 N 166 «Об утверждении Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку начинающих фермеров» только в случае нецелевого использования начинающими фермерами полученного гранта на создание крестьянского (фермерского) хозяйства средства, составляющие его сумму, подлежат возврату в соответствующий бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Положениями п. 4.3, 4.5, 4.6 Приказа Минсельхоза России от 06.03.2012 N 172 «Об утверждении программы по поддержке начинающих фермеров» (вместе с «Целевой программой ведомства "Поддержка начинающих фермеров на период 2012 - 2014 годов») в случае нецелевого использования гранта на создание крестьянского (фермерского) хозяйства часть гранта, использованная нецелевым образом, подлежит возврату в соответствующие бюджеты в соответствии с законодательством Российской Федерации; субъект Российской Федерации обеспечивает контроль за движением и целевым расходованием средств начинающими фермерами.

Начинающий фермер ежеквартально представляет органу управления АПК субъекта Российской Федерации, в котором начинающий фермер подал заявку на участие в мероприятии Программы, отчет о целевом расходовании средств гранта по созданию крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство по форме, установленной субъектом Российской Федерации, контроль за достоверностью представляемых отчетов осуществляют органы управления АПК субъектов Российской Федерации.

Приказом Минсельхоза России от 22.03.2012 N 197 «О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2012 г. N 166» (вместе с "Порядком отбора региональных программ поддержки начинающих фермеров", "Условиями подачи гражданами Российской Федерации заявок в конкурсную комиссию субъекта Российской Федерации для признания их участниками региональной программы поддержки начинающих фермеров") определены условия подачи гражданами Российской Федерации, являющихся главами крестьянских (фермерских) хозяйств, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, заявок в конкурсную комиссию субъекта Российской Федерации для признания их участниками региональной программы поддержки начинающих фермеров.

В соответствии с п. 1.1 Постановления Правительства Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ N «Об утверждении Порядка предоставления грантов начинающим фермерам на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и единовременной помощи на бытовое обустройство» настоящий Порядок предоставления грантов начинающим фермерам на создание и развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и единовременной помощи на бытовое обустройство (далее - Порядок) устанавливает категории лиц, имеющих право на их получение, определяет цели, условия и порядок предоставления грантов и единовременной помощи, перечень документов, необходимых для получения указанных средств, а также порядок возврата грантов или единовременной помощи в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.

При этом в разделе 2 Порядка, который определяет критерии отбора лиц, имеющих право на получение грантов и единовременной помощи, в п.2.12 имеется такой критерий отбора как то, что заявитель обязуется осуществлять деятельность хозяйства в течение не менее пяти лет после получения гранта.

Тогда как в разделе 3 Порядка, который определяет цели и условия предоставления грантов и единовременной помощи он отсутствует, в п 3.1 указано только, что в случае нецелевого использования гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства часть гранта, использованная нецелевым образом, подлежит возврату в бюджет Воронежской области.

Согласно п.6.3,6.4,6.5,6.6 Порядка контроль за целевым использованием бюджетных средств, направляемых на финансовую поддержку крестьянских (фермерских) хозяйств, осуществляет Департамент; он, органы государственного финансового контроля осуществляют проверки соблюдения получателями грантов и единовременной помощи условий, целей и порядка их предоставления; в случае установления факта нецелевого использования гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и единовременной помощи на бытовое обустройство, нарушения условий их предоставления Департамент принимает меры по возврату указанных средств и направляет получателю требование о возврате грантов и единовременной помощи, в том числе и в судебном порядке.

В силу ст. 401 ГК лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства (п. 1).

Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств (п. 3).

В пунктах 8 и 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2016 года N 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств» разъяснено, что в силу п. 3 ст. 401 ГК для признания обстоятельства непреодолимой силой необходимо, чтобы оно носило чрезвычайный и непредотвратимый при данных условиях характер.

Требование чрезвычайности подразумевает исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого не является обычным в конкретных условиях.

Если иное не предусмотрено законом, обстоятельство признается непредотвратимым, если любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий.

