Дело №2-1365/2015 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Чебаркульский городской суд Челябинской области в составе: председательствующего судьи Тимонцева В.И., при секретаре Рудык А.А., рассмотрев в судебном заседании, с участием представителя заявительницы ФИО1 – ФИО2, представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области – ФИО3, гражданское дело по заявлению ФИО1 об оспаривании решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области об отказе в государственной регистрации ограничения (обременения) права собственности на жилое помещение, УСТАНОВИЛ: ФИО1 обратилась в суд с заявлением о признании недействительным отказа, выраженного в сообщении № от ----У. Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее по тексту – Управления Росреестра по Челябинской области), в государственной регистрации принадлежащего ФИО1 права социального найма как ограничения (обременения) права собственности на объект недвижимости – <адрес> в <адрес>; возложении на Управление Росреестра по Челябинской области обязанности в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу зарегистрировать право социального найма ФИО1 как ограничение (обременение) права собственности на <адрес> в <адрес>. В обоснование заявления указала, что апелляционным определением Челябинского областного суда от ---- за ней признано право пользования квартирой № <адрес> в <адрес> на условиях договора социального найма. ---- заявительница обратилась в Управление Росреестра по Челябинской области с заявлением о государственной регистрации признанного судом права. Сообщением № от ----ФИО1 отказано в государственной регистрации в связи с непредставлением документов, необходимых в соответствии с законом для государственной регистрации права (абз.10 п.1 ст.20 Федерального закона от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»). По мнению Управления Росреестра по Челябинской области из представленного на государственную регистрацию апелляционного определения Челябинского областного суда от ---- невозможно определить, относится ли указанное жилое помещение к жилищному фонду социального использования. Заявительница полагает, что отказ в государственной регистрации является незаконным, поскольку апелляционным определением Челябинского областного суда установлено, что с 1999 года жилой <адрес> в <адрес> имел статус специализированного жилого дома – Дома ветеранов и находился на балансе МУ «<данные изъяты>», которое в 2000 году заключило с ФИО1 договор социального найма жилого помещения в специализированном жилом доме. В 2009 году с жилого дома был снят статус специализированного, и он был передан в казну Чебаркульского городского округа, в связи с чем у заявительницы с ---- возникло право занятия жилого помещения по договору социального найма. В резолютивной части судебного постановления указано на признание за ФИО1 права пользования жилым помещением на условиях социального найма. Ссылаясь в отказе в государственной регистрации на наличие у ФИО1 обязанности предоставить документы, подтверждающие отнесение квартиры к помещению жилищного фонда социального использования, У. Р. по <адрес> не указало норму права, которая возлагает такую обязанность. При этом, в силу п.2 ст.16 Федерального закона от ---- №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» У. Р. по <адрес> обязано было самостоятельно запросить интересующую информацию в соответствующих органах и организациях. Кроме того, согласно жилищному законодательству по договорам социального найма предоставляются жилые помещения государственного или муниципального жилищного фонда, отнесенные к жилищному фонду социального использования. Поскольку апелляционным определением Челябинского областного суда от ---- за ФИО1 признано право пользования жилым помещением по договору социального найма, то занимаемая ей квартира относится к жилищному фонду социального использования, в связи с чем предоставлять иные документы, подтверждающие указанное обстоятельство, не требуется (л.д.3-6). Заявительница ФИО1 в суд не явилась, извещена о месте и времени судебного заседания, в ранее представленном в суд заявлении просила о рассмотрении дела в свое отсутствие (л.д.48, 70). Представитель заявительницы ФИО1 – ФИО2 по нотариальной доверенности от ---- (л.д.49) в судебном заседании заявление поддержал по указанным в нем основаниям, суду пояснил, что право пользования жилым помещением на условиях социального найма является правом на недвижимое имущество, которое в силу ст.131 ГК РФ подлежит государственной регистрации. В соответствии со ст.26.1 Федерального закона от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» указанное право подлежит регистрации в качестве обременения права собственности на жилое помещение. При этом по смыслу вышеназванной нормы права подлежит государственной регистрации как право, возникшее по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, так и право, возникшее по договору социального найма, поскольку жилые помещения, предоставляемые по этим договорам, относятся к жилищному фонду социального использования. Представитель Управления Росреестра по Челябинской области – ФИО3 по доверенности № от ---- (л.