ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-13695/2016 от 17.10.2016 Сургутского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Гражданское дело № 2-13695/2016

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 октября 2016 года город Сургут

Сургутский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:

председательствующего судьи Бочневич Н.Б.,

при секретаре Гумаровой Г.Ф.,

с участием истца ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ГУ Управление пенсионного фонда РФ в <адрес> об обязании включить период работы в специальный стаж, назначении пенсии с даты обращения,

у с т а н о в и л :

ФИО1 обратился в суд с иском к ГУ -Управление пенсионного фонда РФ в <адрес> об обязании включить период работы в специальный стаж, назначении пенсии с даты обращения, мотивируя свои исковые требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в ГУ-Управления Пенсионного Фонда РФ в <адрес> с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с п.9 ч.1 ст.30 и п.2 ст.33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", т.к. имеет право на снижение пенсионного возраста. При обращении за пенсией протоколом заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан ГУ-Управления Пенсионного фонда РФ в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в назначении досрочной страховой пенсии ему отказано в связи с тем, что согласно представленным документам он не имеет требуемого стажа. В стаж работы в плавсоставе не включен период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ДОАО "Сургутское речное управление", так как представленная архивная справка от ДД.ММ.ГГГГ, выданная архивным отделом Администрации <адрес>, не подтверждает постоянную занятость полный навигационный период в плавсоставе на суднах речного флота. Данный отказ считает необоснованным и ущемляющим его пенсионные права. Согласно сведениям трудовой книжки он работал с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ДОАО "Сургутское речное управление" в должности моториста рулевого, стажера 1 штурмана 1 помощника механика на т/х НГ-127 и НГ-45. В соответствии с п. 26 Кодекса внутреннего водного транспорта и Приказом от ДД.ММ.ГГГГ Министерства Морского Флота СССР "Об утверждении Устава службы на судах Министерства Морского Флота Союза ССР" должности рулевого-моториста, штурман, помощник механика относятся к плавсоставу. Судно НГ-45, на котором он работал в спорный период с ДД.ММ.ГГГГ, по своему типу и назначению являлось буксирным, и не относилось к портовым суднам, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательным и разъездным судам, судам пригородного и внутригородского сообщения. Навигационные периоды: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Данные факты подтверждаются справкой от ДД.ММ.ГГГГ, выданной Сургутским речным управлением. В данный момент Сургутское речное управление ликвидировано. Каких- либо других документов, которые могли бы подтвердить льготный характер его работы, на хранение в архив не передавались. Никаким другим способом подтвердить вредность он не может. Таким образом, считает, что трудовая книжка, вышеуказанные справки могут подтвердить, те факты, что его работа в должностях плавсостава соответствовала особому характеру труда в течение полного навигационного периода и что указанное судно не относилось к портовым судам, постоянно работающим в акватории порта, а также к судам служебно-вспомогательного флота, резервным, пригородным и внутригородского сообщения. Просит суд обязать ГУ УПФ РФ в <адрес> зачесть ему в специальный стаж работы для назначения досрочной страховой пенсии по старости периоды работы в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) в ДО АО "Сургутское речное управление" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Признать за ним право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.9 ч.1 ст.30 и п.2 ст.33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ "О страховых пенсиях" с момента достижения возраста 50 и назначить ему досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании истец исковые требования поддержал в полном объеме. Просит суд исковые требования удовлетворить.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился, предоставил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, с учетом предоставленного отзыва.

Выслушав истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ за назначением досрочной страховой пенсии в соответствии п.9 ч.1 ст.30 и п.2 ст. 33 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» обратился И.В.НБ., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Решением Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ, в назначении досрочной страховой пенсии по старости ФИО1 отказано, в связи с отсутствием необходимого на дату обращения стажа работы в плавсоставе. В стаж работы в плавсоставе не включены периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности моториста-рулевого, в с.з. «Локосовский», так как представленная архивная справка от ДД.ММ.ГГГГ, выданная архивным отделом Администрации <адрес>, не подтверждает постоянную занятость заявителя полный навигационный период в плавсоставе на суднах речного флота. Также в архив не передавались документы, подтверждающие дату увольнения заявителя, дата установлена по лицевым счетам организации.

Для назначения пенсии по вышеуказанному основанию мужчине, в возрасте 50 лет, необходимо наличие одновременно следующих условий: страховой стаж - 25 лет; стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - 20 лет; стаж работы в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) - 12 лет и 6 месяцев.

ФИО1 зарегистрирован в системе государственного пенсионного страхования ДД.ММ.ГГГГ.

