ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1366 от 17.07.2019 Новомосковского городского суда (Тульская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 июля 2019 г. г.Новомосковск Тульской области

Новомосковский городской суд Тульской области в составе: председательствующего Золотухиной С.П.,

при секретаре Урыповой В.С.,

с участием истца ФИО1, представителей ответчиков ФИО2 и ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1366 по иску ФИО1 к ООО «ЖЭСК – II» и ООО «Новомосковская энергосбытовая компания» о перерасчете оплаты за электроэнергию, потребляемую на общедомовые нужды, и компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л:

ФИО1 обратился в суд с иском, в котором указал, что управляющей компанией неправильно производится расчет электроэнергии, потребляемой на общедомовые нужды в многоквартирном доме по адресу: <адрес>. Для расчета УК использует площадь нежилых помещений, которые не относятся к общему имуществу собственников квартир в доме. Кроме того, УК применяет норматив, не подлежащий применению.

Просил обязать устранить допущенные нарушения, произвести перерасчет, взыскать компенсацию морального вреда в размере 200 000 рублей.

Определением Новомосковского городского суда Тульской области от 31 мая 2018 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечено ООО «НЭСК».

В судебном заседании истец ФИО1 свои требования поддержал, просил их удовлетворить, пояснив, что зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>. Квартира находится в его собственности на основании решения суда. Многоквартирный дом оборудован общедомовым прибором учета электроэнергии. Считал, что при расчете электроэнергии, потребляемой на ОДН неправильно учитывается площадь помещений в многоквартирном доме, поскольку в площадь общего имущества учитываются не жилые помещения, находящиеся в собственности отдельных лиц. Также считал, что расчет производится по завышенному коэффициенту, вместо коэффициента 1,63, УК применяет коэффициент 3,83.

Представитель ответчика ООО «ЖЭСК – II» по доверенности ФИО3 просила в иске отказать, ссылаясь на то, что в многоквартирном доме отсутствуют чердачные и подвальные помещения, поэтому для расчета ОДН на электричество используется коэффициент 3,83. Многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, включает в себя как жилые, так и нежилые помещения. Данные нежилые помещения к местам общего пользования не относятся, поэтому в площадь таких мест не включаются.

Представитель ответчика ООО «Новомосковская энергосбытовая компания» по доверенности ФИО2 просила в иске отказать, считала, что расчет электроэнергии на ОДН осуществляется управляющей компанией верно.

Заслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе, плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, куда водит электрическая энергия (часть 2 статьи 154 Жилищного кодекса РФ).

Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В силу части 9.2 статьи 156 Жилищного кодекса РФ размер расходов граждан в составе платы за содержание жилого помещения на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

Порядок расчета платы за предоставляемые коммунальные услуги потребителям определен постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов».

В силу пункта 2 этих Правил норматив потребления коммунальной услуги - количественный показатель объема потребления коммунального ресурса, утверждаемый в установленном порядке органами государственной власти субъектов Российской Федерации и применяемый для расчета размера платы за коммунальную услугу при отсутствии приборов учета и в иных случаях, предусмотренных настоящими Правилами.

В соответствии с положениями пункта 3 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг и нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 306, нормативы потребления коммунальных услуг и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Нормативы потребления устанавливаются в отношении коммунальных услуг, предоставляемых в жилых помещениях, - по каждому виду предоставляемых коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома (пункт 10 Правил).

Пунктом 11 Правил нормативы потребления коммунальных услуг в жилых помещениях и нормативы потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, а также расположенных в аналогичных климатических условиях. При различиях в конструктивных и технических параметрах, степени благоустройства, а также климатических условиях, в которых расположены многоквартирные дома или жилые дома, указанные нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются в соответствии с категориями многоквартирных домов и жилых домов, предусмотренными приложением № 2 к настоящим Правилам. При наличии в субъекте Российской Федерации многоквартирных домов и жилых домов, имеющих конструктивные и технические параметры, степень благоустройства, не предусмотренные категориями жилых помещений, определенными в приложении № 2 к настоящим Правилам, по решению уполномоченного органа категории многоквартирных домов и жилых домов могут быть дополнены.

Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области от 30 мая 2017 г. № 44 «Об установлении нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме» утверждены нормативы потребления электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, определенные с применением расчетного метода (приложение № 2), которые вводятся в действие с 1 июля 2017 г.

По делу установлено, что ФИО1 является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. В данном жилом помещении он зарегистрирован по месту жительства и проживает, о чем имеется выписка из домовой книги.

Управляющей компанией, обслуживающей многоквартирный дом по адресу: <адрес>, является ООО «ЖЭСК – II», что подтверждается договором управления.

ООО «ЖЭСК – II» взимает плату за содержание общего имущества, в состав которой входит плата за электроэнергию, потребляемую на общедомовые нужды.

Расчет платы осуществляется с применением норматива, установленного Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области от 30 мая 2017 г. № 44 (Приложение № 2). При этом для расчета берется норматив потребления, согласно пункту 2 Приложения № 2 в размере 3,83.

Доводы ФИО1 о том, что должен быть применен норматив не 3,83, а 1,62, установленный пунктом 23 Приложения № 2, являются неверными.

Норматив 1,62 применяется в отношении многоквартирных домов, оборудованных лифтами и не оборудованных электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения при наличии чердаков (технических этажей) и подвалов (технических подвалов). В то время как, норматив 3,83 применяется в отношении многоквартирных домов, оборудованных лифтами и не оборудованных электроотопительными и электронагревательными установками для целей горячего водоснабжения при отсутствии чердаков (технических этажей) и подвалов (технических подвалов)

Из технического паспорта на многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, следует, что в нем отсутствуют чердаки и подвалы. Следовательно, для расчета электроэнергии, потребляемой на ОДН, правомерно применяется коэффициент 3,83.

Также из технического паспорта на многоквартирный <адрес> следует, что в его состав входят как жилые, так и не жилые помещения.

При этом доводы ФИО1 о том, что данные нежилые помещения учитываются в составе общего имущества собственников многоквартирного дома, не соответствуют действительности.

Площадь общего имущества многоквартирного дома рассчитывается с учетом положений статьи 36 Жилищного кодекса РФ, исходя из площадей на основе данных, содержащихся в техническом паспорте, что соответствует разъяснениям Министерства регионального развития РФ от 22 ноября 2012 г. № 29433-ВК/19, согласно которым значения общей площади всех помещений в многоквартирном доме, общей площади помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, общей площади всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме надлежит определять на основе данных, содержащихся в техническом паспорте многоквартирного дома.

Из технического паспорта многоквартирного дома следует, что площадь помещений, входящих в состав общего имущества, составляет <данные изъяты> кв.м (<данные изъяты> кв.м – площадь лестничных клеток + <данные изъяты> кв.м + <данные изъяты> кв.м – площадь лифта и мусоросборника + <данные изъяты> кв.м – площадь коридора), в то время как, площадь обособленных нежилых помещений, входящих в состав многоквартирного дома, составляет <данные изъяты> кв.м.

На основании изложенного требования ФИО1 о перерасчете оплаты электроэнергии, потребляемой на ОДН, являются неправомерными.

В силу статьи 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.

Поскольку нарушений прав потребителя судом не установлено, то не подлежат удовлетворению и требования о компенсации морального вреда.

Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

ФИО1 в иске к ООО «ЖЭСК – II» и ООО «Новомосковская энергосбытовая компания» о перерасчете оплаты за электроэнергию, потребляемую на общедомовые нужды, и компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Новомосковский городской суд.

Решение суда в окончательной форме принято 22 июля 2015 г.

Председательствующий