д.47) в судебном заседании против удовлетворения заявления возражал, суду пояснил, что в соответствии со ст.131 ГК РФ ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации только в случаях, предусмотренных законом. Согласно жилищному законодательству договор найма жилого помещения жилищного фонда социального использования и договор социального найма являются двумя самостоятельными договорами. В силу ст.26.1 Федерального закона от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и ч.4 ст.91.1 ЖК РФ государственной регистрации подлежит ограничение (обременение) права собственности на жилое помещение, возникающее на основании договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, а не на основании договора социального найма. Поскольку заявительница обратилась за государственной регистрацией ограничения (обременения) права собственности на жилое помещение, возникшего на основании судебного акта, то Управление Росреестра по Челябинской области не могло отказать в государственной регистрации со ссылкой на абз.2 п.1 ст.20 Федерального закона от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» как права, не подлежащего государственной регистрации. В связи с этим, ФИО1 было отказано в государственной регистрации на основании абз.10 п.1 ст.20 указанного Закона, ввиду не представления документов, необходимых для государственной регистрации ограничения (обременения) права собственности на жилое помещение, возникающего на основании договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования. Судом определено рассмотреть дело в отсутствие не явившейся заявительницы ФИО1 Заслушав объяснения представителя заявительницы ФИО1 – ФИО2, представителя У. Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области – ФИО3, исследовав письменные доказательства по делу, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявления. В соответствии с п.1 ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами. Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и основания отказа в регистрации этих прав устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законом о регистрации прав на недвижимое имущество (п.6 ст.131 ГК РФ). Согласно п.1 ст.4 Федерального закона от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, а в отношении объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия - безвозмездное пользование (ссуда). В силу п.1 ст.16 Федерального закона от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в случае, если право возникает на основании акта государственного органа или акта органа местного самоуправления, заявление о государственной регистрации права подается лицом, в отношении которого приняты указанные акты. Если права возникают на основании судебного акта или осуществляются в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 02 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве», государственная регистрация прав может быть осуществлена по требованию судебного пристава-исполнителя. Пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» установлено, что одним из оснований для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются вступившие в законную силу судебные акты. В соответствии с п.1 ст.28 Федерального закона от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации, в которой государственный регистратор вправе отказать только по основаниям, указанным в абзацах четвертом, шестом, седьмом, девятом, десятом, одиннадцатом, двенадцатом, тринадцатом, четырнадцатом пункта 1 статьи 20 настоящего Федерального закона. Согласно абз.10 п.1 ст.20 Федерального закона от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя. При принятии решения об отказе в государственной регистрации прав заявителю направляется по указанному в заявлении о государственной регистрации прав или в требовании судебного пристава-исполнителя адресу сообщение о причинах отказа с обязательной ссылкой на положения настоящей статьи, послужившие основанием для принятия такого решения, в срок не более чем пять дней после окончания срока, установленного для рассмотрения заявления. Отказ в государственной регистрации прав может быть обжалован заинтересованным лицом в суд, арбитражный суд (п.3 ст.20 указанного Закона). В силу ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. Статьей 255 ГПК РФ установлено, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. Как следует из разъяснений, содержащихся в п.25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия. В случае, когда принятие или непринятие решения, совершение или несовершение действия в силу закона или иного нормативного правового акта отнесено к усмотрению органа или лица, решение, действие (бездействие) которых оспариваются, суд не вправе оценивать целесообразность такого решения, действия (бездействия), например при оспаривании бездействия, выразившегося в непринятии акта о награждении конкретного лица; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия). Исходя из положений ст.258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту (п.28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 года №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих»). В судебном заседании установлено следующее. Апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от ---- за ФИО1 признано право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>, на условиях договора социального найма (л.д.92-97). ----ФИО1 обратилась в Управление Росреестра по Челябинской области с заявлением о государственной регистрации ограничения (обременения) на <адрес> по <адрес> в <адрес>, право собственности на которую зарегистрировано за ООО «<данные изъяты>», приложив к заявлению копию вышеназванного апелляционного определения. ---- Управлением Росреестра по Челябинской области заявительнице отказано в государственной регистрации ограничения (обременения) права собственности на жилое помещение на основании абз.10 п.1 ст.20 Федерального закона от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» в связи с не представлением документов, необходимых для государственной регистрации, о чем ФИО1 уведомили сообщением об отказе в государственной регистрации <данные изъяты>, которое она получила ----. Указанные обстоятельства подтверждаются распиской в получении документов на государственную регистрацию (л.д.9, 74); заявлением о государственной регистрации ограничения (обременения) (л.д.75-76); апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от ---- (л.д.77-87, 92-97); сообщением об отказе в государственной регистрации № от ---- (л.д.7-8, 89-90); выпиской из ЕГРП от ---- (л.