ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1364/2022 от 24.05.2022 Фрунзенского районного суда г. Владивостока (Приморский край)

Дело № 2-1364\2022

25RS0002-01-2022-001401-14

Мотивированное решение

изготовлено 24 мая 2022

Решение

Именем Российской Федерации

18 мая 2022 года город Владивосток

Фрунзенский районный суд города Владивостока в составе председательствующего Рубель Ю.С., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Назариковой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора города Владивостока в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних Администрации города Владивостока, Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 151 общеразвивающего вида г. Владивостока» о возложении обязанности, с участием заинтересованного лица – Управление по работе с муниципальными учреждениями образования администрации города Владивостока,

установил:

прокурор города Владивостока обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних с названным исковым заявлением, указав в обосновании требований, что прокуратурой города Владивостока проведена проверка исполнения законодательства о противодействии терроризму в среде несовершеннолетних и молодежи, по результатам которой установлено несоответствие образовательных организаций, расположенных на территории г. Владивостока, требованиям безопасности. В 46 муниципальных учреждениях образования повреждено или частично отсутствует ограждение территории, в том числе в МБДОУ «Детский сад № 151» (с юго-восточной стороны здания забор повален, на заднем дворе имеются многочисленные нарушения целостности). Указанные нарушения законодательства послужили основанием для внесения прокурором г. Владивостока 07.12.2021 главе г. Владивостока представления (исх. Исорг-20050002-1751-21/20050002) «Об устранении нарушений законодательства в сфере соблюдения прав несовершеннолетних».

По результатам рассмотрения указанного представления 11.01.2022 в прокуратуру г. Владивостока поступил ответ заместителя главы администрации г. Владивостока от 29.12.2021 № 20613д/16, согласно которому нарушения законодательства антитеррористической защищенности в МБДОУ «Детский сад № 151» не устранены, указано, что финансирование мероприятий по устранению нарушений антитеррористического законодательства образовательных учреждений будет включено в проект бюджета на 2023 год.

Вместе с тем, МБДОУ «Детский сад № 151» относится к объектам с массовым пребыванием людей, а значит является объектом повышенной опасности, в связи с чем необходимо особое внимание уделять вопросам антитеррористической защищенности данной организации, максимально снизить риск возникновения чрезвычайных ситуаций путем повышения безопасности образовательной организации.

Отсутствие ограждения территории указанного образовательного учреждения нарушает право неопределённого круга лиц на безопасные условия пребывания в образовательном учреждении и может привести к совершению террористического акта, и как следствие создать угрозу жизни и здоровью несовершеннолетних, и иных лиц.

Просит суд возложить на Администрацию г. Владивостока в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда обеспечить финансирование мероприятий по ремонту ограждения по периметру территории МБДОУ «Детский сад № 151», возложить обязанность на МБДОУ «Детский сад № 151» после доведения лимитов бюджетных обязательств в течение 3 месяцев произвести работы по ремонту ограждения по периметру территории.

В судебном заседании помощник прокурора г. Владивостока Дедкова Н.В. поддержала заявленные требования, просила их удовлетворить в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика администрации г. Владивостока, заинтересованного лица Управление по работе с муниципальными учреждениями образования администрации города Владивостока по доверенности Алейник Е.С. исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Представитель ответчика МБДОУ «Детский сад № 151» в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен надлежащим образом, причины неявки суду неизвестны.

Согласно ст.2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35 - ФЗ «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

Статьей 5.2 Федерального закона № 35 - ФЗ предусмотрено, что органы местного самоуправления при решении вопросов местного значения по участию в профилактике терроризма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий его проявлений, в том числе обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления.

Концепцией противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации от 05.10.2009 определены субъекты противодействия терроризму, в том числе органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по терроризму. Концепцией определено, что расходы на финансирование мероприятий в области профилактики терроризма органами местного самоуправления осуществляется за счет средств своих бюджетов.

Пунктом 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Федеральным законом от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» установлены минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям, а также к связанным со зданиями и с сооружениями процессам проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса), в том числе требования пожарной безопасности.

В соответствии с ч. 13 ст. 30 Федерального закона № 384-ФЗ для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований:

в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий;

в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

В соответствии с п. 18 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий), утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.08.2019 № 1006, п. 6.48 СП 118.13330.2012 «Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-09-2009», утвержденных приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 № 635/10, воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории), пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях) достигается посредством обеспечения охраны объектов (территорий) и оснащения объектов (территорий) инженерно- техническими средствами и системами охраны, поддержания в исправном состоянии инженерно-технических средств и систем охраны.

