ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1368/2022УИД530022-01-2022-000772-44 от 01.04.2022 Новгородского районного суда (Новгородская область)

Дело № 2-1368/2022 УИД 53RS0022-01-2022-000772-44

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 апреля 2022 года г. Великий Новгород

Новгородский районный суд Новгородской области в составе: председательствующего судьи Галкиной Н.А.,

при секретаре Гуляевой Н.А.,

с участием истца ФИО1, представителя истца ФИО2, представителя ответчика ФИО3, представителя третьего лица ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Новгородской области об обязании зачесть в специальный стаж периоды работы, обязании назначить досрочную страховую пенсию по старости,

установил:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Новгородской области (далее — Учреждение), указав, что решением территориального органа ПФР от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением медицинской деятельности в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» вследствие отсутствия 30 лет специального стажа. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работала в Учреждении ИЗ-53/1 УФСИН России по Новгородской области на одном и том же рабочем месте, однако период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ необоснованно не зачтен ответчиком в специальный стаж. ФИО1 полагает, что решение Учреждения об отказе в назначении пенсии не основано на законе и нарушает ее право на пенсионное обеспечение.

В связи с изложенным, ФИО1 просит обязать Учреждение зачесть в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением медицинской деятельности, период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в УИН Минюста России по Новгородской области, обязать Учреждение назначить досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

Определением суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены УФСИН России по Новгородской области, ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Новгородской области.

Представитель третьего лица УФСИН России по Новгородской области в суд не явился, о дате и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица УФСИН России по Новгородской области.

В судебном заседании истец ФИО1 и ее представитель ФИО2 требования поддержали по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика ФИО3 иск не признала, поддержала письменные возражения на заявленные требования.

Представитель третьего лица ФИО4 разрешение спора оставила на усмотрение суда.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии регулируются вступившим в силу с 1.01.2015 Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон №400-ФЗ).

Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от № 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.

В соответствии с частью 1.1 статьи 30 Федерального закона №400-ФЗ страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктом 20 Федерального закона №400-ФЗ, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к данному закону.

В силу пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 03.10.2018 №350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона № 400-ФЗ и которые в период с 1.01.20019 по 31.12.2020 достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1.01.2019, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

Согласно статье 22 Федерального закона №400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона №400-ФЗ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона №400-ФЗ).

Пунктом «н» постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 утвержден порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона №400-ФЗ и применяется список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 №781.

Специальный стаж для досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения рассчитывается в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ, утвержденными постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516. Список, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 №1066, применяется для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в территориальный орган ПФР с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400 «О страховых пенсиях».

Решением Управления ПФР в г. Великом Новгороде и Новгородском районе Новгородской области (межрайонное) от ДД.ММ.ГГГГ в назначении пенсии ФИО1 отказано в связи с тем, что ее специальный стаж составил 27 лет 02 дня 16 дней при требуемом 30 лет.

Судом установлено, что территориальный орган ПФР не включил в специальный стаж ФИО1 период прохождения ею службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Управлении исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Новгородской области.

В соответствии с Постановлением Правления ПФР от 04.05.2021 №156п «О реорганизации территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации в Новгородской области» ОПФР по Новгородской области (ответчик) является правопреемником в отношении всех вопросов деятельности территориальных органов ПФР в Новгородской области.

01.10.2021 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о завершении реорганизации ОПФР по Новгородской области в форме присоединения к нему территориальных органов ПФР, расположенных на территории Новгородской области.

Материалами дела подтверждается, что ФИО1 работала:

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - медицинской сестрой медицинской части Учреждения ИЗ-53/1 в качестве служащего (приказ ИЗ-53/1 от ДД.ММ.ГГГГл/с);

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - медицинской сестрой процедурного кабинета медико-санитарной части Учреждения ИЗ-53/1 УФСИН России по Новгородской области (аттестованная должность, служба — приказ ИЗ-53/1 от ДД.ММ.ГГГГ л/с);

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - медицинской сестрой процедурного кабинета медико-санитарной части Учреждения ИЗ-53/1 УИН Минюста России по Новгородской области (аттестованная должность, служба — приказ УИН Новгородской области от ДД.ММ.ГГГГ);

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - медицинской сестрой противотуберкулезного кабинета медицинской части Учреждения ИЗ-53/1 УИН Минюста России по Новгородской области (аттестованная должность, служба — приказ ИЗ-53/1 от ДД.ММ.ГГГГ л/с);

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - медицинской сестрой противотуберкулезного кабинета медико-санитарной части учреждения ИЗ-53/1 УИН Минюста России Новгородской области (в качестве служащего, приказ ИЗ-53/1 от ДД.ММ.ГГГГл/с).

