Дело №2 - 96/2022
РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Торжок 07 февраля 2022 года
Торжокский межрайонный суд Тверской области в составе
председательствующего судьи Арсеньевой Е.Ю.,
при секретаре судебного заседания Мартысюк А.А.,
с участием истцов ФИО1, ФИО2, действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1, ФИО2, действующей в интересах несовершеннолетнего Коршунова Марка Алексеевича, к государственному бюджетному учреждению «Грузинский психоневрологический интернат», Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области, ФИО5, ФИО6, ФИО7 о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации,
установил:
ФИО1, ФИО2, действующая в интересах несовершеннолетнего ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратились в суд с иском к ГБУ «Грузинский психоневрологический интернат», Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области, ФИО5, ФИО6, ФИО7 о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации и просят признать за ФИО1, ФИО3 право равнодолевой собственности (по 1/2 доле каждому) в порядке приватизации на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
В обоснование заявленных исковых требований указано следующее.
К.Л.ВБ. является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> (далее – объект недвижимости) по договору найма жилого помещения от 30 декабря 2004 года, договора социального найма жилого помещения от 05 октября 2011 года и зарегистрирована по указанному адресу с 13июня 1988 года. Квартира значится в реестре государственного имущества Тверской области, находится на балансовом учёте и в оперативном управлении ГБУ «Грузинский психоневрологический интернат».
С целью реализации права на бесплатную приватизацию жилого помещения, нанимателем которого она являлась с 2004 года, ФИО1 обратилась к наймодателю с просьбой об оформлении договора на передачу квартир (домов) в собственность граждан. Ею было написано заявление № 1052 от 30.09.2009 на передачу в равнодолевую собственность по 1/2 доле каждому, ей и ФИО4 Марку Алексеевичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, законным представителем которого является ФИО2 В данном заявлении остальные члены семьи отказались от приватизации. 31 октября 2009 года в Торжокском филиале ГУП «Тверское областное БТИ» был заключен вышеуказанный договор. После заключения договора на передачу квартиры в собственность в порядке приватизации она осуществляла сбор необходимых документов на объект недвижимости для дальнейшей регистрации права собственности. Объект недвижимости предоставлялся для проживания ГБУ «Грузинский психоневрологический интернат» в связи с осуществлением трудовой деятельности в интернате в период с 01 февраля 1981 года по 30 октября 2010 года в качестве доярки. На протяжении всего времени с момента заселения и по настоящее время она проживает в объекте недвижимого имущества и несет бремя содержания жилья.
Ссылаясь на нормы статей 217 Гражданского кодекса Российской Федерации, положения статей 2, 6 и 11 Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», статьи 60 Жилищного кодекса Российской Федерации полагают, что приобрели право собственности на спорную квартиру в равных долях каждый (по 1/2 доли).
В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве соответчика привлечен К.С.ВБ., в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО2
В судебном заседании истцы ФИО1 и ФИО2, действующая как законный представитель несовершеннолетнего ФИО3, а также в своих интересах, как третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, исковые требования поддержали полностью, дополнив, что никто из третьих лиц на спорную квартиру не претендует, истцы ранее в приватизации жилья не участвовали.
Представитель ответчика – Государственного бюджетного учреждения «Грузинский психоневрологический интернат», извещённый надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, в письменном отзыве против исковых требований истцов не возражал, считал их обоснованными и подлежащими удовлетворению, указав, что жилой объект, расположенный по адресу: <адрес>, находится в собственности Тверской области, а также в оперативном управлении и на балансе ГБУ «Грузинский ПНИ». Договор социального найма жилого помещения на вышеуказанную квартиру заключен между ГБУ «Грузинский ПНИ» и ФИО1 03октября 2011 года. Практика вселения граждан в жилое помещение в домах государственного жилищного фонда в 1960-2000 гг. складывалась таким образом, что ордера на вселение в помещение гражданину не выдавались, договор социального найма не заключался. Основанием для вселения в помещение являлось заявление гражданина, утвержденное действующим директором ГБУ «Грузинский ПНИ» с учетом мнения профсоюзного комитета, либо заявление выражалось в устной форме. Принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производилось в соответствии с законодательством Союза ССР и законодательством РСФСР – по месту работы совместным решением администрации учреждения и профсоюзного комитета; о принятом решении сообщалось гражданам в письменной форме. До 01.03.2005 полномочия по отнесению жилых помещений к служебным были наделены исполкомы районных и городских советов народных депутатов (ст. 101 ЖК РСФСР; ст. 1 Закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ).
С 01.03.2005 полномочиями по включению жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду и по исключению жилых помещений из указанного фонда наделены органы, управляющие государственным или муниципальным жилищным фондом (ч.2 ст. 92 ЖК РФ, ст. 1 Закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ; п.12 Правил; п.1 Постановления Правительства РФ от 25.03.2010 № 179), в соответствии с Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 г. № 42 жилое помещение должно быть зарегистрировано в органах государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним как служебное жилое помещение. Регистрация вышеуказанной квартиры как служебного помещения не производилась, статуса служебного помещения не имеет.
Соответчики – ФИО5, ФИО6, ФИО7, извещённые надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились, в письменных заявлениях исковые требования признали полностью, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
Соответчик – Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области при надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения дела, участия в судебном заседании не приняло, просило рассмотреть дело в его отсутствие.
В письменных возражениях, представленных суду, Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области указало, что возражает относительно удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям.
