ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1365/16 от 12.02.2016 Ленинскогого районного суда г. Владивостока (Приморский край)

Дело №2-1365/16

Мотивированное решение изготовлено 12.02.2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 февраля 2016 года <адрес>

Ленинский районный суд <адрес> края в составе:

председательствующего В.А. Воробьева,

при секретаре Е.С. Матыско,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 ФИО11, ФИО1 ФИО12, ФИО1 ФИО13, ФИО1 ФИО14, ФИО1 ФИО15 к администрации <адрес>, Департаменту по делам молодежи <адрес> о признании решения об исключении из подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище», возложении обязанности восстановления в списках,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратился в суд с названным исковым заявлением, в обоснование заявленных требований указав, что Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ семья Н-вых в составе: ФИО1 ФИО16, ФИО1 ФИО17, ФИО1 ФИО18, ФИО1 ФИО19 признаны нуждающимися в жилом помещении. ДД.ММ.ГГГГ Постановлением Администрации <адрес> семья ФИО10 признана участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Владивостоке на 2014-2018 годы муниципальной программы «Обеспечение доступным жильем жителей <адрес> на 2014-2018 годы, утвержденной постановлением Администрации <адрес>. Приказом Департамента по делам молодежи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ семья Н-вых в составе: ФИО1 ФИО20, ФИО1 ФИО21, ФИО1 ФИО22, ФИО1 ФИО23 внесены в сводный список молодых семей-участников на получение социальных выплат в 2015 году. Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о внесении в списки молодых семей-участников программы» Обеспечение жильем молодых семей в городе Владивостоке» на 2014-2018 годы муниципальной программы «Обеспечение доступным жильем жителей <адрес> на 2014-2018 годы, утвержденной постановлением администрации <адрес> от 20.09.2013 об исключении молодой семьи в составе: ФИО1 ФИО24, ФИО1 ФИО25, ФИО1 ФИО26, ФИО1 ФИО27 из указанного списка.

Просит признать незаконным постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменений в списки молодых семей-участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Владивостоке» на 2014-2018 годы, муниципальной программы «Обеспечение доступным жильем жителей <адрес> на 2014-2018 годы, утвержденной постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым: исключить молодую семью в составе: ФИО1 ФИО28, ФИО1 ФИО29, ФИО1 ФИО30, ФИО1 ФИО32 из указанного списка. Обязать администрацию <адрес> восстановить молодую семью в составе: ФИО1 ФИО31, ФИО1 ФИО33, ФИО1 ФИО34, ФИО1 ФИО35 в списки молодых семей-участников, изъявивших желание получить социальную выплату в 2016 году по программе « Обеспечение жильем молодых семей в городе Владивостоке» на 2014-2018 годы муниципальной программы «Обеспечение доступным жильем жителей <адрес> на 2014-2018 годы, утвержденной постановлением администрации <адрес> от 20.09.2013, с сохранением прежнего порядкового номера. Признать незаконным бездействие Департамента по делам молодежи <адрес>, выразившиеся в не включении молодой семьи в составе: ФИО1 ФИО36, ФИО1 ФИО37, ФИО1 ФИО38 ФИО1 ФИО39 в сводные списки молодых семей-претендентов на получение социальных выплат в 2015 году. Обязать Департамент по делам молодежи <адрес> включить молодую семью в составе: ФИО1 ФИО40, ФИО1 ФИО41, ФИО1 ФИО42, ФИО1 ФИО43 в сводный список - претендентов на получение социальных выплат в 2016 году.

Истец ФИО2 в судебном заседании поддержал заявленные исковые требования в полном объеме по основаниям и доводам, изложенным иске, дополнительно пояснил, что после включения в данный список, его семья не может быть исключена из него, поскольку является многодетной и имеет право на включении в список вне очереди.

В судебное заседание ФИО3 не явилась о дате, месте и времени извещена надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в ее отсутствии.

