ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-1369/19 от 05.11.2019 Томского районного суда (Томская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

председательствующего Осмольской М.О.,

при секретаре Гапонович К.В.,

помощник судьи Борисова Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске с участием представителя истца ПАО «Томскэнергосбыт» ФИО1, ответчика ФИО2, представителя третьего лица ПАО «ТРК» ФИО3 гражданское дело № 2-1369/2019 по исковому заявлению публичного акционерного общества «Томская энергосбытовая компания» к ФИО2 о взыскании задолженности за потребленную электроэнергию,

установил:

публичное акционерное общество «Томская энергосбытовая компания» (далее –ПАО «Томскэнергосбыт») обратилось в суд с исковым заявлением (с учетом увеличения исковых требований) к ФИО2 о взыскании задолженности за потребленную электрическую энергию за период с 01.06.2018 по 31.07.2019 в сумме 183 699 рублей 10 копеек, а также расходов по оплате государственной пошлины в размере 4 873 рубля 98 копеек.

В обоснование исковых требований указано, что ОАО «Томскэнергосбыт» согласно уведомлению Региональной энергетической комиссии Томской области № 01-32-1672 от 13.10.2006 присвоен статус гарантирующего поставщика. Решением годового Общего собрания акционеров Открытого акционерного общества «Томская энергосбытовая компания» 22.05.2015 утвержден Устав Общества в новой редакции, предусматривающий, в том числе, изменение наименования Общества: Открытого акционерного общества «Томская энергосбытовая компания» на Публичное акционерное общество «Томская энергосбытовая компания», сокращенного наименования - ОАО «Томскэнергосбыт» - на ПАО «Томскэнергосбыт». В соответствии с п.п. 72, 73 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 действие договора энергоснабжения между гарантирующим поставщиком и гражданином -потребителем не ставится в зависимость от факта составления документа, подписанного сторонами в письменной форме. Договор энергоснабжения с гарантирующим поставщиком считается заключенным с даты, соответствующей дате начала периода, за который гражданином произведена первая оплата электрической энергии этому гарантирующему поставщику. В случае выявления факта потребления электрической энергии гражданином до даты начала расчетного периода, за который им произведена первая оплата гарантирующему поставщику, или при выявлении факта потребления электрической энергии этим гражданином без ее оплаты договор энергоснабжения между гарантирующим поставщиком и указанным гражданином считается заключенным с даты технологического присоединения его энергопринимающего устройства к электрической сети в зоне деятельности такого гарантирующего поставщика или с даты приобретения указанным гражданином права собственности или иного законного права на это энергопринимающее устройство либо с даты присвоения статуса гарантирующего поставщика соответствующей организации (в зависимости от того, какая дата наступила позднее). Между ПАО «Томскэнергосбыт» и ФИО2 в соответствии со ст. 540 Гражданского кодекса Российской Федерации заключен договор энергоснабжения с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Согласно заключенному договору энергоснабжающая организация обязана подавать электрическую энергию потребителю, а потребитель - своевременно ее оплачивать. В соответствии с п. 1 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за электрическую энергию вносится ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим месяцем. В соответствии с п. 42 Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении оборудованным индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 1 приложения № 2 к настоящим правилам, исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период. Согласно п. 1 ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Обязательства по оплате потребленной электроэнергии ФИО2 исполняет ненадлежащим образом, фактически потребленная электроэнергия за спорный период не оплачена. За период с 01.06.2018 по 31.07.2019 у ФИО2 образовалась задолженность по оплате электроэнергии в размере 183 699 рублей 10 копеек. Задолженность определена согласно п. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации: размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний прибора учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. С 01.01.2013 Правительство Российской Федерации Постановлением № 354 от 06.05.2011 утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов. Согласно п. 33 указанных Правил потребитель имеет право при наличии индивидуального прибора учета ежемесячно снимать его показания и передавать их исполнителю. На основании ч. 1 ст. 13 Федерального закона Российской Федерации от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов (ч. 2 ст. 13 Федерального закона Российской Федерации от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»). С ФИО2, зарегистрированной по адресу: (адрес), заключен договор энергоснабжения в порядке, предусмотренном ст. 540 Гражданского кодекса Российской Федерации. Расчет количества потребленной электроэнергии по адресу ответчика осуществляется ежемесячно на основании показаний прибора учета электроэнергии № 020380 СО-ИТ2, установленного 01.06.2013. Согласно п.п. 59, 60 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации Постановлением №354 от 06.05.2011, в случае непредставления потребителем показаний индивидуального прибора учета, начиная с расчетного периода, за который потребителем не предоставлены показания прибора учета до расчетного периода, за который потребитель предоставил показания прибора учета, но не более 6 расчетных периодов подряд, плата за коммунальную услугу определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального прибора учета. По истечении 6 месяцев расчет производится исходя из нормативов потребления электроэнергии. В соответствии с п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 исполнитель обязан принимать от потребителей показания индивидуального прибора учета и использовать их при расчете размера платы за коммунальные услуги. В случае расхождения объема электроэнергии, определенным по среднемесячному объему потребления (по нормативу) и фактическим объемом, определенным на основании переданных позднее потребителем показаний индивидуального прибора учета, производится перерасчет, так как согласно п. 61 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011№ 354, в случае, если будет установлено расхождение между показаниями прибора учета и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителю и использован при расчете размера платы за коммунальную услугу, то исполнитель обязан произвести перерасчет. ФИО2 зарегистрирована и пользуется коммунальными услугами по адресу образования задолженности: (адрес), следовательно, в соответствии с п. 69 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442, п. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 является законным пользователем коммунальных услуг, в том числе по электроснабжению, и соответственно на ответчика возложена жилищная обязанность по оплате коммунальных услуг. В 2018 году ПАО «Томскэнергосбыт» обратилось к мировому судье судебного участка № 2 Томского судебного района Томской области с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с ФИО2 задолженности за потребленную электроэнергию за период с 01.05.2018 по 31.10.2018 в сумме 143 338 рублей 02 копейки, а также расходов по оплате государственной пошлины в размере 2 033 рубля 38 копеек. 05.04.2019 мировым судьей судебного участка № 2 Томского судебного района Томской области вынесено определение об отмене судебного приказа № 2-2621/2018 от 21.12.2018 в связи с поступившими от должника возражениями.

