ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1366/2014 от 23.04.2014 Кировского районного суда г. Астрахани (Астраханская область)

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 23 апреля 2014 года г.Астрахань

 Кировский районный суд г.Астрахани в составе: председательствующего судьи Бутыриной О.П.

 При секретаре Шахназарян А.Г.

 Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Областному государственному бюджетному учреждению культуры «Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник», Министерству культуры Российской Федерации об исключении наград и документов из состава музейного фонда Российской Федерации, обязании возвратить музейные предметы

 УСТАНОВИЛ:

 Истец ФИО1 обратилась в суд с иском к ОГБУК «Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник» об исключении наград и документов на имя ФИО2 из состава музейного фонда и их возврате, указав в обоснование своих требований, что в 1975 году она передала в музей-заповедник на безвозмездной добровольной основе для проведения нескольких выставок в качестве экспонатов документы и награды своего мужа ФИО2. На основании решения комиссии от ДД.ММ.ГГГГ данные документы и награды были приняты на постоянное хранение в государственную часть Музейного фонда. Поскольку в настоящее время награды нужны семье как память о заслугах ФИО2, в семье подрастают внуки и правнуки, а экспонирование музейных предметов в музее –заповеднике происходит лишь периодически, истец просила суд принять решение об исключении из состава музейного фонда Российской Федерации наград и документов на имя ФИО2, включенных в учетную документацию музея –заповедника и обязать музей-заповедник возвратить данные музейные предметы ФИО1

 В последующем, в порядке ст.39 ГПК РФ истцом требования были изменены: просила суд обязать Министерство культуры Российской Федерации принять решение об исключении из состава музейного фонда Российской федерации наград и документов на имя ФИО2, а музей –заповедник – возвратить данные музейные предметы ФИО1

 В судебном заседании представитель ФИО1- ФИО3- исковые требования поддержала, просила суд иск удовлетворить.

 Представители ответчика- Министерства культуры РФ в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, просили суд в иске отказать в полном объеме и рассмотреть дело в их отсутствие с учетом представленных письменных возражений на иск.

 Представители ответчика ОГБУК «Астраханский государственный объединенный историко-архитектурный музей-заповедник» ФИО4, ФИО5 в судебном заседании иск не признали, просили в удовлетворении требований отказать.

 Суд, выслушав доводы участников процесса, изучив материалы дела, приходит к выводу, что исковые требования заявлены не обоснованно и удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

 В судебном заседании установлено, что истцом ФИО1 в 1975 году были переданы Музею-заповеднику следующие документы и награды:

 фото ФИО2, нагрудное изображение, 04.1946 г. (АМЗ КП № 23813);

 книжка орденская В № 056734, выдана ДД.ММ.ГГГГ (АМЗ КП № 23814);

 удостоверение к юбилейной медали «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения ФИО8», выдана ДД.ММ.ГГГГ (АМЗ КП № 23819);

 медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения ФИО8» (АМЗ КП № 23820);

 удостоверение к юбилейной медали «50 лет Вооруженных сил СССР», выдано ДД.ММ.ГГГГ (АМЗ КП № 2382);

 медаль «50 лет Вооруженных сил СССР», выдано ДД.ММ.ГГГГ (АМЗ КП №

 23822);

 нагрудный знак «Гвардия» (АМЗ УКП № 23823);

 медаль юбилейная «В ознаменование тридцатой годовщины Советской армии и Флота 1918-1948» (АМЗ КП № 824);

 медаль «XX лет победы в ВОВ в 1941-1945 гг.» (АМЗ КП № 23825);

 орден Красной звезды № (АМЗ КП № 23815);

 орден Красной звезды № (АМЗ КП № 23816);

 орден Отечественной войны II степени № (АМЗ КП № 23817);

 медаль «За боевые заслуги» № (АМЗ КП № 23818);

 медаль «За оборону Сталинграда» (АМЗ КП № 23827);

 медаль «За оборону Ленинграда» (АМЗ КП № 23826);

 медаль «За взятие Берлина», ДД.ММ.ГГГГ (АМЗ КП № 23829);

 -    медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг.» (АМЗ КП№ 23828).

 На основании решения комиссии от 17 июля 1985 года данные документы и награды были приняты на постоянное хранение в государственную часть Музейного фонда.

 До принятия Федерального закона от 26 мая 1996 г. № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» действовал следующий порядок учета, сохранения и использования музейных предметов и музейных коллекций.

 В соответствии с приказом Министерства культуры СССР от 27.12.1988 № 483 «Об утверждении Положения о Музейном фонде СССР» музейный фонд Союза СССР представляет собой совокупность движимых памятников отечественной и зарубежной истории и культуры, имеющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, хранящихся на территории СССР, в том числе в музеях, находящихся в ведении учреждений, организаций и предприятий. Основными хранилищами Музейного фонда Союза СССР являются музеи, находящиеся в ведении предприятий, учреждений и организация (п.3.1).

 Все предметы, поступившие в музей на постоянное хранение, после актирования и рассмотрения на фондово-закупочной комиссии в течение месяца вносятся в книги поступлений основного или научно-вспомогательного фонда (Приказ Минкультуры СССР от 17.07.1985 «Об утверждении Инструкции по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР», п. 100, ранее приказ Министерства культуры СССР от 23 декабря 1971 года № 754 «О введении в действие «Инструкции по учету и хранению музейных ценностей в художественных музеях и художественных отделах музеев системы Министерства культуры СССР» содержал тот же порядок).

 В связи с тем, что награды поступили в Музей-заповедник до 1996 года, они входят в состав государственной части Музейного фонда Российской Федерации (п. 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1998 № 179 «Об утверждении Положений о Музейном фонде Российской Федерации, о Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации, о лицензировании деятельности музеев в Российской Федерации»).

