ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1368/2022 от 26.08.2022 Салехардского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

26 августа 2022 года город Салехард

Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего судьи Токмаковой Н.А.,

при секретаре судебного заседания Негрей В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1368/2022 по иску заместителя прокурора г. Салехард, действующего в интересах малолетней ФИО13 в лице законного представителя Демировой Т.В., к департаменту по труду и социальной защите населения администрации МО г. Салехард о признании права на получение свидетельства на материнский (семейный) капитал, возложении обязанности по выдаче свидетельства на материнский (семейный) капитал в связи с рождением второго ребенка,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель прокурора г. Салехард, действуя в интересах малолетней ФИО2, в лице законного представителя Демировой Т.В., обратился в суд с иском к департаменту по труду и социальной защите населения администрации МО г. Салехард о признании права на получение свидетельства на материнский (семейный) капитал, возложении обязанности по выдаче свидетельства на материнский (семейный) капитал в связи с рождением второго ребенка.

В обоснование иска указано, что Демирова Т.В. является матерью двоих детей. Демирова Т.В. обратилась в департамент по труду и социальной защите населения администрации МО г. Салехард с заявлением о выдаче свидетельства на материнский (семейный) капитал. 30.05.2022 департаментом принято решение об отказе в выдаче Демировой Т.В. свидетельства на материнский (семейный) капитал в связи с постоянным проживанием на территории Ямало-Ненецкого автономного округа менее одного года.

Заместитель прокурора г. Салехард не оспаривая решение департамента, просит признать за Демировой Т.В. право на получение свидетельства на материнский (семейный) капитал, возложить обязанность на департамент по труду и социальной защите населения администрации МО г. Салехард выдать Демировой Т.В. свидетельство на материнский (семейный) капитал.

Помощник прокурора Гудина Д.С. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме, по основаниям, изложенным в иске.

Демирова Т.В. в судебном заседании участия не принимала.

Представитель ответчика департамента по труду и социальной защите населения администрации МО г. Салехард Коршун Л.Г., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения требований иска, пояснила, что право на материнский (семейный) капитал возникает у лиц, указанных в ч.1 ст.3 Закона №73-ЗАО при условии постоянного проживания на территории автономного округа на дату рождения (усыновления) ребенка (детей), в связи с рождением (усыновлением) которого (которых) возникло право на материнский (семейный) капитал. Условие постоянного проживания на территории автономного округа не менее одного года, указанное в части 1 настоящей статьи, определяется на дату рождения (усыновления) ребенка (детей), в связи с рождением (усыновлением) которого (которых) возникло право на материнский (семейный) капитал. Истцу было отказано в выдаче свидетельства на материнский (семейный) капитал в связи с отсутствием подтвержденного факта ее постоянного проживания на момент рождения второго ребенка на территории автономного округа не менее пяти лет. Установление факта постоянного проживания на территории Ямало-Ненецкого автономного округа необходимо для определения права истца на получение свидетельства на материнский (семейный) капитал в связи с рождением второго ребенка, признание обстоятельств постоянного проживания истца на территории Ямало-Ненецкого автономного округа ставится в зависимость от отсутствия либо наличия регистрации по месту жительства за пределами Ямало-Ненецкого автономного округа.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Конституция РФ провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7 часть, часть 1; статья 18; статья 19, части 1 и 2).

Провозглашенные в Конституции РФ цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Демирова Т.В. является матерью ФИО2, .р. и ФИО7, г.р.

В связи с рождением второго ребенка – ФИО2, ., Демирова Т.В. обратилась в департамент по труду и социальной защите населения администрации МО г. Салехард с заявлением о выдаче свидетельства на материнский (семейный) капитал.

Решением ответчика от Демировой Т.В. отказано в выдаче свидетельства на материнский (семейный капитал) по причине отсутствия права - в связи с отсутствием постоянного проживания на территории Ямало-Ненецкого автономного округа не менее одного года на дату рождения второго ребенка.

Не согласившись с таким решением, Демирова Т.В. обратилась в прокуратуру с соответствующим заявлением.

Порядок предоставления материнского (семейного) капитала на территории Ямало-Ненецкого автономного округа установлен Законом ЯНАО от 01.07.2011 № 73-ЗAO «О материнском (семейном) капитале в Ямало-Ненецком автономном округе».

Статьей 3 указанного Закона определено, что право на материнский (семейный) капитал возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего (имеющих) гражданство Российской Федерации, у постоянно проживающих на территории автономного округа не менее одного года женщин, родивших (усыновивших) третьего ребенка и последующих детей начиная с 01.01.2020 (п. 1 ч. 1).

