ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1365/20 от 29.04.2020 Симферопольского районного суда (Республика Крым)

Дело № 2-1365/2020

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 апреля 2020 года г. Симферополь

Симферопольский районный суд Республики Крым

в составе: председательствующей судьи Пакулы М.Р.

при секретаре Якубовой М.Р.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Симферополе гражданское дело по иску заместителя прокурора Симферопольского района Республики Крым к Администрации Николаевского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым о признании действий незаконными и о возложении обязанности совершить определенные действия,

У С Т А Н О В И Л

Заместитель прокурора Симферопольского района Республики Крым обратилась в Симферопольский районный суд Республики Крым с исковым заявлением к Администрации Николаевского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым о признании действий незаконными и о возложении обязанности совершить определенные действия. Заявленные исковые требования мотивированы тем, что в ходе проведенной проверки было установлено, что в соответствии с постановлением Совета министров Республики Крым от 20 декабря 2016 года № 627 «Об отнесении объектов культурного наследия к объектам культурного наследия регионального значения и выявленным объектам культурного наследия» объекты: «ФИО1 ФИО2 (скульптур ФИО6., архитектор ФИО7)», расположенный в пгт. Николаевка; «Памятный знак в честь воинов-односельчан, погибших в годы Великой Отечественной войны», расположенный в с. Винницкое; «Памятный знак в честь воинов-односельчан, погибших в годы гражданской и Великой Отечественной войн», расположенный в пгт. Николаевка, ул. Советская; «Братская могила советских воинов», расположенный в с. Тепловка, отнесены к объектам культурного наследия регионального значения. Однако в нарушении пункта 3, 13 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 2 Закона Республики Крым от 19 января 2015 года № 71-ЗРК/2015 «О закреплении за сельскими поселениями Республики Крым вопросов местного значения», пункта 1 части 1 статьи 8 Закона Республики Крым от 11 сентября 2014 года № 68-ЗРК «Об объектах культурного наследия в Республике Крым», пункта 2 статьи 11, пункта 3 статьи 6, статьи 70 Земельного кодекса Российской Федерации, части 3, 4, 6 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», статьи 3, 33 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации» Администрацией Николаевского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым действия, направленные на формирование и постановку на государственный кадастровый учет земельных участков, на которых расположены объекты культурного наследия, присвоения им соответствующего вида разрешенного использования не реализованы, право собственности на данные земельные участки не зарегистрировано. Кроме того, не зарегистрировано в установленном законом порядке и право собственности на объекты культурного наследия, что в свою очередь затрудняет извлечение из них полезных свойств, создает неопределенность в вопросах содержания, ответственности вследствие причинения вреда при использовании, а также препятствует последующей реализации права муниципального образования обратится в суд с требованием о признании права муниципальной собственности. Указанное бездействие органа местного самоуправления влечет разрушение объекта, представляющего историческую и культурную ценность, а в последующем может привести к его утрате. С целью устранения выявленных нарушений прокуратурой Симферопольского района Республики Крым внесено представление от 28 февраля 2019 года, но до настоящего времени Администрация Симферопольского района Республики Крым не приняла мер к формированию и постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, на которых расположены объекты культурного наследия, оформлению на них права собственности, а также оформлению права собственности на объекты культурного наследия. На основании изложенного, просят признать незаконным бездействие Администрации Николаевского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым по непринятию мер по формированию земельных участков под объектами культурного наследия, постановке данных земельных участков на государственный кадастровый учет, регистрации права собственности на данные земельные участки, а также регистрации права собственности на объекты культурного наследия: «ФИО1 ФИО2 (скульптур ФИО6, архитектор ФИО7)», расположенный в пгт. Николаевка; «Памятный знак в честь воинов-односельчан, погибших в годы Великой Отечественной войны», расположенный в с. Винницкое; «Памятный знак в честь воинов-односельчан, погибших в годы гражданской и Великой Отечественной войн», расположенный в пгт. Николаевка, ул. Советская; «Братская могила советских воинов», расположенный в с. Тепловка; обязать Администрацию Николаевского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу сформировать земельные участки под объектами культурного наследия, поставить данные земельные участки на государственный кадастровый учет, зарегистрировать право собственности на участки, а также зарегистрировать право собственности на объекты культурного наследия: «ФИО1 ФИО2 (скульптур ФИО6, архитектор ФИО7)», расположенный в пгт. Николаевка; «Памятный знак в честь воинов-односельчан, погибших в годы Великой Отечественной войны», расположенный в с. Винницкое; «Памятный знак в честь воинов-односельчан, погибших в годы гражданской и Великой Отечественной войн», расположенный в пгт. Николаевка, ул. Советская; «Братская могила советских воинов», расположенный в с. Тепловка.