Представитель Департамента по делам молодежи заявленные исковые требования не признала в полном объеме, представила письменный отзыв, дополнительно пояснила, что в первую очередь в списки молодых семей участников программы включаются молодые семьи: поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ; имеющие трех и более детей; не вошедшие в список молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты в предыдущем году. Приказом Департамента от ДД.ММ.ГГГГП-34 (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ № 39П-56) утвержден сводный список молодых семей – участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2016 году, в котором молодая семья Н-вых, в составе 4 человек, находится под номером 96 или 30 в списке молодых семей - участников по Владивостокскому городскому округу. Данный сводный список представлен органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации государственному заказчику подпрограммы в сроки, установленные государственным заказчиком подпрограммы, с заявкой на участие <адрес> в конкурсном отборе субъектов Российской Федерации в 2016 году в реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы. В то же время, согласно пунктам 2,3 Порядка внесения изменений в сформированные списки молодых семей - участников подпрограммы и утвержденный список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-па, изменения в списки молодых семей - участников подпрограммы вносятся органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес>, одним из оснований для внесения изменений в утвержденные списки молодых семей - участников подпрограммы является: достижение возраста 36 лет одним из супругов в молодой семье. Учитывая, что ФИО1 ФИО44ДД.ММ.ГГГГ исполнилось 36 лет, постановление администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ данная семья была исключена из списка молодых семей - участников подпрограммы. Таким образом, в настоящее время у департамента по делам молодежи <адрес> отсутствуют законные основания для включения семьи в список молодых семей-претендентов на 2016 год.

Представитель администрации <адрес> заявленные требования не признала, представила письменный отзыв, дополнительно пояснила, что достижение 36-летнего возраста одним из супругов молодой семьи не имеет юридического значения, если молодая семья до наступления такого момента была утверждена в списке молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году. В данном случае превышение возрастного барьера не применяется в качестве основания для исключения молодой семьи из списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат согласно пункту 6 Порядка внесения изменений в сформированные списки. Как указывалось ранее, в прошлом году семья Н-вых не вошла в число претендентов на получение социальной выплаты: утвержденный приказом департамента по делам молодежи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГП-24 список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2015 году сведений о молодой семье Н-вых не содержит. Включение в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2016 году невозможно ввиду достижения 36-летнего возраста одним из супругов. В этой связи администрация <адрес> полагает не соответствующей действительности информацию, приведенную во 2 абз. 3 л. поданного искового заявления, о том, что семья Н-вых была включена в список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат, а также обоснование, приводимое в последнем абзаце I л. искового заявления. Кроме того, в случае удовлетворения предъявленного к администрации <адрес> требования и восстановления семьи Н-вых в списке молодых семей - участников муниципальной подпрограммы, все же, к моменту утверждения департаментом молодежи <адрес> списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в 2016 году, данная семья в любом случае не будет соответствовать возрастным критериям программы.

Выслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела и представленные доказательства в их совокупности, суд полагает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ семья Н-вых в составе: ФИО1 ФИО47, ФИО1 ФИО48, ФИО1 ФИО49, ФИО1 ФИО50 признаны нуждающимися в жилом помещении. ДД.ММ.ГГГГ Постановлением Администрации <адрес> семья ФИО10 признана участницей подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Владивостоке» на 2014-2018 годы муниципальной программы «Обеспечение доступным жильем жителей <адрес> на 2014-2018 годы, утвержденной постановлением Администрации <адрес>.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждена федеральная Программа "Жилище" 2015 - 2020 г. В рамках данной Программы, постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждена долгосрочная муниципальная целевая Программа «Обеспечение жильем молодых семей в <адрес>» (2014 - 2018 годы).

Молодая семья Н-вых изъявила желание принимать дальнейшее участие в вышеуказанной Программе, с условиями которой она была ознакомлена, что подтверждается заявлением от ДД.ММ.ГГГГ.

Приказом Департамента от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГП-4/2, от ДД.ММ.ГГГГП-8/1, от ДД.ММ.ГГГГП-16/1, от ДД.ММ.ГГГГП-20, от ДД.ММ.ГГГГП-23) утвержден сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2015 году, в котором молодая семья Н-вых, в составе 4 человек, находится под номером 204 (148 в списке молодых семей-участников по <адрес> городскому округу). Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ семья истца в составе: ФИО1 ФИО55, ФИО1 ФИО53, ФИО1 ФИО52, ФИО1 ФИО54 исключены из списков претендентов на получение социальной выплаты участников долгосрочной муниципальной целевой Программы " Обеспечение жильем молодых семей в городе Владивостоке» на 2014-2018 годы в связи с достижением 36-летнего возраста одним из супругов

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 №1050 утверждена "Федеральная целевая Программа "Жилье" на 2015 - 2020 годы", в состав которой вошла Программа "Обеспечение жильем молодых семей", предусматривающая государственную поддержку в виде финансовой помощи при решение жилищной проблемы молодых семей.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2006 г. №285 были утверждены Правила предоставление молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках указанной Программы, которые устанавливали порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома в рамках реализации указанной Программы.

В соответствии с пп. "а" п. 5 вышеуказанных Правил участницей Подпрограммы может быть молодая семья, возраст каждого из супругов которой на день принятия органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы Подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет.