Право на материнский (семейный) капитал возникает со дня рождения (усыновления) второго, третьего ребенка или последующих детей независимо от периода времени, прошедшего с даты рождения (усыновления) предыдущего ребенка (детей) (ч. 7 ст. 3 Закона ЯНАО от 01.07.2011 №73-ЗАО).

Как следует из пояснений и представленных документов Демирова Т.В. с 26.08.2019 по настоящее время осуществляет трудовую деятельность в МБОУ «СОШ ».

В период 2021 Демирова Т.В. получала медицинскую помощь в амбулаторных условиях, состояла на учете в женской консультации ГБУЗ «СОКБ».

06.04.2022 между . и ФИО8 заключен брак на территории г. Салехарда.

Согласно свидетельству о рождении от I-ПК и выписке из медицинской карты от ФИО9, г.р., родилась на территории г. Салехарда.

Оценив указанные доказательства, суд приходит к выводу о том, что в судебном заседании нашел подтверждение факт проживания Демировой Т.В. не менее одного года в г. Салехарде на момент рождения ее второго ребенка – ФИО2, 20.04.2022г.р.

В связи с этим, ввиду того, что в ходе судебного разбирательства ответчиком право истца на получение свидетельства на материнский (семейный) капитал оспаривалось, причем только по основанию отсутствия доказательств постоянного проживания истца на территории Ямало-Ненецкого автономного округа в период не менее одного года на момент рождения второго ребенка, при этом иных обстоятельств, препятствующих признанию за истцом указанного права ответчиком не названо, судом не установлено и из материалов дела не усматривается, суд полагает, что истцом подтверждено право на получение средств материнского (семейного) капитала, поскольку все условия для его получения соблюдены.

Отсутствие у Демировой Т.В. регистрации по месту жительства на территории Ямало-Ненецкого автономного округа не является препятствием для признания указанного права.

В силу п. 1 ст. 20 ГК РФ, ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» местом жительства гражданина признается жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства. Причем в соответствии с положениями ст. 3 упомянутого выше Закона пока не доказано иное место жительства определяется по сведениям именно регистрационного учета, которые удостоверяют факт соответствующего свободного волеизъявления гражданина, зафиксированного в административном порядке.

Между тем, в данном случае в ходе судебного разбирательства были представлены убедительные доказательства того, что Демирова Т.В. фактически проживает на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, в г. Салехарде.

Регистрация по месту жительства или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, в том числе права на получение мер социальной поддержки.

Постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 23.07.2015 №680-П утвержден перечень документов, подтверждающих постоянное проживание гражданина на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, в целях оказания социальной поддержки (помощи) и социальных услуг отдельным категориям граждан (далее - Перечень).

В соответствии с п. 2 указанного Перечня постоянное проживание гражданина на территории автономного округа подтверждается документом, в соответствии с которым имеется возможность установления (подтверждения) места жительства гражданина на территории автономного округа, где он проживает на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а в силу п. 3 Перечня документом, в соответствии с которым имеется возможность установления (подтверждения) места жительства гражданина на территории автономного округа, где он проживает на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, является, в том числе, и судебное решение, устанавливающее факт постоянного проживания.

Между тем, решение суда принятое по настоящему спору как раз и является таким судебным актом, поскольку именно им (в отсутствие у истца регистрации по месту жительства на территории Ямало-Ненецкого автономного округа) и установлен факт постоянного проживания Демировой Т.В. в течение одного года на момент рождения второго ребенка на территории автономного округа.

Поскольку судом установлен факт проживания Демировой Т.В. на территории Ямало-Ненецкого автономного округа не менее одного года на момент рождения второго ребенка, а также подтверждено право последней на получение свидетельства на материнский (семейный) капитал, то Демирова Т.В. вправе обратиться к ответчику вновь с заявлением о выдаче свидетельства на материнский (семейный) капитал с приложением доказательств подтверждающих такое право.

Суд обращает внимание на то, что возлагать обязанность на ответчика выдать свидетельство на материнский (семейный) капитал Демировой Т.В. можно только при наличии незаконного отказа в выдаче свидетельства. Однако требований о признании решения ответчика незаконным заявлено не было. Кроме того, представленный Демировой Т.В. ответчику пакет документов не подтверждал право на выдачу материнского (семейного) капитала.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать за Демировой Т.В. право на получение свидетельства на материнский (семейный) капитал, предусмотренный Законом Ямало-Ненецкого автономного округа от 01 июля 2011 года № 73-ЗАО «О материнском (семейном) капитале в Ямало-Ненецком автономном округа» в связи с рождением второго ребенка.

Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение одного месяца со дня составления решения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы, прокурором представления, через Салехардский городской суд.

Судья Н.А. Токмакова