В реестре имущества, находящегося в собственности Тверской области, учитывается объект – <адрес>, расположенная по адресу: <адрес>.
Распоряжением Комитета по управлению имуществом Тверской области от 27.04.2009 № 670 «О закреплении государственного имущества Тверской области на праве оперативного управления» названное имущество закреплено на праве оперативного управления за Учреждением.
Указанный объект недвижимости включен в реестр государственного имущества Тверской области на основании свидетельства Комитета по управлению имуществом Тверской области от 12.05.2003 № 06901661 «о внесении в реестр государственного имущества Тверской области».
«В соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее – Закон от 04.07.1991 № 1541-1) приватизация жилых помещений – бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.
Согласно ст. 2 Закона от 04.07.1991 № 1541-1 граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных от 04.07.1991 № 1541-1, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
В соответствии со ст. 6 Закона от 04.07.1991 № 1441-1 передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Таким образом, Министерство не может быть признано надлежащим ответчиком, поскольку в данном случае не уполномочено передавать гражданам жилые помещения в собственность, закрепленные на праве оперативного управления за Учреждением.
Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключенным предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность.
В соответствии с пунктом 1 ст. 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, получает согласие собственника этого имущества, в том числе для передачи жилых помещений в собственность граждан.
В Министерство обратилось Учреждение с заявлением от 01.03.2021 № 87 о согласовании передачи в собственность граждан <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>.
Министерством в ответе от 29.03.2021 № 01-02/3302-АМ было разъяснено, что для решения вопроса о приватизации жилых помещений необходимо соблюдение следующих требований:
- соблюдение прав всех совместно проживающих членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет;
- проживание в жилом помещении, подлежащем приватизации, на условиях социального найма;
- неиспользование гражданами ранее права на бесплатную приватизацию жилых помещений;
- отнесение жилого помещения к категории подлежащих приватизации жилых помещений в соответствии с Закона от 04.07.1991 № 1541-1.
Приложенный к обращению договор найма жилого помещения от 30.12.2004, заключенный между Учреждением и ФИО1, не содержит положений, подтверждающих передачу жилого помещения нанимателю на условиях социального найма.
С учетом изложенного, у Министерства отсутствуют основания для согласования вопроса о передаче указанного жилого помещения в собственность ФИО1 в порядке приватизации.
Дополнительные документы в адрес Министерства направлены не были, о невозможности предоставления не сообщено, в связи с чем заключение договора передачи жилого помещения в собственность граждан в порядке приватизации невозможно.
Таким образом, основания для согласования Министерством приватизации <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, отсутствовали.
Кроме того, поскольку предусмотрен внесудебный порядок передачи жилых помещений, находящихся в государственной собственности, а истцами не представлено доказательств его соблюдения, то с учётом предусмотренного ст. 10 Конституции РФ принципа разделения властей суд в своей деятельности не может подменять органы исполнительной ветви власти в реализации их властных и административных полномочий, в том числе и в сфере жилищного законодательства.
Согласно статье 11 Закона от 04.07.1991 № 1541-1 каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность, бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Согласно статье 7 Закона от 04.07.1991 № 1541-1 передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется, и государственная пошлина не взимается.
К исковому заявлению приложен договор на передачу квартиры в собственность граждан от 31.10.2009, который подписан обеими сторонами, то есть право на приватизацию жилого помещения истцами реализовано в 2009 году.
Согласно ст. 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК) задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду, мирному урегулированию споров.
При этом, исходя из п.1 ст. 11 ГК РФ судебной защите подлежат оспоренные или нарушенные гражданские права. Удовлетворение иска должно быть направлено на восстановление нарушенного материального права.
Положение абзаца второго статьи 12 ГК РФ, закрепляющее признание права в качестве одного из основных способов защиты гражданских прав, направлено на защиту прав и свобод, восстановление нарушенного права, обеспечение надлежащего разрешения дела при наличии спора о праве.
В соответствии с подп. 1 п.1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из договора и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Таким образом, истцами не представлено доказательств, подтверждающих нарушение их прав и свобод, а также из искового заявления не следует, в чем заключается нарушение прав истцов.
На основании изложенного, Министерство просит суд отказать в удовлетворении заявленных требований.
Третье лицо – Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения дела, представителя в суд не направило. В материалах дела имеется заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
Руководствуясь частями 3 и 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Конституционная обязанность государства охранять права и свободы гражданина обеспечивается деятельностью по законодательному регулированию.
В соответствии с частью 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишён жилища.
Согласно части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно пункту 1 статьи 212 Гражданского кодекса Российской Федерации в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
В силу пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации вещными правами наряду с правом собственности, в частности, является право оперативного управления имуществом.
Учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества, и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества (статья 296 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На основании пункта 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за учреждением, возникает у этого учреждения с момента передачи имущества.
Исследованными по делу доказательствами установлено, что по адресу: <адрес>, расположен жилой дом под номером <адрес> Указанный объект недвижимости значится в реестре государственного имущества Тверской области №
Распоряжением комитета по управлению имуществом Тверской области от 27апреля 2009 года № 670 жилой дом под номером <адрес>, расположенный по <адрес> в <адрес>, состоящий из двух квартир 1 и 2, закреплён на праве оперативного управления за государственным учреждением «Грузинский психоневрологический интернат».
В соответствии со статьёй5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до 1 марта 2005года (введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации), Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным законом. Поскольку правоотношения сторон относительно пользования жилыми помещениями (квартирами), расположенными в <адрес> в <адрес> возникли до 1 марта 2005года, оценка приобретения истцами жилищных прав должна осуществляться по нормам ранее действовавшего Жилищного кодекса РСФСР от 24 июня 1983 года.
