24RS0016-01-2021-001532-52
2-34/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
8 февраля 2022 года Железногорский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Щербаковой Я.А., при секретаре Прокудиной Д.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО6 к Обществу с ограниченной ответственностью "Деловые Линии " о защите прав потребителей,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с иском к ООО «Деловые Линии» с требованием о защите прав потребителей, мотивируя свои требования следующим.
Ответчик обязался по договору доставки доставить Истцу груз в виде запчастей для ТС. В предмет договора перевозки входили, в том числе, услуга по жесткой упаковке груза и упаковка груза в воздушно-пузырьковую пленку, стоимость перевозки составила 4 774 руб., с объявленной стоимостью груза - 50 000 руб. При получении груза, после оплаты транспортных услуг и услуги страхования, было обнаружено повреждение груза. 26 января 2021 г. был составлен коммерческий акт на основании порчи груза, в нём зафиксировано порча 5 мест и нарушение целостности упаковки. Ущерб, по мнению истца, составил 44 774 руб. 26 января 2021 г. ответчику была направлена претензия, в которой истец просил возместить причиненный ущерб в размере 44 774 руб., в удовлетворении требований о возмещении ущерба было отказано. Ссылаясь на требования ст. ст. 13,31 Закона РФ «О защите прав потребителей» истец просит взыскать с ООО «Деловые Линии» ущерб в размере 44 774 руб., стоимость перевозки - 4 474 руб., компенсацию морального вреда в размере 10 000 рублей; неустойку в размере 73 877,10 руб., штраф за нарушения прав потребителя.
Истец в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, настаивал на требованиях именно к ответчику, считая, что в договорные отношения со страховой компанией он не вступал, и возместить ущерб ему должно ООО «Деловые Линии». Компенсация морального вреда обусловлена в т.ч. некачественным оказание услуг по доставке. Истец не оспаривал получение страховой выплаты в большем размере, чем причинен ущерб, полагает, взыскание ущерба со стороны по договору не повлечет его неосновательное обогащение, постольку стоимость запчастей повысилась.
Представитель ответчика ООО «Деловые Линии» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, в возражениях на иск указал, что иск не признает, поскольку требования истца удовлетворены страховой компанией.
Представитель ответчика АО «Группа Ренессанс Страхование» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом, в возражениях на иск указал, что иск не признает, страховое возмещение покрыло убытки истца в полном объеме.
Третье лицо ФИО1 в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.
Изучив доводы иска, пояснения истца, исследовав письменные материалы дела, оценив доказательства с учетом требований статьи 67 ГПК РФ, суд полагает исковые требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Представленными сторонами доказательствами судом установлено, что 26 января 2021 г. при доставке груза по накладной № 21-02321002491 груза, отправленного для истцу ФИО1 через ООО «Деловые Линии», истец получил груз в виде запчастей для ТС. При получении груза, после оплаты транспортных услуг и услуги страхования, было обнаружено повреждение груза, порчи 5 мест и нарушение целостности упаковки, повреждено имущество, с ущербом в размере: бампер с многочисленными царапинами, утеряна заглушка буксировочная серьга/отверстие -15 000 руб., капот сломан и поцарапан - 15 000 руб., одна фара поцарапана, у второй треснуло стекло - 10 000 руб. Ущерб, по мнению истца, составил 44 774 руб., включая стоимость услуг по доставке товара в размере 4774 руб.
26 января 2021 г. был составлен коммерческий акт на основании порчи груза, ответчику была направлена претензия, в которой истец просил возместить причиненный ущерб в размере 44 774 руб., в удовлетворении требований о возмещении ущерба истцу было отказано.
В ответе на претензию, ООО «Деловые Линии» сообщило истцу о передачи претензии на рассмотрение в АО «Группа Ренессанс Страхование».
В соответствии с п. 1.1. генерального договора № 002 РIС-389717/2018 от 1.02.2018 г. АО «Группа Ренессанс Страхование» обязуется возместить ущерб в связи с доставкой грузов, ООО «Деловые Линии».
Согласно экспертного заключения № GR174240 от 12.05.2021 г., подготовленного ООО «АЙСИС» размер причиненного ущерба составил 20000 руб. 17.05.2021 г. истцу выплачено страховое возмещение в размере 26314 руб., а 25.11.2021 г. -22000 руб., т.е. в общем размере 48314 руб.
В соответствии со ст. со статьей 9 Федерального закона от 26.01.1996 № 15-ФЗ «О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации» в случаях, когда одной из сторон в обязательстве является гражданин, приобретающий услуги (работы) для личных бытовых нужд, такой гражданин пользуется правами стороны в обязательстве в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, а также правами, предоставленными потребителю Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами.
Потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
На основании статьи 13 Закона, за нарушение прав потребителей исполнитель несет ответственность, предусмотренную законом или договором.
В соответствии со ст. 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
На основании положений статьи 4 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.
При отсутствие в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.
В соответствии с пунктом 1 статьи 801 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что правила настоящей главы Кодекса распространяются и на случаи, когда в соответствии с договором обязанности экспедитора исполняются перевозчиком.