Представитель истца ПАО «Томскэнергосбыт» ФИО1, действующая на основании доверенности от 09.01.2019 № 162, сроком действия по 31.12.2019, в судебном заседании исковые требования ПАО «Томскэнергосбыт» с учетом увеличения поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении. В ходе рассмотрения дела пояснила, что ФИО2 является потребителем электрической энергии по адресу: (адрес). В данном жилом помещении был установлен индивидуальный прибор учета электрической энергии СО-ИТ2 № 020380, счетный механизм которого пятизначный, при снятии показаний потребленной электрической энергии учитываются все пять цифр счетчика. В настоящем в жилом помещении, в котором проживает ответчик, установлен новый индивидуальный прибор учета электрической энергии, отражающий шесть цифр, при этом после пятой цифры установлен разделитель. Показания объема потребленной электрической энергии ПАО «Томскэнергосбыт» получает от сетевой компании ПАО «ТРК», они обязаны принять показания, поскольку не имеют доступа к прибору учета. Ранее по адресу: (адрес) показания прибора учета передавались четырехзначные. Когда впервые ПАО «ТРК» ПАО «Томскэнергосбыт» были переданы пятизначные показания прибора учета по данному адресу, они не были приняты, в связи с возникшими сомнениями, поскольку длительный период времени передавались четырехзначные показания прибора учета. В 2015 году по адресу: (адрес) были зафиксированы нарушения – прокладка дополнительной электропроводки помимо прибора учета, к ФИО2 были предъявлены требования о взыскании денежных средств за безучетное потребление электроэнергии. В 2018 году переданы показания прибора учета - 26 000 кВт, в карточке потребителя эти показания зафиксированы. 17.07.2018 сотрудником ПАО «ТРК» по адресу места жительства ответчика был составлен акт осмотра прибора учета и указаны показания прибора учета – 6 600,1 кВт. Данные показания вызвали сомнения, в связи с чем 31.07.2018 по данному адресу выехали специалисты ПАО «Томскэнергосбыт» и в присутствии потребителя ФИО2, специалиста ПАО «ТРК» сотрудниками ПАО «Томскэнергосбыт» сняты показания прибора учета СО-ИТ2 № 020380 – 66 167 кВт. Расчет задолженности рассчитан за период с 01.06.2018 по 31.07.2019.

