Дело № 2-24/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 января 2018 года село Майма
Майминский районный суд Республики Алтай в составе судьи Бируля С.В., при секретаре Смирновой О.Ж., рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Горно – Алтайского межрайонного природоохранного прокурора к обществу с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» о понуждении привести деятельность в соответствии с требованиями лесного законодательства,
установил:
Межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском к ООО «<данные изъяты>» о понуждении в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу разработать ведомость лесотаксационных выделов с проектируемыми мероприятиями по охране объектов животного мира и тематическую лесную карту с определением их пространственного размещения в проекте освоения лесов, арендуемых на основании договоров аренды от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА><НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> лесных участков общей площадью 5,79 га, расположенных на землях лесного фонда РФ на территории <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>, Манжерокского участкового лесничества КУРА «Майминское лесничество», в квартале <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>, выделах <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>, а так же демонтировать ограждение в виде забора и трех ворот общей протяженностью 650 метров на лесных участках, расположенных на землях лесного фонда Российской Федерации территория <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>, <данные изъяты> в квартале <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>, выделах <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> и <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>. В обоснование указывает, что проведенная проверка показала, что между ответчиком и Министерством природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Республики Алтай заключены четыре договоры аренды лесных участков, ответчик разработал проект освоения лесов, который не содержит ведомость лесотаксационных выделов с проектируемыми мероприятиями по охране объектов животного мира и тематическую лесную карту с определением их пространственного размещения. Кроме того, лесные участки имеют ограждение в виде забора и трех ворот общей длиной 650 метров, который препятствует свободному перемещению граждан и диких животных.
В судебном заседании прокурор на иске настаивал.
Представители ответчика согласились с иском в части пункта 1 требований, в части пункта 2 просили в иске отказать.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о его времени и месте, в отзыве на иск считает требования прокурора обоснованными, просит о рассмотрении дела в его отсутствие. По правилам ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя указанного лица.
Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав доказательства, суд находит иск подлежащим удовлетворению.
В силу статьи 12 Лесного Кодекса Российской Федерации (далее ЛК) освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций.
Согласно статьи 88 ЛК Лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса.
Состав проекта освоения лесов утвержден приказом Федерального агентства лесного хозяйства РФ от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА><НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>, ранее Приказом Министерства природных ресурсов России от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА><НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>.
В соответствии с пунктом 25 Приказа МПР от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА><НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> ( действовавший на момент утверждения проекта освоения лесов) проект освоении лесов входит раздел «мероприятия по охране объектов животного мира, водных объектов», который содержит ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируются мероприятия по охране объектов животного мира, водных объектов, их пространственное размещение ( тематическая лесная карта).
Ныне действующим приказом Федерального агентства лесного хозяйства от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА><НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> установлены аналогичные требования.
Из материалов дела следует, что между ООО <данные изъяты> Министерством природных ресурсов Республики Алтай заключены четыре договора аренды лесного участка : <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>, <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>, <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА><НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>, по которым ООО «<данные изъяты>» получил в аренду лесные участки в <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>, <данные изъяты>, квартал <данные изъяты> выдел<НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> сроком с <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА><ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>, с <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> по <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>, <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА><ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>, с <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> по <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>, соответственно.
В 2008 году ответчиком разработан Проект освоения лесов на лесных участках, переданных в аренду для осуществления рекреационной деятельности ООО «<данные изъяты> в квартале <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> Манжерокского лесничества ГУ «Майминский лесхоз», который не содержит ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируются мероприятия по охране объектов животного мира, их пространственное размещение ( тематическая лесная карта), несмотря на указание на то в подзаконном нормативном акте.
<ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА> году по материалу Проект освоения лесов на лесных участках, переданных в аренду для осуществления рекреационной деятельности ООО «<данные изъяты>» в квартале <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> Манжерокского лесничества ГУ «Майминский лесхоз» утверждено заключение экспертной комиссии.
Само по себе наличие экспертного заключения не освобождает от разработки мероприятий по охране объектов животного мира, их пространственного размещения ( тематическая лесная карта), поскольку требования к составу проекта освоения лесов являются частью установленного государством правового механизма, обеспечивающего охрану объектов животного мира и сохранения среды их обитания и является обязательным для исполнения органами государственной власти и лиц, осуществляющих освоение лесов.
Приведенные обстоятельства дают основание для возложения на ответчика обязанности по разработке ведомости лесотаксационных выделов с проектируемыми мероприятиями по охране объектов животного мира и тематической лесной карты с определением их пространственного размещения.
Кроме того, суд находит подлежащим удовлетворению требование прокурора о демонтаже ограждения лесных участков.
Согласно части 8 статьи 11 ЛК лица, которым предоставлены лесные участки, не вправе препятствовать доступу граждан на эти лесные участки, а также осуществлению заготовки и сбору находящихся на них пищевых и недревесных лесных ресурсов, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Предоставленные гражданам и юридическим лицам лесные участки могут быть огорожены только в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 21 ЛК строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для осуществления рекреационной деятельности.
На основании статьи 41 ЛК леса могут использоваться для осуществления рекреационной деятельности в целях организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.