По имеющимся документам и сведениям индивидуального (персонифицированного) учета стаж ФИО1 на дату подачи заявления составляет:

страховой - 40 лет 8 месяцев 27 дней (с учетом Постановления Конституционного Суда от ДД.ММ.ГГГГ);

работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - 25 лет 2 месяца 6 дней;

работа по Списку – 7 лет 7 месяцев 4 дня;

работа в плавсоставе – 2 года 11 месяцев 8 дней (с учетом Постановления Конституционного Суда от ДД.ММ.ГГГГ), таким образом, стаж работы в плавсоставе в соответствии с п.3 Правил составил – 10 лет 6 месяцев 12 дней.

Необходимый страховой стаж и стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера у истца имеется.

Согласно ст. 327 ТК РФ гарантии и компенсации в области социального страхования, пенсионного обеспечения, жилищных правоотношений и другие устанавливаются лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, законами и иными нормативными актами.

В соответствии с пп. 9 п. 1 ст. 30 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона мужчинам, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 12 лет 6 месяцев в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж не менее 25 лет.

Исходя из буквального толкования указанной нормы работники плавсостава судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности пользуются правом на досрочное назначение пенсии независимо от вида выполняемых работ (перевозка грузов, пассажиров или добыча рыбы, морепродуктов, прием готовой продукции на промысле или другие работы), от наименования их профессий и должностей. Не имеет значения ведомственная принадлежность соответствующих судов, а также организационно-правовая форма и форма собственности судовладельца.В данном случае необходимо документальное подтверждение, что должность работника входит в штат плавсостава, а суда, на которых он работал, не относятся к портовым, постоянно работающим в акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным судам, судам пригородного и внутригородского сообщения.

Аналогичные положения содержало и ранее действовавшее пенсионное законодательство, что прямо вытекает из смысла подп. "и" ч. 1 ст. 12 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями).

Следует также учитывать, что в соответствии с п. 9 указания Министерства социальной защиты населения РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ-У "О порядке применения Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" при назначении пенсий в связи с особыми условиями труда и пенсий за выслугу лет" в специальный стаж наряду с периодами работы в плавсоставе судов морского и речного флота по перевозке пассажиров и грузов либо в составе флота рыбной промышленности по добыче и обработке рыбы и морепродуктов, а также работы во время рейса включаются периоды, непосредственно предшествовавшие или непосредственно следовавшие за такой работой. К предшествующим направлению экипажа судна для выполнения рейсового задания периодам работ относятся оплачиваемый резерв и периоды, когда член экипажа используется по своей специальности на ремонтных и других работах, необходимых для отправки судна в рейс.

В силу ст. 66 ТК РФ основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника является трудовая книжка.

В соответствии с записями в трудовой книжке на имя ФИО1 заполненной ДД.ММ.ГГГГ, истец ДД.ММ.ГГГГ принят в <адрес>ное управление филиал ОАО «Речное пароходство Нефтегаза» мотористом рулевым на т\х НГ-127, 235 л.с. в порядке перевода из п/о «Сургутнефтегазпереработка»; ДД.ММ.ГГГГ переведен мотористом рулевым на т/х НГ-45, 150 л.с., ДД.ММ.ГГГГ переведен стажером 1 штурмана 1 пом.механика на т/х НГ-45, 150 л.с., ДД.ММ.ГГГГ переведен 1 штурманом 1 помощником механика т/х НГ-45, 150 л.с., ДД.ММ.ГГГГ уволен по собственному желанию ст.31 КЗоТ РСФСР.