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона N 87-ФЗ от 30 июня 2003 года "О транспортно-экспедиционной деятельности" экспедитор обязан оказывать услуги в соответствие с договором транспортной экспедиции.
В силу положениям статьи 7 Федерального закона от 30 июня 2003 года N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
В случае если утрата, недостача или повреждение (порча) груза не могли быть установлены при приеме груза обычным способом, такое уведомление экспедитору может быть сделано не позднее чем в течение тридцати календарных дней со дня приема груза (пункт 2 статьи 8 Закона).
Согласно пункту 1 статьи 796 Гражданского кодекса и части 5 статьи 34 Устава автомобильного транспорта перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
Из смысла положений вышеприведенных норм права профессиональный перевозчик, не исполнивший или ненадлежащим образом исполнивший обязательство, являясь субъектом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, несет гражданско-правовую ответственность независимо от наличия или отсутствия вины и может быть освобожден от нее лишь при наличии обстоятельств, которые он не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
Кроме того, согласно пункту 3 статьи 796 Гражданского кодекса перевозчик наряду с возмещением установленного ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза или багажа, возвращает отправителю (получателю) провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза или багажа, если эта плата не входит в стоимость груза.
Судом установлено, что страховое возмещение, выплаченное в пользу Истца, покрывает причиненный ему ущерб повреждением груза, а также расходы по оплате услуг доставки в полном объеме.
Согласно статье 30 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" недостатки работы (услуги) должны быть устранены исполнителем в разумный срок, назначенный потребителем. Назначенный потребителем срок устранения недостатков товара указывается в договоре или в ином подписываемом сторонами документе либо в заявлении, направленном потребителем исполнителю.
За нарушение предусмотренных настоящей статьей сроков устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги) исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню), размер и порядок исчисления которой определяются в соответствии с пунктом 5 статьи 28 настоящего Закона.
В случае нарушения указанных сроков потребитель вправе предъявить исполнителю иные требования, предусмотренные пунктами 1 и 4 статьи 29 настоящего Закона.
В силу статьи 31 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" требования потребителя об уменьшении цены за выполненную работу (оказанную услугу), о возмещении расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами, а также о возврате уплаченной за работу (услугу) денежной суммы и возмещении убытков, причиненных в связи с отказом от исполнения договора, предусмотренные пунктом 1 статьи 28 и пунктами 1 и 4 статьи 29 настоящего Закона, подлежат удовлетворению в десятидневный срок со дня предъявления соответствующего требования.
Требования о возмещении ущерба не отнесены к отдельным требованиям потребителя, которые подлежат удовлетворению исполнителем в десятидневный срок и за нарушение сроков удовлетворения которых статьей 31 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителя" предусмотрена ответственность исполнителя в виде уплаты неустойки.
Поскольку в судебном заседании установлено, что ответственность исполнителя была застрахована, суд приходит к выводу о том, что несвоевременная выплата страхового возмещения и неустойка за таковое подлежит взысканию с ответчика АО «Группа Ренессанс Страхование», вместе с этим, истец не пожелал привлекать вышеуказанное юридическое лицо к материальной ответственности в виде неустойки, требуя взыскания с исполнителя услуги. Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что оснований для взыскания неустойки с ООО «Деловые Линии», не имеется.
В соответствии с п. 5 ст. 15 Закона РФ в потребителей изготовитель (исполнитель, продавец) освобождается от ответственности, если докажет, что вред причинен вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки товара (работы, услуги).
С учетом вышеуказанных норм закона и в соответствии со ст. 56 ГПК РФ обязанность доказывать факт отсутствия недостатка оказанной услуги (выполненной работы) по общему правилу распределения обязанностей по доказыванию возлагается на исполнителя, в данном случае указанная обязанность лежала на ответчике.
Из представленных истцом доказательств следует, что ответчиком договор доставки товара исполнил ненадлежащим образом, что в т.ч. подтверждается тем, что страховая компания возместила причиненные убытки, в связи с чем в пользу истца подлежит взысканию компенсация морального вреда.
В силу статьи 15 Закона о защите прав потребителей моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения исполнителем прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.
Оценивая фактические обстоятельства дела, суд принимает решение о взыскании компенсации морального вреда в размере 4000 рублей.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ ст. 17 вышеприведенного закона, с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 руб.
В силу ст.13 Закона «О защите прав потребителей» с ответчика подлежит взысканию штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя 4000/2=2000 руб.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление, удовлетворить частично.
Взыскать с ООО «Деловые линии» в пользу ФИО7 компенсацию морального вреда в размере 4000 руб., штраф в размере 2000 руб.
Взыскать с ООО «Деловые линии» в бюджет государственную пошлину в размере 400 рублей.
В остальной части в удовлетворении иска отказать.
Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Железногорский городской суд в течение месяца со дня ознакомления с мотивированным решением.
С мотивированным решением стороны могут ознакомиться в Железногорском городском суде 15 февраля 2022 г. с 17 часов.
Судья Железногорского городского суда Я.А. Щербакова