В соответствии со статьёй 10 Жилищного кодекса РСФСР граждане имеют право на получение в установленном порядке жилого помещения по договору найма или аренды. Жилые помещения в домах государственного жилищного фонда предоставляются гражданам в бессрочное пользование.
Согласно статье 28 Жилищного кодекса РСФСР граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имели право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного жилищного фонда. Жилые помещения предоставлялись указанным гражданам, как правило, в виде отдельной квартиры на семью.
В соответствии со ст.43 Жилищного кодекса РСФСР жилые помещения предоставляются гражданам в домах ведомственного (государственного) жилищного фонда по совместному решению администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации, утвержденному исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов, а в случаях, предусмотренных Советом Министров СССР, - по совместному решению администрации и профсоюзного комитета с последующим сообщением исполнительному комитету соответствующего Совета народных депутатов о предоставлении жилых помещений для заселения.
В соответствии со статьёй 50 Жилищного кодекса РСФСР пользование жилыми помещениями в домах государственного жилищного фонда осуществлялось в соответствии с договором найма жилого помещения и правилами пользования жилыми помещениями. Договор найма жилого помещения в домах государственного жилищного фонда заключался на основании ордера на жилое помещение.
Предметом договора найма могло быть лишь изолированное жилое помещение, состоящее из квартиры либо одной или нескольких комнат (статья 52 Жилищного кодекса РСФСР).
Как установлено судом, истец ФИО8, № года рождения, принята на работу в Грузинский дом интернат (государственное учреждение) на должность доярки с 02 июня 1981 года, где проработала на разных должностях более десяти лет.
Из протокола заседания профсоюзного комитета Грузинского ПНИ от 17марта 1989 года следует, что гражданка ФИО1 была включена в список на улучшение жилищных условий, как работник ПНИ.
В связи с трудовыми отношениями, как нуждающейся в жилом помещении, ей на состав семьи (она, муж - ФИО9, дети - ФИО5, ФИО6, ФИО2, ФИО7) была предоставлена спорная <адрес>.
ФИО1 зарегистрирована по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из домового (поквартирной) книги для регистрации граждан, проживающих в <адрес> с 13 июня 1988 года.
Муж и дети ФИО1 были вселены в жилое помещение в качестве членов её семьи, соответственно, в силу действовавших на тот момент положений ст.ст. 10 и 53 Жилищного кодекса РСФСР приобрели равное с нею право бессрочного пользования вышеуказанной квартирой.
В настоящий момент в жилом помещении, расположенном в <адрес> в <адрес> зарегистрированы: ФИО6 – с 25 апреля 1989 года по настоящее время; ФИО7 – с 26 июня 1991 года по настоящее время; ФИО2 – с 09 мая 1990 года по настоящее время; ФИО3 – с 03 августа 2009 года по настоящее время; ФИО10 – с 30 октября 2013 года по настоящее время.
Приведённые данные объективно подтверждаются копией домовой книги о регистрации перечисленных граждан.
Несовершеннолетние ФИО3 и ФИО10 зарегистрированы в спорном жилом помещении по месту проживания матери (законного представителя ФИО2) на основании п.28 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713 (л.д.10-14). Их право пользования спорным жилым помещением производно от права их матери – ФИО2, пользующейся жилым помещением в бессрочном порядке.
Совокупность собранных по делу доказательств свидетельствует, что спорная квартира была предоставлена для проживания ФИО1 (нанимателю) на состав семьи: муж - ФИО9, дети - ФИО5, ФИО6, ФИО2, ФИО7 (члены семьи нанимателя) на условиях договора социального найма жилого помещения. В дальнейшем правоотношения сторон не изменялись.
В последующем, в отношении спорной квартиры 30 декабря 2004 года между ФИО1 и Государственным учреждением Грузинский психоневрологический интернат, в лице директора ФИО11, оформлен письменный договор найма жилого помещения.
В силу статьи 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда на территории Российской Федерации определены Законом Российской Федерации от 04 июля 1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее – Закон о приватизации).
Приватизация в статье 1 закона определена законодателем как бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд).
В силу статьи 2 указанного закона граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном или муниципальном жилом фонде, включая жилой фонд, находящийся в хозяйственном ведении или оперативном управлении на условиях социального найма вправе с согласия всех совместно проживающих членов семьи приобрести эти помещения в собственность.
Решение о передаче недвижимого имущества должен принимать собственник или уполномоченный им орган, которым в соответствии с Законом о приватизации может быть орган государственной власти, орган местного самоуправления, а также государственное и муниципальное предприятие за которым закреплён жилищный фонд на праве хозяйственного ведения и государственные или муниципальные учреждения, в оперативное управление которым передан жилищный фонд (статья 6 Закона).
Желая реализовать право на приватизацию занимаемого жилого помещения, истцы обратились к уполномоченному органу с заявлением о передаче в равнодолевую собственность занимаемой ими квартиры.
31 октября 2009 года между Государственным учреждением «Грузинский психоневрологический интернат», с одной стороны, и ФИО1, ФИО3 (в лице законного представителя ФИО2), с другой стороны, заключен договор на передачу квартир (домов) в собственность граждан, по условиям которой перечисленным гражданам в равнодолевую собственность передана <адрес>, находящаяся по адресу: <адрес>.
