Дело № 2-1367/2020
77RS0016-01-2020-003725-86
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 июня 2020 года город Саратов
Волжский районный суд г. Саратова в составе:
председательствующего судьи Даниленко А.А.,
при секретаре ФИО2,
с участием представителя истца, представителя ответчика,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Астраханского транспортного прокурора к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» о возложении обязанности
установил:
заместитель Астраханского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с указным иском к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» (далее ОАО «РЖД»), мотивируя требования тем, что в ходе проверки объектов транспортной инфраструктуры, находящихся в собственности ОАО «Российские железные дороги» и на балансе Приволжской дирекции инфраструктуры Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД» установлено, что на территории <адрес> функционируют железнодорожные станции <адрес> (дата присвоения категории – ДД.ММ.ГГГГ дата утверждения результатов оценки уязвимости - ДД.ММ.ГГГГ, дата утверждения плана обеспечения транспортной безопасности - не утвержден), <адрес> (дата присвоения категории - ДД.ММ.ГГГГ, дата утверждения результатов оценки уязвимости - ДД.ММ.ГГГГ, дата утверждения плана обеспечения транспортной безопасности - ДД.ММ.ГГГГ), <адрес> (дата присвоения категории - ДД.ММ.ГГГГ, дата утверждения результатов оценки уязвимости - ДД.ММ.ГГГГ, дата утверждения плана обеспечения транспортной безопасности - ДД.ММ.ГГГГ), <адрес> (дата присвоения категории - ДД.ММ.ГГГГ, дата утверждения результатов оценки уязвимости – ДД.ММ.ГГГГ, дата утверждения плана обеспечения транспортной безопасностиДД.ММ.ГГГГ), <адрес> (дата присвоения категории - ДД.ММ.ГГГГ, дата утверждения результатов оценки уязвимости - ДД.ММ.ГГГГ, дата утверждения плана обеспечения транспортной безопасности - не утвержден), <адрес> (дата присвоения категории - ДД.ММ.ГГГГ, дата утверждения результатов оценки уязвимости - ДД.ММ.ГГГГ, дата утверждения плана обеспечения транспортной безопасности - не утвержден). В нарушение вышеуказанных требований законодательства ОАО «РЖД» в лице Приволжской дирекции управления движением до настоящего времени не приняты меры по проведению дополнительной оценки уязвимости железнодорожных станций <адрес>. Выявленные в ходе проверки транспортной прокуратурой нарушения требований законодательства о транспортной безопасности в деятельности железнодорожных <адрес> негативно влияют на обеспечение ее антитеррористической и противодиверсионной защищенности от актов незаконного вмешательства, в связи с чем уровень обеспечения транспортной безопасности на них не соответствует степени угрозы совершения актов незаконного вмешательства, а также предъявляемым государством требованиям по защите объектов транспорта от противоправных посягательств. В связи с чем истец просит возложить на ответчика обязанность в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение дополнительной оценки уязвимости и утверждение ее результатов в установленном законом порядке в отношении железнодорожных станций <адрес>. Возложить обязанность на ОАО «Российские железные дороги» в лице Приволжской дирекции управления движением – структурного подразделения Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «Российские железные дороги» внести изменения в планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры по результатам проведенной дополнительной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, и их представление на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта в течение 3 месяцев со дня утверждения результатов проведенной дополнительной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры – железнодорожных станций <адрес>
В судебном заседании представитель истца в судебном заседании поддержал исковые требования в полном объеме.
Представитель ответчика иск не признала, просила в его удовлетворении отказать. Указала, что данные объекты буду включены во внутреннюю Программу ответчика. На данный момент эти объекты не включены в Программу. В случае удовлетворения иска, просила увеличить срок исполнения обязательств, в связи большим объемом необходимых мероприятий и сроков их согласования, утверждения.
Исследовав материалы дела, заслушав лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующим выводам.
На основании ст. 11 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд.
Статья 12 Гражданского Кодекса РФ устанавливает способ защиты гражданских прав в виде присуждения обязанности в натуре.
В соответствии со статьей 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 1, ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» (далее - Закон) транспортная безопасность - состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства. Обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры.
Согласно ст. 8 Закона Требования по обеспечению транспортной безопасности по видам транспорта, в том числе требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающие уровни безопасности, предусмотренные статьей 7 настоящего Федерального закона, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования являются обязательными для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками.
В соответствии со ст. 12 Закона субъекты транспортной инфраструктуры несут ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно подп. 5, 6, 17 п. 5 Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.04.2017 № 495 (далее – Требования), субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры обеспечить проведение оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) и представление на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта в установленном порядке ее результатов в течение 3 месяцев со дня размещения на официальном сайте Федерального агентства железнодорожного транспорта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведений о присвоении категории объекту транспортной инфраструктуры (транспортному средству), которое сопровождается соответствующим уведомлением субъекта транспортной инфраструктуры по электронной почте и в письменном виде; на основании утвержденных результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) разработать и представить на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) в течение 3 месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства); при изменении положений настоящего документа, регламентирующих меры по защите объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) от актов незаконного вмешательства, обеспечить проведение дополнительной оценки уязвимости объекта транспортной инфраструктуры (транспортного средства) и утверждение в установленном порядке ее результатов в течение 3 месяцев со дня возникновения таких изменений. В соответствии с ч. 1 ст. 9 ФЗ № 16-ФЗ от 09.02.2007 на основании результатов проведенной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств субъекты транспортной инфраструктуры разрабатывают планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств и не позднее трех месяцев со дня утверждения результатов оценки уязвимости направляют их на утверждение в компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности.