Ответчик ФИО2 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований ПАО «Томскэнергосбыт». В ходе рассмотрения дела пояснила, что передавала показания счетчика самостоятельно. Электрик ей пояснял, что показания по счетчику надо снимать так же, как она снимала ранее. Прибор учета СО-ИТ2 № 020380 был установлен в 2013 году, снят в ноябре 2018 года. Когда устанавливали новый счетчик, поставили пломбу. Замену прибора учета производил знакомый электрик. После ноября 2018 года показания прибора учета снимать никто не приходил, самостоятельно она показания не передавала. При смене счетчика зафиксированные показания - 88 102 кВт не оспаривала, полагала, что учетными являются четыре первые цифры. Данные об объеме потребления электроэнергии передавала не ежемесячно, обходчики приходят раз в полгода. Вопросов о правильности снятия показаний прибора учета никогда у нее возникало, всегда учитывала четыре цифры. При взыскании задолженности за безучетное потребление электроэнергии был установлен старый счетчик СО-ИТ2 № 020380. В период безучетного потребления электроэнергии счетчик не учитывал показания электроэнергии в крытом дворе, в настоящее время электрическая проводка крытого двора подключена к новому счетчику. Электричество используется для освещения крытого двора, ими используются бытовые приборы, бытовая техника: холодильник, чайник, телевизор, стиральная машина. Отопительные приборы не используются, имеется печь.

Представитель третьего лица публичного акционерного общества «Томская распределительная компания» (далее - ПАО «ТРК») ФИО3, действующая на основании доверенности от 03.06.2019 № 99, сроком действия по 03.06.2022, полагала исковые требования ПАО «Томскэнергосбыт» подлежащим удовлетворению. Пояснила, что актами осмотра прибора учета подтверждается объем фактического потребления электроэнергии. ФИО2 длительный период времени передавались заниженные показания прибора учета. Ранее с ФИО2 взыскивалась плата за безучетное потребление электроэнергии, однако, ответчик для разрешения вопроса о правильности передаваемых показаний прибора учета не обращалась. Паспорт прибора учета хранится у потребителя, в обязанности поставщика электроэнергии не входит разъяснение порядка снятия и передачи показаний прибора учета.

Третье лицо ФИО4, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился.

На основании ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося третьего лица.

Выслушав пояснения представителя истца, ответчика, представителя третьего лица, показания свидетелей, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно п. 198 раздела ХI Правил функционирования розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442, уведомления Региональной энергетической комиссии Томской области № 01-32-1672 от 13.10.2006, открытому акционерному обществу «Томская энергосбытовая компания» присвоен статус гарантирующего поставщика электрической энергии.

Решением годового Общего собрания акционеров открытого акционерного общества «Томская энергосбытовая компания» наименование истца изменено на публичное акционерное общество «Томская энергосбытовая компания» (сокращенное наименование - ПАО «Томскэнергосбыт»).

Согласно п. 1 ст. 539 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В соответствии с п. 1 ст. 540 Гражданского кодекса Российской, в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети. Если иное не предусмотрено соглашением сторон, такой договор считается заключенным на неопределенный срок и может быть изменен или расторгнут по основаниям, предусмотренным статьей 546 настоящего Кодекса.

В соответствии с п. 71 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 граждане - потребители электрической энергии, за исключением граждан, указанных в пункте 69 настоящего документа, и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, приобретают электрическую энергию на основании договоров энергоснабжения, заключаемых в соответствии с настоящим документом с гарантирующим поставщиком или энергосбытовой (энергоснабжающей) организацией.