При этом в соответствии с Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жильем в рамках реализации Подпрограммы "Жилище" на 2015 - 2020 годы" на орган местного самоуправления муниципального образования была возложена обязанность до 1 сентября года, предшествующего планируемому, сформировать списки молодых семей - участников Подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и предоставить эти списки в орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Орган исполнительной власти субъектов Российской Федерации на основании названных списков и с учетом средств, которые планируется выделить на сформирование мероприятий Подпрограммы из бюджета Российской Федерации (или) местных бюджетов на соответствующий год, формирует заявку на выделение из федерального бюджета средств для софинансирования предоставления социальных выплат и утверждает сводный список молодых семей - участников Подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году. Заявка и сводный список предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации государственному заказчику Подпрограммы в сроки, установленные государственным заказчиком, После определения государственным заказчиком Подпрограммы для каждого субъекта Российской Федерации предварительных контрольных цифр бюджетных средств и доведения их до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации последний утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в планируемом году с учетом финансирования мероприятий Подпрограммы (пункты 21, 23, 25 - 26 Правил).

Правительством Российской Федерации в соответствии со своими полномочиями и в развитие положений Подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы были изданы Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденные от 17.12.2010 N 1050, в которых законодатель установил условия, при которых молодая семья может быть участником Программы.

Так, пункт 6 Правил предоставления, что участником Подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, которая отвечает следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы Подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, или иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

В п. 18 Правил предусмотрены основания для отказа в признании молодой семьи участницей Подпрограммы, одним из которых является несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 настоящих Правил.

Аналогичные основания для отказа в признании молодой семьи участницей Подпрограммы в части превышения 35-летнего возраста были предусмотрены и Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации Подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы.

Таким образом, участником, как предыдущей Программы, так и Программы на 2011 - 2015 годы могла быть семья, если возраст каждого из супругов не превышает 35 лет. Несоблюдение этого условия, то есть достижение супругов возраста 36 лет исключает возможность участия семьи в подпрограмме и в соответствии с пунктом 18 Правил является основанием для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы.

При этом Правила предоставления молодым семьям социальных выплат в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" на 2014 - 2018 году не содержат каких-либо исключений в части общих условий о предельном возрасте супругов или одного из родителя в неполной семье в отношении тех семей, которые являлись участниками ранее действующей Подпрограммы федеральной программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы и не получили социальную выплату на приобретение жилья.

Закрепив в Правилах право молодых семей на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты и определив условия его возникновения, Правительство РФ было вправе, как это следует из ст. ст. 38, 40, 114 Конституции РФ, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, предусмотреть и специальные условия для получения выплаты - ограничение по возрасту, который для каждого из супругов не должен превышать 35 лет на день принятия решения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации о включении молодой семьи в список претендентов на получение социальной выплаты.

Подпрограмма различает понятия участников Подпрограммы и претендентов. Так, в списки молодых семей - участников Подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году попадают все участники Подпрограммы, включенные в нее органами местного самоуправления до 01 сентября года, предшествующего планируемому. Список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году является выпиской из сводного списка, который формируется после определения объема финансирования Подпрограммы из федерального бюджета на конкретный год и в который включаются молодые семьи, которые получат социальную выплату в данном году.

В 2015 г. ФИО1 ФИО56 исполнилось 36 лет, т.е. на момент формирования списка претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году семья не соответствовала необходимым условиям участия в Подпрограмме, а именно - требованию о возрасте, не превышающем 35 лет. С учетом изложенного, семья Н-вых правомерно была исключена из участников Подпрограммы.

Доводы истца о том, что Постановление Правительства РФ от 17.12.2010г. 1050 не содержит положений, позволяющих исключить семью из участников Подпрограммы являются несостоятельными, поскольку законодатель четко изложил в п. 6 Правил условия участия, но не условия признания участниками в Подпрограмме, одним из которых является соответствие участников Подпрограммы определенному возрасту. Таким образом, участие в Подпрограмме лиц, не соответствующих ее условиям, противоречит федеральному законодательству.

Сведения о появлении в семье Н-вых третьего ребенка до принятия оспариваемого решения уполномоченному органу также не доводились, доказательств обратного суду не представлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 ФИО57. ФИО1 ФИО58, ФИО1 ФИО59, ФИО1 ФИО60, ФИО1 ФИО61 к администрации <адрес>, Департаменту по делам молодежи <адрес> о признании решения об исключении из подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» незаконным, возложении обязанности восстановления в списках, признания бездействия незаконным - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Судья В.А. Воробьев