Не могут быть признаны непреодолимой силой обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий стороны обязательства, например, отсутствие у должника необходимых денежных средств, нарушение обязательств его контрагентами, неправомерные действия его представителей.

Наступление обстоятельств непреодолимой силы само по себе не прекращает обязательство должника, если исполнение остается возможным после того, как они отпали.

В соответствии со ст. 12, 38, 39, 56, 57,196 ГПК правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Стороны пользуются равными процессуальными правами и несут равные процессуальные обязанности. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле. Суд вправе предложить им представить дополнительные доказательства. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались. Истец вправе изменить основание или предмет иска, увеличить или уменьшить размер исковых требований. Суд принимает решение по заявленным истцом требованиям и к указанным ответчикам.

Стороны согласились окончить рассмотрение дела по существу по представленным ими и исследованным судом доказательствам, что является их правом, о чем исполнена расписка (л.д.190).

Таким образом, судом установлено и сторонами объективными и надлежащими доказательствами не оспорено, что фактов нецелевого использования денежных средств гранта ФИО2 контрольным органом не устанавливалось и об этом истцом не заявлено; единственное основание к взысканию денежных средств по их мнению является нарушение ответчиком условия получения гранта - отсутствие осуществления деятельности по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства менее 5 лет после получения государственной поддержки, так как данное обязательство включено в п 2.3.4 Соглашения; однако, в соответствии с указанным выше бюджетным законодательством, федеральной и субъекта федерации нормативной базой, категории и критерии отбора получателей гранта; а также цели, условия и порядок предоставления субсидий им прямо как понятия разграничены; при этом в разделе 2 Порядка, который предусматривает критерии отбора лиц, имеющих право на получение грантов и единовременной помощи, действительно в п.2.12 Порядка и п.2.3.4 Соглашения имеется положение, что заявитель обязуется осуществлять деятельность хозяйства в течение не менее пяти лет после получения гранта и только, однако оно в разделе Порядка для целей и условий его получения нигде законодателем не определено, тогда как только в случае установления факта нецелевого использования гранта на создание и развитие крестьянского (фермерского) хозяйства и нарушения условий его предоставления законодателем предусмотрено, что принимаются меры по возврату указанных средств, в том числе и в судебном порядке, такая мера ответственности за вменяемое истцом нарушение ФИО2 п.2.3.4 и в самом Соглашении самостоятельно прямо отсутствует, имеется лишь отсылка на нормы законодательства в данной сфере; при этом лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, только если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, что также усматривается судом в данном случае в соответствии с доводами ответчика, так как для получения гранта КФХ С-ными и выполнения бизнес - плана ему был необходим и в соответствии с приказом от ДД.ММ.ГГГГ и договором от ДД.ММ.ГГГГ Департаментом имущественных и земельных отношений Воронежской области должны были быть переданы в аренду земли сельскохозяйственного назначения сроком на 11 месяцев, однако этого не произошло по причине их использования фактически и оспаривании указанных прав ФИО2 в судебном порядке иным хозяйствующим субъектом, что подтверждено судебными актами и материалами проверки в порядке ст.144-145 ГПК РФ, о чем ФИО2 надлежаще сообщал руководству Воронежской области и это истцом не оспаривалось, однако иных земельных участков ему своевременно для осуществления овцеводства предоставлено не было субъектом федерации в своей воле и интересе (л.д.75-76,80-81,82-85,89-90,95-97,98-104,140-146,147,171,172,173,175,176,177,178), при таких установленных обстоятельствах суд полагает необходимым в заявленных требованиях – отказать, при отсутствии доказанности со стороны истца факта нецелевого использования денежных средств гранта ФИО2.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 -198 ГПК, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований субъекта Российской Федерации Воронежской области в лице департамента аграрной политики Воронежской области к ФИО2 о взыскании суммы гранта на развитие крестьянского (фермерского) хозяйства в размере 300000 рублей, в том числе средств федерального бюджета в сумме 240000 рублей и средств бюджета Воронежской области в сумме 60000 рублей – отказать.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Семилукский районный суд в течение месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.

Судья

В соответствии со ст. 199 ГПК мотивированное решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.