Судом определен круг лиц, имеющих равное с истцами право на приватизацию спорного жилого помещения. Указанные лица от участия в приватизации спорного жилого помещения отказались. Доказательств обратного суду не представлено и в судебном заседании не установлено.
На момент заключения договора на передачу квартир (домов) в собственность граждан, у ФИО1 и ФИО3 возникло предусмотренное статьёй 2 Закона о приватизации право на приватизацию занимаемого жилого помещения, которым они воспользовались в установленном законом порядке. Приватизированное жилое помещение не относится к категории, не подлежащих приватизации жилых помещений, перечисленных в статье 4 Закона о приватизации.
Согласно уведомлениям Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии Торжокского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Тверской области № КУВД -001/2019-720992/1 от 30 января 2019 и № КУВД-001/2019-720992/4 от 17 октября 2019 года государственная регистрация права была приостановлена ввиду не предоставления дополнительных документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права, отсутствовали сведения о зарегистрированном праве ГУ «Грузинский ПНИ» в Едином государственном реестре недвижимости.
Уведомлением №КУВД -001/2019-720992/5 от 12 ноября 2019 года прекращено осуществление государственного кадастрового учета государственной регистрации права.
Право оперативного управления ГБУ «Грузинский психоневрологический интернат» на жилой <адрес>, зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 29 октября 2019 года. Приведённые обстоятельства объективно подтверждаются выпиской из Единого государственного реестра прав от 28 декабря 2021 года.
Исходя из смысла преамбулы и ст. 1, 2 Закона от 04.07.1991 № 1541-1 гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием. Аналогичные разъяснения даны в п.8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.08.1993 № 8 (ред. от 02.07.2009) «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
В п.5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.08.1993 № 8 (ред. от 02.07.2009) «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» также разъяснено, что требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан.
Судом не установлено каких-либо предусмотренных законом оснований для отказа истцам в передаче занимаемого жилого помещения в собственность. Поскольку договор на передачу квартир (домов) в собственность граждан никем не оспорен, является юридически действительным, право долевой собственности на квартиру, находящуюся по адресу: <адрес>, возникло у истцов в порядке, установленном Законом о приватизации, по 1/2 доли в праве общей долевой собственности у каждого, на основании указанного договора на передачу квартир (домов) в собственность граждан от 31 октября 2009 года.
Учитывая изложенное выше, суд не может согласиться с позицией, озвученной ответчиком – Министерством имущественных и земельных отношений Тверской области в обоснование несогласия с иском. Относительно утверждения о том, что право на приватизацию жилого помещения истцами реализовано в 2009 году, суд обращает внимание, что целью закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (Закона) является создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилье, а также на улучшение использования и сохранности жилищного фонда.
Статья 1 Закона предусматривает, что приватизация жилья – это бесплатная передача жилья в собственность граждан на добровольной основе занимаемых или жилых помещений в фонде государственного или муниципального жилищного фонда.
Статья 11 Закона предусматривает, что такая передача бесплатно может быть только один раз.
Из этих правовых норм следует, что гражданин должен получить бесплатно в собственность жилое помещение один раз.
Как видно из материалов дела, истцами право на приватизацию жилого помещения в полной мере не реализовано, переход права собственности на спорное жилое помещение в порядке приватизации в установленном законом порядке не осуществлен. В настоящее время Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области отказывается согласовать истцам передачу спорного жилого помещения в порядке приватизации в собственность.
Запрещение им (истцам) приватизировать спорную квартиру является нарушением их права на получение бесплатного жилья в порядке приватизации.
Тогда как статья 19 Конституции Российской Федерации устанавливает, что все равны перед законом и судом; при этом государство гарантирует равенство прав и свобод человека, гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежащего общественным объединениям, а также других обстоятельств. По смыслу названной статьи Конституции Российской Федерации, во взаимосвязи с ее статьями 17,18 и 55 принцип равенства распространяется не только на права и свободы, непосредственно провозглашенные Конституцией Российской Федерации, но и на связанные с ними другие права граждан, приобретаемые на основании Федерального закона.
Право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения, закрепленное Законом Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации», предполагает, как вытекает из преамбулы названного закона, создание гражданам равных правовых условий для осуществления выбора способа удовлетворения потребности в жилье на основе свободы выбора места жительства, а также возможности эффективно использовать свои средства для улучшения жилищных условий, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться жильем, выступать с ним на рынке недвижимости.
При таких обстоятельствах у суда имеются правовые основания для удовлетворения заявленных исковых требований.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования ФИО1, ФИО2, действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО3, удовлетворить.
признать за ФИО1 и ФИО3 в порядке приватизации право общей долевой собственности (по 1/2 доли в праве в общей долевой собственности за каждым) на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Торжокский межрайонный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий подпись Е. Ю. Арсеньева
Решение в окончательной форме принято 14 февраля 2022 года.
Подлинник решения находится в материалах гражданского дела №2-96/2022 (УИД 69RS0032-01-2021-003742-82) в Торжокском межрайонном суде Тверской области.
Судья Е.Ю. Арсеньева
Дело №2 - 96/2022
РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Торжок 07 февраля 2022 года
Торжокский межрайонный суд Тверской области в составе
председательствующего судьи Арсеньевой Е.Ю.,
при секретаре судебного заседания Мартысюк А.А.,
с участием истцов ФИО1, ФИО2, действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1, ФИО2, действующей в интересах несовершеннолетнего Коршунова Марка Алексеевича, к государственному бюджетному учреждению «Грузинский психоневрологический интернат», Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области, ФИО5, ФИО6, ФИО7 о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации,
установил:
ФИО1, ФИО2, действующая в интересах несовершеннолетнего ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратились в суд с иском к ГБУ «Грузинский психоневрологический интернат», Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области, ФИО5, ФИО6, ФИО7 о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации и просят признать за ФИО1, ФИО3 право равнодолевой собственности (по 1/2 доле каждому) в порядке приватизации на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
В обоснование заявленных исковых требований указано следующее.