Приказом ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Новгородской области от ДД.ММ.ГГГГл/с ФИО1 уволена ДД.ММ.ГГГГ по собственному желанию, пункт 3 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с приказом ФСИН России от 18.01.2005 №2 Управление исполнения наказаний Минюста России по Новгородской области преобразовано с 18.01.2005 в Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Новгородской области. На основании приказа ФСИН России от 25.03.2005 №178 Учреждение ИЗ-53/1 Управления исполнения наказаний Минюста России с 01.04.2005 переименовано в ФГУ ИЗ-53/1 Управления исполнения наказаний по Новгородской области, с 16.02.2011 последнее преобразовано в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Новгородской области.

Как следует из материалов дела, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 проходила службу в должности медицинской сестры процедурного кабинета медицинской части Учреждения ИЗ-53/1 УИН Минюста России по Новгородской области и имела звание рядового внутренней службы.

В соответствии со ст. 422 НК РФ страховые взносы, связанные с суммами денежного довольствия и иных выплат, получаемые военнослужащими, сотрудниками органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, не подлежат обложению страховыми взносами.

Таким образом, в спорный период уплата страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации с получаемых ФИО1 выплат, не производилась.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 12 действующего в настоящее время Федерального закона «О страховых пенсиях» в страховой стаж наравне с периодами работы или иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-I «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

При этом периоды, предусмотренные частью 1 статьи 12 Федерального закона №400-ФЗ, засчитываются в страховой стаж в том случае, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и (или) иной деятельности (независимо от их продолжительности), указанные в статье 11 этого федерального закона (часть 2 статьи 12 Федерального закона №400-ФЗ).

В статье 11 Федерального закона №400-ФЗ установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11).

В действующем до 1.01.2015 Федеральном законе «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» аналогичные нормы содержались соответственно в статье 11 и в статье 10.

Исходя из приведенных норм права периоды прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, если им предшествовали или за ними следовали периоды работы, выполняемой гражданами Российской Федерации, застрахованными в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, подлежат зачету в страховой стаж, а не в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Федеральный законодатель, определяя порядок сохранения пенсионных прав за лицами, проходившими военную и приравненную к ней службу, в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению, установил правило о включении в страховой стаж периодов прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы, если им предшествовали и (или) за ними следовали периоды работы и иной деятельности, указанные в статье 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Решение законодателя не включать периоды прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку оно связано с тем, что страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации за период прохождения гражданами военной и приравненной к ней службы не уплачивались и, следовательно, такие граждане не относятся к числу субъектов, на равных участвующих в солидарной системе обязательного пенсионного страхования (определение Конституционного Суда РФ от 26.05.2011 № 605-О-О).

Таким образом, положения части 1 статьи 12 действующего в настоящее время Федерального закона «О страховых пенсиях», так же как и положения подпункта 1 пункта 1 статьи 11 действовавшего до 1.01.2015 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», не допускают возможности включения в специальный стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение по нормам этих законов, периодов прохождения военной службы, в том числе приравненной к ней службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.

При таких обстоятельства, ответчик обоснованно учел спорный период службы ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Учреждении ИЗ-53/1 УИН Минюста России по Новгородской области в страховой стаж, при этом оснований для его включения в специальный стаж в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ не имеется.

Поскольку специального стажа для назначения досрочной страховой пенсии по старости недостаточно, в удовлетворении иска ФИО1 следует отказать.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Иск ФИО1 оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда через Новгородский районный суд Новгородской области в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Председательствующий Н.А. Галкина

Мотивированное решение составлено: 08 апреля 2022 года.