Действие договора энергоснабжения между гарантирующим поставщиком и гражданином, указанным в пункте 71 настоящего документа, не ставится в зависимость от факта составления документа, подписанного сторонами в письменной форме. Договор энергоснабжения между гарантирующим поставщиком и указанным гражданином может быть заключен также путем совершения этим гражданином, энергопринимающие устройства которого расположены в зоне деятельности гарантирующего поставщика, указанных в настоящем пункте действий, свидетельствующих о начале фактического потребления им электрической энергии (п. 72 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442)

В силу п. 1 ст. 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Таким образом, договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.

Из положений п. 1 ст. 547 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что в случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору энергоснабжения сторона, нарушившая обязательство, обязана возместить причиненный этим реальный ущерб.

Граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги (ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно ч. 3 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Плата за коммунальные услуги включает в себя, в том числе плату за электрическую энергию (ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления, за исключением нормативов потребления коммунальных услуг по электроснабжению и газоснабжению, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Согласно ч.ч. 1, 2 п. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов.

В соответствии с п. 36 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 расчет размера платы за коммунальные услуги производится в порядке, установленном настоящими Правилами, с учетом особенностей, предусмотренных нормативными актами, регулирующими порядок установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы.

В соответствии с подп. «и» п. 34 раздела V Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 потребитель обязан в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета, распределители утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и прошедшие поверку; своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги, в том числе в объеме, определенном исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета коммунальных ресурсов, установленных в соответствии с подпунктом е(2) пункта 32 настоящих Правил, в случаях, установленных настоящими Правилами, если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

Пунктом 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется в соответствии с формулой 1 приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период.

Согласно п. 59 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев (для отопления - исходя из среднемесячного за отопительный период объема потребления в случаях, когда в соответствии с пунктом 42(1) настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев (для отопления - не менее 3 месяцев отопительного периода в случаях, когда в соответствии с пунктом 42(1) настоящих Правил при определении размера платы за отопление используются показания индивидуального или общего (квартирного) прибора учета), в случае непредставления потребителем показаний индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета за расчетный период в сроки, установленные настоящими Правилами, или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, или решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, - начиная с расчетного периода, за который потребителем не представлены показания прибора учета до расчетного периода (включительно), за который потребитель представил исполнителю показания прибора учета, но не более 3 расчетных периодов подряд.

Как установлено п. 61 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, если в ходе проводимой исполнителем проверки достоверности предоставленных потребителем сведений о показаниях индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета и (или) проверки их состояния исполнителем будет установлено, что прибор учета находится в исправном состоянии, в том числе пломбы на нем не повреждены, но имеются расхождения между показаниями проверяемого прибора учета, распределителей и объемом коммунального ресурса, который был предъявлен потребителем исполнителю и использован исполнителем при расчете размера платы за коммунальную услугу за предшествующий проверке расчетный период, то исполнитель обязан произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу и направить потребителю в сроки, установленные для оплаты коммунальных услуг за расчетный период, в котором исполнителем была проведена проверка, требование о внесении доначисленной платы за предоставленные потребителю коммунальные услуги либо уведомление о размере платы за коммунальные услуги, излишне начисленной потребителю. Излишне уплаченные потребителем суммы подлежат зачету при оплате будущих расчетных периодов. Перерасчет размера платы должен быть произведен исходя из снятых исполнителем в ходе проверки показаний проверяемого прибора учета. При этом, если потребителем не будет доказано иное, объем (количество) коммунального ресурса в размере выявленной разницы в показаниях считается потребленным потребителем в течение того расчетного периода, в котором исполнителем была проведена проверка.