Согласно архивной справке от ДД.ММ.ГГГГ № С-1656/2 в документах архивного фонда ОАО «Сургутское речное управление» имеются сведения о работе ФИО1: принят с ДД.ММ.ГГГГ мотористом рулевым на т/х НГ-45, 150 л.с. (приказ от ДД.ММ.ГГГГ), так в приказе и в ф.Т-2; переведен с ДД.ММ.ГГГГ стажером 1 штурмана 1 помощника механика т/х НГ-45, 150 л.с. (приказ от ДД.ММ.ГГГГ), так в приказе и в ф.Т-2; переведен с ДД.ММ.ГГГГ 1 штурманом 1 помощником механика т/х НГ-45, 150 л.с., (приказ от ДД.ММ.ГГГГ); уволен с ДД.ММ.ГГГГ по ст.31 КЗоТ РСФСР (приказ от ДД.ММ.ГГГГ). Согласно записи в ф.Т-2, предоставлялись отгулы на навигации: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год (приказ от ДД.ММ.ГГГГ год ); с ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ год (приказ от ДД.ММ.ГГГГ год ). Отпуска без сохранения зарплаты, а также учебные отпуска, курсы повышения квалификации с отрывом от производства, нахождение на военных сборах, дни забастовок, прогулы – в личной карточке отдела кадров ф.Т-2 не отражены. ДД.ММ.ГГГГ<адрес>ное управление речного пароходства Главтбменнефтегаза реорганизовано в <адрес>ное управление филиала АООТ «Речное пароходство Нефтегаза» (приказ от ДД.ММ.ГГГГ); ДД.ММ.ГГГГ<адрес>, филиал АООТ «Речное пароходство Нефтегаза» реорганизовано в <адрес>ное управление филиал ОАО «Речное пароходство Нефтегаза» (приказ от ДД.ММ.ГГГГ); ДД.ММ.ГГГГ<адрес>, филиал ОАО «Речное пароходство Нефтегаза» реорганизовано в Дочернее ОАО «Сургутское речное управление» (приказ от ДД.ММ.ГГГГ). Решением арбитражного суда ХМАО от ДД.ММ.ГГГГ по делу ДОАО «Сургутское речное управление» признано банкротом и в отношении него открытом конкурсное производство. ДД.ММ.ГГГГ документы по личному составу ДОАО «Сургутское речное управление» поступили на хранение в архивный отдел Администрации <адрес>. ДОАО «Сургутское речное управление» находилось в <адрес>.

В соответствии со справкой от г., выданной ДОАО «Сургутское речное управление» Теплоходы: НГ-122, НГ-45 не относятся к судам портовым, постоянно работающим на акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородного и внутригородского сообщения. Начало навигации (факт) ДД.ММ.ГГГГ, окончание навигации (факт) ДД.ММ.ГГГГ, производственный отчет за ДД.ММ.ГГГГ г. Начало навигации (факт) ДД.ММ.ГГГГ, окончание навигации (факт) ДД.ММ.ГГГГ, производственный отчет за ДД.ММ.ГГГГ г. Начало навигации (факт) ДД.ММ.ГГГГ, окончание навигации (факт) ДД.ММ.ГГГГ, производственный отчет за 1992 <адрес> выдачи справки: книга приказов по личному составу за ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ гг., личная карточка формы Т-2, лицевые счета начисления заработной платы за ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ гг., табеля учета рабочего времени за ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ гг., штатные расписания за ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ гг., книга Речного Регистрации теплоходов НГ-122, НГ-45, вахтенные журналы за ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ гг., производственные отчеты за ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ гг. <адрес>ное управление филиал ОАО «Речное пароходство Нефтегаза» преобразовано в ДОАО «Сургутское речное управление», приказ от ДД.ММ.ГГГГ

Анализируя добытые по делу доказательства, суд считает, что поскольку истцу предоставлялись отгулы за навигации, что свидетельствует об отработанной навигации; сведения об отвлечении не отражены в личной карточке; его должность входит в штат плавсостава; суда на которых работал истец, не относятся к портовым, постоянно работающим в акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным судам, судам пригородного и внутригородского сообщения; учитывая, что работодатель ликвидирован, период работы ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности моториста рулевого НГ-127, моториста рулевого НГ-45, стажера 1 штурмана 1 пом.механика НГ-45, 1 штурмана 1 помощника механика НГ-45 в <адрес> филиала ОАО «Речное пароходство Нефтегаза» подлежат включению в специальный стаж работы в плавсоставе судов речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением судов портовых, постоянно работающих на акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения).

Требования истца о назначении пенсии с ДД.ММ.ГГГГ подлежат удовлетворению, поскольку имеется необходимый стаж работы в плавсоставе.

На основании вышеизложенного, исковые требования ФИО1 подлежат удовлетворению частично.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования ФИО1 к ГУ Управление пенсионного фонда РФ в <адрес> об обязании включить период работы в специальный стаж, назначении пенсии с даты обращения – удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение Управление пенсионного фонда РФ в <адрес> включить в специальный стаж работы в плавсоставе судов речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением судов портовых, постоянно работающих на акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) ФИО1, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, период работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности моториста рулевого НГ-127, моториста рулевого НГ-45, стажера 1 штурмана 1 пом.механика НГ-45, 1 штурмана 1 помощника механика НГ-45 в <адрес>ном управлении филиала ОАО «Речное пароходство Нефтегаза».

Обязать Государственное учреждение Управление пенсионного фонда РФ в <адрес> назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.

В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО1 к ГУ Управление пенсионного фонда РФ в <адрес> об обязании включить период работы в специальный стаж - отказать.

Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в течение одного месяца с подачей жалобы через Сургутский городской суд.

Судья подпись

Копия верна: Судья Н.Б. Бочневич