В судебном заседании прокурор заявленные исковые требования уменьшила, указывая на то, что просит признать незаконным бездействие Администрации Николаевского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым по непринятию мер по формированию земельного участка под объектом культурного наследия, постановке данного земельного участка на государственный кадастровый учет, регистрации права собственности на земельный участок, находящийся под объектом культурного наследия – «Памятный знак в честь воинов-односельчан, погибших в годы гражданской и Великой Отечественной войн», расположенный в пгт. Николаевка, ул. Советская; обязать Администрацию Николаевского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу сформировать земельный участок под объектом культурного наследия - «Памятный знак в честь воинов-односельчан, погибших в годы гражданской и Великой Отечественной войн», расположенный в пгт. Николаевка, ул. Советская, поставить данный участок на государственный кадастровый учет, а также зарегистрировать право собственности.

Представитель ответчика - Администрации Николаевского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым в судебное заседание не явился. О дне, времени и месте рассмотрения дела извещался надлежаще. Глава Администрации Николаевского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым предоставил письменные пояснения, в которых просит рассматривать дело в отсутствии их представителя, с заявленными исковыми требованиями согласны, указывая на то, что по состоянию на 28 апреля 2020 года частично выполнены работы по постановке земельных участков на государственный кадастровый учет, регистрации права собственности на следующие земельные участки: под объектом «ФИО1 ФИО2 (скульптур ФИО6, архитектор ФИО7)», расположенным в пгт. Николаевка, кадастровый , площадью 468 кв. м, <адрес> категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - историко-культурная деятельность; под объектом «Братская могила советских воинов», расположенным в с. Тепловка, кадастровый , площадью 189 кв. м, <адрес>, (Братская могила советских разведчиков), категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - историко-культурная деятельность. В отношении объекта «Памятный знак в честь воинов-односельчан, погибших в годы Великой Отечественной войны», расположенный в с. Винницкое, - установлен публичный сервитут на земельный участок с кадастровым номером . В отношении земельного участка под объектом «Памятный знак в честь воинов-односельчан, погибших в годы гражданской и Великой Отечественных войн», расположенным в пгт. Николаевка, ул. Советская, и в отношении регистрации права собственности на объект культурного наследия проводятся кадастровые работы.

Выслушав доводы прокурора, проверив материалы дела, суд считает, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению в силу следующих оснований.

Так, судом установлено, что постановлением Совета министров Республики Крым от 20 декабря 2016 года № 627 «Об отнесении объектов культурного наследия к объектам культурного наследия регионального значения и выявленным объектам культурного наследия» к объектам культурного наследия регионального значения отнесен, в частности, объект: «Памятный знак в честь воинов-односельчан, погибших в годы гражданской и Великой Отечественной войн», расположенный в пгт. Николаевка, ул. Советская.