Согласно подп. «ж» п. 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 №354 исполнитель обязан принимать от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета, в том числе способами, допускающими возможность удаленной передачи сведений о показаниях приборов учета (телефон, государственная информационная система жилищно-коммунального хозяйства, сеть Интернет и др.), и использовать показания, полученные не позднее 25-го числа расчетного месяца, при расчете размера платы за коммунальные услуги за тот расчетный период, за который были сняты показания, а также проводить проверки состояния указанных приборов учета и достоверности предоставленных потребителями сведений об их показаниях, а также в случаях, предусмотренных пунктами «г» - «ж» пункта 17 настоящих Правил, передавать, в том числе с использованием государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства, полученные от потребителей показания индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета управляющей организации, товариществу или кооперативу, осуществляющим управление многоквартирным домом.

Пунктом 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 предусмотрено, что оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого и нежилого помещения.

Согласно п. 137 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 приборы учета, показания которых в соответствии с настоящим документом используются при определении объемов потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства, за которые осуществляются расчеты на розничном рынке, должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, а также установленным в настоящем разделе требованиям, в том числе по их классу точности, быть допущенными в эксплуатацию в установленном настоящим разделом порядке, иметь неповрежденные контрольные пломбы и (или) знаки визуального контроля (далее - расчетные приборы учета).

Как установлено п.п. 2.5, 2.6 Правил учета электрической энергии, утвержденных Минтопэнерго РФ 19.09.1996, Минстроем РФ 26.09.1996 учет электроэнергии производится на основе измерений с помощью счетчиков электрической энергии и информационно - измерительных систем. Для учета электроэнергии должны использоваться средства измерений, типы которых утверждены Госстандартом России и внесены в Государственный реестр средств измерений.

Согласно п. 137 Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 приборы учета, показания которых в соответствии с настоящим документом используются при определении объемов потребления (производства) электрической энергии (мощности) на розничных рынках, оказанных услуг по передаче электрической энергии, фактических потерь электрической энергии в объектах электросетевого хозяйства, за которые осуществляются расчеты на розничном рынке, должны соответствовать требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, а также установленным в настоящем разделе требованиям, в том числе по их классу точности, быть допущенными в эксплуатацию в установленном настоящим разделом порядке, иметь неповрежденные контрольные пломбы и (или) знаки визуального контроля (далее - расчетные приборы учета).

Дееспособные члены семьи собственника жилого помещения несут солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (ч. 3 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Таким образом, обязанность по внесению своевременной и полной платы за коммунальные услуги несет не только собственник жилого помещения, но и граждане, являющиеся потребителями коммунальных услуг в солидарном порядке.

Пунктом 1 ст. 323 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при солидарной обязанности должников кредитор вправе требовать исполнения как от всех должников совместно, так и от любого из них в отдельности, притом как полностью, так и в части долга.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 30.08.2019 № КУВИ-001/2019-21315048 жилое помещение, расположенное по адресу: (адрес) 06.10.2014 принадлежит на праве собственности ФИО4

ФИО2 зарегистрирована по указанному адресу с 14.02.1992 (паспорт гражданина РФ серии (№), выданный отделом УФМС России по Томской области в Томском районе г. Томска (дата)), фактически проживает в жилом помещении по данному адресу, и является потребителем электрической энергии.

Лицевой счет № <***> (№ 92717-010-34) по адресу: (адрес) открыт на ФИО2

Таким образом, между ПАО «Томскэнергосбыт» и ФИО2 заключен договор энергоснабжения в порядке, предусмотренном ст. 540 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Сетевой организацией, отвечающей в соответствии с п.п. 144, 161 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 за сбор данных учета электрической энергии на границах балансовой принадлежности своих электрических сетей и энергопринимающих устройств потребителей и предоставляющей данные об учетных величинах переданной электрической энергии гарантирующему поставщику является ПАО «ТРК».

Как следует из реестра переданных показаний прибора учета потребителя от ПАО «ТРК», карточке потребителя ФИО5 № 92717010 по адресу: (адрес) (номер прибора учета – 020380) в июне 2018 года в ПАО «Томскэнергосбыт» переданы текущие показания прибора учета – 26 000 кВт.

