Дело № 2-1368/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 марта 2014 года
Ленинский районный суд ФИО6 в составе:
председательствующего судьи Н.А. Ярошевой
при секретаре А.А. Рубан,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 ФИО8 к Управлению градостроительства и архитектуры администрации ФИО7 о признании решения об отказе незаконным и возложении обязанности рассмотреть обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с названным заявлением, в обоснование заявленных требований указав, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Департамент земельных и имущественных отношений ФИО9 с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью № расположенного по адресу: ФИО10, <адрес>, для дальнейшего обслуживания жилого дома. ДД.ММ.ГГГГ Департаментом земельных и имущественных отношений ФИО11 в адрес Администрации ФИО12 было направлено обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории для последующего учета и изготовления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка. ДД.ММ.ГГГГ УГА администрации ФИО13 в ее адрес было отправлено письмо, в котором сообщалось об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, согласно которого в представленном комплекте документов отсутствует технический (кадастровый) паспорт жилого дома, подтверждающий фактическое использование испрашиваемого земельного участка, топографическая съемка земельного участка выполнена ДД.ММ.ГГГГ г., а также согласно информации, имеющейся в управлении, на испрашиваемом земельного участке в районе <адрес>, имеются изменения. Полагает, что ответ УГА администрации ФИО14 является незаконным и необоснованным, т.к. основания отказа, изложенные в ответе УГА администрации ФИО15 от ДД.ММ.ГГГГ не предусмотрены п. 2.8 Постановления «Об утверждении административного регламента предоставления администрацией гФИО16 муниципальной услуги «Утверждение и выдача заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории». На основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ ей принадлежит жилой дом, расположенный по адресу: ФИО17, <адрес> и земельный участок непосредственно под домом, площадью №., право собственности на который зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ В заявлении была указана вся необходимая информация, в том числе цель использования, испрашиваемое право, площадь земельного участка, его местоположение, приложены все необходимые документы, в том числе кадастровый паспорт жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ (несмотря на то, что согласно п.2.6 регламента, предоставление кадастрового паспорта объекта недвижимости необходимо лишь при наличии строений на земельном участке, тогда как на испрашиваемом участке какие-либо строения отсутствуют), а также топографическая съемка земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ г., в которой указаны ограничения по красным линиям на дату ДД.ММ.ГГГГ г., инженерные сети проверены ДД.ММ.ГГГГ Таким образом, срок действия топосъемки земельного участка на момент рассмотрения заявления не истек. При этом, согласно п.3.5.1 регламента, при наличии всех необходимых документов, указанных в п.2.6 регламента, в случае, если на топографической съемке указаны устаревшие данные об ограничениях, заявление направляется в отдел градостроительного зонирования и территориального планирования для выполнения проверки наличия красных линий. Таким образом, УГА в соответствии с п.3.5.1 должно было направить топографическую съемку земельного участка, расположенного по адресу: ФИО18, <адрес>, в отдел градостроительного зонирования и территориального планирования для выполнения проверки наличия ограничений и красных линий. Просит признать незаконным отказ Управления градостроительства и архитектуры администрации ФИО19 от ДД.ММ.ГГГГ № № и обязать рассмотреть обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, расположенного по адресу: ФИО20, <адрес>.
Представитель заявителя в судебном заседании настаивала на удовлетворении заявленных требований, по изложенным доводам и основаниям. Дополнительно пояснила, что при необходимости УГА администрации ФИО21 должны были направить промежуточное письмо в отдел градостроительного зонирования и территориального планирования, однако этого сделано не было.
Заявитель в судебное заседание не явилась, о времени и месте слушания была уведомлена надлежащим образом, направила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель УГА администрации ФИО22 в судебном заседании с требованиями не согласилась и пояснила, что основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка послужили следующие обстоятельства: отсутствие в представленном пакете документов технического паспорта на жилой дом, подтверждающего фактическое землепользование; топографическая съемка выполнена более года назад; наличие изменений в графическом приложении. В нарушение п.2.6 Регламента, заявителем не предоставлен технический паспорт на жилой дом, поскольку заявитель испрашивает земельный участок для обслуживания жилого дома, то границы такого земельного участка определяются с учетом фактического землепользования. Для определения размера и границ земельного участка используются сведения о фактическом использовании земельного участка, содержащиеся в техническом паспорте жилого дома сроком давности не более 5 лет. Приложенный к заявлению кадастровый паспорт на жилой дом не подтверждает фактическое использование земельного участка площадью №., документы, подтверждающие тот факт, что земельный участок именно такой площадью ранее выделялся для строительств жилого дома и его обслуживания, не предоставлены, кроме того, в кадастровом паспорте на здание не содержится сведений о площади земельного участка. Таким образом, заявителем не подтверждено использование запрашиваемого земельного участка. Схема, представленная заявителем на утверждение, не подтверждает фактическое использование земельного участка площадью №. Кроме того, согласно письму УГА от ДД.ММ.ГГГГ с западной стороны земельного участка, согласно графическим данным Управления, расположен капитальный забор, по которому проходит граница испрашиваемого ФИО1 земельного участка, с восточной стороны земельного участка расположено ограждение в виде сетки-рабицы и щебеночная площадка. Указанные данные отсутствуют в представленных на утверждение схеме расположения земельного участка и топографической съемке. Кроме того, согласно заявлению ФИО1 имеется в собственности земельный участок с кадастровым номером №, который расположен непосредственно под жилым домом, однако указанный документ заявителем предоставлен не был. На испрашиваемом же земельном участке жилой дом отсутствует. Регламентом предусмотрена возможность УГА сделать запрос, но это касается коммуникаций. Просит в удовлетворении требований отказать.