К.Л.ВБ. является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> (далее – объект недвижимости) по договору найма жилого помещения от 30 декабря 2004 года, договора социального найма жилого помещения от 05 октября 2011 года и зарегистрирована по указанному адресу с 13июня 1988 года. Квартира значится в реестре государственного имущества Тверской области, находится на балансовом учёте и в оперативном управлении ГБУ «Грузинский психоневрологический интернат».
С целью реализации права на бесплатную приватизацию жилого помещения, нанимателем которого она являлась с 2004 года, ФИО1 обратилась к наймодателю с просьбой об оформлении договора на передачу квартир (домов) в собственность граждан. Ею было написано заявление № 1052 от 30.09.2009 на передачу в равнодолевую собственность по 1/2 доле каждому, ей и ФИО4 Марку Алексеевичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, законным представителем которого является ФИО2 В данном заявлении остальные члены семьи отказались от приватизации. 31 октября 2009 года в Торжокском филиале ГУП «Тверское областное БТИ» был заключен вышеуказанный договор. После заключения договора на передачу квартиры в собственность в порядке приватизации она осуществляла сбор необходимых документов на объект недвижимости для дальнейшей регистрации права собственности. Объект недвижимости предоставлялся для проживания ГБУ «Грузинский психоневрологический интернат» в связи с осуществлением трудовой деятельности в интернате в период с 01 февраля 1981 года по 30 октября 2010 года в качестве доярки. На протяжении всего времени с момента заселения и по настоящее время она проживает в объекте недвижимого имущества и несет бремя содержания жилья.
Ссылаясь на нормы статей 217 Гражданского кодекса Российской Федерации, положения статей 2, 6 и 11 Закона «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», статьи 60 Жилищного кодекса Российской Федерации полагают, что приобрели право собственности на спорную квартиру в равных долях каждый (по 1/2 доли).
В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве соответчика привлечен К.С.ВБ., в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО2
В судебном заседании истцы ФИО1 и ФИО2, действующая как законный представитель несовершеннолетнего ФИО3, а также в своих интересах, как третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, исковые требования поддержали полностью, дополнив, что никто из третьих лиц на спорную квартиру не претендует, истцы ранее в приватизации жилья не участвовали.
Представитель ответчика – Государственного бюджетного учреждения «Грузинский психоневрологический интернат», извещённый надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился, в письменном отзыве против исковых требований истцов не возражал, считал их обоснованными и подлежащими удовлетворению, указав, что жилой объект, расположенный по адресу: <адрес>, находится в собственности Тверской области, а также в оперативном управлении и на балансе ГБУ «Грузинский ПНИ». Договор социального найма жилого помещения на вышеуказанную квартиру заключен между ГБУ «Грузинский ПНИ» и ФИО1 03октября 2011 года. Практика вселения граждан в жилое помещение в домах государственного жилищного фонда в 1960-2000 гг. складывалась таким образом, что ордера на вселение в помещение гражданину не выдавались, договор социального найма не заключался. Основанием для вселения в помещение являлось заявление гражданина, утвержденное действующим директором ГБУ «Грузинский ПНИ» с учетом мнения профсоюзного комитета, либо заявление выражалось в устной форме. Принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производилось в соответствии с законодательством Союза ССР и законодательством РСФСР – по месту работы совместным решением администрации учреждения и профсоюзного комитета; о принятом решении сообщалось гражданам в письменной форме. До 01.03.2005 полномочия по отнесению жилых помещений к служебным были наделены исполкомы районных и городских советов народных депутатов (ст. 101 ЖК РСФСР; ст. 1 Закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ).
С 01.03.2005 полномочиями по включению жилых помещений в специализированный жилищный фонд с отнесением таких помещений к определенному виду и по исключению жилых помещений из указанного фонда наделены органы, управляющие государственным или муниципальным жилищным фондом (ч.2 ст. 92 ЖК РФ, ст. 1 Закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ; п.12 Правил; п.1 Постановления Правительства РФ от 25.03.2010 № 179), в соответствии с Правилами отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 г. № 42 жилое помещение должно быть зарегистрировано в органах государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним как служебное жилое помещение. Регистрация вышеуказанной квартиры как служебного помещения не производилась, статуса служебного помещения не имеет.
Соответчики – ФИО5, ФИО6, ФИО7, извещённые надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились, в письменных заявлениях исковые требования признали полностью, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
Соответчик – Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области при надлежащем извещении о времени и месте рассмотрения дела, участия в судебном заседании не приняло, просило рассмотреть дело в его отсутствие.
В письменных возражениях, представленных суду, Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области указало, что возражает относительно удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям.
В реестре имущества, находящегося в собственности Тверской области, учитывается объект – <адрес>, расположенная по адресу: <адрес>.
Распоряжением Комитета по управлению имуществом Тверской области от 27.04.2009 № 670 «О закреплении государственного имущества Тверской области на праве оперативного управления» названное имущество закреплено на праве оперативного управления за Учреждением.