В материалы дела представлен акт допуска, замены, проверки (осмотра) измерительного комплекса учета электрической энергии до 1000В от 17.07.2018, составленный представителем ПАО «ТРК» Рыбаловского РЭС Б. по адресу: (адрес), прибор учета тип: СО-ИТ2, заводской № 020380, показания – 6 600,1 кВт.

Согласно пояснениям представителя ПАО «Томскэнергосбыт» ФИО1 в июне 2018 года ПАО «ТРК» были переданы пятизначные показания прибора учета по указанному адресу - 26 000 кВт, в связи с чем у ПАО «Томскэнергосбыт» возникли сомнения в правильности снятия показаний, акт осмотра от 17.07.2018 был признан некорректным.

По адресу потребителя: (адрес) направлены специалисты ПАО «Томскэнергосбыт» З., К. для осмотра прибора учета и составления акта.

31.07.2018 по указанному адресу в присутствии потребителя ФИО2, при участии сотрудника сетевой организации ПАО «ТРК» Б., специалистами ПАО «Томскэнергосбыт» З., К. составлен акт осмотра измерительного комплекса учета электрической энергии: прибор учета тип: СО-ИТ2, заводской № 020380; зафиксированы показания данного прибора учета - 66 167 кВт.

Указанный акт подписан представителем ПАО «Томскэнергосбыт» З., потребителем ФИО2, представителем сетевой организации Б.

26.06.2019 при замене прибора учета тип: СО-ИТ2, заводской № 020380 на прибор учета тип СКАТ 101 М 1-5(60) ШР, заводской номер 20180502133 сотрудником ПАО «ТРК» Б. зафиксированы показания прибора учета СО-ИТ2, заводской №020380 – 88 102 кВт, что подтверждается актом проверки (осмотра, замены) измерительного комплекса учета электрической энергии до 1000 В от 26.06.2019, составленным представителем ПАО «ТРК» электромонтером РС Б. в присутствии потребителя ФИО2, а также фотографией прибора учета СО-ИТ2, заводской № 020380, представленной ответчиком.

Акты от 31.07.2018, от 26.06.2019 были подписаны потребителем ФИО2, замечания в актах не указаны.

Таким образом, по адресу: (адрес) до 26.06.2019 был установлен прибор учета тип СО-ИТ2, заводской № 020380, ГОСТ 6570-96. Показания прибора учета тип СКАТ 101 М 1-5(60) ШР, заводской номер 20180502133 потребителем не передавались, оплата электроэнергии с даты установки данного прибора учета не производилась.

ПАО «Томскэнергосбыт» заявлены требования о взыскании с ФИО2 задолженности за потребленную электрическую энергию за период с 01.06.2018 по 31.07.2019. Ответчик, возражая против требований истца, указала на то, что при снятии показаний с прибора учета тип СО-ИТ2, заводской № 020380, ГОСТ 6570-96 должны учитываться первые четыре цифры, последняя цифра не является учетной. Данный довод ФИО2 суд находит несостоятельным исходя из следующего.

В соответствии с ГОСТ 6570-96 (введен в действие Постановлением Госстандарта России от 31.03.1997 № 118), действовавшим до 01.11.2007, цифры, циферблаты окаймление окна для долей киловатт-час должны быть иного цвета, чем для целых киловатт-часов, и отделены запятой. Если последняя цифра справа отделена запятой, то она показывает десятые доли киловатт-часа и при списывании не учитывается. Если у счетчика последняя цифра справа не выделена иным цветом либо не отделена запятой, то она показывает целые киловатт-часы и учитывается при исчислении объема потребленной электроэнергии (пункт 6.41 ГОСТ 6570-96).

Как следует из Описания типа средств измерений для государственного реестра, счетчики электрической энергии однофазные СО-ИТ2 выпускаются по ГОСТ 6570-96 и ТУ4228-054-39577365-03 «Счетчики электрической энергии однофазные СО-ИТ2». Согласно разделу «Назначение и область применения» данного Описания счетчики электрической энергии однофазные СО-ИТ2 непосредственного включения, предназначены для измерений учета активной энергии в двухпроводных сетях переменного тока. Счетчики могут быть использованы в быту и на подстанциях электропитания промышленных объектов.