Данные требования также закреплены в подп. 6 п. 5 Требований.
В судебном заседании установлено, что в ходе проверки объектов транспортной инфраструктуры, находящихся в собственности ОАО «Российские железные дороги» и на балансе Приволжской дирекции инфраструктуры Центральной дирекции инфраструктуры – филиала ОАО «РЖД» установлено, что на территории <адрес> функционируют железнодорожные станции (разъезды): <адрес> (дата присвоения категории – ДД.ММ.ГГГГ дата утверждения результатов оценки уязвимости - ДД.ММ.ГГГГ, дата утверждения плана обеспечения транспортной безопасности - не утвержден), <адрес> (дата присвоения категории - ДД.ММ.ГГГГ, дата утверждения результатов оценки уязвимости - ДД.ММ.ГГГГ, дата утверждения плана обеспечения транспортной безопасности - ДД.ММ.ГГГГ), <адрес> (дата присвоения категории - ДД.ММ.ГГГГ, дата утверждения результатов оценки уязвимости - ДД.ММ.ГГГГ, дата утверждения плана обеспечения транспортной безопасности - ДД.ММ.ГГГГ), <адрес> (дата присвоения категории - ДД.ММ.ГГГГ, дата утверждения результатов оценки уязвимости – ДД.ММ.ГГГГ, дата утверждения плана обеспечения транспортной безопасностиДД.ММ.ГГГГ), <адрес> (дата присвоения категории - ДД.ММ.ГГГГ, дата утверждения результатов оценки уязвимости - ДД.ММ.ГГГГ, дата утверждения плана обеспечения транспортной безопасности - не утвержден), <адрес> (дата присвоения категории - ДД.ММ.ГГГГ, дата утверждения результатов оценки уязвимости - ДД.ММ.ГГГГ, дата утверждения плана обеспечения транспортной безопасности - не утвержден).
В нарушение требований законодательства ОАО «РЖД» до настоящего времени не приняты меры по проведению дополнительной оценки уязвимости железнодорожных станций (разъездов) <адрес>
Отмеченные обстоятельства подтверждаются информацией Приволжской дирекции инфраструктуры («Сведения об объектах инфраструктуры железнодорожного транспорта, присвоенной категории, проведении оценки уязвимости объектов).
Доказательств, объективно подтверждающих устранение нарушений, ответчик суду не представил.
Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Исходя из смысла ч. 3 ст. 123 Конституции РФ, во всех случаях, когда в том или ином суде разрешается спор и есть стороны, они должны быть процессуально равны, иметь равные права и возможности отстаивать свои интересы.
Это конституционное положение и требование норм международного права содержится и в ст. 12 ГПК РФ, согласно которой правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Анализ указанных норм позволяет сделать вывод о том, что суд в процессе состязательности не является инициатором и лишь разрешает предусмотренные законом вопросы, которые ставят перед ним участники судопроизводства, которые в рамках своих процессуальных прав обосновывают и доказывают свою позицию в конкретном деле.
Законом на суд не возлагается обязанность по собиранию доказательств и по доказыванию действительных обстоятельств дела, так как возложение такой обязанности приведёт к тому, что он будет вынужден действовать в интересах какой-либо из сторон.
Оценив представленные доказательства с позиции ст. 67 ГПК РФ суд установил, что в нарушение ст. 56 ГПК РФ суду не представлено допустимых и бесспорных доказательств, при наличии которых суд смог бы прийти к выводу об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований.
При установленных обстоятельствах, в силу приведенных положений закона, суд полагает исковые требования Астраханского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ОАО «РЖД», подлежащими удовлетворению.
По правилам ч.2 ст.206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
С учетом обстоятельств дела, количества объектов, на которых необходимо обеспечить проведение дополнительной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и утверждение ее результатов, суд считает необходимым определить срок исполнения решения по данным требованиям в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу решения суда, а для внесения изменений в планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры по результатам проведенной дополнительной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и их представление на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта - в течение 3 месяцев со дня утверждения результатов проведенной дополнительной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры, считая данные сроки разумным и достаточным.
Согласно ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Так как в силу ч. 2 ст. 45 ГПК РФ прокурор, подавший заявление, освобожден от обязанности по уплате судебных расходов, поэтому, вследствие полного удовлетворения судом его исковых требований, государственная пошлина в размере 6000 рублей, определенном в соответствие с подп. 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ, подлежит взысканию с ответчика в доход муниципального бюджета.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
решил:
Обязать открытое акционерное общество «Российские железные дороги» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение дополнительной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и утверждение ее результатов в установленном законом порядке в отношении объектов транспортной инфраструктуры:
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
Обязать открытое акционерное общество «Российские железные дороги» внести изменения в планы обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры по результатам проведенной дополнительной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и их представление на утверждение в Федеральное агентство железнодорожного транспорта в течение 3 месяцев со дня утверждения результатов проведенной дополнительной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры:
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
Взыскать с открытого акционерного общества «Российские железные дороги» государственную пошлину в доход муниципального бюджета в размере 6 000 руб.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Волжский районный суд г. Саратова в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья А.А. Даниленко