Указанный объект недвижимости включен в реестр государственного имущества Тверской области на основании свидетельства Комитета по управлению имуществом Тверской области от 12.05.2003 № 06901661 «о внесении в реестр государственного имущества Тверской области».
«В соответствии со ст. 1 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее – Закон от 04.07.1991 № 1541-1) приватизация жилых помещений – бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, - по месту бронирования жилых помещений.
Согласно ст. 2 Закона от 04.07.1991 № 1541-1 граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных от 04.07.1991 № 1541-1, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
В соответствии со ст. 6 Закона от 04.07.1991 № 1441-1 передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Таким образом, Министерство не может быть признано надлежащим ответчиком, поскольку в данном случае не уполномочено передавать гражданам жилые помещения в собственность, закрепленные на праве оперативного управления за Учреждением.
Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключенным предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность.
В соответствии с пунктом 1 ст. 296 ГК РФ учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, получает согласие собственника этого имущества, в том числе для передачи жилых помещений в собственность граждан.
В Министерство обратилось Учреждение с заявлением от 01.03.2021 № 87 о согласовании передачи в собственность граждан <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>.
Министерством в ответе от 29.03.2021 № 01-02/3302-АМ было разъяснено, что для решения вопроса о приватизации жилых помещений необходимо соблюдение следующих требований:
- соблюдение прав всех совместно проживающих членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет;
- проживание в жилом помещении, подлежащем приватизации, на условиях социального найма;
- неиспользование гражданами ранее права на бесплатную приватизацию жилых помещений;
- отнесение жилого помещения к категории подлежащих приватизации жилых помещений в соответствии с Закона от 04.07.1991 № 1541-1.
Приложенный к обращению договор найма жилого помещения от 30.12.2004, заключенный между Учреждением и ФИО1, не содержит положений, подтверждающих передачу жилого помещения нанимателю на условиях социального найма.
С учетом изложенного, у Министерства отсутствуют основания для согласования вопроса о передаче указанного жилого помещения в собственность ФИО1 в порядке приватизации.
Дополнительные документы в адрес Министерства направлены не были, о невозможности предоставления не сообщено, в связи с чем заключение договора передачи жилого помещения в собственность граждан в порядке приватизации невозможно.
Таким образом, основания для согласования Министерством приватизации <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, отсутствовали.
Кроме того, поскольку предусмотрен внесудебный порядок передачи жилых помещений, находящихся в государственной собственности, а истцами не представлено доказательств его соблюдения, то с учётом предусмотренного ст. 10 Конституции РФ принципа разделения властей суд в своей деятельности не может подменять органы исполнительной ветви власти в реализации их властных и административных полномочий, в том числе и в сфере жилищного законодательства.
Согласно статье 11 Закона от 04.07.1991 № 1541-1 каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность, бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Согласно статье 7 Закона от 04.07.1991 № 1541-1 передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления поселений, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется, и государственная пошлина не взимается.
К исковому заявлению приложен договор на передачу квартиры в собственность граждан от 31.10.2009, который подписан обеими сторонами, то есть право на приватизацию жилого помещения истцами реализовано в 2009 году.
Согласно ст. 2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК) задачами гражданского судопроизводства являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений. Гражданское судопроизводство должно способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду, мирному урегулированию споров.
При этом, исходя из п.1 ст. 11 ГК РФ судебной защите подлежат оспоренные или нарушенные гражданские права. Удовлетворение иска должно быть направлено на восстановление нарушенного материального права.
Положение абзаца второго статьи 12 ГК РФ, закрепляющее признание права в качестве одного из основных способов защиты гражданских прав, направлено на защиту прав и свобод, восстановление нарушенного права, обеспечение надлежащего разрешения дела при наличии спора о праве.
В соответствии с подп. 1 п.1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из договора и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Таким образом, истцами не представлено доказательств, подтверждающих нарушение их прав и свобод, а также из искового заявления не следует, в чем заключается нарушение прав истцов.
На основании изложенного, Министерство просит суд отказать в удовлетворении заявленных требований.
Третье лицо – Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тверской области надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения дела, представителя в суд не направило. В материалах дела имеется заявление о рассмотрении дела в их отсутствие.
Руководствуясь частями 3 и 5 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему выводу.
Конституционная обязанность государства охранять права и свободы гражданина обеспечивается деятельностью по законодательному регулированию.
В соответствии с частью 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишён жилища.
Согласно части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно пункту 1 статьи 212 Гражданского кодекса Российской Федерации в Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
В силу пункта 1 статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации вещными правами наряду с правом собственности, в частности, является право оперативного управления имуществом.
Учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет, пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества, и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника этого имущества (статья 296 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На основании пункта 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за учреждением, возникает у этого учреждения с момента передачи имущества.
Исследованными по делу доказательствами установлено, что по адресу: <адрес>, расположен жилой дом под номером <адрес> Указанный объект недвижимости значится в реестре государственного имущества Тверской области №
Распоряжением комитета по управлению имуществом Тверской области от 27апреля 2009 года № 670 жилой дом под номером <адрес>, расположенный по <адрес> в <адрес>, состоящий из двух квартир 1 и 2, закреплён на праве оперативного управления за государственным учреждением «Грузинский психоневрологический интернат».