При осуществлении рекреационной деятельности в лесах допускается возведение временных построек на лесных участках и осуществление их благоустройства. Если в плане освоения лесов на территории субъекта Российской Федерации (лесном плане субъекта Российской Федерации) определены зоны планируемого освоения лесов, в границах которых предусматриваются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов для осуществления рекреационной деятельности, на соответствующих лесных участках допускается возведение физкультурно-оздоровительных, спортивных и спортивно-технических сооружений. Для осуществления рекреационной деятельности лесные участки предоставляются государственным учреждениям, муниципальным учреждениям в постоянное (бессрочное) пользование, другим лицам - в аренду.
Из Акта осмотра местности от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА>, составленного заместителем Горно – Алтайского межрайонного природоохранного прокурора Республики Алтай, в соответствии со статьей 22 Закона Российской Федерации «О прокуратуре», осмотр лесных участков, переданных ООО «<данные изъяты>» по четырем договорам аренды, показал, что на северной, восточной, южной границах данных участков, расположенных на землях лесного фонда РФ на территории <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>, <данные изъяты>», в квартале <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>, выделах <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> и <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> имеется ограждение в виде забора из профилированных металлических листов и бетона с сеткой рабицей, а так же установлены металлическое ворота. Замером установлено, что общая длина ограждения составляет 650 метров, длина бетонного забора с сеткой рабицей на фундаменте составляет 296 метров, длина забора из профилированных металлических листов составляет 342 метра, общая длина трех металлических ворот, установленных на бетонных столбах, составляет 12 метров.
Указанные доказательство суд признает относимым и допустимым, согласно статей 59,60 ГПК РФ и находит факт установления ограждения лесных участков установленным.
Таким образом, лесные участки огорожены в нарушение приведенных требований Лесного Кодекса, а потому на ответчика следует возложить обязанность демонтажу ограждения.
Довод ответчика о том, что ограждение предусмотрено проектом освоения лесов, не имеет правового значения, так как в указанной части проект освоения лесов противоречит федеральному закону. Кроме того, ограждение не служит целям
Возражения относительно указанного требования в связи с тем, что «<данные изъяты>» относится к месту массового пребывания людей, в связи чем его ограждение требуется подзаконными нормативными актами, санитарными правилами, ограждение лесных участков осуществлено в целях обеспечения безопасности отдыхающих, в том числе несовершеннолетних, в рамках постановления Правительства об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей и территорий, подлежащих охране полицией, не могут служить основанием к отказу в иске, так деятельность по использованию лесных участков не должна противоречить лесному законодательству.
Кроме того, в силу постановления Правительства Российской Федерации от 25 марта 2015 года № 272, которым утверждены требования к антитеррористической защищенности мест пребывания людей, определено, что все места массового пребывания людей оборудуются системой видеонаблюдения ( пункт 23), в целях поддержания правопорядка в местах массового пребывания людей организуется из физическая охрана ( пункт 24). При этом обязанности по ограждению мест массового пребывания людей путем ограничения доступа других граждан на территорию такого места массового пребывания людей, требования, утвержденные упомянутым постановлением, не содержат. Кроме того, ответчик не лишен возможности по созданию на месте ограждения полосы зеленых насаждений.
Как указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, лесной фонд ввиду его жизненно важной многофункциональной роли и значимости для общества в целом представляет собой публичное достояние многонационального народа России и как таковой является федеральной собственностью особого рода и имеет специальный правовой режим (постановления от 9 января 1998 года N 1-П и от 07 июня 2000 года N 10-П, определение от 03 февраля 2010 года N 238-О-О).
В развитии указанных конституционных гарантий законодатель, устанавливая специальный правовой режим лесного фонда, закрепил в статье 11 Лесного кодекса Российской Федерации, как право граждан свободно и бесплатно пребывать в лесах (часть 1), так и гарантии реализации этого права, путем установления запрета лицам, которым предоставлены лесные участки, препятствовать доступу граждан на эти лесные участки, а также огораживать их, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Горно – Алтайского межрайонного природоохранного прокурора к обществу с ограниченной ответственностью <данные изъяты>» удовлетворить.
Возложить на общество с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» в течение трех месяцев со дня вступления решения в законную силу разработать ведомость лесотаксационных выделов с проектируемыми мероприятиями по охране объектов животного мира и тематическую лесную карту с определением их пространственного размещения в проекте освоения лесов, арендуемых на основании договоров аренды от <ДАТА ОБЕЗЛИЧЕНА><НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>, <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> лесных участков общей площадью 5,79 га, расположенных на землях лесного фонда РФ на территории <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>, <данные изъяты>», в квартале <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>, выделах <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>,<НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>, а так же демонтировать ограждение в виде забора и трех ворот общей протяженностью 650 метров на лесных участках, расположенных на землях лесного фонда Российской Федерации территория <АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН>, Манжерокского участкового лесничества КУРА «Майминское лесничество» в квартале <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>, выделах <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН> и <НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН>.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Алтай в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Судья Бируля С.В.
Мотивированное решение изготовлено 16 января 2018 года