Суд, выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, оценивая доказательства в их совокупности, находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратилась в Департамент земельных и имущественных отношений ФИО23 с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью №., расположенного по адресу: гФИО24, <адрес>, для дальнейшего обслуживания жилого дома.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ г. № Управление градостроительства и архитектуры администрация ФИО25 отказало в утверждении и выдаче схемы расположения дополнительного земельного участка по адресу: в районе <адрес>, для дальнейшей эксплуатации жилого дома, поскольку в представленном комплекте документов отсутствует технический (кадастровый) паспорт жилого дома, подтверждающий фактическое использование запрашиваемых границ земельного участка; в представленном комплекте документов топографическая съемка земельного участка выполнена ДД.ММ.ГГГГ г.; согласно информации, имеющейся в УГА администрации ФИО26, на испрашиваемом ФИО1 земельном участке в районе <адрес>, имеются изменения, что подтверждается ответом УГА администрации ФИО27 от ДД.ММ.ГГГГ «№.
В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством регламентирован ст. 34 ЗК РФ.
Согласно п. 2 указанной статьи, граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (п. 4 ст. 34 ЗК РФ).
Граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом (п.1 ст. 36 ЗК РФ).
Согласно п.7 ст. 36 ЗК РФ местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Постановлением администрации ФИО28 № утвержден Регламент предоставления администрацией гФИО29 услуги «Утверждение и выдача заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории».
Пунктом 2.6 вышеназванного Регламента, установлен перечень возможных для получения услуги документов.
В соответствии с п.2.5 Регламента, предоставление услуги осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 на праве собственности принадлежит жилой дом по адресу: ФИО30, <адрес>, что не оспаривалось в судебном заседании.
Из заявления ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что цель использования испрашиваемого земельного участка – для дальнейшего обслуживания жилого дома, расположенного по адресу: ФИО31, <адрес>, однако какие-либо документы, содержащие сведения о границах земельного участка, который фактически используется заявителем для эксплуатации принадлежащего ей дома, к заявлению приложены не были, при этом, жилой дом, для эксплуатации которого испрашивается земельный участок, находится вне границ указанной территории, что подтверждается материалами дела и не оспаривалось в судебном заседании.
Согласно письму УГА от ДД.ММ.ГГГГ с западной стороны земельного участка, согласно графическим данным Управления, расположен капитальный забор, по которому проходит граница испрашиваемого ФИО1 земельного участка, с восточной стороны земельного участка расположено ограждение в виде сетки-рабицы и щебеночная площадка, однако в представленной на утверждение схеме расположения земельного участка по адресу: ФИО32, <адрес>, указанные данные отсутствуют.
Также суд принимает во внимание, что в нарушение п. 2.6 Регламента, ФИО1 не был предоставлен документ, подтверждающий право собственности заявителя на земельный участок площадью №., расположенный под домом по адресу: ФИО33, <адрес>.
Согласно ст.258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Ссылка представителя заявителя на то, что основания отказа, изложенные в ответе УГА администрации ФИО34 от ДД.ММ.ГГГГ № не предусмотрены Регламентом предоставления администрацией ФИО35 услуги «Утверждение и выдача заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории», не свидетельствует о незаконности отказа в согласовании схемы.
Наличие у заявителя права на получение в собственность или аренду земельного участка в соответствии с положениями Земельного кодекса РФ не порождает встречной безусловной обязанности органа местного самоуправления обеспечить выбор и согласовать схему расположения земельного участка, выбранного заявителем, поскольку порядок предоставления земельных участков строго урегулирован Земельным кодексом РФ, законами субъекта федерации и иными нормативными актами. Применение одного нормативного акта по выбору лица, претендующего на земельный участок, противоречит принципу сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком, разграничения действия норм гражданского законодательства и норм земельного законодательства в части регулирования отношений по использованию земель, а также принцип государственного регулирования приватизации земли(п.11 ч.1 ст.1 Земельного кодекса РФ).
Поскольку представленные на рассмотрение органа местного самоуправления документы не содержат сведений о пределах фактического использования земельного участка для эксплуатации жилого дома, в связи с чем у УГА администрации ФИО36 отсутствовала возможность установить границы земельного участка, необходимого для обслуживания домовладения, принадлежащего заявителю на праве собственности, а также на испрашиваемом земельном участке имеются изменения, которые не отражены в топографической съемке и схеме расположения земельного участка, представленных заявителем, суд полагает, что оспариваемый отказ Управлением градостроительства и архитектуры администрации ФИО37 принят в соответствии с требованиями Земельного кодекса РФ.
При этом суд полагает, что данный отказ не препятствует ФИО1 при устранении указанных недостатков повторно обратиться с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью №., расположенного по адресу: ФИО38, <адрес>, для дальнейшего обслуживания жилого дома.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления ФИО1 ФИО39 к Управлению градостроительства и архитектуры администрации гФИО40 о признании решения об отказе в обеспечении выбора земельного участка незаконным и возложении обязанности рассмотреть обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории отказать.
Решение может быть обжаловано в ФИО41 суд через Ленинский районный суд ФИО42 в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения.
Судья Ленинского районного
суда гФИО43 Н.А.Ярошева