В соответствии со статьёй5 Федерального закона от 29 декабря 2004 года №189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" к жилищным отношениям, возникшим до 1 марта 2005года (введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации), Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных данным законом. Поскольку правоотношения сторон относительно пользования жилыми помещениями (квартирами), расположенными в <адрес> в <адрес> возникли до 1 марта 2005года, оценка приобретения истцами жилищных прав должна осуществляться по нормам ранее действовавшего Жилищного кодекса РСФСР от 24 июня 1983 года.
В соответствии со статьёй 10 Жилищного кодекса РСФСР граждане имеют право на получение в установленном порядке жилого помещения по договору найма или аренды. Жилые помещения в домах государственного жилищного фонда предоставляются гражданам в бессрочное пользование.
Согласно статье 28 Жилищного кодекса РСФСР граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имели право на получение в пользование жилого помещения в домах государственного жилищного фонда. Жилые помещения предоставлялись указанным гражданам, как правило, в виде отдельной квартиры на семью.
В соответствии со ст.43 Жилищного кодекса РСФСР жилые помещения предоставляются гражданам в домах ведомственного (государственного) жилищного фонда по совместному решению администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации, утвержденному исполнительным комитетом районного, городского, районного в городе, поселкового, сельского Совета народных депутатов, а в случаях, предусмотренных Советом Министров СССР, - по совместному решению администрации и профсоюзного комитета с последующим сообщением исполнительному комитету соответствующего Совета народных депутатов о предоставлении жилых помещений для заселения.
В соответствии со статьёй 50 Жилищного кодекса РСФСР пользование жилыми помещениями в домах государственного жилищного фонда осуществлялось в соответствии с договором найма жилого помещения и правилами пользования жилыми помещениями. Договор найма жилого помещения в домах государственного жилищного фонда заключался на основании ордера на жилое помещение.
Предметом договора найма могло быть лишь изолированное жилое помещение, состоящее из квартиры либо одной или нескольких комнат (статья 52 Жилищного кодекса РСФСР).
Как установлено судом, истец ФИО8, № года рождения, принята на работу в Грузинский дом интернат (государственное учреждение) на должность доярки с 02 июня 1981 года, где проработала на разных должностях более десяти лет.
Из протокола заседания профсоюзного комитета Грузинского ПНИ от 17марта 1989 года следует, что гражданка ФИО1 была включена в список на улучшение жилищных условий, как работник ПНИ.
В связи с трудовыми отношениями, как нуждающейся в жилом помещении, ей на состав семьи (она, муж - ФИО9, дети - ФИО5, ФИО6, ФИО2, ФИО7) была предоставлена спорная <адрес>.
ФИО1 зарегистрирована по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из домового (поквартирной) книги для регистрации граждан, проживающих в <адрес> с 13 июня 1988 года.
Муж и дети ФИО1 были вселены в жилое помещение в качестве членов её семьи, соответственно, в силу действовавших на тот момент положений ст.ст. 10 и 53 Жилищного кодекса РСФСР приобрели равное с нею право бессрочного пользования вышеуказанной квартирой.
В настоящий момент в жилом помещении, расположенном в <адрес> в <адрес> зарегистрированы: ФИО6 – с 25 апреля 1989 года по настоящее время; ФИО7 – с 26 июня 1991 года по настоящее время; ФИО2 – с 09 мая 1990 года по настоящее время; ФИО3 – с 03 августа 2009 года по настоящее время; ФИО10 – с 30 октября 2013 года по настоящее время.
Приведённые данные объективно подтверждаются копией домовой книги о регистрации перечисленных граждан.
Несовершеннолетние ФИО3 и ФИО10 зарегистрированы в спорном жилом помещении по месту проживания матери (законного представителя ФИО2) на основании п.28 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713 (л.д.10-14). Их право пользования спорным жилым помещением производно от права их матери – ФИО2, пользующейся жилым помещением в бессрочном порядке.
Совокупность собранных по делу доказательств свидетельствует, что спорная квартира была предоставлена для проживания ФИО1 (нанимателю) на состав семьи: муж - ФИО9, дети - ФИО5, ФИО6, ФИО2, ФИО7 (члены семьи нанимателя) на условиях договора социального найма жилого помещения. В дальнейшем правоотношения сторон не изменялись.
В последующем, в отношении спорной квартиры 30 декабря 2004 года между ФИО1 и Государственным учреждением Грузинский психоневрологический интернат, в лице директора ФИО11, оформлен письменный договор найма жилого помещения.
В силу статьи 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда на территории Российской Федерации определены Законом Российской Федерации от 04 июля 1991 года №1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее – Закон о приватизации).
Приватизация в статье 1 закона определена законодателем как бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд).
В силу статьи 2 указанного закона граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном или муниципальном жилом фонде, включая жилой фонд, находящийся в хозяйственном ведении или оперативном управлении на условиях социального найма вправе с согласия всех совместно проживающих членов семьи приобрести эти помещения в собственность.
Решение о передаче недвижимого имущества должен принимать собственник или уполномоченный им орган, которым в соответствии с Законом о приватизации может быть орган государственной власти, орган местного самоуправления, а также государственное и муниципальное предприятие за которым закреплён жилищный фонд на праве хозяйственного ведения и государственные или муниципальные учреждения, в оперативное управление которым передан жилищный фонд (статья 6 Закона).
Желая реализовать право на приватизацию занимаемого жилого помещения, истцы обратились к уполномоченному органу с заявлением о передаче в равнодолевую собственность занимаемой ими квартиры.
31 октября 2009 года между Государственным учреждением «Грузинский психоневрологический интернат», с одной стороны, и ФИО1, ФИО3 (в лице законного представителя ФИО2), с другой стороны, заключен договор на передачу квартир (домов) в собственность граждан, по условиям которой перечисленным гражданам в равнодолевую собственность передана <адрес>, находящаяся по адресу: <адрес>.