Кроме того, постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 утверждены санитарные правила СП 2.4.3648- 20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», согласно п. 2.2.1 которых территория организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, по периметру ограждается забором.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой города Владивостока проведена проверка исполнения законодательства о противодействии терроризму в среде несовершеннолетних и молодежи, по результатам которой установлено несоответствие образовательных организаций, расположенных на территории г. Владивостока, требованиям безопасности. В 46 муниципальных учреждениях образования повреждено или частично отсутствует ограждение территории, в том числе в МБДОУ «Детский сад № 151» (с юго-восточной стороны здания забор повален, на заднем дворе имеются многочисленные нарушения целостности). Указанные нарушения законодательства послужили основанием для внесения прокурором г. Владивостока 07.12.2021 главе г. Владивостока представления (исх. Исорг-20050002-1751-21/20050002) «Об устранении нарушений законодательства в сфере соблюдения прав несовершеннолетних».

По результатам рассмотрения указанного представления 11.01.2022 в прокуратуру г. Владивостока поступил ответ заместителя главы администрации г. Владивостока от 29.12.2021 № 20613д/16, согласно которому нарушения законодательства антитеррористической защищенности в МБДОУ «Детский сад № 151» не устранены, указано, что финансирование мероприятий по устранению нарушений антитеррористического законодательства образовательных учреждений будет включено в проект бюджета на 2023 год.

Вместе с тем, МБДОУ «Детский сад № 151» относится к объектам с массовым пребыванием людей, а значит является объектом повышенной опасности, в связи с чем необходимо особое внимание уделять вопросам антитеррористической защищенности данной организации, максимально снизить риск возникновения чрезвычайных ситуаций путем повышения безопасности образовательной организации.

Отсутствие ограждения территории указанного образовательного учреждения нарушает право неопределённого круга лиц на безопасные условия пребывания в образовательном учреждении и может привести к совершению террористического акта, и как следствие создать угрозу жизни и здоровью несовершеннолетних, и иных лиц.

В соответствии со ст. 9.2 Федерального закона от 12.012.1996 № 7 – ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом и государственными (муниципальными) заданиями.

В соответствии с Уставом МБДОУ «Детский сад № 151» является муниципальным бюджетным учреждением, учредителем и собственником которого является Владивостокский городской округ в лице администрации г. Владивостока. Финансовое обеспечение выполнения муниципального задания МБДОУ «Детский сад № 151» осуществляется в виде субсидий из бюджета Владивостокского городского округа

Исходя из положений п. 3 ст. 69.2 Бюджетного кодекса РФ и п. 3 ст. 9.2 Закона № 7-ФЗ муниципальное задание для бюджетного учреждения формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.

Устранение нарушений требований антитеррористической защищенности указанного муниципального образовательного учреждения не предоставляется возможным без выделения необходимых денежных средств учреждению.

Допущенные нарушения законодательства Российской Федерации не соответствуют проводимой политике государства, направленной на противодействие террористической деятельности, нарушают основные принципы противодействия терроризму, могут привести к созданию условий для осуществления террористической деятельности.

На основании изложенного, с учетом норм действующего законодательства, суд приходит к выводу, что отсутствие ограждения территории в общеобразовательном учреждении противоречит требованиям, предъявляемым к комплексной безопасности учреждения, не позволяет обеспечить надлежащую антитеррористическую защищенность объекта, что может способствовать совершению противоправных действий в отношении лиц, находящихся в учреждении.

На основании изложенного, суд считает, что ответчики не обеспечивают в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан.

Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической оснащенности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ суд,

решил:

исковые требования прокурора города Владивостока в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних Администрации города Владивостока, Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 151 общеразвивающего вида г. Владивостока» о возложении обязанности, с участием заинтересованного лица – Управление по работе с муниципальными учреждениями образования администрации города Владивостока, удовлетворить.

Обязать Администрацию города Владивостока в течение 6 месяцев с момента вступления в законную силу обеспечить финансирование мероприятий по ремонту ограждения по периметру территории МБДОУ «Детский сад № 151», расположенного по адресу: г. Владивосток,

Обязать МБДОУ «Детский сад № 151» расположенного по адресу: г. Владивосток, после доведения лимитов бюджетных обязательств в течение 3 месяцев произвести работы по ремонту ограждения по периметру территории.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Фрунзенский районный суд г. Владивостока в течение месяца со дня его изготовления в мотивированном виде.

Председательствующий п\п Ю.С. Рубель