Согласно разделу «Описание» счетный механизм счетчика СО-ИТ2 является пятизначным, барабанной конструкции, с горизонтальными осями.

В разделе «Основные технические характеристики» Описания типа средств измерений для государственного реестра указана цена одного разряда счетного механизма прибора учета СО-ИТ2 по ГОСТ 6570-96: младшего - 1 кВт/ч, старшего – 10 000 кВт/ч.

Таким образом, механизм счетчика электрической энергии однофазного СО-ИТ2, выпущенного по ГОСТу 6570-96, ранее установленного в жилом помещении потребителя ФИО2 являлся пятизначным, и при передаче показаний прибора учета следовало указывать все значения (пять цифр) прибора учета.

Указанные обстоятельства также подтверждены показаниями свидетелей.

Так, свидетель З. – сотрудник ПАО «Томскэнергосбыт» в судебном заседании пояснил, что 31.07.2018 совместно с другим сотрудником ПАО «Томскэнергосбыт» К. выезжал по адресу: (адрес). В указанную дату - 31.07.2018 в присутствии потребителя ФИО2, ее супруга, представителя ПАО «ТРК» Б. был составлен акт осмотра прибора учета. По указанному адресу в жилом помещении потребителя был установлен счетчик СО-ИТ2, заводской номер 020380. Им были зафиксированы текущие показания данного прибора учета - 66 167 кВт. Потребителю ФИО2 было разъяснено, что все цифры на счетчике являются расчетными. Механизм прибора учета СО-ИТ2, ГОСТ 6570-96 - пятизначный, цена одного разряда счетного механизма: младшего - 1 кВт/ч, старшего - 10 000 кВт/ч. Потребителем неверно передавались показания прибора учета.

Свидетель Ш. в судебном заседании пояснила, что в ее обязанности входит курирование районов электрических сетей по работе сопоставления, их консолидации и направления в ПАО «Томскэнергосбыт». Акты составляет персонал участка транспорта электроэнергии, электромонтеры по обслуживанию электрораспределительных сетей. Данные акты являются основаниями для выставления счета за потребленную электроэнергию. 17.07.2018 представителем ПАО «ТРК» по заявке был составлен акт, электромонтер уже ориентировался на оплаченные квитанции, которые были ранее выставлены, при проверке акта возникли вопросы. В случае выявления небаланса электроэнергии - разницы между полученной и израсходованной электроэнергией, показаниям прибора учета уделяется более пристальное внимание, привлекается либо более квалифицированный персонал, либо совместно с ПАО «Томскэнергосбыт» осуществляется выезд. В (адрес) был выявлен небаланс, осуществлялся повторный выезд. Показания счетчика, установленного в квартире потребителя ФИО2, не могли быть четырехзначными, поскольку сам тип счетчика по ГОСТу 6570-96 - пятизначный. Осмотром прибора учета от 31.07.2018 установлены показания счетчика – 66 167 кВт, на фото данного прибора учета указаны показания – 88102 кВт, разница между показаниями зафиксирована за период чуть менее года, в среднем получается порядка 1500 кВт в месяц в зависимости от времени года, что является нормальным расходом в сельской местности. Норматив исчисляется из количества комнат и из количества зарегистрированных в жилом помещении лиц. Если потребитель не передал в компанию показания счетчика, то изначально указывается одна комната, один человек, норматив -157 кВт. Когда не были переданы показания прибора учета, ПАО «Томскэнергосбыт» имело право указать нормативное потребление. При появлении показаний, они сторнируются и пересчитываются.

Свидетель Б. – сотрудник ПАО «ТРК» в судебном заседании пояснил, что дважды выезжал по адресу: (адрес). Он составлял акт от 17.07.2018 и присутствовал при составлении акта от 31.07.2018 сотрудниками ПАО «Томскэнергосбыт». Показания прибора учета 31.07.2018 снимались сотрудниками ПАО «Томскэнергосбыт», за основу брались пять знаков на счетчике, причина объяснялась потребителю. Он присутствовал при замене старого прибора учета по адресу: (адрес) на новый прибор учета, новый счетчик был опломбирован при установке, составлен акт о замене прибора учета. Акт от 26.06.2019 составлен им, зафиксированы показания прибора учета - 88 102 кВт.

