ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1366/14 от 10.11.2014 Новозыбковского городского суда (Брянская область)

№2-1366/14

Р Е Ш Е Н И Е

ИФИО1

г. Новозыбков 10 ноября 2014 г.

Новозыбковский городской суд Брянской области в составе:

председательствующего судьи Шакуло Н.Е.,

при секретаре Горбачевой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Новозыбковского межрайонного прокурора Брянской области к Шеломовскому сельскому Совету народных депутатов и Шеломовской сельской администрации Новозыбковского района Брянской области о признании бездействия незаконным и о понуждении к совершению действия,

У С Т А Н О В И Л :

Новозыбковский межрайонный прокурор Брянской области обратился в суд с исковым заявлением о признании бездействия незаконным и о понуждении к совершению действия.

В судебном заседании помощник Новозыбковского межрайонного прокурора Прибыльцов С.Н. поддержал заявленные требования, в их обоснование пояснил следующее: Новозыбковской межрайпрокуратурой проведена проверка исполнения законодательства о муниципальном жилищном контроле в органах местного самоуправления Шеломовского сельского поселения.

В ходе проверки выявлены нарушения, выразившиеся в непринятии органами местного самоуправления Шеломовского сельского поселения мер, направленных на реализацию норм федерального и регионального законодательства, регулирующего нормы в сфере жилищных отношений: Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»; Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; Жилищного кодекса РФ»; закона Брянской области от 08.04.2013 № 21-З «О порядке осуществления муниципального жилищного контроля на территории Брянской области».

Шеломовским сельским Советом народных депутатов не внесены дополнения в Устав муниципального образования, вследствие чего в перечне вопросов местного значения сельского поселения отсутствуют вопросы осуществления муниципального жилищного контроля. Орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление муниципального жилищного контроля на территории поселения, перечень должностных лиц, уполномоченных осуществлять муниципальный жилищный контроль, являющихся муниципальными жилищными инспекторами, не определены ни Уставом муниципального образования, ни принятыми в соответствии с иными муниципальными правовыми актами. Орган муниципального жилищного контроля не создан, и, как следствие, административный регламент осуществления муниципального жилищного контроля отсутствует. Указанные нарушения не способствуют достижению задач муниципального жилищного контроля - обеспечение сохранности муниципального жилищного фонда, предоставления нанимателям жилых помещений коммунальных услуг надлежащего качества, а также создают препятствия к осуществлению права неопределенного круга лиц на обращение за защитой жилищных прав в органы местного самоуправления.

Просит суд, руководствуясь нормами ст.ст. 22, 35 ФЗ «О прокуратуре РФ», ст. 12 ГПК РФ, вынести решение, которым признать бездействие Шеломовского сельского Совета народных депутатов и Шеломовской сельской администрации Новозыбковского района Брянской области незаконным и обязать ответчиков в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать муниципальный жилищный контроль на территории Шеломовского сельского поселения Брянской области.

Представители Шеломовского сельского Совета народных депутатов и Шеломовской сельской администрации Новозыбковского района Брянской области в судебном заседании исковые требования признали.

Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы гражданского дела, считает исковое заявление Новозыбковского межрайонного прокурора Брянской области подлежащим удовлетворению.

Согласно ч.1 ст. 1 Жилищного кодекса РФ, жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

В силу п.8 ст. 2 ЖК РФ, осуществление в соответствии со своей компетенцией муниципального жилищного контроля является одним из способов обеспечения органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище.

В соответствии с п.9 ч.1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится осуществление муниципального жилищного контроля.

Пунктом 6 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что осуществление муниципального жилищного контроля относится к вопросам местного значения поселения.

В силу ст. 20 ЖК РФ под муниципальным жилищным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации в области жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами.

К отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, ндивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Согласно ч.ч.1,2 ст. 6 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» Определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности и определение перечня должностных лиц указанных уполномоченных органов местного самоуправления и их полномочий осуществляются в соответствии с уставом муниципального образования и иным муниципальным правовым актом. К полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относятся: организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории; разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности.

Согласно п.4 ст.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.

Во исполнение указанного законодательства Брянской областной Думой принят Закон Брянской области от 08.04.2013 № 21-З «О порядке осуществления муниципального жилищного контроля на территории Брянской области», которым определен порядок осуществления муниципального жилищного контроля на территории Брянской области, полномочия муниципального жилищного контроля и их должностных лиц. Так, в соответствии со ст. 3 указанного закона, муниципальный жилищный контроль на территории Брянской области осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, настоящим Законом и принятыми в соответствии с ними муниципальными правовыми актами.

Орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление муниципального жилищного контроля на территории поселения, городского округа, перечень должностных лиц, уполномоченных осуществлять муниципальный жилищный контроль, являющихся муниципальными жилищными инспекторами, определяются в соответствии с уставом муниципального образования и муниципальными правовыми актами.

Муниципальный жилищный контроль осуществляется путем проведения проверок, предметом которых является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в отношении муниципального жилищного фонда федеральными законами и законами Брянской области в сфере жилищных отношений, а также муниципальными правовыми актами обязательных требований: использования и сохранности муниципального жилищного фонда; использования и содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, в составе которых находится муниципальный жилищный фонд, выполнения работ по его содержанию и ремонту; соблюдения правил пользования жилыми помещениями нанимателем и (или) проживающими совместно с ним членами его семьи, в том числе использования жилого помещения по назначению; предоставления коммунальных услуг в многоквартирных домах, в составе которых находится муниципальный жилищный фонд; соблюдения энергетической эффективности и оснащенности помещений многоквартирных домов, в составе которых находится муниципальный жилищный фонд, приборами учета используемых энергетических ресурсов.

Статья 4 Закона к полномочиям органов муниципального жилищного контроля также относит организацию и осуществление муниципального жилищного контроля на соответствующей территории; разработку и принятие административного регламента проведения муниципального жилищного контроля; организацию и проведение мониторинга эффективности муниципального жилищного контроля; осуществление иных полномочий органов муниципального жилищного контроля, предусмотренных законодательством.

Таким образом, на органы местного самоуправления сельского поселения возложена обязанность по организации и проведению муниципального жилищного контроля на территории соответствующего муниципального образования и принятию муниципальных нормативных актов в данной сфере.

Согласно п.1 ст. 6 Устава Шеломовского сельского поселения, с изменениями, внесенными решением Шеломовского сельского Совета народных депутатов от 15.01.2014 года №49/1, к вопросам местного значения сельского поселения относится осуществление муниципального жилищного контроля.

Судом установлено, что на день рассмотрения иска администрацией Шеломовского сельского поселения не обеспечено исполнение вышеуказанных требований закона в части организации муниципального жилищного контроля на территории сельского поселения: Шеломовским сельским Советом народных депутатов не внесены дополнения в Устав муниципального образования, вследствие чего в перечне вопросов местного значения сельского поселения отсутствуют вопросы осуществления муниципального жилищного контроля. Орган местного самоуправления, уполномоченный на осуществление муниципального жилищного контроля на территории поселения, перечень должностных лиц, уполномоченных осуществлять муниципальный жилищный контроль, являющихся муниципальными жилищными инспекторами, не определены ни Уставом муниципального образования, ни принятыми в соответствии с иными муниципальными правовыми актами. Орган муниципального жилищного контроля не создан, и, как следствие, административный регламент осуществления муниципального жилищного контроля отсутствует.

Суд соглашается с доводами Новозыбковского межрайонного прокурора Брянской области о том, что указанные нарушения не способствуют достижению задач муниципального жилищного контроля - обеспечение сохранности муниципального жилищного фонда, предоставления нанимателям жилых помещений коммунальных услуг надлежащего качества, а также создают препятствия к осуществлению права неопределенного круга лиц на обращение за защитой жилищных прав в органы местного самоуправления.

При вынесении решения суд также принимает во внимание признание иска представителями Шеломовского сельского Совета народных депутатов и Шеломовской сельской администрации Новозыбковского района Брянской области.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л :

Исковое заявление Новозыбковского межрайонного прокурора Брянской области к Шеломовскому сельскому Совету народных депутатов и Шеломовской сельской администрации Новозыбковского района Брянской области о признании бездействия незаконным и о понуждении к совершению действия, удовлетворить.

Признать бездействие Шеломовского сельского Совета народных депутатов и Шеломовской сельской администрации Новозыбковского района Брянской области незаконным и обязать ответчиков в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать муниципальный жилищный контроль на территории Шеломовского сельского поселения Брянской области.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке через Новозыбковский городской суд в Брянский областной суд в течение месяца.

Председательствующий : ШакулоН.Е.