 В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 26.05.1996 № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (далее - Закон № 54-ФЗ) его действие распространяется на все действовавшие на момент принятия закона и вновь создаваемые в Российской Федерации музеи.

 В соответствии с пп. 2 и 3 Положения о Музейном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1998 № 179, музейные предметы и музейные коллекции (независимо от источников поступления), находившиеся в собственности бывшего СССР и РСФСР до принятия Закона № 54-ФЗ, входят в состав Музейного фонда Российской Федерации.

 При этом следует иметь в виду, что, поскольку музейные предметы, находившиеся в музеях и иных организациях до 1996 года, на момент принятия Закона № 54-ФЗ являлись предметами Музейного фонда Союза ССР и, соответственно, уже относятся к Музейному фонду Российской Федерации, повторное прохождение процедуры включения в состав Музейного фонда Российской Федерации не требуется.

 В соответствии со статьей 8 Закона № 54-ФЗ музейные предметы, поступившие в государственные музеи и иные организации после 1996 года, независимо от источников поступления, подлежат включению в состав Музейного фонда Российской Федерации и считаются включенными в его состав после регистрации соответствующего факта в Государственном каталоге Музейного фонда Российской Федерации.

 Таким образом, музейные предметы, внесенные в книги поступлений (инвентарные книги) основного фонда Центра, являются музейными предметами, входящими в состав Музейного фонда Российской Федерации.

 Исключение музейных предметов и музейных коллекций из состава Музейного фонда Российской Федерации производится Минкультуры России в порядке, устанавливаемом положением о Музейном фонде Российской Федерации, после проведения соответствующей экспертизы.

 Решения об исключении музейных предметов и музейных коллекций из состава фонда могут быть приняты Министерством культуры Российской Федерации в следующих случаях:

 утрата и разрушение музейных предметов и музейных коллекций или обмен их на другие музейные предметы и музейные коллекции;

 ошибочность экспертного заключения о культурно - историческом значении, физическом состоянии и других особенностях указанных предметов и коллекций, на основании которого было принято решение об их включении в состав фонда;

 -    соответствующее судебное решение, вступившее в силу.

 Оспариваемые предметы были включены в Государственную часть Музейного

 фонда Российской Федерации в силу закона.

 Судом установлено, что истец передала награды ФИО6 в музей-заповедник добровольно, что не оспаривалось ни в иске, ни ее представителем в судебном заседании.

 Указанные награды относятся к музейному фонду Российской Федерации.

 Со стороны Министерства культуры РФ высказаны возражения в части возврата указанных наград истцу по делу, по доводам, изложенным в заявлении.

 Для принятия решения судом о возврате указанных наград должны быть установлены нарушения процедуры передачи их музею, либо утрата и разрушение предметов.

 В судебном заседании таких обстоятельств и оснований установлено не было.

 В соответствии с п. 49 Указа Президента Российской Федерации от 07.09.2010 № 1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации» переданные музеям на постоянное хранение и для экспонирования государственные награды не возвращаются.

 Действовавший на момент передачи спорных наград порядок передачи наград в Музей-заповедник не предполагал составления ни договора дарения, ни письменного соглашения о передаче наград музею.

 Возможность заключения договора дарения возникла только с принятием Положения о государственных наградах Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 07.099.2010 № 1099.

 Кроме того, действующим законодательством предусмотрено право музеев экспонировать переданные им награды, а не обязанность. Сам истец в иске указывает на экспонирование музейных экспонатов, но говорит о их периодичности и недостаточности. Однако таких оснований для возврата музейных экспонатов законом не предусмотрено.

 Таким образом, истцом не представлено доказательств нарушения процедуры передачи спорных предметов Музею-заповеднику, как и не представлено каких-либо иных доказательств, свидетельствующих о том, что указанные награды находятся у ответчика незаконно, что допущены виновные действия в части сохранности этих экспонатов либо иных действий, указывающих на нарушение порядка хранения, участия в экспозициях.

 Необходимо отметь, что пунктом 1 постановления Президиума Верховного Совета СССР от 07.07.1941 «Об орденах и медалях СССР умерших или безвестно отсутствующих награжденных» установлено, что после смерти или в случае безвестного отсутствия награжденных все медали СССР должны быть возвращены в Президиум Верховного Совета СССР.

 Передача наследникам медалей и наград стала возможна только с принятием Положения о государственных наградах в Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 02.03.1994 № 442 (п. 12 Положения - «В случае смерти награжденных государственные награды и документы к ним остаются у наследников»), тогда как истец передала награды Музею-заповеднику в 1975 году.

 Суд не может согласиться с доводами истца в той части, что музейные награды должны быть возвращены истцу на основании решения суда, поскольку не представляют собой культурной ценности.

 В судебном заседании установлено и не оспаривалось представителем истца, что истребуемые награды входят в музейный фонд Российской Федерации. Соответственно только в случае, предусмотренном законом, Министерство культуры может принять решение об исключении указанных наград из состава фонда. Таких случаев истцом не указано и судом при рассмотрении требований, по доводам, изложенным в иске, не установлено.

 Ссылка истца на положения ст.ст.209, 301 Гражданского кодекса РФ являются не обоснованными, поскольку истец собственником наград не является, и данные музейные экспонаты не находятся в чужом незаконном владении.

 При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу, что иск заявлен не обоснованно и удовлетворению не подлежит.

 Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

 В удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать в полном объеме.

 Решение может быть обжаловано в Астраханский Облсуд в течение месяца с момента вынесения решения суда в окончательной форме.

 Судья: Бутырина О.П.