ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1367/19 от 24.06.2016 Азовского городского суда (Ростовская область)

№2-1367/2019

61RS0009-01-2019-001407-35

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

24 июня 2016 года

Азовский городской суд Ростовской области в составе

председательствующего судьи Кравченко И.Г.

при секретаре Сераш Ю.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковым требованиям Азовского межрайонного прокурора к Администрации Рогожкинского сельского поселения о понуждении утвердить устав хуторского казачьего общества «Елизаветинское»,

УСТАНОВИЛ:

Азовский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковыми требованиями к Администрации Рогожкинского сельского поселения о понуждении утвердить устав хуторского казачьего общества «Елизаветинское».

В обоснование исковых требований указал, что 10 ноября 2013 в станице Елизаветинская состоялось учредительное собрание казачьего общества (круг), которым принято решение о создании хуторского казачьего общества «Елизаветинское», принят устав общества, выбран атаман, которому предоставлено право осуществить государственную регистрацию казачьего общества.

Неоднократно Устав хуторского казачьего общества «Елизаветинское» передавался для согласования и утверждения главе Администрации Рогожкинского сельского поселения.

Однако Глава администрация Рогожкинского сельского поселения Устав хуторского казачьего общества не согласовала.

Оспаривая правомерность отказа в согласовании Устава, прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с заявлением о возложении обязанности на администрацию Рогожкинского сельского поселения утвердить Устав казачьего общества «Елизаветинское».

В судебном заседании помощник Азовского межрайонного прокурора Бужинская Л.П. заявленные требования поддержала, пояснила, что первоначально должен быть согласован устав казачьего общества, а потом члены общества принимают обязательства по несению государственной или иной службы, в дальнейшем все документы представляются для внесения в реестр казачьих обществ. Члены общества не могут принимать на себя обязательства по несению службы, пока Общество не зарегистрировано как некоммерческая организация.

Представитель ответчика Администрации Рогожкинского сельского поселения в судебное заседание не явилась, дело рассмотрено в ее отсутствие в порядке ст.167 ГПК РФ. Направила в суд возражения на исковое заявление, указывая на то, что в Уставе Общества никаких сведений о несении муниципальной службы нет, в связи с чем, местный орган власти не должен утверждать Устав. Считала, что у прокурора в порядке ст.45 ГПК РФ нет права на обращение в суд с заявленными требованиями, так как он представляет интересы не неопределенного круга лиц, а казачьего Общества. Просила в удовлетворении иска отказать.

Представитель третьего лица - Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ростовской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, представил отзыв, в котором разрешение требований оставил на усмотрение суда, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Заслушав помощника Азовского межрайонного прокурора Бужинскую Л.П., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

Статья 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

Из материалов дела следует, что 10 ноября 2013 в станице Елизаветинской Азовского района состоялось учредительное собрание казачьего общества.

На данном собрании жители станицы приняли решение о создании хуторского казачьего общества «Елизаветинское». Принят устав общества, а также атаманом общества избран ФИО1, который обратился в Администрацию Рогожкинского сельского поселения с заявлением об утверждении устава общества. Ответчик отказывает в согласовании и утверждении устава, полагая, что такая обязанность отсутствует.

Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1992 N 632 "О мерах по реализации Закона Российской Федерации "О реабилитации репрессированных народов" в отношении казачества" установлено, что граждане, относящие себя к прямым потомкам казаков и выразившие желание совместно восстанавливать и развивать формы хозяйствования, культуры, быта и участвовать в несении государственной службы, а также граждане, в установленном порядке добровольно вступившие в казаки, могут объединяться в казачьи общества и создавать их в виде хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских), войсковых и иных традиционных для казачества обществ.

Казачьи общества действуют в соответствии с уставами, принимаемыми общими собраниями (сходами) казаков хуторов, станиц, городов, районными (юртовыми), окружными и войсковыми собраниями. Уставы подлежат утверждению главами администраций соответственно районов, городов, автономной области, автономных округов, областей и краев, а также главами исполнительной власти (президентами) республик в составе Российской Федерации.

Положения уставов казачьих обществ о порядке несения казачеством военной, иной государственной службы подлежат согласованию соответственно с Министерством обороны Российской Федерации, другими министерствами и ведомствами Российской Федерации.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 05.12.2005 N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества" внесению в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации подлежат хуторские, станичные, городские, районные (юртовые), окружные (отдельские) и войсковые казачьи общества, члены которых в установленном порядке приняли на себя обязательства по несению государственной или иной службы. Данные обязательства отражаются в уставе казачьего общества по согласованию соответственно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и (или) их территориальными органами, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Таким образом, с администрацией Рогожкинского сельского поселения подлежит согласование только включение в устав обязательств по несению государственной и иной службы.

Как следует из материалов дела, прокурор просит обязать администрацию Рогожкинского поселения согласовать весь устав общества, однако Закон не требует согласовывать с органами государственной власти, органами местного самоуправления весь устав казачьего общества. Согласно приведенному выше законодательству администрация обязана согласовать только обязательства казачьего общества по несению государственной или иной службы.

Как следует из Устава казачьего общества (п.12), члены общества приняли на себя в установленном порядке обязательства по несению государственной и иной службы.

Поэтому, суд полагает необходимым возложить на местную администрацию обязанность о согласовании устава казачьего общества в указанной части.

Отказ администрации в согласовании всего устава казачьего общества следует признать правомерным, поскольку решение принято в соответствии с законом, и в пределах полномочий органа местного самоуправления и его должностного лица, оно не нарушает права и законные интересы общества, поэтому правовые основания для удовлетворения требования прокурора о возложении на нее обязанности согласовать весь устав общества не имеется.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Азовского межрайонного прокурора к Администрации Рогожкинского сельского поселения о понуждении утвердить устав хуторского казачьего общества «Елизаветинское» удовлетворить частично.

Обязать Администрацию Рогожкинского сельского поселения согласовать положения устава хуторского казачьего общества «Елизаветинское» об обязательствах по несению государственной и иной службы.

В остальной части исковые требования оставить без удовлетворения

Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение месяца с момента изготовления мотивированной части решения.

Судья :

Мотивированная часть решения изготовлена 1 июля 2019г.