ДД.ММ.ГГГГ за исх. по результатам проведенной проверки прокурором Симферопольского района Республики Крым в адрес главы Администрации Николаевского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым было внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере обеспечения охраны культурного наследия, а именно принять в месячный срок меры по регистрации в установленном законом порядке права собственности на объект культурного наследия -«Памятный знак в честь воинов-односельчан, погибших в годы гражданской и Великой Отечественной войн», расположенный в пгт. Николаевка, ул. Советская, а также земельный участок, на котором этот объект расположен; получению в Государственном комитете по охране культурного наследия Республики Крым паспортов объектов культурного наследия, предусмотренных статьей 21 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

В письме от ДД.ММ.ГГГГ Администрация Николаевского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым сообщила о том, что Администрацией Николаевского сельского поселения ведется работа по подготовке 4-х технических заданий для постановки на кадастровый учет земельных участков, на которых расположены объекты культурного наследия, для дальнейшей регистрации права собственности. После регистрации права собственности на 4-х объектах будут приняты меры по получению в Государственном комитете по охране культурного наследия Республики Крым паспортов культурного наследия, предусмотренных статьей 21 Федерального закона № 73-ФЗ.

Согласно письма Государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ сведения о зарегистрированных правах и постановке на кадастровый учет сооружения (объекта культурного наследия): «Памятный знак в честь воинов-односельчан, погибших в годы гражданской и Великой Отечественной войн», расположенный в пгт. Николаевка, ул. Советская, в ЕГРН отсутствуют, в связи с чем предоставить сведения о постановке на кадастровый учет и зарегистрированных правах на земельный участок, расположенный под указанным объектом культурного наследия не предоставляется возможным.

Пунктом 3 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения сельского поселения относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.

В соответствии со статьей 2 Закона Республики Крым от 19 января 2015 года № 71-ЗРК/2015 «О закреплении за сельскими поселениями Республики Крым вопросов местного значения» за сельскими поселениями Республики Крым закрепляются вопросы местного значения, в том числе, предусмотренные пунктом 13 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», регламентировавшей, что к вопросам местного значения сельского поселения относится, в том числе, сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного значения, расположенных на территории поселения.

В силу пункта 1 части 1 статьи 8 Закона Республики Крым от 11 сентября 2014 года №68-ЗРК «Об объектах культурного наследия в Республике Крым» к полномочиям органов местного самоуправления в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся: 1) сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия, находящихся в собственности поселений или городских округов; 2) государственная охрана объектов культурного наследия местного (муниципального) значения; 3) определение порядка организации историко-культурного заповедника местного (муниципального) значения.

Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации (далее – объекты культурного наследия) – это объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративноприкладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) в Республике Крым являются неотъемлемой частью национального богатства и достоянием народов Российской Федерации, частью всемирного культурного наследия и находятся под охраной государства в интересах настоящего и будущих поколений народов, проживающих в Республике Крым.

Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) в Республике Крым является одной из приоритетных задач органов государственной власти Республики Крым и органов местного самоуправления.

Согласно статьи 11 Закона Республики Крым от 11 сентября 2014 года №68-ЗРК «Об объектах культурного наследия в Республике Крым» государственный учет объектов, представляющих историко-культурную ценность, и объектов культурного наследия включает в себя работы: 1) по выявлению, обследованию и учету объектов, представляющих ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры в соответствии с государственными целевыми программами; 2) по подготовке документов на объекты, представляющие историко-культурную ценность, рекомендуемые для включения в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, и представлению их на рассмотрение государственной историко-культурной экспертизы; 3) по формированию по результатам государственной историко-культурной экспертизы перечня выявленных объектов культурного наследия; 4) по сбору сведений, подготовке документов, необходимых для включения выявленных объектов культурного наследия в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации как объектов культурного наследия регионального значения или объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, а также по их фотофиксации; 5) по внесению документов, указанных в статье 17 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», в Совет министров Республики Крым для принятия решения о включении выявленных объектов культурного наследия в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации как объектов культурного наследия регионального значения или объектов культурного наследия местного (муниципального) значения.