д.69). В соответствии с п.1 ч.3 ст.19 ЖК РФ жилищный фонд социального использования - совокупность предоставляемых гражданам по договорам социального найма жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, а также предоставляемых гражданам по договорам найма жилищного фонда социального использования жилых помещений государственного, муниципального и частного жилищных фондов. Согласно ч.1 ст.60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом. В силу ч.1 ст.91.1 ЖК РФ по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования одна сторона - лицо, указанное в части 1 статьи 91.2 настоящего Кодекса (наймодатель), обязуется передать другой стороне - гражданину, указанному в части 1 статьи 91.3 настоящего Кодекса (нанимателю), жилое помещение, предусмотренное в статье 91.5 настоящего Кодекса, во владение и пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом. Исходя из вышеназванных норм права, а также положений п.1 ст.672 ГК РФ, жилые помещения жилищного фонда социального использования могут предоставляться гражданам как по договору социального найма жилого помещения, так и по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования. Пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» установлено, что ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом. Таким образом, не все возникающие на основании договоров ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации, а лишь в случаях, прямо указанных в законе. В соответствии с ч.4 ст.91.1 ЖК РФ ограничение (обременение) права собственности на жилое помещение, возникающее на основании договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, подлежит государственной регистрации в порядке, установленном федеральным законом о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Согласно п.1 ст.26.1 Федерального закона от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация ограничения (обременения) права собственности на жилое помещение, возникающего на основании договора найма такого жилого помещения, заключенного на срок не менее года, или на основании договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, осуществляется на основании заявления сторон договора. Из анализа ч.4 ст.91.1 ЖК РФ и п.1 ст.26.1 Федерального закона от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» следует, что государственной регистрации подлежит ограничение (обременение) права собственности на жилое помещение, возникающее лишь на основании договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования. При этом, ни положения раздела III Жилищного кодекса РФ, ни положения Федерального закона от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», ни положения иных законов не предусматривают государственной регистрации ограничения (обременения) права собственности на жилое помещение, возникающего на основании договора социального найма жилого помещения. Поскольку апелляционным определением Судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от ---- за ФИО1 признано право пользования квартирой № <адрес>-<адрес><адрес> в <адрес> на условиях договора социального найма жилого помещения, а не на условиях договора найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, суд пришел к выводу, что Управление Росреестра по Челябинской области правомерно приняло решение об отказе в государственной регистрации ограничения (обременения) права собственности на жилое помещение, в связи с непредставлением заявительницей документов, необходимых для государственной регистрации, а именно: документов, подтверждающих возникновение у нее право пользования жилым помещением по договору найма жилого помещения, заключенного на срок не менее года, либо по договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования. При этом судом отвергаются доводы заявительницы ФИО1 и ее представителя ФИО2 о том, что законом на ФИО1 не возложена обязанность по предоставлению документов, необходимых для государственной регистрации, поскольку в силу п.1 ст.16 Федерального закона от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» обязанность предоставлять документы, необходимые для государственной регистрации, возложена именно на лицо, обратившееся для проведения государственной регистрации. Доводы представителя заявительницы ФИО1 - ФИО2 о том, что право пользования жилым помещением на условиях договора социального найма подлежит государственной регистрации в качестве обременения права собственности на жилое помещение, в связи с чем заявительнице в ее проведении незаконно отказано, основаны на неверном толковании закона. При указанных обстоятельствах, суд пришел к выводу, что Управление Росреестра по Челябинской области, являясь в силу пп.5.1.1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01 июня 2009 года №457, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленном законодательством Российской Федерации порядке: государственную регистрацию прав на объекты недвижимого имущества и сделок с ним, в связи с не представлением ФИО1 документов, необходимых для государственной регистрации ограничения (обременения) права собственности на жилое помещение, с соблюдением установленного порядка, правомерно приняло решение об отказе в государственной регистрации ограничения (обременения) права собственности на жилое помещение, при этом права заявительницы оспариваемым решением не нарушены, в связи с чем, в удовлетворении заявления ФИО1 надлежит отказать в полном объеме. Руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-199, 258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: ФИО1 в удовлетворении заявления об оспаривании решения У. Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области об отказе в государственной регистрации ограничения (обременения) права собственности на жилое помещение - отказать. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Челябинский областной суд через Чебаркульский городской суд Челябинской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме. Председательствующий |