Таким образом, на основании совокупности представленных доказательств судом установлено, что в жилом помещении по адресу: (адрес) период до 26.06.2019 был установлен прибор учета тип СО-ИТ2, заводской № 020380, ГОСТ 6570-96, счетный механизм которого являлся пятизначным, однако потребителем сетевой организации длительный период времени (с 2013 года согласно карточке потребителя № 92717010) передавались четырехзначные показания прибора учета, оплата потребленной электроэнергии производилась исходя из указанных (четырехзначных) показаний прибора учета. После установки нового прибора учета тип СКАТ 101 М 1-5(60) ШР, заводской номер 20180502133 показания счетчика не передавались, оплата электроэнергии с даты установки данного прибора учета не производилась. После установленных ПАО «Томскэнергосбыт» нарушений передачи показаний прибора учета потребителем выявлена задолженность за потребленную электрическую энергию за период с 01.06.2018 по 31.07.2019.

Сведения о наличии задолженности были указаны ПАО «Томскэнергосбыт» в выставляемых ФИО2 квитанциях, при этом задолженность ответчиком до настоящего времени не погашена.

Согласно представленному истцом расчету сумма задолженности ФИО2 за потребленную электрическую энергию за период с 01.06.2018 по 31.07.2019 составила 183 699 рублей 10 копеек.

Расчет ПАО «Томскэнергосбыт» произведен в июне 2018 года - по тарифу (2,28 руб./кВтч), в июле 2018 года – по нормативу, в августе 2018 года – ноябре 2018 года – по тарифу (2,35 руб./кВтч), в декабре 2018 года – по среднемесячному расходу, в январе 2019 года - по тарифу (2,39 руб./кВтч), в феврале 2019 года – по среднемесячному расходу, в марте 2019 года – июне 2019 года - по тарифу (2,39 руб./кВтч), в июле 2019 года - по тарифу (2,45 руб./кВтч).

Данный расчет судом проверен, признан арифметически верным и соответствующим требованиям действующего законодательства. Доказательств, опровергающих указанный расчет задолженности, ответчиком в суд не представлено.

При изложенных обстоятельствах требования ПАО «Томскэнергосбыт к ФИО2 о взыскании задолженности за потребленную электрическую энергию за период с 01.06.2018 по 31.07.2019 в сумме 183 699 рублей 10 копеек подлежат удовлетворению.

Согласно ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в настоящей статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований.

Судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела (п. 1 ст. 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

При подаче иска ПАО «Томскэнергосбыт» уплачена государственная пошлина в сумме 4 873 рубля 98 копеек, что подтверждается платежным поручением от 25.07.2019 №8936 на сумму 4 066 рублей 76 копеек, платежным поручением от 27.08.2019 № 11705 на сумму 807 рублей 22 копейки.

Поскольку исковые требования ПАО «Томскэнергосбыт» удовлетворены в полном объеме, в соответствии с п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с ФИО2 в пользу ПАО «Томскэнергосбыт» подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в указанном размере.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд

решил:

исковое заявление публичного акционерного общества «Томская энергосбытовая компания» к ФИО2 о взыскании задолженности за потребленную электроэнергию удовлетворить.

Взыскать с ФИО2 в пользу публичного акционерного общества «Томская энергосбытовая компания» задолженность по оплате электроэнергии за период с 01.06.2018 по 31.07.2019 в размере 183 699 рублей 10 копеек, расходы по оплате государственной пошлины в размере 4 873 рубля 98 копеек.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Томский областной суд через Томский районный суд Томской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий /подпись/ М.О. Осмольская

Решение суда в окончательной форме принято 12.11.2019

Копия верна

УИД 70RS0005-01-2019-001836-93

Подлинный документ подшит в гражданском деле № 2-1369/2019

Судья М.О. Осмольская

Секретарь К.В. Гапонович