В соответствии со статьей 31 Закона Республики Крым от 11 сентября 2014 года №68-ЗРК «Об объектах культурного наследия в Республике Крым» особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия регионального значения, включенным в реестр, и выявленным объектом культурного наследия определяются гражданским законодательством Российской Федерации, градостроительным законодательством Российской Федерации, земельным законодательством Российской Федерации и Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

При государственной регистрации права собственности на объект культурного наследия регионального значения, выявленный объект культурного наследия собственник принимает на себя являющиеся ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываемые в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия регионального значения, выявленного объекта культурного наследия обязательства по содержанию объекта культурного наследия регионального значения, по его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ, требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность).

В силу статьи 3 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»

к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и

цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

Согласно статьи 33 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об

объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.

В соответствии с частью 1, 2 статьи 48 Федерального закона от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты культурного наследия независимо от категории их историко-культурного значения могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, частной собственности, а также в иных формах собственности, если иной порядок не установлен федеральным законом.

Особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия, включенным в реестр, и выявленным объектом культурного наследия определяются настоящим Федеральным законом, гражданским законодательством Российской Федерации, градостроительным законодательством Российской Федерации, земельным законодательством Российской Федерации.

Согласно пункта 3 статьи 6 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок как объект права собственности и иных предусмотренных настоящим Кодексом прав на землю является недвижимой вещью, которая представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.

В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В силу статьи 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Существование земельного участка как объекта недвижимости и индивидуально определенной вещи, имеющей свои уникальные характеристики, подтверждают его государственный кадастровый учет (часть 7 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).

В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в том числе, межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество представляет собой юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости (части 3,4 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной

регистрации недвижимости»).

Согласно части 6 статьи 1 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 133.1, 164 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Доказательствами по делу согласно части 1 статьи 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.

Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.

В соответствии с частью 1 статьи 56, частью 1 статьи 57 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

Согласно статьям 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела. Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут

подтверждаться никакими другими доказательствами.

Признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, в порядке части 2 статьи 68 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.

Таким образом, принимая во внимание установленные факты и соответствующие им правоотношения, а также оценивая представленные доказательства, суд считает, что заявленные исковые требования подлежат удовлетворению. Бездействие Администрации Николаевского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым по непринятию мер по формированию земельного участка под объектом культурного наследия - «Памятный знак в честь воинов-односельчан, погибших в годы гражданской и Великой Отечественной войн», расположенный в пгт. Николаевка, ул. Советская, постановке этого участка на государственный кадастровый учет и регистрации права собственности на него следует признать незаконным и на Администрацию Николаевского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым возложить обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу сформировать земельный участок под объектом культурного наследия - «Памятный знак в честь воинов-односельчан, погибших в годы гражданской и Великой Отечественной войн», расположенный в пгт. Николаевка, ул. Советская, поставить этот земельный участок на государственный кадастровый учет и зарегистрировать на него право собственности.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 55-57, 59-60, 67, 68, 194- 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л

Исковые требования заместителя прокурора Симферопольского района Республики Крым к Администрации Николаевского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым о признании действий незаконными и о возложении обязанности совершить определенные действия полностью удовлетворить.

Бездействие Администрации Николаевского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым по непринятию мер по формированию земельного участка под объектом культурного наследия - «Памятный знак в честь воинов-односельчан, погибших в годы гражданской и Великой Отечественной войн», расположенный в пгт. Николаевка, ул. Советская, постановке этого участка на государственный кадастровый учет и регистрации права собственности на него - признать незаконным.

Обязать Администрацию Николаевского сельского поселения Симферопольского района Республики Крым в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу сформировать земельный участок под объектом культурного наследия - «Памятный знак в честь воинов-односельчан, погибших в годы гражданской и Великой Отечественной войн», расположенный в пгт. Николаевка, ул. Советская, поставить этот земельный участок на государственный кадастровый учет и зарегистрировать на него право собственности.

Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный Суд Республики Крым путем подачи апелляционной жалобы через Симферопольский районный суд Республики Крым в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья М.Р. Пакула

Мотивированное решение составлено и подписано 05 мая 2020 года.