Судом определен круг лиц, имеющих равное с истцами право на приватизацию спорного жилого помещения. Указанные лица от участия в приватизации спорного жилого помещения отказались. Доказательств обратного суду не представлено и в судебном заседании не установлено.
На момент заключения договора на передачу квартир (домов) в собственность граждан, у ФИО1 и ФИО3 возникло предусмотренное статьёй 2 Закона о приватизации право на приватизацию занимаемого жилого помещения, которым они воспользовались в установленном законом порядке. Приватизированное жилое помещение не относится к категории, не подлежащих приватизации жилых помещений, перечисленных в статье 4 Закона о приватизации.
Согласно уведомлениям Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии Торжокского межмуниципального отдела Управления Росреестра по Тверской области № КУВД -001/2019-720992/1 от 30 января 2019 и № КУВД-001/2019-720992/4 от 17 октября 2019 года государственная регистрация права была приостановлена ввиду не предоставления дополнительных документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права, отсутствовали сведения о зарегистрированном праве ГУ «Грузинский ПНИ» в Едином государственном реестре недвижимости.
Уведомлением №КУВД -001/2019-720992/5 от 12 ноября 2019 года прекращено осуществление государственного кадастрового учета государственной регистрации права.
Право оперативного управления ГБУ «Грузинский психоневрологический интернат» на жилой <адрес>, зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 29 октября 2019 года. Приведённые обстоятельства объективно подтверждаются выпиской из Единого государственного реестра прав от 28 декабря 2021 года.
Исходя из смысла преамбулы и ст. 1, 2 Закона от 04.07.1991 № 1541-1 гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием. Аналогичные разъяснения даны в п.8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.08.1993 № 8 (ред. от 02.07.2009) «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
В п.5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.08.1993 № 8 (ред. от 02.07.2009) «О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» также разъяснено, что требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан.
Судом не установлено каких-либо предусмотренных законом оснований для отказа истцам в передаче занимаемого жилого помещения в собственность. Поскольку договор на передачу квартир (домов) в собственность граждан никем не оспорен, является юридически действительным, право долевой собственности на квартиру, находящуюся по адресу: <адрес>, возникло у истцов в порядке, установленном Законом о приватизации, по 1/2 доли в праве общей долевой собственности у каждого, на основании указанного договора на передачу квартир (домов) в собственность граждан от 31 октября 2009 года.
Учитывая изложенное выше, суд не может согласиться с позицией, озвученной ответчиком – Министерством имущественных и земельных отношений Тверской области в обоснование несогласия с иском. Относительно утверждения о том, что право на приватизацию жилого помещения истцами реализовано в 2009 году, суд обращает внимание, что целью закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (Закона) является создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилье, а также на улучшение использования и сохранности жилищного фонда.
Статья 1 Закона предусматривает, что приватизация жилья – это бесплатная передача жилья в собственность граждан на добровольной основе занимаемых или жилых помещений в фонде государственного или муниципального жилищного фонда.
Статья 11 Закона предусматривает, что такая передача бесплатно может быть только один раз.
Из этих правовых норм следует, что гражданин должен получить бесплатно в собственность жилое помещение один раз.
Как видно из материалов дела, истцами право на приватизацию жилого помещения в полной мере не реализовано, переход права собственности на спорное жилое помещение в порядке приватизации в установленном законом порядке не осуществлен. В настоящее время Министерство имущественных и земельных отношений Тверской области отказывается согласовать истцам передачу спорного жилого помещения в порядке приватизации в собственность.
Запрещение им (истцам) приватизировать спорную квартиру является нарушением их права на получение бесплатного жилья в порядке приватизации.
Тогда как статья 19 Конституции Российской Федерации устанавливает, что все равны перед законом и судом; при этом государство гарантирует равенство прав и свобод человека, гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежащего общественным объединениям, а также других обстоятельств. По смыслу названной статьи Конституции Российской Федерации, во взаимосвязи с ее статьями 17,18 и 55 принцип равенства распространяется не только на права и свободы, непосредственно провозглашенные Конституцией Российской Федерации, но и на связанные с ними другие права граждан, приобретаемые на основании Федерального закона.
Право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения, закрепленное Законом Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации», предполагает, как вытекает из преамбулы названного закона, создание гражданам равных правовых условий для осуществления выбора способа удовлетворения потребности в жилье на основе свободы выбора места жительства, а также возможности эффективно использовать свои средства для улучшения жилищных условий, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться жильем, выступать с ним на рынке недвижимости.
При таких обстоятельствах у суда имеются правовые основания для удовлетворения заявленных исковых требований.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования ФИО1, ФИО2, действующей в интересах несовершеннолетнего ФИО3, удовлетворить.
признать за ФИО1 и ФИО3 в порядке приватизации право общей долевой собственности (по 1/2 доли в праве в общей долевой собственности за каждым) на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Торжокский межрайонный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий подпись Е. Ю. Арсеньева
Решение в окончательной форме принято 14 февраля 2022 года.
Подлинник решения находится в материалах гражданского дела №2-96/2022 (УИД 69RS0032-01-2021-003742-82) в Торжокском межрайонном суде Тверской области.
Судья Е.Ю. Арсеньева
1версия для печатиДело № 2-96/2022 (2-1363/2021;) ~ М-1401/2021 (Решения)